Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Рапорт в УМА начальника хозяйственного отдела Н.Т. Федорова 15 июля 1918 г.

В этом документе рассказывается о состоянии Нижегородской школы морской авиации и действиях Самарского дивизиона воздушной бригады особого назначения во время взятия белочехами Самары.

Начальнику Управления Морской Авиации и Воздухоплавания

Получено 17/11 июня 1918 г. № 1647

[от] Начальника Хозяйственного Отдела Н.Т.Федотова

РАПОРТ

Выехав из Москвы 3-го сего июня, 4-го июня прибыл в Нижний Новгород и так как пароходное сообщение с Самарой было временно приостановлено вследствие наступления чехо-словаков от Сызрани на Самару, то решил ознакомиться с условиями жизни Петроградской Школы Морской Авиации. При этом ознакомлении выяснилось следующее:

1/ Канцелярия школы, команда и часть учеников летчиков поместилась в отведенных для них номерах наследников «Панкратова», около железнодорожного вокзала, остальная часть служащих поместилась в номерах гостиницы «Люкс» /тоже около вокзала/ и в частных квартирах.

2/ склад имущества помещается в каменных сараях, в расстоянии ½ часа ходьбы от канцелярии.

3/ Место для спуска и поднятия аппаратов еще окончательно не выбрано и к разработке плана и сметы работ для этого не приступлено. Между прочим, предполагается устроить станцию на барже.

4/ Разбор эвакуированного имущества уже начался, но для хранения его в порядке пока ничего не сделано.

5/ Собрано два аппарата, а на третьем ставится мотор. Собранные аппараты оставлены на открытом воздухе, на берегу реки Оки и были прикрыты брезентом.

6/ Никаких инвентарей и материальных книг не имеется, оказывается, что инвентарей и вообще материальных книг и отчетностей не велось за все время существования Школы и только за декабрь месяц 1917 года была составлена опись имущества Школы, которая и могла бы быть исходным документом, но так как позднее декабря также не велось книг, совершенно неизвестно, что Школа имеет и что должна иметь. По заявлению начальника Школы[1], в настоящее время организована Комиссия, которая и приводит в известность имущество Школы.

Мною предложено Начальнику Школы завести все необходимые книги, как инвентарные, так и приходно-расходные.

7/ Из книг по денежной отчетности имеется книга приходо-расходная. Денежная отчетность до настоящего времени не составлена.

Мною сделано указание на то, чтобы все книги были заведены и велась отчетность.

8/ Никаких занятий в Школе не производится.

9/ Из разговоров выяснилось, что и ранее до эвакуации Школы в Нижний Новгород, в Школе никаких теоретических занятий не велось, а практические /полётные/ велись не по выработанной программе, а по усмотрению инструкторов.

10/ Инспектирование школы не производилось.

Из вышеприведенного видно, что жизнь Школы была и раньше поставлена совершенно ненормально, да и теперь трудно ожидать каких-либо изменений в ней, если в корне не будут изменены условия ее существования. Эти условия должны заключаться в следующем:

а/ Необходимо немедленно выбрать энергичного руководителя Школы, таким руководителем может быть и нелетчик.

б/ Немедленно принять энергичные меры к устройству соответствующей местным условиям станции.

в/ Школе должны быть предъявлены строгие требования к выполнению существующей программе обучения, как теоретического, так и практического.

г/ Занятия должны вестись регулярно и энергично.

д/ Заведены: отчетность, как денежная, так и материальная, введена регулярная проверка имущества и денежных сумм и

е/ Введена постоянная, деятельная, инспекция над всею жизнью Школы.

В противном случае Школа будет являться только безотчетным благотворительным учреждением для лиц, не желающих работать. Число окончивших эту Школу за все время ее существования /трое/ является лучшим подтверждением приведенного мнения.

С первым отходящим на них[2] пароходом, я, Начальник Воздушной Бригады Особого Назначения военный моряк Лишин[3] и командированные в Баку – летчики Лавров и Демченко выехали из Нижнего, но в Ставрополе наш пароход был задержан вследствие событий происходивших в Самаре, а затем и возвращаясь обратно в Нижний – Новгород. В Симбирске, где пароход был задержан на сутки, оказался пароход, на котором была вывезена из Самары часть команды Воздушной Бригады Особого Назначения. Военный моряк Лишин, узнав об этом, немедленно отправился на этот пароход и узнал от своей команды следующее о ходе событий в Самаре, в котором команда бригады принимала деятельное участие:

1-го июня. Ввиду начавшегося наступления чехо-словаков из Самары 120 человек Бригады, под командой Погодина[4], были посажены на пароход и отправлены к Сызранскому мосту, где они задерживали и осматривали все пароходы; их обстрелял броневой поезд с моста; один был ранен; вечером возвратились в Самару.

Источник фото: сайт Госкаталог.РФ.

2-го июня. Все были в Самаре, готовились к походу против чехо-словаков.

3-го июня. 109 человек, при 3-х 75 м/м пушках и 20 пулеметах пошли к станции Липиги [Липяги[5]] близ Иващенко[6], для охраны левого фланга.

4-го июня. Пришли на позицию и устроились.

5-го июня. Чехи начали наступление.

Первым же залпом своих орудий, шрапнелью, команда уничтожила наступающую кавалерию; наступление велось 4-мя колоннами, в числе около 700 человек, продолжалось около 6 часов, одна колонна была целиком сметена пулеметами, остальные разбиты и чехи отступили. Затем чехи повели наступление на правый фланг, где наших частей не было. Здесь чехи прорвали фронт и зашли нашим в тыл. Наши орудия стреляли до тех пор, пока не пришли в полную негодность /одно разорвалось, а два других так раскалились, что снаряды не могли быть додвинуты до места и медь приваривалась/; пулеметы так раскалились, что переставали действовать; команда Бригады бросила орудия и пулеметы и начала отступление. Во время отступления пришлося переправляться через 7 речек, во время переправы многие утонули.

Команда возвратилась только в 5 часов утра 6-го июня.

6-го июня. Команда была посажена на пароход. Советские войска задержали подход к реке Самарке; чехи пошли в обход, но перейти Самарку им не дали.

7-го июня. В городе начались выступления контр-революционеров; стрельба шла по всем улицам и из окон домов;

8-го июня. Утром пароход ведомства путей сообщения «Александр» на коиорм помещалась часть бригады вышел в Самару.

9-го июня. Команда перебралась на пароход О-[бщест]ва «Кавказ и Меркурий» «Фельдмаршал Суворов».

Источник фото: сайт Госкаталог.РФ.

На пароходе находилось всего 88 человек команды Бригады; из них около 40 человек больных, плохо владевших руками и ногами, вследствие простуды, полученными ими при переправе через реки во время отступления 5-го и 6-го июня.

На позициях под Иващенком было убито: из 1-й Бригады 14 чел. из 2-й Бригады – 15 чел. и Корабельного Отряда 8 чел., всего 37 человек. Среди убитых-командного состава – Шашкин и врач Лабовкин.

Около 12 человек уехали на автомобилях Бригады в Ставрополь. Около 20 человек остались отдельными группами на разведках. Около 20 человек уволены от службы. Около 60 чел. находятся без[неразборчиво]ной отлучке. Около 40 чел. и Комиссар Бригады остались в Самаре. Уволены за бездействие Кулагин, Коротков и содержатель Малков.

Дом, в котором жила команда, разрушен. Секретные бумаги и деньги взял к себе на квартиру Николаев.

Начальник Бригады, военный моряк Лишин перешел в Симбирске к своей команде на пароход «Фельдмаршал Суворов». Этот пароход, на котором находились и другие советские войска, остался в Симбирске до дальнейших распоряжений.

Я просил Лишина, чтобы он по возможности чаще ставил в известность УМА о своем местопребывании и о дальнейших своих действиях. Летчики Лавров и Демченко остались на пароходе «Гончаров» в Казани, где предполагают ждать открытия пароходного сообщения с Астраханью.

15 июня 1918 г.

***

Источник: РГА ВМФ, Ф. Р-61, ОП. 1, Д. 94, Л. 72-73 с об.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Морской летчик Альфред Госповский. []
  2. Так в источнике. []
  3. Начальник 1-ой Воздушной бригады Балтийского флота морской летчик Сергей [Андреевич?] Лишин назначен начальником Бригады Особого Назначения приказом по Флоту и Морскому Ведомству за № 334 от 27/14 апреля 1918 г. Источник: РГВА, Ф.29, ОП.11, Д.2, Л.10. На 1 декабря 1918 г. ученик летчик Морской школы высшего пилотажа. РГВА, Ф.29, ОП.11, Д.2, Л.57-59 с об. []
  4. Михаил Федорович Погодин. В 1919 году помощника районного приемщика (аппаратов, моторов), затем комиссар Морской школы авиации в Нижнем Новгороде, в 1921 г. помощник Начглавоздуха. []
  5. Сёла Русские Липяги, Мордовские Липяги, Чувашские Липяги. Ныне город Новокуйбышевск. []
  6. Ныне город Чапаевск. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image