Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Отчет по обследованию работы школы авиации военного времени Московского общества воздухоплавания от 18 июля 1918 г.

Согласно приказа по Главному Управлению В.В.Ф от 3 июля за № 8 комиссия по обследованию авиашкол приступила 3-го сего июля к работе, начав обследование с Московской школы.

Работа комиссии происходила при следующем составе ея:

Председателя-члена Всероссийского Совета Воздушного Флота Бычкова и членов – представителя Окружного Военного Комиссариата М.В.О. Драговского, представителя Районного Военного Комиссариата Левертова, представителя Районного Исполнительного Комитета С.Р.Д. Ковалева, военных летчиков Богдановскаго, Братолюбова, Павлова и Гудкова и б. члена Совета Авиации Васильева.

Задачами комиссии являлись:

1/ Выяснение успешности и неуспешности обучения учеников в целом и в частности.

2/ Установление причин неуспешности в зависимости от:

А/ недостатка самолетов и технического снабжения

Б/ администрации и обучающих.

В/ самих учеников.

3/ Намечение мероприятий для устранения этих причин.

4/ Выявление политической жизни школы и установлении того или иного отношения к переживаемому периоду Революции и Советской власти.

Ознакомившись с ведомостью полетов учеников и другими данными, а также опросив Начальника школы, обучающих и обучающихся, комиссия заключила следующее:

1/ из за отсутствия методики преподавания ученики непродуктивно тратят время так комиссии пришлось встретиться с таким массовым фактом: ученики прибывшие в школу в 1917 году имеют менее налетанного времени чем прибывшие в 1918 году или равный налет/.

2/ ввиду отсутствия систематизации обучения т.е. ввиду отсутствия определенных требований на каждый данный полет, ученик берет от полета лишь опытным путем те знания, которые могли бы быть получены в более короткий срок при определенных требованиях.

В отношении общего уровня познаний комиссия считает:

Теоретические познания очень слабыми,

Практические познания неосмысленными, применяющимися лишь по навыку и примеру других,

Практически-полетные знания в массе оставляющими желать много.

Останавливаясь на непродуктивности работы школы, комиссия нашла:

а/ полное несоответствие между количеством обучающихся и обслуживающих специалистов /на сто с лишним учеников в школе всего лишь четыре моториста а это влечет за собой, естественно, понижение продуктивности обучения/

б/ недостаток самолетов

в/ недостаток горючего

Основываясь на вышеизложенном комиссия пришла в выводу, что НАЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ШКОЛЫ МОГУТЬ БЫТЬ ОБУЧАЕМЫ И ОБУЧЕНЫ В ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ ЛИШЬ 60 УЧЕНИКОВ.

Разсматривая меры, предлагаемые к увеличению успешности обучения, комиссия находит, что необходимо:

1/ СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА УЧЕНИКОВ /в указанном размере/

2/ ПОЛУЧЕНИЕ ШКОЛОЙ ГОРЮЧЕГО ПОЛНОСТЬЮ ПО ТРЕБОВАНИЯМ

3/ СНАБЖЕНИЕ ШКОЛЫ УЧЕБНЫМИ САМОЛЕТАМИ В ДОСТАТОЧНОМ КОЛИЧЕСТВЕ /согласно штатов учеников/

4/ УВЕЛИЧЕНИЕ ШТАТОВ СПЕЦИАЛИСТОВ /мотористов, регулировщиков/

5/ ВМЕНЕНИЕ В ОБЯЗАННОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЕ ВСЕМИ УЧЕНИКАМИ ШКОЛЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ШКОЛЫ /по особой программе/ НЕ ИСКЛЮЧАЯ И ПЕРЕУЧИВАЮЩИХСЯ

6/ ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВОЗМОЖНЫМИ НА ПРАКТИКЕ НЕИСПРАВНОСТЯМИ МОТОРОВ И САМОЛЕТОВ И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕМ

7/ ВВЕДЕНИЕ СТРОГИХ МЕТОДИК И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Комиссия находит, что разница в получаемом содержании между ученикам-летчиками и летчиками-наблюдателями и летчиками переучивающимися пагубно отзывается на всей работе школы и считает что в период прохождения школы положения учеников должны быть РАВНЫМИ.

Среди переучивающихся наблюдаются летчики, которых по существу следовало бы считать не переучивающимися, командированными для тренировки /с получением содержания по месту службы/.

Комиссией обнаружено, что ввиду специфичности авиационной жизни, состав школы уделяет слишком мало времени для участия в политических партиях и других организациях, способствующих политическому развитию.

Разнородный же состав школы и отсутствие до настоящего момента индивидуальной инициативы были причинами того, что и внутри школы политическое развитие не имело место.

Но это не говорит за то, что в школе нет элементов, по своим внутренним убеждениям не чуждым идеям закрепления Рабоче-Крестьянской Советской Власти.

Есть материал сырой, малообработанный, но подающий надежды, есть находящиеся на полпути к определению своего политического credo.
Но нельзя отрицать и того, что безразличие к политике или неграмотность в этом отношении вредят созданию Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота, а не просто Воздушного Флота, который не составлял бы части Красной Армии, армии способной, обязанной и, в силу своей сознательности, желающей активно поддерживать и защищать Рабоче-Крестьянскую Советскую Власть, которая способна возродить страну и установить начало Братства и Равенства.

Элементов же явно враждебных, способных активно бороться не обнаружено.

Большинство определяют себя /и у членов комиссии личные впечатления подтверждают это/ стереотипным ответом:
«я люблю авиацию, ей служить буду, а поступив уже в Красную Армию я тем самым принял на себя обязательство защищать Советскую власть».

И считаясь с необходимостью при обучению летному делу иметь гарантию надежности, гарантию верности будущих летчиков, комиссия пришла к следующему выводу:

«СОМНЕВАЮЩИМСЯ И НЕ СОЗНАЮЩИМ ОБЯЗАННОСТИ АКТИВНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ЗАЩИТЫ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ МЕСТА В ЛЕТНОЙ ШКОЛЕ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ.

В ТЯЖЕЛЫЙ МОМЕНТ ПЕРЕЖИВАЕМОЙ СТРАНОЙ И РЕВОЛЮЦИЕЙ ГОСУДАРСТВО ИМЕЕТ ПРАВО ЗАТРАЧИВАТЬ НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ТОЛЬКО ПРИ ПОЛНОЙ ГАРАНТИИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ ЭТИХ ЗАТРАТ.

ТОТ КТО ХОЧЕТ СЛУЖИТЬ ПО ДОЛГУ СОВЕСТИ СТРАНЕ И РЕВОЛЮЦИИ БЕЗРАЗДЕЛЬНО ЛЮДЕЙ ВЛАСТЬ НАЙДЕТ И ИХ ПРОИЗВЕДЕТ К ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ ВО ВСЕМ ГОСУДАРСТВЕ И КАК В ЧАСТИ

Комиссия прилагает при сем списки:

1/ учеников, продолжение обучения коих желательно

2/ учеников, относительно которых необходимо иметь заключение врачей

3/ учеников, обучение коих не является желательным. Комиссия считает, необходимым выяснение условий обучения китайского подданного ЛИ, относительно которого необходимо снестись с Китайским Посольством.

Список учеников, обучение которых желательно.
1. Гуртынь Август Оттович
2. Николаев Сергей Александрович
3. Борисов Александр Дмитриевич
4. Семин Андрей Тихонович
5. Рапп Артур Яковлевич
6. Красников Борис Васильевич
7. Гормин Степан Васильевич
8. Головизин Алексей Васильевич
9. Паляев Михаил Данилович
10. Заикин Александр Иванович
11. Медведев Никола Львович
12. Пирр Рудольф Густатавович
13. Стрельцов Лев Алексеевич
14. Шуйский Герасим Спиридонович
15. Ковалев Павел Иванович
16. Петров Александр Сергееви
17. Берви Наталия Васильевна
18. Кучко Владимир Иванович
19. Хмельницкий Константин Игнатьевич
20. Надашкевич Александр Васильевич
21. Герасимов Евгений Михайлович
22. Шкаппа Григорий Моисеевич
23. Нестеров Василий Петрович
24. Пионтковский Юлиан Иванович
25. Иншаков Василий Борисович
26. Громов Михаил Михайлович
27. Гайкевич Казимир Осипович
28. Чигиринов Сергей Петрович
29. Ханевский Франц Акимович
30. Магеров Георгий Петрович
31. Трусков Алексей Георгиевич
32. Иванов Петр Михайлович
33. Мордок Петр Адамович
34. Кириченко Павел Андреевич
35. Хадзицкий Сергей Константинович
36. Биман Виктор Мартынович
37. Егоров Михаил Егорович
38. Веретенников Николай Андреевич
39. Назаренко Иван Петрович
40. Коржик Лука Иванович
41. Карпухин Иван Филиппович
42. Козлов Георгий Иванович
43. Анощенко Николай Дмитриевич
44. Тряпицин Сергей Павлович
45. Виноградов Николай Александрович
46. Золотов Николай Иванович
47. Новаковский Михаил Осипович
48. Ветчинкин В.П.*
49. Стечкин В.С.*
* Как летчики для науки сверх штата и без содержания за счет школы.

Переучивающиеся:
1. Романов Яков Данилович
2. Захаров Василий Антонович
3. Невяжский Лев Яковлевич
4. Чернов Иван Андреевич
5. Ковальский Владислав Станиславович
6. Горожанкин Михаил Иванович

Летчики-Наблюдатели:
1. Карпец Леонид Николаевич
2. Краснов Иван Дмитриевич
3. Васильев Сергей Николаевич
4. Растворов Андрей Андреевич
5. Строев Михаил Павлович

Список учеников, о которых необходим отзыв врачей:
1. Уссит Эдуард Иванович.

Список учеников, обучение которых не является желательным.
1. Грицуанский (Грацианский?) Василий Иванович: слабые познания и теоретические и практические, недобросовестное отношение к работе
2. Новиков Иван Васильевич: слабые познания
3. Омельянович-Павленко Сергей Яковлевич: слабые познания, недобросовестное отношение к работе
4. Меллер Александр Иванович: политические представители против
5. Попов Владимир Николаевич: — // —
6. Санковский Адам Александрович: — // -: — // —
7. Миненков Александр Константинович: — // —
8. Александров Александр Петрович: — // —
9. Хомутенников Александр Михайлович: — // —
10. Алферьев Сергей Николаевич: служит в отряде -за сокращением штата
11. Золотарев Алексей Павлович: полит. представители против
12. Киселев Владимир Сергеевич: — // —
13. Грандилевский Леонид Леонидович: слабые познания, за сокращением штатов
14. Кузьмин Александр Авдеевич:
15. Квасников Владимир Васильевич: полит. представители против
16. Полищук Ларион Алексеевич: слабы познания, за сокращением штатов
17. Кремер Сергей Владимирович: полит. представители против
18. Кондаков Владимир Семенович: — // —
19. Городской Николай Павлович: недобросовестное отношение к работе, за сокращением штатов
20. Голиков Михаил Васильевич: полит. представители против
21. Надервель Борис Константинович
22. Маркус Павел Васильевич: слабы познания, за сокращением штатов
23. Вокдило (Бокдило?) Иван Филиппович
24. Красновский Сергей Аркадьевич: недобросовестное отношение к работе, за сокращением штатов
25. Вейландт Георгий Владимирович: — // —
26. Филипповский Климентий Адамович: за сокращением штата
27. Покарский-Журавко Владимир Алексеевич: — // —
28. Поликарпов Николай Николаевич: — // —
29. Добрадин Алексей Матвеевич: — // —
30. Богатырев Алексей Николаевич: полит. представители против
31. Русаков Василий Сергеевич: за сокращением штата
32. Шиманель Сигизмунд Казимирович: — // —
33. Любомудров Иван Сергеевич: слабы познания, за сокращением штата
34. Корсаков Семен Матвеевич: за сокращением штата
35. Городецкий Евгений Михайлович: — // —
36. Корицкий Николай Николаевич: — // —
37. Ратынский Константин Михайлович: — // —
38. Казинцев Владимир Никанорович: полит. представители против
39. Алферьев Николай Николаевич: служ. в стр., по сокращению штатов
40. Бабаненко Петр Федорович: — // — морск. авиац., по сокращению штатов
41. Степин Сергей Петрович: полит. представители против
42. Охотский Всеволод Сергеевич: — // —
43. Калинин Умартс Абдулович: слабы познания, заключение полит. представителя «безпартийный, поддерживающий власть за то, что она помогает бедным и все ему дала. Наклонности дезорганизаторские»
44. Павлов Николай Алексеевич: полит. представители против
45. Яворский Геннадий Иванович: — // —
46. Степанов Иван Петрович (по существу следовало бы считать прикомандированным для тренировки)

***

Источник: РГВА, Ф. 29, Оп. 4, Д. 70, Л. 95-99 с об.,100, 101-102 с об.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image