Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Подвиг летчика-инструктора Зверева

Телеграмма Командующего войсками ПРИВО командарма Дыбенко и донесение начальника ВВС РККА командарма Алксниса на имя наркома обороны Маршала Ворошилова, донесение последнего на имя Сталина о подвиге летчика-инструктора 3 ВШЛиЛН лейтенанта Зверева, в мае 1936 года предотвратившем авиакатастрофу, в воздухе установившем колесо на самолете, в замен оторвавшегося.


Народный Комиссар Обороны Союза СССР
11 июня 1936 г. № 2181054

Копия
Совершенно Секретно

ЦК ВКП /б/
Тов. Сталину И.В.

26 мая сего года при учебном полете на самолете Р-1 пилотируемый инструктором-летчиком 3-й Военной школы Летчиков и Летчиков-Наблюдателей лейтенантом тов.Зверевым и курсантом Семеновым произошел отрыв левого колеса в воздухе.
Лейтенант Зверев сбросил командиру эскадрильи записку в перчатке с просьбой доставить ему колесо на самолете.
Командиром Эскадрильи тов.Табарчуком вместе с командиром звена старшим лейтенантом Дубовым с самолета по веревке колесо было спущено на самолет Зверева.
Тов.Зверев передав управление самолета курсанту Семенову, еще ни разу самостоятельно не летавшему вылез с колесом и парашютом на плоскость самолета и затем спустился на шасси.
Надев колесо, Зверев взобрался в кабину самолета, взяв управление благополучно приземлился на аэродроме.
Отмечая героизм и находчивость лейтенанта Зверева, впервые в истории Воздушного Флота одевшего колесо на самолете в воздухе ходатайствую о награждении:
тов.Зверева орденом «Красная Звезда»,
курсанта Семенова – орденом «Знак Почета».
Народный комиссар обороны Союза ССР
Маршал Советского Союза
К.Ворошилов

С.С.С.Р.
Народный Комиссариат
Обороны Союза ССР
Начальник Военных Воздушных Сил
Рабоче-Крестьянской Красной Армии
1 апреля 1936г.
№ 210612сс

Совершенно Секретно

Народному комиссару обороны ССР
Маршалу Советского Союза
тов.Ворошилову
При сем представляю описание случая, действительно имевшего место в Оренбургской школе по донесению начальника школы, — отрыв колеса в полете и надевание его в воздухе.
Подобный случай встречается впервые в истории нашего Воздушного Флота.
Ходатайствую:
1. Разрешить заметку напечатать в печати.
2. О награждении тов. Зверева и Семенова.
ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Заметка.
2. Донесение начальника школы.
Начальник Военных Воздушных Сил РККА
Командарм 2 ранга Алкснис[1]

На визу
тов.Алкснис

Оренбург, 29/V (ТАСС) 26-го мая лейтенант Зверев с курсантом т.Семеновым части им.Ворошилова совершали учебный полет. После второго приземления и подъема на самолете соскочило левое колесо. Командир части – капитан т.Табарчук, находившийся на старте, сигналом дал знать т.Звереву о потере колеса и запретил посадку.
15 минут т.Зверев летал без колеса, раздумывая, как найти выход из положения. В перчатке он сбросил командиру записку, с просьбой доставить ему на самолете колесо. Капитан т.Табарчук, на самолете, пилотируемом старшим лейтенантом т.Дубовым, поднялся выше аварийной машины и на веревке спустил т.Звереву колесо. Приняв колесо, лейтенант т,Зверев передал управление самолетом курсанту т.Семенову, еще ни разу самостоятельно не летавшему, а сам вылез с колесом и самолетом на плоскость крыла и затем спустился на шасси. Свистел ветер. Узел на колесе не развязывался. Напрягая все силы, т.Зверев одевал тяжелое колесо. В это время у него из рук выпали шпилька и колпачок. Тов. Зверев вынул из кармана случайно оказавшуюся там изоляционную тесьму и скрепил ею колесо, а затем взобрался обратно в кабину. Взяв управление, он благополучно приземлился на аэродроме.
Одевание колеса длилось 40 минут. Все это время т.Зверев пробыл на шасси летящего самолета. А всего т.Зверев и курсант Семенов пробыли в воздухе 2 ч. 30 м.
Командование части отметило героизм и находчивость лейтенанта т.Зверева, впервые в истории воздушного флота одевшего в воздухе колесо на самолет. Лейтенант т.Зверев, курсант т.Семенов, капитан т,Табарчук, старший лейтенант т.Дубовой представлены к награде.
ЛС.3

Телеграмма
Из Куйбышева края

Москва
Народному комиссару обороны
Маршалу Советского Союза
т.Ворошилову
26 мая в 3 ВШЛ эскадрильи капитана Табарчука время полета инструктора лейтенанта Зверева курсантом Семеновым самолете Р-1 соскочило колесо. Зверев запиской запросил подать самолет лично поднявшись в воздух самолете, пилотируемом старшим лейтенантом Дубовым, Табарчук на веревке подал колесо. Зверев, поручив управление не выпущенному самостоятельно курсанту Семерову, вылез шасси и в течение 40 минут надел колесо, но благодаря физической усталости шпилька и колпачек выскользнули из рук. Зверев тесьмой закрепил колесо, влез обратно, взял управление и совершил посадку. В конце пробега благодаря непрочной контровки колесо соскочило, самолет стал на нос слегка помяв радиатор и винт. Подобный случай является первым в ВВС. Отмечая исключительную настойчивость деле борьбы за безаварийность, личное мужество и выдающуюся находчивость ходатайствую награждении лейтенанта Зверева и капитана Табарчук орденом Красная Звезда, курсанта Семенова и старшего лейтенанта Дубового орденом Знак Почета.
Командующий войсками ПРИВО
Командарм 2 ранга – Дыбенко

***

Источник:
РГВА, фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 47 «Отдел кадров ВВС_Отдел командного и начальствующего состава ВВС_Управление кадров ВВС», дело 376 «Материал (доклады на имя т. Сталина и т. Ворошилова, наградные листы, донесения, списки) по награждениям личного состава ВВС», 01.01-31.12.1936 г.г., 300 листов, листы 12, 13, 14, 16, 17, 18.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Подпись подлинная. []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image