Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Дирижабль «Норвегия» в Сализи, 1926 год

Вставка в главу IX «Становление Аэронавигации» мемуаров Александра Васильевича Белякова «Ортодромия».

Источник изображения:

15 апреля 1926 г. дирижаблю «Норвегия» полярной экспедиции «Амундсен-Эльсворт-Нобиле» спустился близи деревни Сализи (недалеко от Гатчины), где сохранился огромный эллинг для дирижабля. Эллинг принадлежал высшей Воздухоплавательной школе. В нем имелась соответствующая техника для обслуживания и дальнейшей подготовки дирижабля. Рядом был стационарный завод для добычи водорода, в добавлении которого дирижабль нуждался.

25 апреля командир дирижабля – итальянский инженер-воздухоплаватель и строитель дирижабля, полковник Умберто Нобиле сделал подробный доклад об его устройстве и о плане полета для студентов и преподавателей Ленинградского Института инженеров путей сообщения. Я присутствовал.

Дирижабль «Норвегия» полужесткой конструкции имел длину 106 метров и объем 18,5 тысяч кубических метров, 3 мотора по 250 лошадиных сил, максимальная скорость 113 км/час, собственный (мертвый) вес приблизительно 13 тонн, полезная нагрузка до 7 тонн. Киль корабля пятигранная ферма из стальных труб. К ней была прикреплена гондола для экипажа, состоящего из 16 человек.

Мне представилась возможность не только осмотреть дирижабль, но и подробно изучить его аэронавигационное оборудование. Пояснения давал сотрудник школы воздухоплавания Атурин, который хорошо знал подготовку дирижабля к арктическому полету.

— Дирижабль «Норвегия», — рассказывал Атурин, — уже пролетел маршрут: Рим-Пульейм – 1165 км, Пульгейм-Осло – 1011 км, Осло-Гатчина – 1139 км. Здесь он проходит подготовку к дальнейшему маршруту: Гатчина-Вадзе – 1064 км, Вадзе-Шпицберген – 1008 км и наконец, к самому важному Шпицберген-Аляска – 3051 км.

— А какими средствами аэронавигации экипаж будет пользоваться в Арктике? – поинтересовался я.

— В первую очередь приборами для соблюдения курса, — сообщил Атурин. – Вот посмотрите «солнечный компас» фирмы Герц. Этот компас незаменим для районов, где плохо работают магнитные приборы и использовался Амундсеном в полете к Полюсу на самолете Дорнье-Валь в прошлом году.

Я подробно осмотрел прибор и его установку в передней части дирижабля. Затем я осмотрел визир для определения угла сноса корабля во время полета под действием ветра, а также визир для определения путевой скорости корабля измерением времени пролета базы, равной высоте полета.
Аэронавигационных приборов на дирижабле было более, чем достаточно. Только для измерения высоты полета имелось четыре альтиметра разных типов, в том числе один самопишущий. Измерение воздушной скорости производилось прибором с трубкой Вентури. Наклон дирижабля относительно продольной и поперечной оси фиксировался пузырьковым уклонометром большого размера. Новостью был прибор замера скорости набора высоты и снижения – вариометр.

Из передней части кабины удобно наблюдался солнечный компас, однако, он действовал только при небольших высотах солнца +10 ͦ + 15 ͦ и при отсутствии сплошных облаков выше дирижабля. Этот важнейший прибор предназначался для вождения летательного аппарата вдоль избранного меридиана. Для полета от Шпицбергена на Аляску таковыми могли быть меридианы 25 ͦ Восточной и 155 ͦ Западной долготы.

В задней половине кабины были расположены еще три магнитных компаса, один из них сухой (т.е. без жидкости) компас большого размера. Один из жидкостных компасов имел устройство апериодичности колебаний магнитной системы. На стене кабины красовались крупного размера таблицы девиации всех компасов. Таблицы указывали ошибки их показаний от действия металлических конструкций дирижабля.

— А что здесь в этой огороженной будке? – спросил я у Атурина.

— Тут важная аппаратура для полета – приемно-передающая радиостанция.

После осмотра и изучения дирижабля Атурин подарил мне несколько фотоснимков, сделанной Школой в эллинге. На одном из них Атурин и Нобиле у входа в кабину, другие дают общий вид дирижабля и вид внутри кабины.

Поездка в Сализи дала много нового материала из области аэронавигации того времени.

***

Источник: ЦГАМО, фонд 366 «Беляков Александр Васильевич», опись 1, дело 220.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image