Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Йокосука E14Y Glen

самый массовый самолет для подводных лодок Йокосука E14Y Glen

Самый массовый самолет для подводных лодок Йокосука E14Y Glen

Начало реализации в 1937 г. новой обширной программы развития японского подводного флота, известной как «Оцу 3», обусловило необходимость создания нового разведывательного гидросамолета. Теперь самолет «подводного» базирования рассматривался не как экзотика, а как нормальное боевое средство крейсерских субмарин, превосходящее по тактико-техническим данным биплан Watanabe E9W1, но при этом — столь же компактное. Требования к новой машине определялись спецификацией 12-Си.

Несмотря на строгую секретность проекта, разработка велась на конкурсной основе — свои предложения представили фирма «Ватанабэ» и 1-й морской авиационно-технический арсенал в Йокосуке. Проект арсенала, разработанный под руководством М. Ямады, признали более перспективным.

Самолет, получивший обозначение E14Y, представлял собой моноплан смешанной конструкции (металлический набор фюзеляжа и смешанный с применением древесины — крыла) с низкорасположенным крылом и двумя поплавками. Самолет можно было «втиснуть» в водонепроницаемый ангар овального сечения высотой 1,4 м, шириной 2,4 м и длиной 8,5 м, который располагался на палубе перед боевой рубкой. При этом поплавки отстыковывались от крыла и фюзеляжа, крылья также отстыковывались и укладывались вдоль фюзеляжа, фиксируясь в таком положении струбцинами. Хвостовое оперение складывалось, стабилизатор с рулём высоты разворачивался вверх, а часть киля — вниз.

Испытания двух прототипов состоялись в начале 1939 г. (точная дата их начала неизвестна). Серийное производство осуществляла фирма «Ватанабэ», в 1941-1943 гг. изготовившая 126 самолетов (по другим данным, 136 — 10 предсерийных и 126 серийных). В системе кодов союзников гидросамолет Yokosuka E14Y обозначался «Глен».

Основная модификация поплавкового самолета

Йокосука E14Y1 («малый гидросамолет-разведчик морской тип 96 модель 1») — двигатель «Хитати» 12 (340 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,7-мм пулемет «тип 92» на верхней установке. Возможна подвеска 2 30-кг бомб (в перегруз — 2 75-кг). Экипаж — 2 человек.

Летно-техническая характеристики Yokosuka E14Y1

  • Двигатель: Хитати GK2 «Темпу» 12
  • мощность, л.с.: 340
  • Размах крыла, м.: 11,0
  • Длина самолета, м.: 8.54
  • Высота самолета, м.: 3,80
  • Площадь крыла, кв. м.: 19,0
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 1119
  • нормальная взлетная: 1450
  • максимальная взлетная: 1600
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 246
  • Крейсерская: 165
  • Скороподъемность, м/с: 5
  • Потолок, м.: 5420
  • Дальность полета, км.: 880

Старт гидросамолета Йокосука E14Y с катапульты японской подводной лодки

Старт гидросамолета Йокосука E14Y с катапульты японской подводной лодки.

Боевое использование гидропланов Йокосука E14Y в годы войны

Гидросамолеты E14Y1 поступали на вооружение крейсерских подводных лодок с 1941 г. В применении они оказались гораздо удобнее предшественников: с момента всплытия подводной лодки до старта E14Y1 с пневматической катапульты проходило 15 минут (натренированный расчет справлялся с этим даже за 6,5 минут), в то время как для Ватанабэ E9W1 аналогичный показатель составлял 45 минут.

Свой первый боевой вылет гидросамолёт EI4Y1 совершил на разведку базы Пёрл-Харбор 17 декабря 1941 г. (для фотографирования результатов атаки палубной авиации адмирала Нагумо, совершённого 7 декабря). Гидросамолёт стартовал с катапульты подводной лодки 1-7, но обратно не вернулся, пропав без вести. Следующий вылет E14Y1 состоялся 1 января 1942 г. в районе о. Оаху. На этот раз полёт завершился успешно, и машина вернулась на борт своей субмарины.

В начале 1942 г. в австралийских водах успешно действовала подводная лодка 1-25, на борту которой также находился E14Y1. 17 февраля 1942 г. он совершил разведывательный полёт над Сиднейской гаванью, а 26 февраля E14Y1 сфотографировал акваторию австралийского порта Мельбурн. 1 марта гидросамолёт с 1-25 совершил разведывательные полёты над Хобартом в Тасмании. 8 марта та же самая субмарина приблизилась к Веллингтону в Новой Зеландии, и четыре дня спустя E14Y1 совершил вылет на разведку и фотографирование Окленда. Интересно, что эта машина стала единственным вражеским самолетом, нарушившим воздушное пространство Новой Зеландии во время Второй мировой войны, и всего лишь вторым за всю историю этой страны (первым был гидроплан «Фридрихсхафен» FF.33 «Вольфхен» с немецкого вспомогательного крейсера «Вольф», действовавшего в тех водах во время Первой мировой войны). Возвращаясь назад в Японию, подводная лодка 1-25 выполнила разведку Сувы на Фиджи.

Поплавковые разборные гидросамолеты Йокосука в полете

Поплавковые разборные гидросамолеты Йокосука в полете.

В мае 1942 г. японцы попытались нанести удар по Сиднейскому порту. Для этого выделили пять субмарин, одна из которых (1-21) несла гидросамолет E14Y1, а другие — сверхмалые подводные лодки. 29 мая 1942 г. самолет с 1-21 совершил разведывательный полет, обнаружив потенциальные цели, но все вышедшие в атаку сверхмалые субмарины были уничтожены.

Подлодки 1-10 и 1-30 с самолетами E14Y1 действовали в Индийском океане. 2 мая 1942 г. самолет с 1-10 выполнил разведывательный полёт над Дурбаном, а несколько дней спустя — над Порт-Элизабет. Тем временем E14Y1 с борта 1-30 выполнил подобные полёты над портами Занзибара, Адена, Джибути, но ни один из портов не представил интереса для атаки. Вскоре обе субмарины совместно с третьей, на борту которой находились две сверхмалые подводные лодки, приблизились к Мадагаскару, где союзники высадились в заливе Диего-Суарес для освобождения острова от французских войск правительства Виши. 29 мая самолет с 1-10 провел разведки побережья Мадагаскара. На следующий день, используя результаты авиаразведки, к острову направились две сверхмалые подводные лодки для блокирования порта Туамасина. Подводные лодки японцев потопили танкер и серьёзно повредили английский линейный корабль «Рэмиллес».

В июне 1942 г. несколько субмарин с самолетами Йокосука E14Y1 обеспечивали операцию по высадке на Алеутских островах. А 9 и 29 сентября 1942 г. самолет с 1-25 (пилот Фудзита и наблюдатель Окуда) дважды бомбил территорию США — на лесные массивы в штате Орегон были сброшены зажигательные бомбы. Ожидалось, что их взрывы вызовут обширные лесные пожары, но ожидаемого эффекта не получилось — ввиду затяжных дождей ущерб от бомбардировок оказался минимальным. Это, впрочем, не помешало гидроплану с 1-25 войти в историю как единственному самолету, бомбившему континентальную территорию США.

6 июля 1943 г. подводная лодка 1-8 с самолётом E14Y1 на борту вышла из порта Пенанг (Суматра) и направилась к берегам Европы. 6 сентября она зашла во французский порт Брест. С борта лодки сгрузили курьерскую почту и некоторые другие грузы. В обратную дорогу японцы загрузили различные образцы новой боевой техники, включая ракеты и РЛС. С целью полного использования объёмов лодки гидросамолёт E14Y1 оставили на берегу, но немцы машину не использовали, и впоследствии она была уничтожена в результате бомбардировок авиации союзников.

Гидроплан Йокосука E14Y1 оказался наиболее массовым в истории авиации самолетом, базировавшимся на подводных лодках. Машина активно применялась в первый год войны на Тихом океане, причем не столько для непосредственного наведения подлодок на цели, сколько для разведки обстановки в отдаленных районах, лежащих за пределами радиуса базовой авиации. Однако с конца 1943 г., когда противники Японии начали активно использовать радары, применение для разведки гидросамолётов E14YI потеряло свою актуальность. Подводные лодки не могли себе позволить долго находиться на поверхности, рискуя быть обнаруженными.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image