Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиашкола Азеобайджанской ССР

А.С.С.Р.

НАЧАЛЬНИК АВИА ШКОЛЫ

23 июля 1920 г. № 271, г.Баку.

Начальнику Штаба Воздушного Флота XI-й Армии.

Рапорт.

Согласно Вашей телефонограммы за № 139 сообщаю, что

К формированию Авиа-Школы А.С.С.Р., приступлено согласно приказа по Воздушному Флоту 24-го мая с.г. и одновременно с этим начался прием инструкторов и учеников. С момента открытия Школы, главной заботой стал вопрос о приискании помещения. После долгих усилий таковое было найдено по Садовой ул. в д. № 4 возле Аэродрома с 6-ю комнатами, которые немедленно были отданы под классы и канцелярию. В этом направлении очередной задачей является реквизиция верхнего этажа дома № 3 для оборудования общежития учащихся и расширения числа классов.
Параллельно с этим была организована комиссия для выработки положения о Школе, программы курсовых предметов. Программы и положения были разработаны в недельный срок и утверждены Комиссаром Авиации без всяких изменений.

Согласно положения, Школа разделяется на три части:

1/ Теоретические курсы для учеников летчиков и наблюдателей и учеников мотористов,

2/ Сухопутное отделение полетной Школы и

3/ Морское отделение полетной Школы,

причем аэродром должен был находиться в Арменикенде[1]. Затем для помещений Авиа-Школы были приобретены классная и другая мебель и оборудованы две Аудитории. Особое внимание было уделено оборудованию моторного класса, который является основой будущего музея Авиации при Школе, для этой цели были собраны и приведены в порядок наличные части Авиационного имущества, имевшегося на Аэродроме бывшей Школы.

Таким образом, ввиду оборудования главнейших классов и наличия почти полного состава лекторов, 20-го Июня с.г. удалось начать учебные занятия на теоретических курсах Школы. Главной задачей Школы является, чтобы к концу текущего года имелся достаточный контингент теоретически подготовленных лиц для обучения летному искусству и для обслуживания самолетов, к каковому срока Школа должна иметь достаточный комплект сухопутных и морских самолетов.

Начиная с первого дня формирования и существования Школы, стали производиться спешные работы по приведению в исправное состояние самолетов, имевшихся на Аэродромах Школы: исправный «Нариман-Нариманов», ремонтируемый «Чингиз Ильдрым» и собирается М 5 № 3. При сухопутном отделении Школы имеются два самолета: «Моска» — только годна для рулежки и собирается «Марчет»[2], Фарсаль 30 был выведен совершенно из строя, вследствие аварии при посадке ученика летчика. В сухопутном отделении Школы оказалось возможным и необходимым для пополнения летного состава XI-й армии сорганизовать летную группу из пяти учеников для немедленного обучения полетам.

Таким образом, формирование вверенной мне Авиа-Школы идет должным темпом, но масса встречающихся препятствия тормозят сильно работу.

Главным препятствием является отсутствие утвержденного штата, который был выработан руководствуясь жизненными нуждами Авиа-Школы. Первый штат, объявленный в приказе по Штабу Аз. Кр. Армии за № 147, оказался мало пригодным для обслуживания Школы. Был выработан второй проект[3]штатов, который является крайне необходимым и утверждение такового дало бы возможность спешно закончить, организационную работу и приступить к продуктивной и планомерной работе. Отсутствие самого необходимого для авиа-работ: как-то самолетов, автомобилей и др. технических и учебных материалов ставят Школу в критическое положение. Ввиду невозможности выполнить все намеченные программы, что не дает возможности выпустить в кратчайший срок опытных и подготовленных теоретически и теоретически авиа-работников. Правильное функционирование Школы тормозится, ввиду отсутствия помещения, крайне необходимого для размещения всех классов и устройства общежития учеников; все просьбы и требования в соответствующие учреждения до сего времени остаются тщетными. Затем отсутствие перевозочных средств и значительная отдаленность от города Аэродрома Сухопутного Отделения также сильно тормозит работу, приходится затрачивать много времени, чтобы иметь связь Аэродрома с Школой и совершенно лишает возможности снабжать отделение горючими и смазочными материалами.

В настоящее время при Авиа-Школе состоит:

Постоянного состава:

Комсостава – 10 чел.

Сотрудников и служащих – 16 чел.

Переменного состава:

Учеников Летчиков – 35 чел.

Учеников Мотористов – 10 чел.

ВСЕГО: — 71 человек.

Самолетов морских: — 3 — /1 в ремонте, 1 собирается/.

Самолетов сухопутных – 2 — /1 собирается/.

За получением аппаратов для сухопутного отделения, в город Ростов 16 сего Июня отправлен авиа-механик, который должен там принять два аппарата Фарман-16. -/на основании предписания Начальника Вофлота XI/. В отделении было два аппарата: Моска и Фарман 30, но вследствие аварии 13 Июля аппарат Фарман вышел совершенно из строя.

В морском отделении три аппарата: М.9 — № 2 исправный, М.5 № 1 – текущий ремонт и М.5. № 3 капитальный ремонт /будет готов дней через 7-10/. Посланный морлет Шевцов [направленный] за получением аппаратов в г.Астрахань, ввиду выезда из Астрахани воздушной бригады В.К.В.Ф. проследовал в Нижний Новгород.

Вооружение:

Согласно положения о школах Авиации, на вооружение лиц командного состава и курсантов должно полагаться содержать револьверов – 12 штук и винтовок – 50 шт.

Пулеметов системы:

«Льюис» — 2

«Виккерс» — 1

«Кольт» — 1

«Максим» — 1.

В настоящее время Школа никакого вооружения не имеет.

Перевозочные средства:

По Штату для обслуживания двух отделений и Управления Школы полагается два легковых, один грузовой автомобиль и один мотоциклет с коляской. Неделю тому назад Школе удалось получить один легковой автомобиль, находящийся в ремонте на заводе Авто-гаража А.С.С.Р. Автомобиль выйдет из ремонта не ранее двух или трех недель, следовательно в настоящий момент в Школе перевозочных средств не имеется.

Катер:

Ввиду окончания капитального ремонта, быстроходный катер Школы будет спущен на воду дня через три.

Оборудование классов и других помещений:

Несмотря на ряд ходатайств и требований, Школа по прежнему продолжает ютиться в шести маленьких комнатах и нужда в помещениях для правильного размещения классов, технических кабинетах и устройство для учеников общежития – вопиющая.

Штаты:

Штаты до сего времени не утверждены и обслуживание Школы и вся организационная работа по скорейшему формированию протекает в ненормальных условиях.

Лекции, политическое дело:

Чтение лекций курса Школы[4] и практические работы с учениками идут вполне нормально, с достаточным уделением времени на политические беседы, чтение, лекции и вообще культурно-просветительское дело.

Работы на аэродроме: Работы на аэродромах по приведению самолетов в исправное состояние идут успешно.

Красвоенморлет КПавлов[5]

Военком Девяткин[6]

Адьютант Дмитриевский[7]

 

***

Источник: РГВА, Фонд 30 «Штаб начальника воздушного флота действующей Красной Армии 9 апреля 1920г. — 1 августа 1921 г. /Бывшее — Полевое управление авиации и воздухоплавания при штабе РВСР 22 сентября 1918 г. — 9 апреля 1920 г./», опись 3 «Авиационный отдел 22 сентября 1918 г. — 1 августа 1921 г.», дело 266 «Докладные записки начальников воздушного флота и авиашколы Азербайджанской ССР о реорганизации воздушного флота Республики, о формировании и комплектовании школы. Проекты штатов штабов воздушного флота и авиашкол АССР», 29.07- 20.10.1920 г.г., 12 листов, лист 8 с оборотом.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Бывший армянский квартал в Баку. []
  2. Морчет. []
  3. В оригинале – проэкт. []
  4. Школа функционировала и в 1924 году. Примечание автора. Источник: Очерк истории гидро-авиационной школы, РГВА: ©: «…после вторичного занятия Баку Красными войсками на месте старой гидрошколы снова образовалась, хотя и небольшая Гидрошкола Азербайджанской Красной Республики, которая существует и теперь». []
  5. Неразборчиво. []
  6. Неразборчиво. []
  7. Неразборчиво. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image