Мицубиси G3M представлял собой двухмоторный морской бомбардировщик-торпедоносец берегового базирования, разработанный в соответствии с требованиями 9-Си. Проектирование машины под фирменным обозначением Ка-15 велось под руководством С. Хондзё с 1934 г. При этом использовался опыт создания разведчика-бомбардировщика Ка-9 (G1M1), не пошедшего в серию.
Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Бомбоотсек не предусматривался — боевая нагрузка размещалась на внешней подвеске. Все оборонительное вооружение разместили в выдвижных башенках — двух верхних и одной нижней. Первый прототип Ка-15, оборудованный моторами жидкостного охлаждения «Хиро» тип 91 модель 1 (750 л.с), вышел на испытания в июле 1935 г. Испытания показали, что летно-технические характеристики самолета не только соответствуют мировому уровню, но и превосходят его. В течение последующего года «Мицубиси» построила ещё 20 прототипов, применявшихся для отработки различных силовых установок и иных конструктивных решений (в частности, остекленной носовой части — но в серию внедрили вариант с неостекленным носом фюзеляжа).
Поставки серийных машин начались в середине 1937 г. Общий объем производства G3M составил 1048 самолетов. В системе кодов союзников обозначался «Нелл».
Основные модификации самолёта Мицубиси G3M
G3M1 («морской 9-Си опытный, средний базовый самолет, торпедоносец-бомбардировщик») — прототипы и предсерийные машины. Изготовлено 4 самолета G3M1a («модель 1А») с двигателями «Хиро», 2 G3M1b («модель 1В») с моторами воздушного охлаждения «Кинсей», 15 G3M1c («модель 11С») с моторами «Кинсей» и остекленной носовой частью, а также 34 предсерийных G3M1b («модель 11В»). Часть предсерийных самолетов впоследствии переоборудованы в транспортные, первоначально обозначавшиеся G3M1d («модель 11D»), а затем — L3Y1.
G3M2 («базовый самолет, торпедоносец-бомбардировщик морской тип 96 модель 21») — 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Мицубиси» «Кинсей» 41 (1000 л.с.) или «Кинсей» 42. Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета (по 1 в двух верхних и нижней выдвижных башнях). Масса бомбовой нагрузки — 800 кг. Экипаж — 5 чел. До начала 1940 г. фирма «Мицубиси» изготовила 343 самолета. В их число вошли выпускавшиеся в 1939 г. субмодификации G3M2b («модель 21В») с двигателями «Кинсей» 45 (1070 л.с.) и G3M2c («модель 21С») с измененной схемой стрелкового вооружения (вместо верхних башен применены каплевидные боковые блистеры). 21 самолет переоборудован в учебные G3M2-K.
G3M2 («тип 96 модель 22») — двигатели «Кинсей» 45. Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета (по 1 в верхней выдвижной башне и боковых блистерах), 1 20-мм пушка (в верхней установке). Масса бомбовой нагрузки — 800 кг. Экипаж — 7 чел. Фирма «Мицубиси» выпустила до февраля 1941 г. 238 G3M2 («модель 22»), включая 37 фоторазведчиков G3M2 Каи. С апреля 1941 г. самолет выпускался также фирмой «Накадзима», в общей сложности построившей 412 G3M2 и G3M3.
G3M3 («тип 96 модель 23») — двигатели «Кинсей» 51 (1300 л.с). Увеличен запас топлива. Стрелковое вооружение соответствует «модели 22». Выпускался фирмой «Накадзима» с июня 1942 г. В 1944 г. 20 самолетов переоборудованы в противолодочные G3M3-Q, получив детекторы магнитных аномалий.
Технические характеристики самолетов Мицубиси G3M1 модель 11
- Двигатели: Мицубиси «Кинсей» 3
- мощность, л.с.: 910
- Размах крыла, м.: 25
- Длина самолета, м 16,45
- Высота самолета, м.: 3,69
- Площадь крыла, кв. м.: 75
- Масса, кг:
- пустого самолета: 4770
- взлетная: 7642
- максимальная взлетная: 9250
- Максимальная скорость, км/ч: 348
- Время набора высоты 3000 м, мин, с.: 9’47»
- Потолок, м.: 7480
- Максимальная дальность полета, км.: 3750
Боевое использование Мицубиси G3M
Самолеты G3M поступали на вооружение кокутаев берегового базирования авиации Императорского флота. К лету 1937 г. в составе кокутаев «Кисарадзу» и «Каноя» насчитывалось 38 G3M2. 14 августа 1937 г. 18 самолетов кокутая «Каноя» стартовав с Формозы, совершили первый боевой вылет, отбомбившись по аэродромам Китая. 15 августа состоялась операция, которую японская пропаганда разрекламировала как первый в истории трансокеанский воздушный налет. 20 самолетов G3M2 кокутая «Кисарадзу», взлетев с аэродрома Омура (о. Кюсю), нанесли удар по Нанкину — тогдашней столице Китая. В дальнейшем Китай оставался главным ТВД для флотских бомбардировщиков — к лету 1940 г. здесь действовало 4 кокутая, вооруженных G3M2 («Каноя», «Такао», 13-й и 15-й) — в общей сложности до 130 самолетов. В советских источниках японский бомбардировщик получил наименование СБ-96 — средний бомбардировщик. Но ближе к зиме большинство частей G3M2 из Китая отвели в метрополию для отдыха и переформирования. В 1941 г. над китайскими городами они появлялись все реже и реже. Бои в Китае можно считать кульминацией боевой карьеры G3M. Самолет, созданный для ударов по вражеским кораблям, совершенно неожиданно оказался неплохим стратегическим бомбардировщиком, нанося удары первоначально по аэродромам, а позже — и по практически беззащитным китайским городам.
По состоянию на 7 декабря 1941 г. флот располагал шестью боеготовыми кокутаями бомбардировщиков берегового базирования, 4 из них летали на G3M2: 1-й кокутай на Формозе, кокутаи «Михоро» и «Гензан» в Индокитае и «Титосе» на Маршалловых о-вах. Каждый из них располагал 36 G3M2. В метрополии пребывал проходящий реорганизацию кокутай «Кисарадзу» (более 30 G3M2). Кроме того, несколько десятков G3M2 и G3M2-K числилось в составе учебных частей. В общей сложности флот располагал примерно двумя сотнями G3M2. В войне на Тихом океане эти самолеты дебютировали налетом на о. Уэйк, нанесенным 7 декабря 1941 г. силами кокутая «Титосе». До 14 декабря этот остров ещё несколько раз подвергался налетам «Нелл». С первого дня войны над Филиппинами действовали самолеты 1-го кокутя. Главными целями здесь поначалу были аэродромы противника, а с середины декабря 1941 г. экипажи G3M2 переключились на работу по кораблям и судам.
Кокутаи «Михоро» и «Гензан» были выделены для участия в операции по захвату Малайи. В первый день войны 65 G3M2 из этих частей вылетели для удара по Сингапуру, но из-за плохой погоды до цели добрались только 17 машин. 10 декабря «Нелл» приняли самое активное участие в «охоте» за британскими линкорами «Принс оф Уэллс» и «Рипалс»: 9 G3M2 осуществляли разведку (один из них и обнаружил цели), а 59 самолетов (26 с торпедами и 33 с бомбами) входили в состав ударной группы. Наиболее успешными были действия 1-го хикотая «Гензана», добившихся двух торпедных попаданий в «Принс оф Уэллс». Линкор получил серьезнейшие повреждения, почти лишившись хода, из строя была выведена часть зениток. Корабль стал легкой мишенною, и был добит торпедоносцами G4M1.
После затопления линкоров самолеты G3M2 из кокутаев «Михоро» и «Гензан» продолжали оказывать поддержку операций против Голландской Ост-Индии и Сингапура. Во второй половине декабря 1941 г. главными их целями были объекты на Борнео, в январе активизировались налеты на Сингапур. Перед самым падением Сингапура G3M2 переключились на охоту по судам, пытавшимся эвакуировать гражданское население.
К началу февраля 1942 г. в Ост-Индии начали действовать 1-й кокутай и кокутай «Такао». 2 февраля 45 G3M2 из этих двух частей бомбили объекты на Яве. На следующий день 19 самолетов 1-го кокутая сумели сорвать атаку кораблей соединения ABDA на японское десантное соединение. Сфера применения G3M2 расширялась с нарастанием японской экспансии. В начале февраля 1942 г. в Рабаул прибыл вооруженный этими самолетами 4-й кокутай. Наиболее примечательным эпизодом в его карьере стало участие в битве в Коралловом море. «Нелл» никаких успехов при этом не добились, потеряв четыре самолета из 27, отправившихся на задание. Это ознаменовало определенный поворотный пункт в карьере бомбардировщика — самолет с шестилетней историей уже не отвечал современным требованиям. Тем не менее, количество частей на юге Тихого океана, вооруженных G3M2, увеличивалось. На Тимор из Японии перебросили кокутай «Кисарадзу», а в августе 1942 г. его передислоцировали в Рабаул. К октябрю сюда прибыли кокутаи «Титосе», «Гензан» и «Мисава», а наряду с G3M2 в их составе появились и новые G3M3. Бомбардировщики принимали участие в изматывающих боях на Гуадалканале, понеся существенные потери.
Постепенно G3M переводились на вспомогательные роли, но в 1944 г. с ухудшением военно-стратегического положения Японии они вновь появляются в боевых частях. На Филиппинах в ноябре 1944 г. сформировали 762-й кокутай как специализированную часть ночных торпедоносцев. В нем устаревшие G3M2 использовались, главным образом, в качестве тренировочных. Такие же самолеты получил 772-й кокутай, задачей которого стали самоубийственные атаки на американские корабли.
Активизация действий американских подлодок на морских коммуникация Японии обусловила принятие соответствующих мер, в том числе и создания специализированных противолодочных авиачастей. G3M2/M3 в таком качестве применялись с ноября 1943 г. Дислоцированные на Суматре, в Сингапуре, Сайгоне, Маниле, Такао, Татэяме, на Окинаве и базах на побережье Китая, самолеты прикрывали ключевую для Японии коммуникационную линию между Сингапуром и метрополией. Активизация действий американских подлодок на морских коммуникациях Японии обусловила принятие соответствующих мер, в том числе и создания специализированных противолодочных авиачастей. G3M2/M3 в таком качестве применялись с ноября 1943 г. Дислоцированные на Суматре, в Сингапуре, Сайгоне, Маниле, Такао, Татэяме, на Окинаве и базах на побережье Китая, самолеты прикрывали ключевую для Японии коммуникационную линию между Сингапуром и метрополией.
К середине 30-х гг. прошлого века японская авиапромышленность заслужила репутацию добросовестного и старательного «копировщика» проектов самолетов более развитых стран. Создание G3M наглядно показало, что период слепого воспроизведения чужих достижений близится к концу — новый самолет по некоторым параметрам даже превзошел мировой уровень. Концептуально G3M базировался на модной в то время идее скоростного бомбардировщика. При этом японские конструкторы не игнорировали и оборонительное вооружение, оказавшееся достаточно сильным и эффективным.
В отличие от большинства других скоростных бомбардировщиков, G3M отличался большой дальностью полета, крайне необходимой для действий над океанскими просторами. Правда, за это пришлось заплатить сокращением боевой нагрузки, не превышавшей аналогичный показатель одномоторных бомбардировщиков.
Оставьте свой отзыв