Газета «Раннее Утро» 3 апреля 1918 г.
Перелет Петроград-Москва.
Летчик Н.И. Петров пролетел 600 вер. в 4 ч. 10 м. без спуска.
Поставлен новый рекорд русской авиации.
Летчиком отряда междугороднего сообщения Н. И. Петровым, 2 апреля (20 марта) совершен без спуска перелет Петроград – Москва.
Расстояние в 609 верст, отделяющее северную столицу от Москвы, было покрыто на французском двухместном биплане английского типа «сопвич» с 120-сильным мотором Рон в 4 часа 10 минут.
В течение последней недели Петровым на одной и той же машине совершены два перелета; первый из Москвы в Петроград, второй обратно.
Вот, что рассказал летчик нашему сотруднику:
— Первый мой перелет от Москвы до Петрограда был совершен в два дня благодаря вынужденным остановкам в пути.
Обратно из Петрограда мы с механиком решили лететь 2 апреля (20 марта ст. ст.).
В Петрограде за недостатком запаса нам отказали в бензине и масле, предложив попытать счастья достать в Обухове.
Набрав полные баки, «сопвич» вылетел с Обуховских заводов по направлению к Москве в 2 часа 55 минут по петроградскому времени 2 апреля (20 марта ст. ст.).
Погода была ясная, ветер дул хотя и боковой, но безвредный. Воздушные течения скорее подгоняли аппарат и сообщили нам даже некоторою скорость.
В 3 часа 58 минут подо мной промелькнула Малая Вишера с первой от Петрограда авиационной базой северного воздушного тракта.
Вишерский аэродром узнал по кругу и монограмме «М. В.» (Малая Вишера), сделанным из елок.
Полет протекал довольно однообразно. Мотор работал, как часы, хорошо отрегулированная машина шла без помех, не заставляя следить за управлением.
Еще через час, в 4 ч. 50 м., показалось Бологое.
Подумал: значит, еще 150 верст прошел, убавил газов и дальше.
Тверь была пройдена в 5 ч. 50 м. дня. Тут я в последний раз взглянул на показательную трубку и решил, что материалов хватит, видимо, до Москвы.
Протерев около Клина очки шлема от заливавшего масла, хлеставшего все время из мотора ручьем, я увидел верстах в 15 впереди сплошное море облаков окутывавших пеленою и скрывавших землю.
Сбавив газ я стал планировать, стараясь подойти под облака.
Спуститься пришлось почти до самой земли; стало жутко.
Лететь на высоте 30 метров, — что может быть хуже?
Наступившие сумерки уже не позволяли наблюдать приборы, да, впрочем, и смотреть на них было некогда.
В то же время я заметил, что скорость аппарата уменьшилась, по-видимому, от встречного ветра.
Пришлось думать также о возможности остановки мотора, выбиравшего из бака последние остатки бензина и масла.
Прошел уже час, как мы миновали Тверь, а Москвы все не было.
Было жутко – предательская сырость могла остудить мотор, а тогда конец всему.
Наконец, впереди мелькнул огонь, и вскоре я увидел, что мы пересекали Окружную московскую дорогу.
Сознаюсь, я обрадовался. Москва была близко. «Сопвич» приближался к аэродрому; тут новая беда: надо садиться, а я ничего не вижу из-за масла, заливающего очки.
Очутившись над аэродромом, я выключил мотор и сдернул с лица маску. Будь, что суждено, но приземлился легко и приятно.
Никто не вышел встречать нас, — на аэродроме, оказывается, не знали о вылете «сопвича» из Петрограда.
Сел я в 7 часов 5 минут по петроградскому времени.
Вот как я совершил первый перелет между Петроградом и Москвой, — улыбнулся Н. И. Петров, — без спуска, делая по 150 верст в час.[1]
Для меня такие полеты уже не новинка: на фронте приходилось делать разведки долгие в три-четыре часа, но все-таки приятно, что случай помог нам со Шнором[2] соединить Москву с Петроградом воздушным путем и доказать, что такое сообщение возможно даже без спуска на промежуточных пунктах между столицами.
***
Поверка аппарата, произведенная по окончании полета, показала, что в заднем баке «сопвича» не осталось ни капли бензина, а передний слишком мал, и может подавать топливо только пополняясь из главного хранилища расположенного «на корме» аэроплана.
Если бы «сопвич» задержался в пути еще минут на 10, то, по отзывам компетентных лиц, Петрову пришлось бы приземляться, не дойдя до Москвы, или, что весьма возможно, разбиться, так как выбрать место для посадки с 30 метров почти невозможно.
***
Н. И. Петров – москвич.
В июле 1916 года закончил московскую школу авиации. Затем уехал на фронт, где заработал все боевые офицерские награды до Владимира 4-й степени включительно.
В разведывательном отряде летал на «спаде», «ньюпоре», а в конце войны исключительно на подбитом нашей артиллерией и взятом в плен германском би-моноплане «Бранденбург».
При перелете из Москвы в Петроград молодой летчик поставил русский рекорд быстроты, покрыв дистанцию Бологое – Петроград, 300 верст, в 1 час 30 минут.
Перелетом 2 апреля 1918 года установлено безостановочное сообщение по воздушному тракту Петроград-Москва покрыв 609 верст в 4 часа 10 минут.
С. Р.
***
Источник: РГВА, фонд 29, опись 8, дело 299.
ПРИМЕЧАНИЯ- Теперь можно не только догнать, но и перегнать поезд, хотя соревнование продолжается. Вы можете купить тур в Москву и оценить сами. [↩]
- Шнорем? Неразборчиво. [↩]
Оставьте свой отзыв