Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Йокосука P1Y «Гинга» («Млечный путь»)

Двухмоторный морской бомбардировщик Йокосука P1Y "Млечный путь"

Двухмоторный морской бомбардировщик Йокосука P1Y "Млечный путь"

Двухмоторный скоростной бомбардировщик берегового базирования Йокосука P1Y «Гинга» разрабатывался с 1940 г. по спецификации 15-Си под фирменным обозначением Y-20. Проектирование возглавили Т. Мицузи и М. Ямана. Самолет представлял собой среднеплан очень чистых аэродинамических форм с однокилевым оперением и убирающимся шасси.

Первый из трех прототипов был облетан в августе 1943 г. На прототипах, как и на 9 предсерийных самолетах, устанавливались 18-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Накадзима» NK9C «Хомаре» 11 (1820 л.с). Оборонительное вооружение было слабым — 2 7,92-мм пулемета, а масса бомбовой нагрузки не превышала 1000 кг. На испытаниях самолеты показали высокую скорость и хорошую управляемость, но при этом страдали от постоянных поломок сложной гидравлической системы и неотработанных двигателей. Технические проблемы задержали принятие самолета на вооружение до октября 1944 г. К тому времени уже было выпущено 453 самолета. Производство осуществлялось фирмами «Накадзима» и «Каваниси», арсенал в Йокосуке построил только прототипы.

Общий объем производства составил 1098 самолетов, из них 1002 выпущено «Накадзимой» и 96 — «Каваниси»; встречается также утверждение, что общий объем выпуска составил 1002 машины, и в это количество входят самолеты, построенные обеими фирмами. В системе кодов союзников обозначался «Фрэнсис».

Основные модификации самолета Йокосука P1Y «Млечный путь»

  • P1Y1 («морской бомбардировщик «Гинга» модель 11») — двигатели «Хомаре» 11 (на машинах первых серий) или «Хомаре» 12 (1825 л.с). Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки в носовой и верхней установках. На самолетах P1Y1a («модель 11А») в верхней установке вместо 20-мм пушки монтировался 13,2-мм пулемет, а на P1Y1b («модель 11В») — 2 13,2-мм пулемета. Вариант P1Y1c («модель 11С») с заменой 13,2-мм пулеметом и носовой пушки серийно не строился. Масса бомбовой нагрузки — 1000 кг (2 500-кг бомбы в бомбоотсеке или 1 800-кг торпеда в полуутопленном положении). Экипаж — 3 чел. Выпускался фирмой «Накадзима».
  • P1Y2-S («морской ночной истребитель «Киокоо» [«Утренняя заря»] модель 26») — ночной истребительный вариант, строившийся фирмой «Каваниси». Двигатели — «Мицубиси» МК4Т-А «Касей» 25а (1850 л.с). Стрелковое вооружение — 2 20-мм и 1 30-мм пушки. Бомбоотсек сохранялся. Выпущено 96 самолетов, почти все переоборудованы в бомбардировщики P1Y2 («модель 16»).

Летно-технические характеристики самолета P1Y1a

  • Двигатели: Накадзима «Хомаре» 12
  • мощность, л.с.: 1825
  • Размах крыла, м.: 20,00
  • Длина самолета, м.: 15,00
  • Высота самолета, м.: 4,30
  • Площадь крыла, кв. м.: 55,00
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 7265
  • нормальная взлетная: 10 500
  • максимальная взлетная: 13 500
  • Скорость максимальная, км/ч: 547
  • Скороподъемность, м/с: 11,75
  • Потолок, м.: 9400
  • Дальность полета, км.: 5370

Боевое использование P1Y«Гинга» в годы Второй мировой

Фото истребителя-бомбардировщика Йокосука P1Y "Гинга" на аэродроме

Фото истребителя-бомбардировщика Йокосука P1Y "Гинга" на аэродроме

Несмотря на начало серийного выпуска и принятие на вооружение, внедрение «Гинга» в авиацию Императорского флота шло очень медленно. Дебютировав в июне 1944 г. в ходе сражения в Филиппинском море, самолеты этого типа в заметном количестве появились в строевых частях лишь весной 1945 г. За те полгода, что оставалось до капитуляции, они не особо успели себя проявить — к тому времени мощь японской авиации была существенно подорвана, а основной формой боевого применения постепенно становились налеты камикадзе. Самолетами P1Y1 комплектовались 701-й, 706-й, 752-й, 761-й и ряд других бомбардировочных кокутаев берегового базирования. Истребители P1Y2-S очень недолго эксплуатировались в 302-м кокутае, после чего также были переданы в бомбардировочные части. Большая дальность полета позволяла привлекать «Гинга» к ударам по отдаленным целям, однако значительных успехов добиться не удалось. Типичным примером является операция «Тен 2» — удар камикадзе по главной подвижной базе американского флота на атолле Улити. К ней привлекалось 24 самолета P1Y1, но до Улити добралось лишь два, и только один из них смог поразить корабль — авианосец «Рэндольф». Корабль получил лишь повреждения, и примерно месяц спустя вернулся в строй.

Сравнивая Йокосука P1Y «Гинга» с «одноклассниками» — например, американскими и немецкими средними бомбардировщиками — нельзя не отметить, что он уступает им в оборонительном вооружении и бомбовой нагрузке, а также в защищенности экипажа. При этом P1Y1 имеет сравнимые скоростные характеристики и гораздо большую дальность. Поставки «Гинга» в строевые части начались слишком поздно, и он не смог оказать существенного влияния на ход боевых действий Второй мировой войны.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image