Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Доклад помощника начальника 7-го отделения Управления ВВФ о выводах комиссии по обследованию школы авиации военного времени Московского общества воздухоплавания

Р.С.Ф.Р.

М.В.

Доклад

По Управлению Военного Воздушного Флота

Помощник Начальника 7-го Отделения

Летч.[ик]-Набл.[юдатель] А.Костоусев

«24» июля 1918 г.

Петроград

Ознакомившись с материалами, добытыми комиссией т. Бычкова, и намечаемыми этой комиссией мерами к упорядочению школьного дела, я полагаю:

Современное катастрофическое положение всего военно-авиационного дела требует особенного бережного отношения к Московской авиашколе, единственной работоспособной и сохраняющей дееспособность.

Действительно, комплектование авиаотрядов /правда, в очень незначительной мере/ производится сейчас исключительно этой школой.

В целях экономии народных средств, уже затраченных на обучение учеников школы, отчисление учеников надо производить с особой тщательностью, удаляя только действительно неспособных и нежелающих работать /грубо выражаясь «ловчащих»/. К этому элементу пощады быть не должно.

Что же касается отчисления ряда учеников по политическим мотивам, то я позволю себе сказать следующее: здесь нужна еще большая осторожность. Из списка учеников, оставление коих комиссией признается нежелательным, большую часть представляют бывшие офицеры. Причина, указанная в списках – «политические представители против», недостаточно обоснована, почему именно «против»: потому ли, что бывшие офицеры, или по др. соображениям. Люди, поступившие в авиашколу, состоящую в ведении Г.У.Р.-К.К.В.Ф., знали, что могут быть выпущены лишь в отряды Кр[асного] В[оздушного] Флота; они знали, где должны служить. Они от этой службы не отказываются. Новые летчики нам нужны, школа их готовит не для чуждых кр.[асной] армии отрядов, а для своих отрядов.

Если их политические убеждения несколько разнятся от таковых убеждений членов комиссии, то это еще, по-моему, недостаточно для отчисления их из школы. Народный Комиссар по военным делам т. Троцкий в своей статье «Офицерский вопрос» /Изв. Ц.И.К. от 23 Июля 1918 г. № 154 /418//…смотрит на офицеров несколько иначе. Требовать от офицеров обязательности известных убеждений нельзя.

Тов. Троцкий пишет: «Очень важную, хотя, к сожалению, пока еще не многочисленную группу составляют те офицеры, которые в большей или меньшей степени п о н я л и смысл революции и дух новой эпохи. Эти офицеры работают сейчас не покладая рук, над созданием боевой мощи Советской Республики. Требовать от них, чтобы они перекрашивались в большевиков, нельзя. Их нужно ценить и поддерживать.»

Что должно требовать от оканчивающих военную авиашколу? Прежде всего, чтобы они, поступая на службу в тот или иной авиотряд, сумели бы на практике, в деле приложить полученные ими в школе познания, чтобы они честно служили задаче поднять и возродить нашу авиацию. Любя авиацию, они будут служить ей, независимо от своих политических взглядов. Таких работников надо ценить. Среди отчисляемых есть ученики, обладающие боевым цензом наблюдателя, давно служащие в авиачастях. Отчислять таких учеников только за их политические взгляды было бы неправильно. Другое дело, если они открыто заявляют о нежелании служить в рядах кр.[асной] армии. Сейчас нужны знающие и любящие свое дело работники. Надо внимательней относиться к поводам отчисления.

Касаясь вопроса отчисления по техническим соображениям, считаю долгом доложить, что принимая во внимание потребность в летчиках, можно было бы разрешить этот вопрос несколько иначе:

В Казани, в качестве отдела Московской авиашколы приступает к работе 1-я Народная социалистическая авиашкола. Как я уже сказал, в качестве отдела Московской школы, Начальнику которой представлено право производить необходимые для пользы дела перемещения учеников и инструкторов из Москвы в Казань и обратно /справка: Сношение Главоздухфлота с/г. № 91012 от 4-го июля/. Было бы правильнее не отчислять учеников из-за отсутствия бензина и пр., а предоставить Начальнику школы разгрузить школу путем передачи части учеников в Казань. Эта мера дала бы возможность продуктивно использовать время и средства, затраченные на обучение учеников.

То же надо сказать и о переучивающихся: в Алатыре уже приступил к обучению /12-VII с/г./ бывший Одесский отдел Гатчинской школы; отдел этот, как известно, предположено развернуть в школу летчиков-истребителей.

Всех переучивающихся и тренирующихся на быстроходных самолетах. Вместе с аппаратами и инструкторами, следовало бы теперь же перевести в Алатырь.

Тогда отпадает вопрос образовании в Московской школе отдела высшего пилотажа, тем более что Московская школа в ближайшем будущем намечена к реорганизации в школу летчиков-разведчиков /штат школы уже внесен на рассмотрение/ и обучения на быстроходных вести не будет. Это же даст возможность разгрузить Московскую школу и позволит интенсивнее повести первоначальное обучение и скорее его закончить до преобразования школы.

Снабжение школы горючим и пр. до сего времени плохо налаживалось, и это, конечно, не могло не отразиться на работе школы. Сплошь и рядом наряды на бензин школы не выполняются или выполняются частично. Этот вопрос необходимо упорядочить.

Теоретическая подготовка несомненно слаба, но с этим волей-неволей приходится мириться, при «универсальности» школы. Желательно, если позволит время и средства, хоть немного улучшить это дело при очередном выпуске /до преобразования/. В будущем, Теория будет выделена в особую Теоретическую школу /штаты уже внесены на рассмотрение/. Пока надо улучшать преподавание теоретических наук; что касается курса «политической грамотности» в курс школы, то эту меру надо приветствовать и ввести теперь же; беседы на политические темы надо вести в будущем, даже при создании особой теоретической школы отдельно.

С заключением о необходимости уравнивания учеников в получаемом содержании нельзя не согласиться, это безусловно необходимо. Но самый оклад необходимо повысить до такой степени, чтобы на него можно было бы существовать не впроголодь. Ученику-летчику надо быть сытым, тогда он будет более способен к восприятию знаний и более вынослив.

Ал.Костоусев

***

Источник: РГВА, Ф. 29, ОП. 4, Д. 70, Л. 103-104 с об.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image