В январе 1918 года председатель учебного комитета Севастопольской школы авиации военный лётчик Константин Капустян сделал доклад «Основы реорганизации авиа-школьного дела». Предложение Капустяна начать реорганизацию по специализациям военных авиашкол с Крымских школ учебным комитетом было принято. В Симферополе предполагалась лётная школа, на Каче — боевая и на Бельбеке – истребительная. Доклад был направлен в Школьный отдел Управления Военного Воздушного Флота.
Протокол
Заседания учебного комитета Севастопольской школы авиации
26 января 1918 года
Председатель Военный лётчик Капустян
Секретарь Военный лётчик Багровников
Присутствовали члены: Макеев, Толокнов, Есске, Арцеулов, Астахов, Боровой, Холщевников
Заседание открывается в 10 часов 40 минут.
Порядок дня
1/ Выбор председателя учебного комитета
2/ Выбор должностных лиц
3/ Текущие дела
4/ Организация Севастопольской школы
Доклад товарища Капустяна
Товарищ Макеев, председатель учебного комитета, просит принять свое полномочие председателя, ввиду отъезда из школы. Заседанием такая просьба выполнена.
Председателем учебного комитета единогласно выбран товарищ Капустян. Товарищем председателя избран на место товарища Капустяна товарищ Астахов при 6 голосах ЗА, двух воздержавшихся и одном против.
Избраны на должности инструкторов следующие Военные летчики: Есске, Холщевников, Толокнов, Арцеулов, Рябов, Афанасьев и Сущинский.
Прочитан протокол предыдущего заседания, утвержденного школьным комитетом. Прочитав сношение Управления Военного Воздушного Флота от 29-го Ноября 1917 года за № 32605 о ходатайстве Начальника Полевого Управления авиации и воздухоплавания о представлении соответствующей должности в тыловых частях или учреждениях командиру 7 авиационного парка бывшему полковнику Гаусману, заседание постановило в таковой просьбе отказать; заслушали телеграмму Ткачева за № 26097 о назначении инструктором товарища Военного летчика 24-го корпавиаотряда Ларионова. Заседание постановило принять, но если школьный комитет найдет невозможным принять, то заседание высказывается за то, чтобы товарища Ларионова числить кандидатом на должности инструктора.
В Совете Авиации и в Верховной Авиационной Коллегии нет специалистов по школьным вопросам. Созданная Всероссийским Советом Авиации комиссия из 5 лиц для разработки авиашкольных вопросов распалась, поэтому товарищ Капустян предлагает новому учебному комитету Севастопольской школы, как самой старой и наиболее деятельной школой, принять на себя продолжение труда Советской школьной комиссии, тем более что определение работы Севастопольской школы зависит от общего распределения школьной работы в Российской республике.
Учебный комитет принимает предложение.
Комитету предлагается выслушать и обсудить работу распавшейся комиссии.
Заседание принимает все предложения единогласно.
В особом приложении к протоколу будет приложен весь доклад товарища Капустяна.
Заседание постановило «Все Крымские школы должны быть специализированы, но работать самостоятельно, и разделены: в Симферополе летная школа, на Каче боевая и на Бельбеке истребительная», впоследствии, когда в Евпатории будут закончены школьные постройки, перевести истребительную школу в Евпаторию.
В 3 часа 15 минут заседание закрывается.
Председатель Военный летчик Капустян.
Секретарь Военный летчик Багровников.
ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АВИАЦИОННЫХ ШКОЛАХ
1. Авиационные школы в Российской республике до точного определения условий Федеративности отдельных народностей должны быть признаны, как и вся авиационная промышленность, общегосударственным достоянием. Отдельные народности России, уже выделившиеся в самостоятельное организованное целое, при желании создать у себя национальную авиацию могут это осуществить созданием активных авиационных единиц: «отрядов», пополнение которых летчиками будет гарантировано известным процентом учеников данной национальности, принятых в общегосударственные авиационные школы.
Расположение школ в тех или иных местностях имело своим основанием только условия благоприятные в метеорологическом отношении, поэтому присвоение им узко национальных задач той или другой народности будет случайным явлением, несправедливым по отношению к другим федерациям. Характер самого обучения пилотажу требует специализации разных отраслей обучения с назначением каждой школе отдельной задачи, почему национализация одной такой школы лишь вырывает из стройной системы авиа-школьного дела один из этапов обучения, чем нарушает всю систему, причем национальность, захватившая школу, все равно принуждена для полного развития авиашкольного дела основать заново недостающие специальные школы, которые будут лежать на территории других национальностей. Таким образом, национализация школ не даст ничего отдельным нациям, экстерриториальность же их с определенным % учеников от каждой национальности легко решает вопрос во всех отношениях и позволяет развиваться школьному делу в самых благоприятных условиях.
КОНКРЕТНЫЙ ВЫВОД: Все школы, объявившие себя национальными, должны вновь перейти на положение школ общегосударственных.
ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ПРЕЖНЕЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕТЧИКОВ
Школы работали крайне непроизводительно сравнительно с оборудованием каждой школы, а выпускали летчиков с очень плохой тренировкой и подготовкой.
ГЛАВНЫМИ ПРИЧИНАМИ БЫЛИ:
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ШКОЛ.
Каждая школа имела сложную задачу: осуществлять полностью все обучение летчика; почему внимание школ фиксировалось главным образом на наличии в школах разнообразных отделов и отделений, а не на наилучшем исполнении всей программы обучения. Приходилось все, но каждая отрасль в отдельности плохо. Универсальность задачи – требовала универсальности его инструктора, — что делало их работу крайне непродуктивной и способствовало развитию дилетантизма в каждой отрасли обучения.
Разнообразие аэропланов, моторов, запасных частей, порождаемое универсальностью, создавало невероятно трудные условия работы в мастерских, в отчетности, в технической части, требовало очень большого обслуживающего состава, большого наличия самолетов и моторов и не позволяло учитывать заранее все нужды все нужды и потребности школы.
Школа из желания иметь запас разнообразных запасных частей, моторов и самолетов, сделалась свалочным местом со всей авиации, не разрешив, тем не менее, вопроса об устранении недостатка в запасных частях.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗАДАЧ ШКОЛ.
Каждая школа не предназначалась для точного и определенного годового количества учеников. Фронт присылал в каждую школу периодически требования, приготовить к очень близкому сроку определенное количество летчиков. В школе началась спешка, и все летчики выходили ускоренным темпом. Отсутствие какого-либо расчета, каких-либо исходных основных норм, создавало постоянно в различных стадиях обучения либо перегруженность, либо застой.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КОМПЛЕКТОВАНИЯ УЧЕНИКАМИ.
Ученики присылались в школу самыми случайными и произвольными партиями и в произвольное время. Школа никогда не работала равномерно: всегда точками; результатом чего всегда был больший % лома аэропланов, больший % поломки моторов из-за спешки ремонта и чистки, и постоянные заторы учеников на разных стадиях обучения. Следовательно, школа в отдельных стадиях и периодах обучения работала либо со страшной перегрузкой, либо ее работа затихала от недостатка учеников. Администрация школы была занята трудноразрешимой задачей регулирования работы школы. Разрешалось затруднение обыкновенно разгрузкой перегруженной группы путем пропуска недоученных учеников в свободную группу /не дав им окончить обучение предыдущей группы/.
ОТСУТСТВИЕ КАКОЙ-ЛИБО СИСТЕМЫ В ОБУЧЕНИИ.
ОБУЧАЛИ ИНСТРУКТОРА, НАЧИНАЯ С ВОЗКИ, кончая спиралями, в другом месте той же школы была принята групповая система обучения. Инструктора одной и той же специальности, если таковые были, обучали каждый по своему методу. Права и обязанности каждого работника были совершенно неопределенны: каждый вмешивался не в свое дело и не делал того, что, казалось, являлось его обязанностью. Починка самолетов, починка моторов оборудование ангаров у отдельных инструкторов – зависело от их личной энергии и хорошего отношения к заведующим отдельными отраслями школы. Распределение самолетов – осуществлялось захватным правом, а пользование ими всегда носило характер обращения с собственностью. Передача самолета из свободной группы в группу перегруженную было редким явлением.
ОТСУТСТВИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ТРУДА, являлось причиной, что самые хорошие работники школы были все же слабы осуществить возложенную на них разнохарактерную работу.
НЕЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ И ЧИСТО ФОРМАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ СОЛДАТ СПЕЦИАЛИСТОВ – придавало работе характер итальянской забастовки: все у станков, которых много, но работа идет только для видимости.
«Желание заработать» создало в школах культ внеочередных и частных работ, причем страдал казенный материал. Аэроплан легко чинился, когда за него ученики платили, без платы он умышленно долго ремонтировался, требуя «заработанных».
УПРАВЛЕНИЕ Воздушного Флота копило гроши на вознаграждение механиков и теряло десятки тысяч на содержание бесполезных работников. Начальники школ, видя непродуктивность работ в школе, объясняли это недостатком рабочих рук и требовали новых работников, почему состав школы возрос до невероятных размеров, а работа впредь не продвинулась. Усложнились лишь функции школы, т.к. пришлось заботиться о большем числе подчиненных.
НИЧЕГО НЕ СДЕЛАНО ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПОЗНАНИЙ СВОИХ РАБОТНИКОВ.
Школы механиков, бывшие при школах, обслуживали лишь фронт. Уровень технических познаний оставался по-прежнему низок, как у механиков, так и у инструкторов.
УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ, ХАРАКТЕР РАБОТЫ: ВСЯ ОБСТАНОВКА РАБОТЫ ИНСТРУКТОРОВ В ШКОЛАХ СПОСОБСТВОВАЛА ТОМУ, ЧТО В ШКОЛАХ НЕ МОГ БЫТЬ НАБРАН ХОРОШИЙ СОСТАВ ИНСТРУКТОРОВ, которые на школьное дело часто смотрели как на возможность «отдохнуть», либо окопаться. Несмотря на такой низкий состав инструкторов, ими поддерживались анахронические традиции инструктора «полубога», отсюда барство, небрежное отношение к делу, грубое отношение к ученикам и отсутствие подготовки у учеников тем приемам, которых не знал инструктор.
ОТСУТСТВИЕ РАСЧЕТА ОБУЧЕНИЯ в тех школах, где обучение было разбито на последовательные группы, — размер программы групп не подсчитан был, группы неоднородны и некоторые заранее были обречены на постоянную перегрузку.
МЕСТА ШКОЛ ВЫБИРАЛИСЬ СЛУЧАЙНО, почему многие школы были обречены на малую производительность, либо на другие невыгодные условия работы из-за того, что не были предусмотрены: климатические и аэродромные условия, возможность хорошего сообщения, возможность расширения и образования других школ поблизости.
УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛАМИ ВЕЛОСЬ ИЗ ПЕТРОГРАДА БУМАЖНЫМ ПУТЕМ. Знакомства со школами личным образом не наблюдалось, почему управление школами своими нежизненными инструкциями и распоряжениями систематически тормозило работу школ. Самовластность Управления в школьных вопросах доходила до того, что ими совершались без согласия школ различные наряды на нежные в школах самолеты, моторы «их много в каждой школе» и даже заказ школьных самолетов /Альбатрос с двойным управлением/, над которыми школьные работники ломают головы: куда бы и как их применить?
Такое взаимоотношение между школами и Управлением заставляло школы относиться к Управлению формально, почему школы, видя в Управлении своего врага, всегда старались в своих отчетах показывать, формальное: «все благополучно». Управление верило благополучию и дошло до полной оторванности от школьной жизни, что доказывается легко при желании получить какой-либо материал, какие-либо сведения из школьного отдела Увофлота.
В постановлениях Первого Всероссийского Авиационного Съезда есть определенные указания на направление реорганизации школ, которая конкретно выливается в необходимости ряда мероприятий. Так как не все детали реорганизации найдут себе отражение в различных штатах, инструкциях и положениях: так как новые принципы усваиваются с трудом и неохотно, необходимо разослать по авиашколам для распространения и обсуждения основные положения реорганизации школьного дела, дабы каждый авиаработник в школе понял смысл мероприятий и в своей будущей деятельности руководствовался, без чего невозможна реорганизация, так как она будет только поверхностной, и каждый, привыкший работать по старому методу, будет в новых формах видеть лишь стеснения, которые постарается обойти.
ОСНОВЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ АВИАШКОЛЬНОГО ДЕЛА
Меры, улучшающие подготовку летчика и постановку обучения в школах:
1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ школ. Каждой школе становится только одна задача, которую она легко выполнит.
школы: предложено иметь следующих типов:
1, Теоретическая: в ней вся авиационная теория.
2, Летная: Все обучение летному искусству на учебных аэропланах.
3, Боевая: Тренировочная – в ней все обучение на боевых двухместных самолетах.
б, Истребителей: школа подготовки летчиков истребителей.
в, наблюдателей.
г, Школа воздушной стрельбы.
2. СОСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ КАЖДОЙ ШКОЛЫ КОНКРЕТНОЙ ПРОГРАММЫ в виде ряда испытаний, выполнение которых гарантирует предшествующую солидную тренировку ученика.
3. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ИНСТРУКТОРОВ.
Каждому инструктору поручается только один из отделов программы. Следовательно, каждое упражнение программы будет пройдено, — ничего не будет пропущено, каждое упражнение будет преподаваться специалистом – инструктором, что даст гарантию наилучшего усвоения учеником преподанного. Все обучение разделить сообразно отделам программы на равные по объему и последовательные в порядке обучения отделения.
4. ВВЕСТИ НОВЫЕ, БОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫЕ, МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ /к каждому пункту программы указаны методы обучения/. Способствовать постоянному усовершенствованию этих методов, для чего отдельным инструкторам предоставить инициативу отыскивать и применять новые более безопасные и продуктивные методы преподавания. Большая роль в этом смысле возлагается на школьный учебный комитет.
5. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ. В летной школе – самолеты, специально приспособленные к наилучшему усвоению программы. Этот тип «школьных учебных самолетов» надлежит ввести, для чего, выработать на основании всей программы летной школы основные требования к школьному самолету, путем конкурса аэропланных заводов осуществить этот тип. В боевых школах летчик должен обучаться всей программе на тех самолетах, на которых он будет летать в строевой авиачасти. Для облегчения перехода, где нужно, на боевой самолет ввести переходные типы самолетов. В летной школе и боевых, к моторам присоединить самопуск и карбюратор малого газа, чтобы уменьшить потерю дорогого полетного времени на заводку винта.
6. УСТАНОВЛЕНИЕ СТРОГОГО МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНЗА, предусматривающего физические и психические недостатки ученика, чтобы уменьшить % поломок и несчастных случаев.
7. ПОДБОР УЧЕНИКОВ с предварительной технической и по возможности авиационной практикой.
8. УЛУЧШЕНИЕ ИНСТРУКТОРСКОГО СОСТАВА. Уволить недостойных и привлечь лучших работников.
9. ДО РЕОРГАНИЗАЦИИ ОЗНАКОМИТЬ УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ ШКОЛЫ с основами реорганизации, поручив им самостоятельно проводить реорганизацию.
10. СОЗДАТЬ ВЫБОРНЫЕ ДОЛЖНОСТИ ШКОЛЬНЫХ ИНСТРУКТОРОВ РАЙОНА для объединения деятельности группы школ и действительного контроля над ними.
МЕРЫ К ПОДНЯТИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1. ЗАКРЫТЬ ВСЕ ШКОЛЫ, работающих в плохих аэродромах и климатических условиях, и развивать за счет их школы, находящиеся в благоприятных условиях. При выборе новых школ руководствоваться не только наличием максимума благоприятных условий, но и возможностью в будущем школе расширяться и образовывать поблизости новые школы.
2. ВСЕ ШКОЛЫ ДЛЯ УДОБСТВА УПРАВЛЕНИЯ, для осуществления наибольшей связи между ними, для снабжения – сосредоточить по возможности в одном районе. В каждой действующей школе усмотреть все факторы тормозящие работу и преднаметить меры к устранению их.
Современное состояние Республики Российской, находящейся в период революционной ломки, при затруднительности финансов, путей сообщения, приостановкой промышленности, при отсутствии единства политических взглядов различных национальностей, все это создает непреодолимое препятствие к осуществлению идей специализации школ всех авиационных, т.к. невозможно установить преемственность работы новых школ с узкой специальностью каждая, при условии нахождения их вдали одна от другой. Невозможность переноса школ в один район при расстройстве сообщения, дает только одну возможность: Создать в крымском районе, наиболее богатом школами и удобном в климатическом отношении из существующих авиационных школ вполне законченный цикл новых специальных школ так, чтобы ученик мог в этом центре получить все полетное обучение, начиная с теории и кончая воздушной стрельбой.
Все остальные школы временно будут работать на старых принципах универсальности, применяя лишь новые методы и во внутреннем укладе работ, вводя, где можно, новые принципы авиашкольного дела.
В КРЫМУ НУЖНО СОЗДАТЬ:
Школу теоретическую – в Евпатории, вместо школы наблюдателей.
Школу летную – Симферополь.
Школу боевую – Кача.
Школу истребителей – Евпатория.
Школу воздушной стрельбы – Евпатория.
Школу механиков – Евпатория при школе теоретической.
Все школы с единой годовой пропускной способностью около 120 учеников, школа истребителей на 60 учеников и боевая на 120.
3. УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА ТИПОВ САМОЛЕТОВ В ШКОЛЕ и вообще специализация задач, возлагаемых на школу. В теоретических школах собрать со всех школ все учебные пособия.
В летной школе в будущем – специальный учебный самолет. Теперь же чтобы использовать старые типы самолетов и моторов /находящихся в школах и на заказах/: Фарман 16 или 20. Испытать переделку гондолы на мотор спереди, — если удачно, заменить.
В боевых тренировочных школах: все самолеты, принятые на вооружение разведывательных, артиллерийских отрядов разделить на 3 группы выделить наиболее типичные самолеты, которые и принять для обучения. К трудным типам иметь тип переходного самолета. В Севастопольской 3 типа: Фарман 30, Анасоль и Ньюпор 10 /Сопвич[1] Д Н 4./ переходный Декан/.
Истребительный 2. типа – Ньюпор 17 и Спад, тренировочный – Ньюпор 21.
Переходные – Ньюпор 23 квад. метра или десятка.
В школах наблюдателей – Вуазены, Фарманы 30, в дальнейшем полеты на самолетах из школы тренировочной, в школе Воздушной стрельбы гидроаэроплан Щетинина 5 и Альбатрос. Летчики из школы истребителей окончательную тренировку в стрельбе будут проходить на боевых истребительных аэропланах своей школы.
4. ВЕСЬ ХЛАМ И ВСЕ ДРУГИЕ САМОЛЕТЫ, и моторы, и запасные части к ним сдать в специальные парки /Симферополь и Москва/. Эта мера разгрузит в школах работу технической части, упростит работу авиаспециалистов, упростит снабжение запасными частями, самолетами и моторами и создаст возможность заблаговременного учета нужд.
5. СОЗДАТЬ В ШКОЛАХ НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНЫЕ РАБОЧИЕ НОРМЫ:
а, учеников на возящего инструктора 4 /не более 5/.
б, учеников на летающий самолет 3-4 /чем продолжительнее полеты, тем меньше/
в, самолетов на летающего инструктора – 3-4.
г. механиков на самолетах: не менее 2 специалистов /регулировщик моторист и один подручный/.
д. нормы в мастерских – в зависимости от числа действующих самолетов и моторов, а также от их сложности, частоты ремонта и прочего технического оборудования школы. Эти нормы должны быть неуклонно соблюдены и при надобности надлежит их заменить в сторону большей продуктивности.
6. ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ по отделениям руководствоваться тем, чтобы каждое отделение, работая в пределах вышеуказанных норм, выполняло свои задачи в одно и то же число полетных занятий /необходим расчет/ — Эта мера сделает каждое отделение равной пропускной способности, чем обеспечивается отсутствие заторов.
7. УНИЧТОЖЕНИЕ ВРЕДНОГО ВЛИЯНИЯ НЕДОСТАТКА СНАБЖЕНИЯ НА РАБОТУ ШКОЛЫ. Введение в школах 50 % нормы, ЗАПАСНЫХ самолетов и 100-150 % нормы ЗАПАСНЫХ моторов в зависимости от числа «ДЕЙСТВУЮЩИХ» самолетов. Для пополнения школьного запаса до нормы образовать специальные школьные склады-парки /Москва и Симферополь/, где сосредоточить запас самолетов и выделку запасных частей. Желательно специализировать один из заводов исключительно под школьные самолеты.
8. ПОДНЯТЬ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ПОЗНАНИЙ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ И ИНСТРУКТОРОВ. В школах устраивать лекции и сообщения для ознакомления с новинками и лучшего усвоения наиболее слабых мест работы.
Образовать школы: 1, авиационных механиков.
2, авиационных техников.
3, авиационных инженеров.
В учебных комитетах, — разработать общие для всех инструкторов взгляды на полетные вопросы, создав, тем самым, и общность полетного образования учеников.
9. ОСУЩЕСТВИТЬ НАИЛУЧШИЙ ПОДБОР АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ И ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА. Оставить на выгодных условиях на сверхсрочную службу всех специалистов, переводя их на положение вольнонаемных рабочих. Предоставить им в перспективе возможность дальнейшего повышения и совершенствования в знаниях /Школа авиационных техников и Аэроинститут/. Повысить оклады на высших технических должностях, и тем привлечь специалистов инженеров. Послать в Аэроинституты подходящие лица для получения в будущем кадра авиационных инженеров. Уменьшить до минимума кадры неспециалистов. Лиц несоответствующих техническим должностям удалить из школы. Устранить весь технический персонал от начальствования, забот о быте подчиненных. При выборном начале – выбирают только заинтересованные специалисты, а у выбранного должен быть обязательно технический ценз.
10. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
Раз навсегда покончить с принципом совместительства должностей: каждому одна несложная задача по его специальности. Инструктора не могут быть делопроизводителями казначеями, заведующими гаражами, заведующими командами. Авиаспециалисты не должны нести нарядов, кроме специально технических, не должны наряжаться на грязную работу. Вся работа школы делится на три отдельных отрасли: полетная, техническая и хозяйственно-бытовая.
11. ПОДНЯТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА путем создания заработной платы по артелям. Содержание должно состоять: из основного и за работу. Основное по должностям, заработанная – только для работающих. Чем больше сделано, больше должно оплачиваться.
12. ВВЕДЕНИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫХ МЕТОДОВ, как обучения, так и работы. Поощрение всевозможным новых методов и приспособлений, должно выдаваться вознаграждение, — в зависимости от его значения в смысле поднятия производительности. /Норма: полугодовая выгода казне от примененного нового приспособления, либо метода по скромным и достоверным расчетам./
13. ВСЕ НЕГОДНОЕ ИМУЩЕСТВО САМОЛЕТЫ И МОТОРЫ после их исключения со снятием целых частей, отдавать для разборки во внерабочее время артелям авиаспециалистов, от которых принимать покупкой за одну четвертую рыночной стоимости все части, могущие быть использованными. Раньше при незаинтересованности рабочих в разборке пропадало много ценного имущества, эта же мера, безусловно, даст экономию казне.
14. УЛУЧШИТЬ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, РАБОТЫ И БЫТА ИНСТРУКТОРОВ, учеников, специалистов. Отдых, отпуски, полезные развлечения, квартиры, сообщение с городом, семейный быт, пища, одежда.
15. ОТЧЕТНОСТЬ ПОЛЕТНУЮ И ТЕХНИЧЕСКУЮ УПРОСТИТЬ, преследуя цели:
1. действительного контроля над движением имущества.
2. систематизации имущества /в любой момент знать, где и сколько/.
3. своевременного учета недостающего.
В ПОЛЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ:
1. Контролировать обучение.
2. определять способности учеников и классифицировать их.
3. своевременно учитывать полетные нужды.
4. подготовить статистические данные для возможности дальнейшего усовершенствования методов и увеличения производительности.
16. ТОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВ и обязанностей каждого. Каждый работник должен знать свои права и обязанности и схему общей подчиненности школы.
МЕРЫ: инструкция, определяющая права и обязанности каждого и популяризация схемы подчиненности, которая должна быть вывешена во всех общественных местах.
17. РАСЧЕТ ШКОЛ.
В летной школе ученики вливаются ежемесячно равномерным потоком, школа обрабатывает их и выпускает равномерно по количеству учеников, но уже не месячным, а полумесячными периодами. Идеалом работы школы была бы такая равномерность, чтобы каждое полетное отделение школы работало ровно месяц, но число полетных дней в месяц подвержено большим колебаниям, и соблюдение равномерности могло бы осуществлено только при расчетах минимума полетных дней. Тогда бы ради равномерности пришлось заведомо не пользоваться в хорошее время года полетными днями сверх минимума, так как программа каждого отделения будет пройдена в минимум полетных дней, если же допустить полеты сверх программы, то нарушается равномерность подготовки учеников в разное время года, да и полеты эти будут относительно бесполезными. Наилучшим выходом является сосредоточение всех школ с полетной преемственностью в одном районе, тогда равномерность будет соблюдена, так как все школы будут поставлены в одинаковые метеорологические условия работы. Полетная программа должна основываться на среднем количестве полетных дней в году, наблюдавшимся за предыдущее время. Теперь нельзя из-за трудности перевозки и бедности страны сосредоточить все школы в одном районе, поэтому желательно сделать так, чтобы школы объединились по районам в группы – так, чтобы каждая, группа была бы одинаковой пропускной способности и в ней были школы летная и боевая. Очень удачно разрешается вопрос с крымскими школами: они расположены в одном районе и уже теперь в их организации есть деление на летные и боевые. Реорганизация этой группы должна быть такова, чтобы эта группа могла самостоятельно, не питаясь извне, дать определенное количество летчиков. Объединение этих школ под единым управлением, создаст условия, удобные для работы, для организации, для борьбы с узко понимаемой национализацией, основываясь на серьезных задачах нации, а работников той или иной национальности в школе на % соотношении.[2]
***
Источник:
РГВА, фонд 24741 «Севастопольская авиационная школа. Аэродром Александро-Михайловский», опись 2, дело 1 «Основное положение об авиашколах. Протокол № 6 заседания учебного комитета школы от 26.01.1918г.», 1918 г., 7 листов. Листы 1-5 с об., 6, 7 с об.
ПРИМЕЧАНИЯ
Оставьте свой отзыв