Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиакатастрофа в школе военно-морской авиации им.Троцкого 16 сентября 1921 г.

Р.С.Ф.С.Р.

Военно-Морская Школа Авиации им.Л.Д.Троцкого

20 сентября 1921 г. № 5283 по части строевой

Гор.Самара

В Учебный Отдел Главвоздухфлота

Рапорт

Доношу до Вашего сведения, что 16 сентября 1921 г. в 11 часов 30 минут дня на самолете М-5 учлет тов.Чернавин[1] совершал полет по заданию Инструктора тов.Воронкова, причем по постижении требуемой высоты во время планирования, как видно из рапорта тов.Воронкова и копий протоколов с допроса команды баржей, стоявших в районе местности падения самолета при сем прилагаемых, тов. Чернавин выпал из самолета при следующих обстоятельствах: во время планирования взял крутой угол, затем резко подорвал на себя аппарат перевернул на спину, вследствие чего и вылетел из самолета. Труп покойного и по сие время не найден; самолет извлечен (поломан), корпус лодки остался цел. Аппарат упал в воду на спину, почему и осталась целой лодка. На запрос водолазов и костюмов в Рупвод, таковые отказаны.

К вышеизложенному подтверждаю, что самолет был вполне исправен, весьма удачно отрегулирован, к тому же учлет тов.Чернавин имел достаточную подготовку, причина падения – можно предположить – сочетание материка: песок, лес, луг, вода, по-видимому попал в воздушную яму. Деталей установить не удалось.

Начальник Школы Красморлет Свинарев

***

Копия.

Начальнику Военно-Морской Школы Авиации имени Троцкого

Врид. Зав. Пол. Частью

Ф.Воронков

Рапорт

Доношу, что 16 сентября утром во время учебных полетов в 11 часов 55 минут разбился ученик-летчик Иван Чернавин. Подробности гибели следующие: получив от инструктора задание с высоты 800 метров сделать планируя один виток правой спирали и далее рассчитывание точности посадки змейкой, учлет Чернавин вылетел в 11 часов 30 минут на аппарате М-5 № 41. Аппарат только что собран технической частью и мной принят 1 сентября 1921 года. В управлении легок и послушен. Болтало. Но учлет Чернавин летал уже и в большую болтовню и самостоятельно налетанного времени имеет 6 часов 18 мин. Начав планирование по правой спирали приблизительно с заданной высоты /насколько об этом можно судить с аэродрома/, аппарат вдруг лег на спину. Учлет Чернавин, так как перед полетом не привязался из аппарата выпал и упал в районе Нобелевских баков – чуть ниже их в воду у правого берега Волги. С ближайшей баржи «Юлиания Тверская», на которой было замечено это падение, помощи не было оказано за неимением шлюпки. Шедший поблизости баркас «Москит» падение учлета видел, но подойдя к месту катастрофы человека не нашел, решил спасать тонущий аппарат. Пытался даже, несмотря на слабость машины, буксировать его к аэродрому. Но так как из этих попыток ничего не вышло, оставил его у берега. В момент падения – тот час-же, на помощь отошел дежурный аэродромный катер «Краморлет». Тремя или пятью минутами позже /задержка была вследствие того, что надо было подать спуск к другому ангару и выводить аппарат на воду/ на самолете М-5 вылетел с дежурным фельдшером Я. Сделав посадку возле «Москита» и узнав место падения учлета, полетел туда. Но на указанном месте однако мне с фельдшером ничего найти не удалось. Напрасны в этом смысле были и попытки и успевшего прийти катера с мех. Егоровым и учлетом Пармичевым. Труп не найден. Аппарат упал горизонтально на верхние крылья вверх лодкой – несколько ниже падения учлета. Крылья поломались, лодка цела. Вечером того же дня она была прибуксирована к аэродрому и почти в целости /повреждена лишь немного верхняя фанера у заднего люка/ вытащена на аэродром.

Сохранение лодки в таком виде, в каком она была найдена при падении, приписываю осторожности, с какой вел ее командир парохода-буксира «Михаил Крюков», а так же тем ученикам, которые ее тащили с воды на спуск.

После падения мною, на опрос свидетелей, видевших падение , были направлены учлеты Безруков и механик Черкасов. Копии допросов при сем прилагаю.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Копия допроса Зав. Самара. Районом Нефтефлот тов.Питателева – 2-х эк. и 1 подлинник.

2. Копия допроса матроса баржи «Юлиания Тверская» тов. Сухова – 2-х эк. и 1 подлинник.

3. Копия допроса командира буксира «Анна» тов.Козырева– 2-х эк. и 1 подлинник.

17.09.1921 года. Самара. Ф.Воронков.

***

Копия

Допрос свидетеля по выяснению падения аэроплана М-5 № 41 с самостоятельно летающим учеником Иваном Чернавиным 1921 г. 16 сентября.

Матрос баржи «Юлиания Тверская» тов.Сухов показал:

Наблюдая за аэропланом летевшим очень высоко – не могу сказать на какой высоте – я услышал, что мотор перестал работать, так как все время он шумел. Я вижу что что аппарат вдруг перевернулся вверх дном и из него вылетел человек. Болтаясь в воздухе он летел прямо вниз – то вверх ногами, то вниз, и наконец упал в воду приблизительно метров [в] 150 от нашей баржи. Не имея на барже лодки, я не мог спасти его, хотя и было большое желание. Аппарат через некоторое время упал тоже в воду на спину. Больше сказать ничего не могу.

Матрос Сухов. 1921 года 16 сентября.

***

Копия

Допрос свидетеля по выяснению падения аэроплана М-5 № 41 с самостоятельно летающим учеником Иваном Чернавиным 1921 г. 16 сентября.

Заведующий Самарском Районом Нефтефлота тов.Питателев, шедший в момент падения аппарата снизу вверх по Волге /возле Самарки/ на баркасе «Москит» показал следующее:

Случайно посмотрев на летевший аппарат я увидел, что аэроплан падает и на некотором расстоянии от него в воздухе болтается человеческая фигура – несколько ниже аппарата. Видел также. Что в воду прежде упал человек и через несколько времени подойдя к воде как-0то боком, упал и аппарат. Я подошел к месту падения летчика, но его уже не было видно. Тогда «Москит» подошел к утопавшему аппарату и попробовал его спасти, взяв на буксир. Это оказалось невозможным, ввиду малосильности машины.

Заведующий Самарского района Нефтефлота Питателев

1921 года 16 сентября.

***

Копия

Допрос свидетеля по выяснению падения аэроплана М-5 № 41 с самостоятельно летающим учеником Иваном Чернавиным 1921 г. 16 сентября.

Командир буксира «Анна» тов.Козырев показал:

Наблюдая за летавшим аппаратом я увидел, что аппарат стал спускаться вниз с высоты приблизительно 1000 м. через некоторое время он перевернулся вниз лодкой, после чего человек, или нельзя было определить что именно, вылетело из аппарата. Мне показалось что это вылетела фуражка, но через несколько минут я определил что это летит человек, болтая в воздухе руками и ногами. Он упал около левого борта баржи, стоявшей на якоре, под названием «Юлиания Тверская». Брызги воды были видны очень высоко. Аппарат вскоре после этого тоже упал в воду как-то неправильно, несколько пониже падения человека /считая по течению/.

С тем и подписываюсь

Командир «Анны» Козырев

1921 г. 16 сентября

***

Источник: РГВА, Ф. 29, ОП. 11, Д. 163, Л. 337 с об., 338-340.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Иван Васильевич Чернавин, 1893 года рождения, из крестьян, по специальности слесарь, на службе с 1915 года. С 1919 г. член ВКП/б/.

    С 1 июня по 1 июля проходил обучение в 5-й группе инструктора Пушкова.

    На 1 сентября 1920 г. обучался полётам в 4-й группе инструктора Кочерыгина, отмечен как самостоятельно летающий.

    На 1 ноября 1920 г. проходил обучение в 5-й группе Королев на аппаратах М.9.4 (вместе с Василием Молоковым). []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image