Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

План работы на 1922-1923 годы драм-, лит-, изо-, исторического, музыкального и марксистского кружков Военной школы Красных летчиков-наблюдателей

Программа литературного кружка при Клубе Военной школы Красных летчиков-наблюдателей /1922 – 1923 г.г./

Первая группа 2 месяца /16 часов/.

Теория словесности и не-Пушкинский период литературы[1]

1-я беседа 2 часа. Выразительные средства языка. Язык. Стиль и его качество. Ясность и картинность слога. Эпитет, метафора, олицетворение, аллегория, гипербола, параллелизм.

2-я беседа 2 часа. Стихотворение. Размеры. Рифма. Учение о периодах.

3-я беседа 2 часа и 4-я беседа 2 часа. Виды сочинений. Элементы сочинений. Проза и поэзия. Эпос, лирика и драма. Героическая песня. Поэма. Баллада. Сказка. Басня. Реальный эпос. Драма. Лирика. Комизм. Юмор и сатира.

5-я беседа 2 часа. Прозаические сочинения. Ораторская речь.

6-я беседа 2 часа. Проза и поэзия.

7-я беседа 2 часа. До-Пушкинский период литературы. Течение. Влияние. Ложно-классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Начало реалистической Школы. Кантимир, Тредиаковский, Ломоносов, Державин, Фонвизин, Хемницер, Карамзин, Богданович, Крылов, Жуковский.

8-я беседа 2 часа. Чтение отрывков из записанных в прошлой беседе авторов. Разбор.

Кроме 8-ми бесед, все свободные часы посвящаются практическим занятиям по теории словесности, отдельным докладам на предлагаемые мною темы:
1/ Характер развития до-Пушкинской литературы;
2/ Сентиментализм и его представители в Русской литературе;
3/ Романтизм и его представители;
4/ Жуковский и Карамзин.
Доклады читают слушатели. Руководство и занятия с докладчиками берет на себя преподаватель вне учебного плана и времени.

Вторая группа. 4 месяца /32 часа/.

Русская литература 19-го века.

1-я беседа 2 часа. Пушкин. Ранний период. Руслан и Людмила. Стихи. Цыгане. Пушкин поэт.

2-я беседа 2 часа. Евгений Онегин. Капитанская дочка. Дубровский. Пушкин – гражданин. Современная ему эпоха. Пушкин – национальный поэт и Пушкин – выразитель своего сословия и его настроений.

3-я беседа 2 часа. Лермонтов. Герой Нашего времени. Мцыри. Песня про купца Калашникова. Душа поэта. Лермонтов и настроения молодежи и дворянской интеллигенции, ему современных. Стихи.
4-я беседа 2 часа. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба. Старосветские помещики. «Шинель» как произведение, повлиявшее на развитие определенного течения в литературных кругах /Достоевский/. Ревизор.

5-я беседа 2 часа. Мертвые души. Переписка с друзьями. Гоголь – мистик. Гоголь – проповедник. Литературные приемы Гоголя. «Мертвые души» — галерея портретов литературных и иных. Эпоха, отраженная сквозь призму Гоголевского юмора.

6-я беседа 2 часа. Грибоедов. Горе от ума. Чацкий и общество. Отец русской интеллигенции. Значение комедии.

7-я беседа 2 часа. Кольцов. Песни его. Появление истинно народной речи в литературе. Свежая струя. Оригинальность Кольцова. Его биография. Чтение лучших его песен.

8-я беседа 2 часа. Поэт трудовой массы. Первый дворянин в литературе, посвятивший себя народу. Разночинцы в литературе. Плеханов о Некрасове. Кому на Руси жить хорошо. Забытая деревня. Железная дорога. У парадного подъезда.

9-я беседа 2 часа. Некрасов и город. Некрасов и деревня. Стихи. Некрасов и народники. «Русские женщины». Разлад между укладом личной жизни и идеологией.

10-я беседа 2 часа. Тургенев. Писатель – дворянин. Писатель – помещик. Тургенев как человек. Записки охотника. Поэзия дворянской усадьбы. Отцы и дети.[2] Дворянское гнездо. Заигрывание с нарождающимися группами молодежи – нигилистами, разночинцами. Тургенев – выразитель дум и настроений своего класса.
Гончаров. Обломов. Обломовщина в русской жизни.

11-я беседа 2 часа. Достоевский. Появление Достоевского в литературе /Некрасов и Белинский/. Бедные люди. Униженные и оскорбленные. Достоевский – защитник обиженных и угнетенных. Достоевский – революционер. Петрашевский и его кружок. До каторги и после. «Бесы» и «Преступление и наказание».

12-я беседа 2 часа. Братья Карамазовы. Достоевский – мистик и Достоевский – психолог. «Подросток» и отражения развития революционной мысли. Революционная натура Достоевского. Достоевский и Ницше.
Влияние Достоевского на современную и дореволюционную[3] литературу.
Кроткая. «Село Степанчиково» и Гоголь. Нетерпимость Достоевского. Достоевский как человек.

13-я беседа 2 часа. Толстой. Толстой – писатель. Анна Каренина. Война и мир. Каратаев и Пьер Безухов. Ле[4] и Толстой. Воскресение. Нехлюдов и его эпоха.

14-я беседа 2 часа. Решетников, Глеб Успенский, Лесков. Эпоха до 90-х годов XIX г. столетия.

15-я беседа 2 часа. Чехов. Новая дача. Мужики. Чехов – характерный выразитель эпохи уныния и сомнений русской интеллигенции. Моя жизнь. Вишневый сад. Иванов. «Дядя Ваня» и крупные рассказы. Чехов – человек.

16-я беседа 2 часа. Короленко. Горький. Гершин.

Заканчивая 90-ми годами прошлого столетия занятия со второй группой, преподавателем читаются заключительные слова о тупике, в который вошла русская реалистическая литература и о тех группах, которые назревали уже в и до 90-х годов в литературной среде.
Ко всякой беседе заранее из числа слушателей назначается докладчик на намеченную тему, которым является или целиком разбираемый автор, или наиболее крупное и характерное для него произведение. Преподаватель Литкружка при каждом Докладе /в случае отсутствия содокладчика/ является содокладчиком и в тоже время оппонентом. Занятия с докладчиками-слушателями ведутся во вне учебного времени. Стараясь живо заинтересовать слушателей читаемым курсом, преподаватель обязан всеми возможными средствами сделать со своей стороны прения по докладу настолько живыми, чтобы все его слушатели, так или иначе, приняли в прениях участие. Помимо выработки критического метода – это дает еще то, что пройденное запоминается прочнее.

Третья группа. 2 месяца /16 часов/

Дореволюционная[5] и пролетарская литература.

1-я беседа. 2 часа. 90-е годы. Поэты и писатели периода упадка. Н[6]. Декадентство[7]. Символизм. Брюсов. Сологуб. Бальмонт. Гиппиус. Парнассизм. Западная и русская поэзия. Л.Андреев. Мережковский. А.Ремизов. Ремизов и Сологуб – новое романтическое течение. А.Белый – поэт и писатель.

2-я беседа. 2 часа. Александр Блок. Его поэзия. Блок – гражданин. Блок – человек. «Прекрасная дама» Блока и персонажи романов Ремизова и Сологуба.

3-я беседа. 2 часа. Продолжатели Чехова. И.Бунин. В.Зайцев. А.Куприн. Эпоха после 1905 года. Темы произведений. Проблема[8] и ее разрешение в литературе.
Арцыбушев. Каменский и др.
В поэзии: Футуристы, имансилисты и т.д. и т.п.
Маяковский и его стихи и поэмы.

4-я беседа. 2 часа. Октябрь 1917 г. Крушение идеалов и крушение психики большинства интеллигентов. Отколовшиеся и «ренегаты»: Ясинский, Князев и др. Блок «Двенадцать». Разбор и чтение «Двенадцати».
Эмигранты. Поэзия Гиппиус и Мережковского.
Появление первых рабочих-поэтов в печати. Характерных произведений.

5-я беседа. 2 часа. Гастов и его «Поэзия рабочего удара». Стихи Садофьева и Кириллова. Темы и характер стихов. Н.Клюев и С.Есенин. Стихи.

6-я беседа. 2 часа. Два пути развития поэзии за последние пять лет. Группа пролетарских поэтов и «внутренняя эмигранщина». Поэзия «последних могикан», потерпевшей крушение интеллигенции. Темы их произведений. Гумилев, Ахматова, Белый и др. Поэзия и проза пролетарских писателей. Бессалько. Обрадевич[9]. Панфилов. Крайский. Семибытник. С.Семенов.

7-я беседа. 2 часа. Взаимоотношений старых и новых течений. А.Белый в пролетарской поэзии. Пути ее.[10] достижения. Чтение авторов. Казик[11] и его стихи. Маяковский – большевик. Футуризм на службе у пролетариата и крушение первого.
8-я беседа. 2 часа. Будущее пролетарской литературы. Л.Троцкий и его памфлет «Вне Октябрьской литературы». Драматические произведения последних лет. Их критика.

Занятия в третьей группе ведутся по возможности, по тому же плану, что и во второй.

В свободные часы посещений всем кружком [проводятся] вечера пролетарской поэзии.

Со слушателями, пишущими стихи, можно вести отдельный семинарий по версификации.

Кроме того, литературный кружок издает его журнал. Ведает всеми устными и стенными газетами, выходящими в Школе и, работая в полном контакте с остальными кружками, дает ряд показательных вечеров.

В Дни годовщины и Дни смерти, рождения крупных писателей русской литературы, лит-кружок устраивает вечера с чтением докладов об авторе и произведений последнего[12].
Преподаватель литкружка Левин.

Программа по курсу истории культуры в историческом кружке

Беседа № 1.
Определение предметов задач исторической науки и истории культуры.
Развитие научного метода в истории. Четыре основных течения в современной социологии. Исторический материализм. Критические и органические эпохи в истории человечества. Источники изучения первобытного человека. Пережитки. Остатки первого человека. Происхождение человека и теория Дарвина.

Беседа № 2.
Древний палеолитический период. Доледниковый и ледниковый периоды. Пещерный человек. Новый палеолитический период. Появление человеческой орды. Технический прогресс. Быт первобытного человека орды.
Миросозерцание человека памолитанского периода. Анимизм и фетишизм. Вера в души. Появление магии и мистические обряды. Амулеты и талисманы. Ранний и средний неолитические периоды. Изобретение стрелы, лука и бумеранга. Появление жилища. Свальные постройки. Абсолютное и относительное перенаселение. Поздний неолитический период. Бронзовый и железный век. Начало разделения труда. Женское земледелие. Развитие религиозного представления. Тотемизм. Появление религиозного культа /фетишизм/ и погребального обряда. Неолитические люди нашего времени.

Беседа № 4.
История дикарей. Матриархат. Возрастные группы. Кровородственная семья и паналуа-семья. Развитие религиозных обрядов. Общество современ. праотцов.

Беседа № 5.
Приручение животных. Изобретение скотоводства. Переход от матриархата к патриархату. Авункулат и левират. Исчезновение отдельных и мужских поселений. Изменение обрядов, совершающихся над мальчиками. Форма семьи. Случайная семья. Возникновение частной собственности. Изменение в религиозном культе. Обзор современных дикарей, находящихся на соответствующих стадиях развития.

Беседа № 6.
Патриархат. Родовое устройство общества. Власть патриарха. Кровная месть. Брачное право. Родовой характер религии. Расцвет тотемизма. Развитие элементов духовной культуры. Развитие языка; зарождение счета, времени исчисления, письменность и история. Обзор современных патриархальных племен.

Беседа № 7.
Период мотыжного мужского земледелия. Начало племенной связи и происхождение государства. Религиозные изменения. Обзор жизни современных дикарей-варваров. Происхождение государства и греков, римлян и германцев.

Беседа № 8.
Общий ход цивилизации. Цивилизация и культура. Разбор климатического и географического воздействия на историю человечества.

Преподаватель Пумивянский[13].

Программа курса рассчитана на 2 месяца при занятиях 2 часа в неделю.

Курс графического языка

Кружка клубы Военной школы Красных летнабов.

Основанием изобретательного искусства человека является его способность к зрительным ощущениям. По утверждению психологов зрительные ощущения идут впереди осязательных и слуховых и, таким образом, весь внешний облик мира воспринимается нами, прежде всего, через зрение.

В вопросах воспитания духовно цельного человека, одно из главных мест должно быть занято стремлением ликвидации своеобразной зрительной слепоты, которой страдает подавляющее большинство людей.

Мы окружены вещами сделанными человеком. Всякая вещь, создаваемая форма является творчески ценной, поскольку процесс ее создания обуславливался напряженностью[14] стремлений, наличностью преодоления материала любви к материалу и способам его обработки, а также острым внутренним ощущением будущего образа вещи, как источника новых зрительных впечатлений для окружающих.

Отсюда вытекает необходимость культуры глаза, культуры не в смысле воспитания так называемого вкуса, а в смысле развития нормальных способностей:

Умения видеть,

умения запомнить,

умения рассматривать,

умения изображать.

Умение видеть – значит иметь повышенную зрительную способность в смысле внутренней четкости к явлениям мира, значит, кроме того, обладать достаточно развитым непроизвольным вниманием.

Умение рассматривать, значит, способность различения, анализа конструкции, сравнения и классификации явлений по зрительным признакам.

Умение запомнить, значит, обладать достаточной силой и отчетливостью сохраняемых в сознании зрительных впечатлений.

Изображение является т.н. фиксацией длинного образа средствами того или иного материала и рассматривается как особого рода концентрация всей затраченной на восприятие энергии.

Поэтому рисунок чрезвычайно важный способ воспитательной способности. Способность изображения также естественна, как и один из путей общения человека с человеком. В случаях, когда графическая изобразительная деятельность является самоцелью для творящего человека, мы получаем картину сжатую, когда же происходит операция с другим материалом, мы получаем разного рода другие вещи, имеющие более или менее зрительное значение.

Условия разумной экономии времени, представленного на прохождение курса изобразительных искусств, заставляют придерживаться следующей примерно[й] теоретической программы:

1. Графическая грамотность /рисование/.

2. Сообщение об основных принципах изобразительного искусства – чистого и прикладного, понятно о композиции, плоскостной и пространственной стилизации, орнаментуры, об основных принципах декоративности,[15] архитектуры и т.п. С возможно большей демонстрацией, по возможности, подлинного материала /подлинник[и] картин, мастей архитектуры, путем экскурсий в музеи [и] по городу/.

3. Сообщение сведений о форме предмета и по связи с наличием целесообразности с принципами декоративной выразительности.

4. Демонстрация предметов домашнего обихода и художественной промышленности, и наглядный анализ их.

5. Стремление к пробуждению сознательного и критического к окружающим предметам домашней обстановки, убранству жилища и т.п.

6. Изучение материала в возможно более широкой степени, как средства художественной выразительности /краски, дерево, глина, камень, стекло, карандаш, уголь, кисть и т.п./.

7. Систематические занятия по применению материала к изобразительному творчеству /рисование с натюрмортов и натуры/.

8. Попытка самостоятельного разрешения художественных задач: эскиз, станковая картина, декоративное задание, плакат, вывеска, обработка поверхностей[16]. Достижение мастерства в виде небольших связных курсов[17] по истории живописи, архитектуре и прикладного искусства[18]. Главным образом с точки зрения эволюции форм и образов.

10. Самостоятельные попытки разбора художественных произведений, их сопоставление, классификация [и] пр.

Изучить язык изобразительного искусства – это значит осознать и сделаться восприимчивым к впечатлению цвета, формы, поверхности, линий и их взаимоотношений, с материалом и техникой. Посмотреть эволюцию форм и техники в плане исторического развития, осознать то, что называется художественной культурой.

Это поведет к сознательному отношению к произведениям искусства, как старого, так и нового, и освободит от обывательской наклеенности прямо[19]. Дома просвещения украшаются несколькими картинами, художественные вещи – осколки и пережитки старого. Иногда приходишь к убеждению, что все эти так называемые художественные вещи только мешают развиться творчеству. И быть может, нужно лучше оставить чистые стены и начать с элементарных форм, чтобы поднять сущность искусства.

Из вышеизложенного легко уже будет набросать в общих чертах схему занятий изобразительным искусством в художественном кружке: пишутся декорации, развешиваются портреты, плакаты, украшаются помещения и проч.

Ознакомление с изобразительным искусством в художественном кружке должно протекать в тесной связи с ознакомлением с другими родами искусства.

Преподаватель художественного кружка Смирнов.

Программа занятий Марксистского кружка

1. Три беседы по естествознанию:

а/ Общий обзор мирознания
б/ Единство жизненных явлений
в/ — “- -“- -“-

2. Одна беседа по философии.
Предшественника К.Маркса.

3. 4 беседы по политич[еской] экономии /по Богданову/.

4. Три беседы:
Экономич[еское] учение Марска /1 т[ом] Капитала/ по К.Каутскому.

5. Две беседы:
III т[ом] Капитала по Берштейну.

6. Три беседы по истории социализма.
а/ Утоп[ический] социализм /Т.Мар, Капитализм, Фурье и др./
б) Революц[ионный] социализм /БебойВейтлинг/.
в/ Научный социализм /Основы марксизма/.

С параграфа 4 второю часть двухчасовых занятий посвящать заслушиванию также рефератов на след[ующие] темы:

1. Класс и классовая борьба.
2. Противоречие капиталистического строя.
3. Исторический мэтариализм[20] и монистр. понимание история.
4. и 5. Формы пролетарской борьбы, ее происхождение и ход занятия.
6. Новейшие формы капитализма /после 1873 г./
7. и 8. Роль пролетариата в революции.
9. Идеалы революц[ионного] марксизма.

Прохождение программы рассчитано на 3-4 мес. при 2-х часах занятий в неделю.

И.д. Партпомзавучеб М.Моторов

Список книг для Марксистского кружка:

1. Богданов. Крат[кий] курс эскономич[еской] науки.
2. Богданов, Степанов. Полит[ическая] экономия в 2-х томах.
3. Каутский. Экономич[еское] учение К.Маркса
4. Берштейн.
5. Мор Т.
6. Кампанелла. Город солнца.
7. Вейтлинг. Евангелие бедн[ого] грешника.
8. Вейтлинг. Человечество, каково оно есть.
9. Плеханов Г. Основы марксизма.
10. Рожков. История социализма.
11. Иек. История интернационализма.
12. Бухарин и Преображенский. Азбука коммунизма.
13. Стеклов. История интернационализма.
14. Каутский К. Пролетариат и общ[ественный] строй.
15. Горев С.И. Материализм – философия пролетариата.
16. Покровский. Экономич[еский] материализм.
17. Ленин. Государство и революция.
18. Ленин. Империализм.
19. Павлович. Что такое империализм.
20. Солнцев. Общественные классы.

По естествознанию.

1. Бельше. Сказка жизни.
2. Бельше. Любовь и природа.
3. Бельше. Тайны природы.
4. Бельше. Дни творения.
5. Бельше. Гибель мира.
6. Бельше. Первобытные люди.
7. Шмидт. Основы жизни.
8. Шмидт. Загадка жизни.
9. Паркар. Курс элементар[ной] биологии.
10. Тимирязев. Чарльз Дарвин и его учение[21].
11. Вейсман. Лекция по эвол[юционной] теории.
12. Батсон. Наследственность.
13. Геккель. Происхождение человека[22].
14. Бушан. Наука о человеке[23].
15. Сборники №№ 1-8. Новые идеи в биологии.
16. Шимкевич. Биологические основы зоологии.
17. Райков. Человек и животные[24].
18. Вагнер. Биолог[ическая] теория и вопросы жизни.
19. Кропоткин. Взаимопомощь как фактор эволюц[ии].
20. Морэ. Солнце.
21. Юнг. Солнце.
22. Цингер. Дохофизиология.
23. Фламорион[25]. Общая астрономия.
24. Аррениус. Образование миров.

План работы музыкального кружка Военной школы Летнабов

Музыкальный кружок разделяется на три секции: хоровую, вокальную и инструментальную /рояль/.

В основе занятий как обязательный для всех предмет кладется музыкальная грамота, иначе говоря, краткое изучение теории и гармонии.

Весь курс первоначальной теории разбивается на четыре месяца, включая и классные практические упражнения.

1- месяц: Свойство музыкального звука, понятие об образовании звука /физический закон/ у различных инструментов и человеческого голоса. Более подробное изучение рояля: ноты, нотный стан, ключи, паузы[26]. Чтение и вокалирование легких примеров с доски.

2-й месяц: гаммы, построение, тональность.

3-й месяц: интервалы, обращения, хроматиум, транспонировка, аккорды и разрешения их.

4-й месяц. Краткое понятие об эволюции музыки и, в связи с репертуаром изучения, история народной песни. Гармонизация и аранжировка народных песен великими композиторами, введение их в оперы. Понятие о русских народных инструментах. История музыки /в самых кратких чертах/ и преимущественно разбор русских композиторов. Изучение теории. Предполагается повторение пройденного курса и углубление его для лиц, желающих заняться специальной методикой и инструктированием хорового пения.

Практические занятия. Теория, краткое знакомство с гармонией. Аккомпанемент, гармонизация мелодий. Хоровой кружок. Первый семестр является также является обязательным для солистов, так является дополнительным к изучению теории музыки, неразрывно связан с последним. В дальнейшем специализируются желающие и образуют уже кадр, который, работая над все более усложняющимся репертуаром, выступает на вечерах школы.

В общих чертах репертуар первого семестра: революционные песни и народные, от самых простых к более сложным.

Второй семестр: переход от простых песен к классическим хорам и оперным.

Солисты, певцы и пианисты работают совершенно индивидуально, и подразделить на семестры занятия не считаю возможным.

Классы фортепьяно. Постановка руки. Различные виды ударов. Упражнения для развития беглости и гибкости пальцев и кисти. Развитие тона, этюды и пьесы второй и первой ступени.

Класс сольного пения:

а/ постановка дыхания, одна – две лекции о филогическом строении гортани и дыхательных путей. Различные виды дыхания, указания семантических приемов для развития дыхания. Понятие о резонаторах и их значимости в пении. Положение языка при произношении гласных и согласных. Исправление произношения, дикция в пении. Постановка голоса, упражнение для достижения ровности, яркости и подвижности звука.

б/ Вокализы, простейшие романсы для начинающих и переходы к более сложным романсам и ариям для хорошо успевающих, в связи с очередными революционными праздниками, приходится как хором, так и [с] солистами революционные песни, а в целях корректирования работы секций, в связи с планом литсекции готовятся романсы и хоры на слова русских писателей или связаны с историческими событиями. Со своей стороны считаю необходимым подчеркнуть, что успешность занятий будет чрезвычайно зависеть от посещаемости членов секций, а также от достаточного количества пособий.

Необходима нотная бумага и ноты для солистов.

Занятия желающих заниматься на рояле, считаю возможным начать только по достаточному обучению нотной грамоты, так как иначе приходится в отдельности объяснять то, что что могут слышать все вместе.

Второй семестр: заключающий в себе повторение и расширение пройденного курса музыкальной грамоты, специально направленный на изучение методики.

Методику я подразделяю в данном случае под одной-двумя лекциями о ведении хорового дела, а главным образом практической работе.

Записывается ряд песен по степени трудности, они разбираются, гармонируются по два, три и четыре голоса и каждый занимающийся подбирает и заучивает аккомпанемент хотя бы простейших аккордов или фигурациях.

Таким образом получается готовый репертуар песен, который каждый занимающийся может передать другим.

Программа занятий в драмкружке в клубе при Военной школе Красных летчиков-наблюдателей

История театра:
а/ Античный,
б/ Средневековый,
в/ Итальянский и испанский,
г/ Шекспира,
д/ Русский.

Театральные течения: Станиславский городок Креч, Мейерхольд, эксцентризм и др.

Режиссура: постановка пьесы, отрывков, инсценировка как работать над пьесой:
Монтировочная ведомость, план и постройка сцены, декорации, мизансцены.

Техника актера:
Слово – движение, пантомимы, декламация сольная и коллективная декламация.

Грим, парики, наклейки.

Занятия разделяются на теоретические и практические.
Практические занятия по режиссуре /постановка отрывков и инсценировка/, по технике речи дикции, декламация постановка голоса, сценические движения, пантомимы, по гриму и монтировке сцены.

Преподаватель кружка Дюшен[27]

***

Источник:
РГВА, фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 11 «Учебный отдел», дело 216 «Отчеты /месячные/ военкома о состоянии партийной и политико-просветительной работы в Военной школе красных летчиков-наблюдателей, доклад о результатах обследования школы, именной список курсантов, программы кружков и переписка по личному составу школы», 18.01.1922 — 20.12.1922 г.г., 49 листов, листы 40 с об., 41-43, 44 с об., 45-46

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Правописание документов приводится в соответствии с нормами современного русского языка, с сохранением стилистики оригиналов. []
  2. Неразборчиво. []
  3. В оригинале: до-революционную. []
  4. Неразборчиво. []
  5. В оригинале: До-революционная. []
  6. Неразборчиво.).) Ф ((Неразборчиво. []
  7. В оригинале: ДекаДенство. []
  8. Неразборчиво. []
  9. Неразборчиво. []
  10. В оригинале: ея. []
  11. Неразборчиво. []
  12. В оригинале: последняго. []
  13. Неразборчиво. []
  14. Неразборчиво. []
  15. Неразборчиво. []
  16. Неразборчиво. []
  17. Неразборчиво. []
  18. Вероятно, в оригинале текста пропущен абзац. []
  19. Неразборчиво. []
  20. Материализм? []
  21. В оригинале: Тамарязев. Ч.Дарвин и его значение. []
  22. В оригинале: Гюккель. []
  23. В оригинале: Бушон. Наука с человека. []
  24. В оригинале: Человек и животныя. []
  25. Фламмарион? []
  26. Неразборчиво. []
  27. Неразборчиво. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image