Описание полета. Уч.-летч.[1] Ганулича
28 июля 1920 года начальник Школы т.Королев предложил мне лететь на экзамен. С вечера получив от своего инструктора П.С.Сорокина необходимые инструкции, я наблюдал погоду. Зарево заходящего солнца и полоски тучек указывали, что на утро будет ветерок. И действительно, в полночь гладкая поверхность Волги покрылась полосками ряби. Мотор был готов: 6 пудов бензину и полный запас масла. В лодке я прикрепился поясом, «контакт» и на скорости 85 клмтр. в 6 ч. 19 м. 29 июля оторвался от воды. До 700 мтр. шел прямо против ветра, уверенно набирая высоту на скорости 95-92 клмтр. Дальше неприятная встреча с тучей саранчи заставила меня повернуть по ветру из опасения не засорить глаза, защищенные очками без стекол, или не получить муху в открытый конец вала. Мотор послушно работал. С 800 мтр. пришлось уменьшить количество бензина, подаваемого в мотор, и тратить давление воздуха в баке. На 1500 мтр. нос лодки задрал я еще выше и поднимался уже на скорости 85. Так как прошло уже более 30 минут с момента отрыва, то было немного досадно, что мотор тянет не так хорошо, как ожидал. Вид города и Волга, просвечивающиеся сквозь дымку скоро прискучили, развлекаться приходилось лишь показателями скорости и давления, да постепенном ввинчиванием краника, регулирующим подачу бензина. На 2300 мтр. в 7 ч. 9 м. подъем закончил на скорости «80», поднимался 50 минут. Отжимая от себя ручку, я по альтметру сверил, что аппарат по горизонтали идет на скорости около 110 клмтр. с приподнятым необычно для малых высот хвостом, неохотно подчиняясь рулям. Над городом пересек тов.Тоннэ, поднявшегося вслед за мной тоже на экзамен, он был метров на 150-200 ниже. До спуска на землю следуя за ним встречался еще два раза. Минут за 10 до выключения, мотор заработал с перебоями, оказалось, что израсходованный бензин израсходовал объем воздуха в баке и таким образом бензин подавался с меньшим давлением. Увеличив работу воздуха, на спокойно работающем моторе я подвел аппарат к ангарам. Крутой поворот направо, стоп и я с выключенным мотором пошел по спирали вниз. На 1200 мтр. над слиянием р.Самарки с Волгой воздух был неспокоен – я увеличил радиус спирали. Опустился в 200-150 метрах от ангаров в 7 ч. 52 м. Прямую держал 35 м. Спуск 8 м. Поддав давление, упавшее внизу до 1 ½ атмосфер, я подлетел к спуску, мысленно овраля [так написано!]: «Да здравствует победа над воздухом и белыми».
Г.Самара, 7 августа 1920 года.
***
Описание экзаменационного полета ученика-летчика Василия Молокова
По распоряжение Заведующего полетной частью 19 июля с/г в 7 часов 50 минут утра я вылетел на аппарате М-5 № 37 с мотором МОНОСУПАП 100 НР, мотор работал удовлетворительно: с 300 метров до 1300 метров болтало. Один барограф прекращал запись, а другой барограф продолжал писать бе перерыва но сильно расплывчато, оставляя за собой черту. Ввиду того, что мотор работал хорошо я решил забрать высоту больше чем положено, забрав 2000 метров по альтиметру счел достаточным, стал вести прямую после чего стал планировать, где после вышеописанной высоты повторилась болтовня, но значительно сильнее. При планировании я выключил мотор над аэродромом, сделав две спирали вправо и полторы влево и вышел на прямую на 200 метров. Во время полета я чувствовал себя очень хорошо, и окончил полет не утомившись.
В.Молоков
19.07.1921 г. г.Самара
***
Описание экзаменационного полета ученика-летчика Павла Жигелина
4 октября 1921 г. согласно распоряжения Вр. Заведующего Учебно-Полетной Частью тов.Воронкова, я на аппарате М-5 № 39, с мотором Моносуап за №[2] совершил экзаменационный полет. Начало полета с 16 часов 50 минут. Оторвался от воды в 2 минуты при скорости 87 кил/ч. Подъем совершал до 900 метров при скорости от 110 до 103 кил/ч; от 900 до 1500 метров – от 103 до 95 и остальные 200 метров на 90.
До 900 метров слегка болтало. На высоте более 900 метров болтовня несколько увеличилась, что пришлось небольшой промежуток времени идти на увеличенной скорости. Подъем до 1700 метров продолжался 42 минуты, после чего перешел на прямую по альтиметру. Скорометр показывал 98. Аппарат все время слегка проваливался. Прямую вел в продолжении 20 минут. Планирование начал правой спиралью, а затем левой и змейками над баржей ангарами со скоростью 110 кил/ч. До 900 метров аппарат шел спокойно, но ниже стало довольно сильно подбрасывать, что и заставило увеличить скорость сначала до 120, а затем и до 130 кил/ч, так как болтовня все увеличивалась. Перед посадкой на высоте 70 метров от воды, несмотря на приличную скорость, аппарат довольно сильно подбросило к верху и перейти на планирование удалось только после довольно сильного давления ручкой вперед до отказа. Посадка вышла очень мягкая. Полет продолжался всего 1 час 7 минут. За все время полета чувствовал себя хорошо. Полет закончил вследствие наступления темноты.
Мотор работал хорошо и только около 1500 метров стал заметно сдавать.
Ученик-летчик Жигелин
Входящий Учебно-Полетной Частью № 19
***
Источник: РГВА
- Ф. 29, ОП. 11, Д. 67, Л. 102 с об.
- Ф. 29, ОП. 11, Д. 163, Л. 227, 316.
Оставьте свой отзыв