Донесения об авиационных происшествиях и летчиках, героически предотвративших авиакатастрофы, материалы на награждения старейших авиаторах Красного Воздушного Флота, подготовленные в преддверии награждения личного состава Военных Воздушных Сил СССР в 1936 году.
***
Совершенно Секретно[1]
Народному комиссару Обороны СССР
Маршалу Советского Союза тов.Ворошилову
92-й мото-механизированный авиационный отряд и отдельный авиационный корпус связи XI мотомеханизированного корпуса 20 марта 1936 года проводили совместное авиационное учение с перебазированием на другой аэродром.
При подходе лётной группы к полевому аэродрому в районе Бырка-Осиновая /по Манчжурской ветке Забайкальской железной дороги), вр. командира звена 92 мото-механизированного авиационного отряда – тов.Илларионов С.В. заметил, что у одного из ведомых им самолетов Р-5, имеющего на борту экипаж в составе пилота Лагунова П.К. и младшего летчика наблюдателя – лейтенанта Клыпина Г.Г. – находится в ненормальном положении одна из лыж, стоявшая под очень большим углом вниз от горизонтальной линии полета самолета.
Вр. Командира звена – т.Илларионов передал пилоту Лагунову по радио о неисправности лыжи и приказал ему возвращаться на свой постоянный аэродром для посадки.
По прибытии в район своего аэродрома лейтенант Клыпин, по предложению пилота Лагунова, осмотрел, насколько было возможно из кабины летнаба, положение лыжи и убедившись в том, что самолет сажать опасно, — принял решение: — «набрать высоту 2.000 м, убрав газ перейти на планирование; летчику наблюдателю в этот момент вылезть на плоскость и попытаться исправить положение лыжи».
Выполняя принятое решение, лейтенант Клыпин на высоте 2.500 м вылез на плоскость, обследовал положение лыжи, затем, обратно перелез в свою кабину, взял кошку и снова вылез на плоскость самолета. Держась за расчалки плоскости т.Клыпин захватил кошкой, поддерживающий лыжу трос, подтянув лыжу до горизонтального положения и оставался на плоскости до конца посадки, вполне благополучно произведенной пилотом Лагуновым.
Усматривая в изложенных выше действиях:
а/ умелое и внимательное управление в воздухе своим звеном со стороны вр.командира звена т.Илларионова С.В. и
б/ исключительную выдержку, обдуманное принятие решения и самоотверженность, проявленную экипажем самолета, — ходатайствую о награждении орденом «Знак Почета»:
1. Вр. Командира звена 92 мото-механизированного отдельного авиационного отряда – т.Илларионова Сергея Васильевича.[2]
2. Военного пилота Отдельного авиационного отряда связи XI мотомеханизированного корпуса – т.Лагунова Петра Карповича.[3]
3. Младшего Летчика-наблюдателя 92 Мото-механизированного авиационного отряда – лейтенанта т.Клыпина Гавриила Георгиевича.[4]
Командующий войсками Забайкальского военного округа
Комкор Грязнов.
***
Секретно.
Народному Комиссару Обороны Союза ССР
При производстве испытания самолета СБ-2М100 – 3 марта 1935 г., благодаря исключительному самообладанию и находчивости экипажа, состоящего из: летчика-испытателя т.Миндера, летнаба – т.Бряндинского и инженера т.Нольде, удалось избежать катастрофы.
На высоте менее 100 м на полном газе, при скорости около 340 км/час крылья самолета начали сильно вибрировать, и ручка управления с большой силой билась из стороны в сторону до бортов кабины.
Летчик Миндер плавно и осторожно, убирая газ, сумел погасить постепенно скорость и прекратить вибрацию, затем перелетел на поврежденной машине и сел на Центральном Аэродроме, так как ввиду глубокого снега, посадка на аэродроме НИИ была невозможна.
При осмотре самолета после посадки оказалось, что обшивка крыльев самолета и фюзеляжа сильно деформированы и частично разрушены.
Инженер Нольде принял своевременные меры к выпуску шасси при посадке.
Спасение самолета дало возможность изучить причины, вызвавшие вибрацию и сохранить жизнь экипажу.
Отмечая героизм экипажа и особенно летчика т.Миндера, ходатайствую о награждении:
Орденом Красной Звезды – летчика-испытателя т.Миндера Константина Павловича;
Почетными грамотами ЦИК СССР:
Летнаба-испытателя Бряндинского Александра Матвеевича;
Б. инженера НИИ по вольному найму т.Нольде Бориса Владимировича.
Начальник Управления Воздушных Сил РККА Алкснис[5]
02.10.1935 г.[6]
***
Совершенно секретно.
Начальнику Политуправления МВО – Армейскому Комиссару 2 ранга тов.Векличеву
Пом. Начальника ВВС РККА – Корпусному Комиссару тов.Березкину
Нач. ОРПО Политуправления РККА.
Доношу, что 9 мая с.г. в 17.00 у командира звена 118 авиаэскадрильи тов.Кошевого на самолете И-15 с мотором «Райт-циклон» № 22305 при выполнении задания командира бригады /на сборе командиров/ на высоте 4000 метров при производстве фигуры – глубокий вираж, произошел обрыв консольной части лопастей винта и, как следствие, от вибраций разрушилась моторная рама. Мотор повис на нижних узлах крепления, скользя почти к самому шасси.
Тов.Кошевой решил проверить крепко-ли держится мотор, произвел несколько эволюций – пикирование и вырыв, а также проверил управление. После этого летчик Кошевой решил не оставлять самолета, а произвести посадку на аэродром. Благодаря исключительной выдержке и находчивости посадка была произведена очень грамотно и точно у «Т», без дальнейшей поломке самолета и мотора.
По предварительным предположениям, обрыв консольной части лопасти винта произошел от недоброкачественности металла на данном винте, который будет направлен на исследование.
Командир звена – лейтенант тов.Кошевой, в РККА с 1932 г., рабочий, член ВКП(б). Летает с 1932 года без аварий и поломок. Налета имеет 320 часов, 1200 посадок, дисциплинированный, отважный командир. Первый стахановец части.
Вывод: т.Кошевой проявил крепкую выдержку, хладнокровен в сложной обстановке и грамотно справился с трудной посадкой самолета, рискуя жизнью спас материальную часть.
За проявленную храбрость, выдержку т.Кошевой отмечается специальным приказом по бригаде.
Прошу отметить приказом по Округу с премированием т.Кошевого, а также возбудить ходатайство перед ВВС РККА.
Начальник Политотдела,
Бригадный Комиссар П.Котов
10 мая 1936 г.
***
Гичкин Василий Яковлевич
Инструктор-летчик военной школы морских летчиков и летчиков-наблюдателей им. И.В.Сталина
1912 года рождения, из рабочих. Член ВЛКСМ с 1928 г. В РККА с 1928 г. Окончил Школу переподготовки и командиров запаса в 1930 году и Школу Военных Пилотов в 1932 г. Инструктором-пилотом с 1932 г. Имеет награду – грамоту ЦИК Союза ССР в 1934 г.
Хороший методист, умело передает свои знания подчиненным. Имеет отличную технику пилотирования. К подчиненным требователен. Настойчив и трудолюбив. За первенство в работе и в учебе премирован, а экипаж получил переходящий приз ВЛКСМ. За отличную боевую, политическую и техническую подготовку летной группы – награжден грамотой ЦИК Союза ССР в 1934 г.
***
Черный Григорий Семенович
Начальник политотдела военной школы морских летчиков и летчиков наблюдателей им. И.В.Сталина
1901 года рождения. Из рабочих. Член ВКП/б/ с 1920 г. В РККА с 1920 г. Красногвардеец. Активный участник Гражданской войны против Петлюры, против Врангеля и против банд Донской области. В РККА занимал должности: Военного следователя ВТ СКВО, член коллегии ВТ. Начальник орг-инструкторской части Подива, Начальник Оргчасти Подива, Политрук Батальона, Старшего инструктора Политуправления СКВО, Начальника Политуправления СКВО, Помполита школы Морских летчиков, Начполитотдела с 1933 г.
Много работает, активно и напористо. Провел большую организационную работу при переброске и переоформлении школы. Дисциплинирован, требователен к подчиненным. Партийно устойчив. Хороший организатор. Школа растет и становится крупным войсковым организмом.
***
Бажанов Николай Николаевич
Начальник и комиссар военной школы морских летчиков и летчиков наблюдателей им. И.В.Сталина
1899 года рождения. Из служащих. Член ВКП/б/ с 1918 г. В РККА с 1919 г. Образование незаконченное высшее. В РККА занимал должности: Военного Комиссара Полка, Военного Комиссара Бригады, Начальника Подива Кавдивизии, Начальника Партшколы, Военного Комиссара школы, Начальника и Военного Комиссара школы с 1930 г. Активный участник боевых фронтов против Деникина, Врангеля и Махно. Четыре раза ранен и два раза контужен.
Имеет хорошую общую и летно-техническую подготовку. Твердого характера. К подчиненным требователен. Провел большую работу по развертыванию школы, уделив много энергии на ее организацию. Успешно проводит руководство по подготовке летных кадров ВВС РККА.
***
Ратауш Роберт Кришевич
Начальник 3 военной школы летчиков и летчиков наблюдателей им. К.Е.Ворошилова
1894 года рождения. Из рабочих. Член ВКП/б/ с 1919 года. В РККА с 1918 г. Окончил: школу летчиков в 1919 г. и Курсы Усовершенствования при школе Летчиков Наблюдателей в 1926 г. Активный участник Гражданской войны против Деникина при подавлении Гражданского восстания, на Польском фронте. Имеет ряд благодарностей и ценных подарков. Награжден орденом «Красного Знамени» в 1920 году. В РККА занимал должности летчика и командира отряда, инструктора-летчика, начальника учебного отдела и помощника начальника школы, начальника 1-й Военной школы пилотов и начальника 3-й Военной школы летчиков с 1932 г.
Настойчивый, упорный и твердый командир. С большой инициативой в вопросах подготовки и воспитании летных кадров. Имеет большой методический опыт в школьной летной работе. Хорошо знает производственное дело и добился в этом деле хороших достижений. Качество подготовки учеников летчиков вполне удовлетворительное. Добился значительного снижения аварийности в школе.
***
Иванов Василий Иванович
Начальник и военный комиссар 1-й военной школы пилотов им. тов. Мясникова
1894 года рождения. Член ВКП/б/ с 1918 г. В РККА с 1919 г. Окончил: в 1915 г. Ускоренный курс Тифлисского Военного Училища, в 1929 г. Курсы Усовершенствования при Военной Академии. Активный участник Октябрьской Революции. Службу в РККА начал на командных должностях на Пехотных курсах. В 1920 г. Начальник и комиссар курсов командного состава РККА. С 1921 г. комиссар Тамбовской пехотной школы. В составе школы принимал активное участие в борьбе с бандитизмом в Тамбовской губернии. Военный комиссар Московской инженерной школы и высшей авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания. С 1929 г. начальник и комиссар 1-й военной школы пилотов.
Спокойный, умный, дисциплинированный командир. С большой энергией и инициативой. Под его руководством школа вышла на одно из первых мест по безаварийности. Качество подготовки летных курсантов – отличное. Пользуется большим авторитетом. Волевой командир и твердый руководитель школы.
***
Астахов Федор Алексеевич
Помощник Командующего войсками Приволжского военного округа по авиации
[7]
1892 года рождения. Из рабочих. Член ВКП/б/ с 1931 г. В РККА с 1918 г. Окончил: в 1915 г. Севастопольскую авиационную школу, в 1923 г. высшие военно-академические курсы. Участник Гражданской войны: начальник авиации 5 Армии, командир 1-й Сибирской авиагруппы и начальник Воздушных Сил Сибири в боевых операциях против банд Унгерна. Начальник Военно-Воздушных сил Кавказской Краснознаменной армии. С 1924 года начальник высшей авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания. С 1930 года командир 255 авиационной бригады, с 1933 года Помкомвойск по авиации ПРИВО.
За боевую работу и успехи в боевой подготовке и безаварийность имеет ряд наград и ценных подарков.
Тов. Астахов один из старейших авиационных командиров. За время командования строевыми частями достиг больших результатов по боевой подготовке, а также в борьбе за безаварийность частей. Как руководитель одной из крупнейших авиационных школ достиг крупных успехов в подготовке летных кадров. Серьезный, твердый командир, пользующийся большим авторитетом.
***
Русаков Виктор Антонович
Командир звена 24 истребительной авиационной эскадрильи
1906 года рождения. Из рабочих Член ВКП/б/ с 1925 года. В РКА с 1926 г. Окончил: военную школу авиационных техников в 1928 году и сдал испытания при 1-й военной школе пилотов на военного летчика в 1934 году. В РККА занимал должности младшего и старшего авиационного техника, младшего инженера тяжело-бомбардировочной эскадрильи.
По сдаче экстерном на военного летчика – командир звена эскадрильи с 1934 г.
Как младший инженер – отлично знает материальную часть и имеет большой практический опыт.
Как летчик имеет отличную технику пилотирования.
По личным качествам – решительный и энергичный командир.
Награжден орденом «Красная Звезда» за подвиг в воздухе в 1931 году по предотвращению аварий в ночном полете.
***
Каманин Николай Петрович
Командир Неотдельного отряда 28 авиационной эскадрильи
1908 года рождения. Сын кустаря сапожника. Член ВКП/б/ с 1932 г. В РККА с 1927 г. Окончил 2 военную школу летчиков в 1929 году.
Младший летчик 2 года. Старший летчик 7 месяцев. Командир звена 13 месяцев. Командир Неотдельного отряда с 1933 года.
По аттестации как командир Неотдельного отряда – несмотря на свою молодость сумел завоевать авторитет и умело руководил работой отряда. Отряд по своей сплоченности в строях и ночных полетах стоит на первом месте. Дисциплинирован, смел и находчив. Отряд закончил учебный год без аварий. Активно участвует в общественно-политической жизни части.
За спасение челюскинцев постановлением ЦИК СССР т.Каманину присвоено звание «Героя Советского Союза» и награждение орденом Ленина.
***
Форшатов Дильман Белялович
Инструктор-летчик 3-й военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей
1907 года рождения, крестьянин-колхозник. Член ВКП/б/ с 1930 г. В РККА с 1929 г. Окончил военно-теоретическую школу в 1930 г., 3-ю военную школу летчиков в 1931 г.
Отличный летчик, имеет общий налет – 650 часов, 5000 посадок и без единой аварии и поломки. Летает ночью, закончил курс слепых полетов. Отчислений в группе курсантов не имеет. В высшей степени дисциплинированный и исполнительный командир. Является одним из лучших методистов. Своим опытом делится и много работает над своим усовершенствованием. Хорошо руководит социалистическим соревнованием своей группы.
***
Шимбалов Гавриил Прокофьевич
Летчик-наблюдатель 121 авиационной эскадрильи 105 авиационной бригады
1902 года рождения, член ВКП/б/ с 1927 года, рабочий, в РККА с 1924 г. Окончил: пехотную школу в 1929 г. Сдал экстерном на летнаба в 1931 г.
Будучи штурманом-летчиком-наблюдателем показывал образцы в учебно-боевой подготовке с оценкой «отлично». Имеет хорошие навыки в торпедометании. Упорно работает над собой. Дисциплинирован. Политически развит.
***
Проскуров Иван Иосифович
Командир корабля 90 тяжело-бомбардировочной авиационной эскадрильи 23 авиационной бригады
1907 года рождения. Член ВКП/б/ с 1927 го. В РККА с 1921 г. Окончил 7-ю военную школу летчиков в 1933 году.
Лучший командир корабля. За короткое время пребывания его в части, Кораблю, которым он командует стал передовым. Является образцом дисциплинированности. Хорошо овладел техникой пилотирования.
***
Источник:
РГВА, фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 47 «Отдел кадров ВВС_Отдел командного и начальствующего состава ВВС_Управление кадров ВВС», дело 376 «Материал (доклады на имя т. Сталина и т. Ворошилова, наградные листы, донесения, списки) по награждениям личного состава ВВС», 01.01- 31.12.1936 г., 300 листов, листы: 30, 34, 37, 42, 43, 55, 61, 62, 63, 64, 65, 129, 177, 189, 190.
- Правописание документа приводится в соответствии с нормами современного русского языка, с сохранением стилистики оригинала [↩]
- Рукописная резолюция: «Отклонить». [↩]
- Рукописная резолюция: «Сог». [↩]
- Рукописная резолюция: «Сог». [↩]
- Подлинная подпись. [↩]
- Проектом приказа Народного Комиссара Обороны СССР Ворошилова «О награждении экипажа опытного самолета «СБ-2М100» за предотвращение катастрофы», всех трех членов экипажа должны были наградить именными золотыми часами. [↩]
- Ф.А.Астахов, начальник Серпуховской школы воздушного боя и бомбометания. [↩]
Оставьте свой отзыв