Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Проект инструкции «Применение авиации на войне» военного летчика Константина Никольского

Глава I[1]

Устройство авиации

Задачи, выполняемые авиацией на войне[2]:
1/ Воздушная разведка;
2/ Стрельба артиллерии при помощи самолета;
3/ Атака самолетов по живым целям;
4/ Бомбометание с самолета;
5/ Воздушная связь и сообщения;
6/ Борьба с воздушным флотом противника.

Большую пользу, при умелом применении и правильной организации, приносит авиация на войне. Свойства летчика прони[кают[3]] по воздушному пространству /там, где еще военная наука не успела создать существенных преград/ в тыл расположения противника и [позволяют] рассмотреть детально все его секреты, а наиболее важное зафиксировать фотоснимками, а также корректирование артиллерийской стрельбы с самолета, находясь непосредственно над целью. Сбрасывание литературы не может быть заменено в полной мере никакими другими средствами. Кроме того, обладание самолета большой скоростью, поворотливостью и абсолютной свободой передвижения, дает ему возможность атаковать, с сравнительно малым риском для себя /снижаясь на малую высоту, обстреливая из пулеметов, сбрасывая бомбы и стрелы/, наносить потери резервам противника еще до вступления их в сферу артиллерийского огня, чем подрывать дух и распространять панику.

1/ Воздушная разведка

Воздушная разведка разделяется на два вида, на разведку:
1. Стратегическую;
2. Позиционную.
Первая по заданиям командующими фронтами и армиями, более глубокая, на большем фронте, но более поверхностная, целью которой является наблюдение за движением по железнодорожным, грунтовым и водным путям, в глубину включительно до узловых пунктов, имеющих стратегическое значение для данного театра операций; и для разведки и фотографирования укреплений и сооружений глубокого тыла противника. Вторая по заданиям начальников боевых участков /начальников дивизий/, менее глубокая на меньшем фронте, Но более детальная, целью которой является подробное определение расположения и группировки войск на позициях, и резервов противника, предугадать его намерения /следя за передвижениями/ и фотографирование укреплений противника.
Для стратегической разведки нужны самолеты:
1/ скоростью не менее 150 верст в час;
2/ запасом горючего на 6 часов;
3/ вооруженные для атаки и обороны;
4/ двухместные;
5/ достойно поворотливые при громоздкой конструкции /такой самолет, имея дальность полета 600-900 верст, принимая во внимание[4] в тылу, атмосферные условия, можно принять что по территории противника он сделает 300 –[5] верст, следовательно, максимальная норма для стратегической разведки 100 верст в глубину.
При позиционной разведке применяются самолеты:
1/ скоростью не менее 170 верст в час;
2/ двухместные;
3/ обладающие хорошим обзором;
4/ запасом горючего 4 часа;
5/ большой вертикальной скоростью /способность набирать высоту/ и увертливые, чтобы уходить от обстрела;
6/ вооруженные только для обороны /обстрел назад/.
Максимальная норма позиционной разведки:
— продолжительность 3 часа /в частности, включая расположение тактических резервов противника/;
— 20 –[6] верст и на фронте боевого участка начальника, который выслал разведку /не более 50 верст/.
Примечание: Самолеты дальней разведки работают без истребителей, ввиду малого запаса горючего и поэтому в случае возможной встречи с противником высылаются звеньями /2-3 самолета/.
Самолеты на тактическую разведку высылаются под охраной истребителей[7] или иных самолетов, которые барражируя над нашим самолетом, производящим разведку, следят за воздухом и не подпускают к нему ни одного неприятельского самолета, что дает возможность наблюдать, полагаясь на бдительность охраняющих истребителей, сосредоточиться исключительно на разведке. Так как воздушному разведчику чтобы рассмотреть что-нибудь или сфотографировать детально, приходится по временам снижаться, то полезность истребителей с разведчиком[8].

2/ Стрельба артиллерии при помощи самолета

Этот новый способ артиллерийской стрельбы, принятый во всех современных армиях, состоит в следующем: артиллерийский наблюдатель, находясь на самолете над целью и в связи со своей батареей, при помощи радиотелеграфа, наблюдает падения выпущенных снарядов и делает поправки угломера и прицела. А равным образом во время боя, командир назначенной для того батареи, поднимается с летчиком и следит за появлением целей в пределах обстрела своей батареи, по которым и открывает огонь, а в важных случаях привлекает огонь соседних батарей.
Для корректирования артиллерийской стрельбы нужны самолеты:
1/ снабженные радиотелеграфом;
2/ с хорошим обзором;
3/ вооруженные, хотя бы пассивно;
5/ запасом горючего на 4 часа.

3/ Атаки самолетов по живым целям /боевые самолеты/

Этот способ поражения противника состоит в следующем: летчик, найдя данную ему цель и приняв наивыгоднейшее положение, атакует ее, т.е. круто снижаясь /пикируя/ на цель открывает по ней пулеметный огонь, а снизившись до предела сбрасывает бомбы /если таковые были взяты/, после чего, меняя направление уходит в сторону. Воздушные атаки существенны главным образом при участии нескольких боевых самолетов.
Воздушные атаки сопряжены с большим риском и очень трудны психологически, поэтому применяются только в важные моменты боя, когда достигнутый результат может оправдать возможные потери.
Воздушные атаки с успехи применяются: по подходящим из тыла резервам, большим колоннам обозов и артиллерии, по бивакам, коновязям и по батареям на позициях с целью заставить их замолчать, а особенно ценны по отступающему противнику.
Воздушные атаки сильны не столько нанесенными потерями, сколько моральным впечатлением, распространяемой паникой, чувством страха. Атакованный самолетом /сверху/ совершенно лишен прикрытия, и самолет настолько подвижен, что атакованный не знает откуда на него повторится атака.
Для воздушных атак по земным целям применяются одноместные и двухместные самолеты, удовлетворяющие следующим условиям:
1/ хорошо послушный мотор;
2/ вооруженный для атаки;
3/ большой горизонтальной и вертикальной скоростью;
4/ прочные и поворотливые;
5/ запасом горючего 2-3 часа.
Примечание: эти самолеты высылаются обязательно под охраной истребителей, которые во время перехода боевого самолета в атаку остаются в верхних слоях воздуха и отбрасывают истребителей противника.

4/ Бомбометание с самолета

Бомбометание, так же как и атаки, имеет большое моральное значение, с успехом применяется во время важных операций и особенно, во время отступления противника; для образования пробок на узловых пунктах дорог и для распространения паники, а также для разрушения сооружений тыла, имеющих важное значение /мосты, склады, здания, где помещаются штабы, железнодорожные станции, аэродромы и т.п., за пределами достигаемости артиллерии/, но существенные результаты могут быть достигнуты при условии налета большим числом самолетов одновременно или в течение наибольшего периода времени /один и тот же самолет может сделать несколько рейсов/.
Самолеты для бомбометания употребляются удовлетворяющие следующим условиям:
1/ надежный мотор;
2/ достаточно большой скоростью;
3/ с приспособлением для сбрасывания бомб /6-5 пудов и прицеливанием/;
4/ запасом горючего 3 часа;
5/ с вооружением, хотя бы пассивно.

5/ Воздушная связь и сообщение

Воздушная связь применяется:
1/ для срочной доставки на значительные расстояния /20-30 верст/ лиц или грузов /3-10 пудов/;
2/ когда другие средства связи бессильны[9] /через голову противника и при бездорожье/;
3/ с оторвавшимися или потерянными колоннами.
Воздушные сообщения применяются для регулярной связи между частями войск или пунктами /аэродромами отрядов или специально оборудованными/, при тех же условиях, что и воздушная связь.

6/ Борьба с воздушным флотом противника /истребительная авиация/

Работа истребителей сводится:
1/ к выслеживанию самолетов противника;
2/ при встречной[10] атаке;
3/ к сопровождению и охране самолетов, производящих позиционную разведку и корректирование артиллерийской стрельбы;
4/ для работ совместно с боевыми самолетами;
5/ к уничтожению привязанных аэростатов и дирижаблей противника.
Примечание: эти самолеты сопровождаются истребителями.
Самолеты связи могут опускаться и вне аэродромов /в поле/ при условии запаса бензина на обратный путь.
Высылаемые на уничтожение неприятельских самолетов на данном участке производится барражированием истребительных самолетов звеньями /2-3 самолета/, группам и отдельными асами /летчик, который сбил не менее 4-х неприятельских самолетов/.
Истребителям также поручается охрана важных пунктов /штабы, сооружения и т.п./. Когда воздушного противника нет, то истребители могут работать как боевые самолеты в важных случаях, например во время общей атаки.
Выбор самолета для истребителя должен быть сделан особенно тщательно. Хорошие истребители могут искупить недостатки самолетов других специальных подразделений.
Истребительный самолет должен удовлетворять следующим условиям:
1/ максимальная горизонтальная и вертикальная скорость /по современным условиям не менее 200 верст в час и «потолок» не менее 7000 метров/;
2/ максимальная прочность;
3/ подвижность, поворотливость/отсутствие автоматической «стабильности» /устойчивости/ дабы самолет быстро реагировал на командование/;
4/ свойство развивать еще большую скорость при снижении /малые углы атаки крыльев/;
5/ возможно меньше мертвого груза;
6/ вооруженные для атаки.
Примечание: перечисленным условиям удовлетворяют только одноместные самолеты с запасом горючего около 4 пудов, т.е. около 2-х часов полета.
II глава: Задачи авиации по стадиям сражения.
Задача авиации в первый период: Момент соприкосновения с противником[11] дивизий армии /корпуса/ в боевые порядки, авангардные бои.
Задача авиации во второй период: Завязка общего боя, артил. сост. з.[12]
Задача авиации в третий период: Наступление, бои пехоты.
Задача авиации в четвертый период: Общая атака.
Задача авиации в пятый период: Преследование противника или отход.

***

Источник:
РГВА, фонд 11892 «2-й Саратовский авиационный отряд (18.06.1918 г. – 16.01.1919 г)., 11-й разведывательный авиационный отряд (16.01.1919г. – 1.11.1921 г.), 17-й отдельный разведывательный отряд (1.11.1921 г. — …)», опись 1, дело 40 Инструкции: «Применение авиации на войне, …», январь – сентябрь 1919 г., 67 листов, листы 14-15 с об., 16.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Проекта инструкции применения авиации на войне, основанного на опыте войны 1914-1918 г.г., разработанного начальником авиации и воздухоплавания 4-й армии военным летчиков Константином Никольским, РГВА, фонд 11892, опись 1, дело 40, лист 13. []
  2. Правописание документа приводится в соответствии с нормами современного русского языка, с сохранением стилистики оригинала. []
  3. Часть текста отсутствует. []
  4. Неразборчиво. []
  5. Неразборчиво. []
  6. Неразборчиво. []
  7. Здесь и далее в оригинале: Истребителей. []
  8. Следующий абзац практически не читаем. []
  9. В оригинале: безсильны. []
  10. Неразборчиво. []
  11. Неразборчиво. []
  12. Вся строка вписана от руки. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image