Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Биографическая справка об Александре Матвеевиче Кованько

Александр Матвеевич Кованько родился 4-го марта 1856 г. в Полтавской губернии. Образование получил: общее в Ларинской и 1-й С.Петербургской гимназиях, а военное в Николаевском Инженерном училище, которое окончил по 1-му разряду. 16-го апреля 1878 г. он был выпущен подпоручиком в 4-й Понтонный баталион, который в то время содержал мостовые переправы на Дунае. 26-го ноября того же года он был зачислен в офицерский класс Техническо-гальванического заведения, которое окончил по 1-му разряду в октябре месяце 1879 г. и 19 октября был прикомандирован к Гв. Саперному баталиону, в который затем 13-го декабря 1880 года переведен.

А.М.Кованько.[1]

Еще будучи юнкером Инженерного училища и в первые годы офицерской службы, он обнаружил большую склонность к изобретательности. Из изобретений за этот период достойны быть отмеченными: подводный минный раз”единитель и сигнализационный пожарный аппарат. Раз”единитель выключал из гальванической сети испорченную мину и автоматически телеграфировал на станцию – какая мина и на каком проводе выведена из заграждения. Демонстрирование прибора перед комиссией специалистов, в присутствии военного министра, сразу создало А.М.Кованько репутацию талантливого техника. За пожарный сигнализационный прибор, весьма оригинальный по идее и практичный для пользования он получил в 1883 году от Императорского Русского Технического Общества большую медаль. Когда, по инициативе военного министра генерала Ванновского была образована комиссия под председательством заведывающего гальванической частью генерала Борескова для всесторонней разработки вопросов по применению к военным целям воздухоплавания голубиной почты и сторожевых вышек. Кованько, как талантливый техник, 9-го ноября 1884 г. был назначен заведывающим, впервые сформированной в России, командой военных воздухоплавателей. К этому времени из Франции были доставлены первые аэростаты и Кованько пришлось обращаться с ними самому и одновременно обучать подчиненных ему офицеров и солдат. 6-го октября 1885 года Кованько совершил первый свободный полет вместе с подпоручиком Трофимовым и частным воздухоплавателем Рудольфи. В дальнейшем многократные свободные полеты, совершенные Кованько в качестве пилота, которых насчитывается до 80, не всегда безопасные и сопровождающиеся не раз авариями, доставили ему репутацию неустрашимого воздухоплавателя. В 1889 г. А.М.Кованько был командирован за-границу – во Францию, Бельгию и другие места для изучения воздухоплавательного дела в Европейских государствах. В 1890 г. 23-го июня Кованько был назначен командующим, вновь сформированным, Учебным Воздухоплавательным Парком, которым прокомандовал, с небольшим перерывом во время Русско-Японской компании 1904-1905 г.г., двадцать лет, после чего 4-го августа 1910 года получил назначение Начальника Офицерской Воздухоплавательной Школы, в которую был преобразован Учебный Воздухоплавательный парк. За период до 1910 г. А.М.Кованько много потрудился для подготовки у нас достаточного кадра офицеров воздухоплавателей, по разработке воздухоплавательной материальной части и по организации и снабжению воздухоплавательных частей. Русское военное воздухоплавание быстро стало на твердые ноги и в короткое время сделалось нисколько не хуже, чем в любом из Западно-Европейских государств. Многое из воздухоплавательной материальной части пришлось выработать вновь, многое заграничное переделать, приспособив к русским условиям и русской промышленности. Быстро разрешить все эти вопросы Кованько помогли его таланты техника и изобретателя, а также уменье найти достойных и опытных сотрудников. Русской системы универсальная паровая лебедка для под”ема привязных аэростатов, русский кислотный возимый газодобывательный аппарат крепостного типа, изменения, сделанные в подвеске привязных аэростатов, воздухоплавательный якорь системы А.М.Кованько и много других, имеющих существенное значение в воздухоплавательном деле, изобретений, которыя насчитываются десятками, все это создано или самим А.М.Кованько, или под его руководством и его указаниями. Многие изследования и предложения А.М.Кованько, как по воздухоплавательной, так и по общевоенной технике, изложены в [ря]де статей, появлявшихся в специальных органах печати, а также выходивших отдельными изданиями. За произведенныя А.М.Кованько изследования, в области высших слоев атмосферы теоретические и практические, при под”емах на большую высоту, а также за другие работы по метеорологии, Академия Наук, в заседании от 31-го марта 1839 г., удостоила его званием корреспондента Николаевской Главной Физической Обсерватории. 30-го июня 1894 г. А.М.Кованько был командирован в Кронштадт и Свеаборг для принятия участия в поисках погибшего броненосца «Русалка» и, воздушный шар, который дает возможность рассмотреть фарватер, по окраске воды и теням, судить о конфигурации дня и присутствия под водой каких либо предметов, оказал тогда посильную услугу. С 14-го июня по 7-ое сентября 1896 г. А.М.Кованько /с шаром/ принимал участие в промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, где он организовал воздухоплавательный отдел с производством привязных под”емов на аэростате. С 18-го марта по 10-е апреля 1898 г. Кованько был в командировке в г. Страсбурге, где участвовал в международном воздухоплавательном с”езде. В мае 1902 г., он был командирован в Берлин для участия в заседаниях воздухоплавательной комиссии международного метеорологического комитета. При открытии военных действий в Русско-Японскую войну 1904-1905 г.г., в Маньчжурию была направлена воздухоплавательная рота, снабженная материальной частью крепостного типа. Эта материальная часть, как и следовало ожидать, вскоре была признана крайне неудобной по громоздкости обозов, неизбежной при кислотном способе добывания водорода. А.М.Кованько энергично принялся за разработку технического способа добывания водорода при помощи алюминия и едкого натра и под его руководством Учебным Воздухоплавательным Парком были построены двуколочные и вьючные щелочные газодобывающие аппараты, которые давали возможность заменить прежний четырехколесный обоз кислотного газодобывательного аппарата. Эти аппараты с успехом были демонстрированы 19-го июня 190[?]г. в Петергофе перед о. Императором Николем II и высшими военными начальником, после которого был сформирован, для отправления на театр военных действий, Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный баталион двухротного состава, которого 15-го августа 1904 г. был назначен Полковник Кованько. Баталион этот быстро сформировался в Варшаве и в конце 1904 г. выступил на театр военных действий. В начале октябре баталион прибыл в Харбин, а с ноября 1904 г. начал принимать участие в боевых действиях. Впоследствии, по требованию командующих армиями, было сформировано еще два таких полевых воздухоплавательных баталиона по числу трех Маньчжурских армий.

По отзывам многих начальствующих лиц, воздухоплаватели принесли на войне не малую пользу, работая в боевой обстановке, нередко под огнем неприятеля. Наблюдения с привязных шаров во многих случаях углубляли и дополняли разведки охотничьих команд, как это свидетельствуют приказы по 2-й и 3-й маньчжурским армиям; фотографии с с”емки с аэростатов давали недурной ориентировочный материал; корректирование с аэростата стрельбы из орудий оказывало большую помощь артиллерии. За участие аэростата в разведках и боях под Сандепу в январе месяце 1905 г., Кованько был награжден мечами к ордену св. Владимира 3 степени; за Мукденские бои, где он командовал сводным полком, действующим в качестве пехоты, был награжден золотым /георгиевским/ оружием. По окончании войны, Кованько 30-го декабря 1905 г. был вновь назначен Командиром Учебного Воздухоплавательного Парка. 26-го апреля 1906 г. за отличную усердную службу и труды, понесенные во время во время военных действий, он был произведен в Генерал-Майоры.

Для воздухоплавания вскоре наступила новая эра: по воздуху стали летать дирижабли и аэропланы. Для ознакомления на местах со всем, что есть нового в области воздухоплавания, А.М.Кованько несколько раз ездил в за-граничные командировки: в октябре и ноябре месяцах 1909 г. он ездил в Франкфурт и Турин для изучения состояния воздухоплавания в Германии, Швейцарии, Италии, Бельгии и Англии. С 4-го августа 1910 г. Кованько состоял в должности Начальника Офицерской Воздухоплавательной Школы. Под его руководством был разработан и построен в мастерских Учебного Воздухоплавательного Парка первый опытный небольшой дирижабль «Учебный», который на практике дал хорошие результаты, послужившие основанием для работ с последующими более крупными дирижаблями. Им был сформирован, при Офицерской Воздухоплавательной Школе, Авиационный Отдел, который впоследствии выделился в самостоятельную Военно-Авиационную Школу.

Генерал А.М.Кованько даёт интервью на Коломяжском ипподроме. Санкт-Петербург, 1-я авианеделя.[2]

Под руководством Кованько офицерами было спроектировано и построено 5 аэропланов, из которых 3 дали на практике вполне удовлетворительные результаты. 14-го апреля 1913 г. А.М.Кованько был произведен в Генерал-Лейтенанты. Владея французским, немецким и английскими языками, Кованько, в течение всей своей службы поддерживал личные отношения с выдающимися деятелями в области воздухоплавания и авиации, вел с ними переписку, благодаря чему, что появлялось новаго в этих областях. Это же обстоятельство содействовало составлению богатой библиотеки из книг по воздухоплаванию и авиации, которая впоследствии была им уступлена Военной Авиационной Школе. Почти каждый воздухоплаватель, прежде чем приступить к какой нибудь задуманной им работе по воздухоплаванию или авиации, обыкновенно приходил к Александру Матвеевичу поделиться своими мыслями и уходил от него с полным удовлетворением, получив правильное освещение интересующего его вопроса и исчерпывающие сведения об имеющейся в этой области литературе. Заслуживает полнаго внимания, составленный им проект управляемого аэростата, который, к сожалению, не мог быть осуществлен вследствие того, что техническая промышленность в России весьма плохо развита.

Нельзя также не упомянуть, что постоянной заботой А.М.Кованько было достижение возможности избавиться от зависимости воздухоплавательной техники от за-границы и перейти к приборам и фабрикатам русского производства.

За все время службы А.М.Кованько был награжден всеми русскими Орденами до ордена св.Анны первой степени включительно, который получил 05.10.1916 г. за труды, вызванные обстоятельствами последней войны и удостоен иностранными орденами: французским Крестом Почетного Легиона в 1913 году, орденом Прусской Короны 2-й степени в 1904 году и французским орденом «Черной Звезды» в 1915 году.

А.М.Кованько с сыном Андреем.[3]

Источником справки послужила биография А.М.Кованько, составленная Н.Г.Баратовым[4] 18.06.1918 г. и подписанная начальником Воздухоплавательной школы Н.Утешевым.

Начальник Инспекторского отделения Главоздухфлота[5].

***

Источник: РГВА, Фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 4 «Организационно-строевая часть_Организационный отдел», дело 412 «Биографические справки о сотрудниках Главвоздухфлота и заявления пострадавших при авариях летчиков и их семей, о выдаче им пособий», 04.05.1920 — 29.07.1921 г.г., листы 15-16 с оборотами, 17.

 

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Снимок любезно предоставлен Председателем Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН, руководителем Комиссии воздухоплавания Русского географического общества Виталием Владиславовичем Лебедевым. []
  2. Снимок любезно предоставлен Председателем Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН, руководителем Комиссии воздухоплавания Русского географического общества Виталием Владиславовичем Лебедевым. []
  3. Снимок любезно предоставлен Председателем Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН, руководителем Комиссии воздухоплавания Русского географического общества Виталием Владиславовичем Лебедевым. []
  4. Неразборчиво. []
  5. Подпись неразбочива. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image