Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Закат школы авиации военного времени Всероссийского Аэро-Клуба

В фондах Российского Государственного Военного Архива хранятся редкие документы, рассказывающие о послереволюционной судьбе авиашколы Императорского Всероссийского Аэро-Клуба.

В проекте военного летчика Модраха (февраль 1918 г.) 1-я Социалистическая Народная школа авиации (1-я НСАШ, она же бывшая школа авиации военного времени Всероссийского Аэро-Клуба) была намечена к ликвидации. Финансирование школы в 1918 г. не было предусмотрено.

Ранее, на 1-м Авиационном съезде 1917 г. было принято решение о реорганизации авиационных школ на основании их специализации. Постановлением Авиасъезда, 1-я НСАШ сливалась с Московской школой авиации (школа авиации военного времени Московского общества воздухоплавания), образовывая лётную школу.

Первоначальным местом постоянной дислокации лётной школы предполагался г. Ярославль.

Спасая богатое авиационное имущество 1-й НСАШ, а также с целью окончания обучения учлетов, Учебный отдел Главоздухфлот принимает решение об эвакуации школы в г. Казань. В начале мая 1918 г 1-я НСАШ активно готовится к эвакуации, для чего было запрошено 100 железнодорожных вагонов и 200 платформ. В ночь 08 на 09.06.1918 г. в школе происходит разграбление спирта. Производятся аресты, временное исполнение обязанностей начальника школы возлагается на военного летчика Андреева. Комиссаром с широкими полномочиями назначается военно-морской летчик Сатунин. 13-14.06.1918 г. из школы уволено 3/4 списочного состава, по различным данным оставлено порядка 50 человек.

Оставшийся постоянный и переменный состав школы, том числе: 8 инструкторов-летчиков, 5 мотористов и 22 учлета, эвакуируются в г. Казань. К началу июля 1918 г. 1-й НСАШ, как самостоятельного учреждения больше не существовало. В течение 1918 года школа функционировала как отдел Московской авиашколы.

[1]

***

Заключение[2]

О штабе 1-й Социалистической Народной школы авиации, представленном Начальником школы авиации военного времени Всероссийского Аэро-клуба

Представляемый проект штата Школы авиации видимо не предусматривает какой-либо специализации её. Проект следует признать недостаточно разработанным.

1) Самая важная – полетная часть стоит на втором плане; неизвестно кто ведает всеми практическими занятиями; совершенно отсутствуют мотористы обслуживающие самолеты; все специалисты и чернорабочие скрываются по видимому под общим названием «строевая команда».

2) Техническая часть – нет лица заведующего технической отчетностью, нет лица заведующего мастерскими, неизвестно кто ведает аэродромом и парком.

3) Хозяйственная часть – разработана излишне подробно и поставлена впереди теоретической учебной. Следует установить, что с переходом на вольнонаемный труд является излишним вводить в штат поваров, сапожников и др. не относящихся к делу авиации ремесленников.

4) Совершенно отсутствует «положение о школе», так что судить подробнее о соответствии штата и поставленным школе задачам не является возможным.

5) Метеорологическая станция и другие вспомогательные учреждения отсутствуют.

6) Теоретический курс должен быть вовсе выделен и проводиться в общей школе подготовки летчиков.

7) Денежные отпуски должны получить общую для всех школ разработку – включая как специальные отпуски на ведение практических занятий, так и нормы оплаты труда.

Военный летчик Модрах[3]

***

8 апреля [1918 г.]

Москва.

Отпуск.

Школа авиации военного времени Всероссийского Аэро-Клуба, по проекту военного летчика Модраха, намечена к ликвидации. Сметой В.У.В.Ф. на 1918 г. школа не предусмотрена.

В настоящее время в школе имеется около 10 уч., закончившие обучение, не еще не державшие экзамена и около 20 учеников, частью уже летающих самостоятельно.

В интересах дела полагал бы необходимым закончивших обучение учеников для держания экзамена теперь перевести в Московскую Авиационную школу, куда затем по ликвидации аэроклуб. школы, придать и остальных учеников.

Намеченную ликвидацию надо провести возможно скоро, с немедленной передачей имущества и личного состава школы в Москву.
Промедление в вопросе о ликвидации школы, в связи с событиями на русск[о]-финл[яндской] границе, может иметь пагубные последствия.

Вр.и.д. Начальника Отдела, Летчик-Наблюдатель Костоусев[4]

***

Доклад

По управлению Военного Воздушного Флота.

Учебного отдела.

2 мая 1918 г. № 90574 Москва

Заключение

В смете на 1918 год содержание 1 Народной Социалистической школы авиации не предусмотрено. Вместе с тем, школа продолжает работать: в ней состоит до 50 самостоятельно летающих учеников, находящихся в разной степени обучения. Из кредитов минувшего года школа не использовала по смете на практическое обучение – 164 тысячи рублей; чтобы не прерывать работу школы, деньги эти желательно было бы отпустить ей незамедлительно. Исходя из того, что что авиашколам на 1918 год ассигновано на практическое обучение каждого ученика по 5 тысяч руб., Отделение полагает, что Народной Социалистической школе, как закончившей частично обучение своих учеников, сумма 104 тысячи на 50 учеников достаточно. Жалованием служебный персонал и ученики удовлетворены по 1-е апреля с/г. Получение жалования в дальнейшем, по словам представ., делегированного школою для разъяснений, затруднительно.

Вследствие этого представленный школою временный штат желательно утвердить, чтобы школа могла требовать все виды денежного довольствия обычным порядком, впредь до преобразования ее в летную по эвакуации, на новом аэродроме, после чего денежное довольствие будет совершаться согласно штатам летной школы, как только последний получит утверждение.

Об эвакуации школы

По словам представителя, делегированного по делам школы, было бы желательно использовать летний сезон, чтобы закончить обучение 50 летчиков, не теряя времени на эвакуацию и устройство на новом месте. Отделение полагает, что это возможно в том случае, если политическое положение страны позволит дальнейшее спокойное пребывание на месте, но, если пришлось бы внезапно и без предварительной подготовки эвакуировать школу – это не могло бы отразиться на состоянии весьма ценного технического имущества Республики, имеющегося в ведении школы.

В связи с реорганизацией авиационной школы и предполагаемым слияние 1-й Народной Социалистической школы авиации и Московской военного времени в одну школу – летную, необходимо, чтобы летная школа уже в начале или, в крайнем случае, середине текущего лета основалась на новом месте и до наступления зимы более или менее устроилась.

К 1-му июня, по словам представителя школы, 1-я Народная Социалистическая школа авиации получит возможность открыть прием учеников, так как инструктора, ведущие первоначальным обучением и аппараты, имеющиеся в школе для этой цели, к тому времени будут свободны. Так как, по всей вероятности, и работа комиссии по приисканию в Поволжье подходящего аэродрома к тому времени будет закончена, то освободившийся служебный персонал, аппараты для первоначального обучения и часть технического имущества эвакуировать на новый аэродром после 1-го июня в первую очередь.
Всех летающих на быстроходных аппаратах, а также закончивших предварительное обучение и предназначенных для перехода на таковые, передать в Гатчинский отдел школы высшего пилотажа, в Самаре, т.к. производится специальное обучение полетам на быстроходных аппаратах и проходится курс высшего пилотажа – сделав это во вторую очередь.

Всех учеников, не предназначенных на быстроходные аппараты, а из числа предназначенных также не успевших закончить летную подготовку, эвакуировать на новый аэродром в летную школу, а также все оставшееся техническое имущество и предметы оборудования. Всех закончивших летную подготовку предназначенных для обучения на аппаратах разведывательного типа и боевые типы этих аппаратов – передать в Гатчинскую школу, направив груз в тот пункт, куда школа будет эвакуирована, сделать это в 3-ю очередь. Предполагается, что к этому времени при помощи 1-го эшелонов школы условия размещения и работы на новом месте будут в достаточной степени освещены и налажены. К подготовлению к эвакуации имущества необходимо приступить незамедлительно, параллельно летной работе школы.

О бензине

Ходатайство школы об отпуске авиационного бензина, [Учебное] Отделение [Главоздухфлота] полагает необходимым удовлетворить с тем, чтобы стоимость такового согласно положения была уплачена школою из 164 тысяч, положенных отпуску на практические занятия.

О ходатайстве школы об оставлении 5 аппаратов, требуемых 5-ым авиотрядом

Отделение полагает, что аппараты и всякого рода техническое имущество, поступающее по наряду Коллегии в школы быть передано куда-либо только по распоряжению Коллегии, как учреждения, в ведении которого состоят школы, и которое ответственно за сохранность как имущества, так и продуктивность работы этих школ. Помимо распоряжения Коллегии по Управлению Воздушным Флотом, школы не должны допускать выдачу аппаратов или какого-либо имущества, отклоняя всякое ходатайство авиотрядов и учреждений, обращенное непосредственно в школу.

В данном случае аппараты: Фарман 30 – 3 шт., Фарман 40 – 1 шт. и Сопвич[5] – 1 шт. были получены из числа имущества, находящегося в Архангельске, при помощи т.Можаева частным образом, не по наряду Коллегии по Управлению Воздушным Флотом.

Желательно эти аппараты передать – Сопвич в школу быстроходных аппаратов в Самаре, а Фарманы – в Гатчинскую школу, эвакуировав их после 1-го июня, когда будут вообще передаваться аппараты боевого типа соответственно производящейся реорганизации школы. Фарманы желательно направить непосредственно в то место, где будет помещаться Гатчинская школа по эвакуации.

Военный летчик Гавин[6]

***

Военная Телеграмма

Петроград, Коллегия по разгрузке эвакуации Петроград

Прошу срочном предоставлении первой народной социалистической школе авиации ста вагонов и двухсот платформ.

10 мая 1918 г.

Демобилизационный Отдел при Управлении Воздушного Флота /Новинский бульвар № 101/[7]

***

Российская Федеративная Республика

Учебный отдел [Главоздухфлота]

11 мая 1918 г. № 90619, г.Москва, Отпуск.

1-ую Народно-Социалистическую школу /г.Петроград/.

Ввиду предстоящей реорганизацией авиационных школ на основании специализации и в соответствии с постановлением 1-го Авиасъезда, — Учебный отдел [Главоздухфлота] сообщает, намеченную схему распределения авиационных школ по специальности и по городам Российской Федеративной Советской Республики
Признаны три школы:

1/ Летная в г.Ярославле /из 1-й народной социалистической и Московской авиационных школ/.

2/ Специальная /разведочного типа самолеты/ в г.г. Саратове, Сызрани или Оренбурге других городов Поволжья, /из народной социалистической авиационной школы в г.Гатчине/.

3/ Специальная /быстроходные типы самолетов/ с отделением высшего пилотажа, который в будущем времени образует вполне самостоятельную единицу, — в г.Самаре/ из Харьковского и Одесского отделов Народной Социалистической авиационной школы/.

Вр.и.д. Начальника Учебного отдела, военный летчик Гавин[8]

***

Российская Федеративная Советская Республика

Н.К. по В. и М.Д.

Всероссийская Коллегия Рабоче-Крестьян[ского] Красн[ого] Воздушн[ого] Флота

12 июня 1918 г. № 1а

ВР.И.ОБ. начальника 1-ой народной социалистической школы авиации военкому летчику Андрееву

В изменение предписания Отд[ела] Увофлота от 3-го июня за № 90803, настоящим предписываю, не останавливая работы по погрузке и отправке имущества школы, арестованных и подлежащих аресту за сопротивление в ночь с 8-го на 9-е июня с.г. немедленно исключить со службы. Служащих и учеников за исключением необходимых для погрузки и отправки уволить со службы без уплаты 1 1\2 месячного содержания.

События в ночь с 8-го июня с.г., позорящие Воздушный Флот, за которые являетесь ответственными Вы и комитет школы, будут предметом самого строгого расследования и все виновные будут преданы революционному суду.

Комиссаром Школы с широкими полномочиями назначается военно-морской летчик Сатунин

Член совета и комиссар Главного Управления Воздушного Флота РККА, военный летчик

Инженер-механик[9]

***

15 июня 1918 г. Петроград

Члену Совета и Комиссару по управлению Красным Воздушным Флотом Раб[очей] и Кр[асной] Армии

Тов. Акашеву

[От] Комиссара 1-й народной социалистической авиашколы

Рапорт

Согласно Вашего предписания, я вступил на должность комиссара 1-й Н.С.Авиашколы и тем же числом /13 июня/ приказом по школе уволил из состава списка школы 43 человека /пр.№ 82/, а на другой день дополнительно еще 92 человека, итого 135 человек. В число оставленных в школе 54 человек вошли исключительно чины комитетов, делегаты на авиасъезд в Москве и те из специалистов, учеников летчиков, кто своей долгой работой на фронте, успешными занятиями в школе и лояльным отношением во время произошедшего инцидента со спиртом заслужили таковое оставление в списках, тем более, что все оставленные или механики специалисты первых категорий и старых сроком службы, или же ученики окончившие почти полный курс обучения на Фарманах и Альбатросах. Оставлены тоже во втором числе впредь до распоряжения или нового назначения инструктора. Эшелон из 39 вагонов погружен и отправлен в 4 часа дня 14-го июня с начальников эшелона военлетом Левченко и сопровождающими из 15 челов[ек] /из числа 54 оста[вленных]/. Оставшаяся движимость, лошадь с повозкой, и некоторые еще не отправленные самолеты могут быть эвакуированы только лишь по получении требуемого числа вагонов, а главное той причиной, что школа до сих пор не эвакуировалась не по заданиям оперативного характера, а в общем порядке эвакуации. В настоящее время мною предприняты шаги, увенчавшиеся успехом о перечислении эвакуации школы в оперативное задание Военного Ком[ите]та П[етроградской] Ком[муны]ны и я надеюсь, что в самый ближайший срок школа в оставшемся своем составе будет эвакуирована.

При расчете чинов школы каких-либо значительных инцидентов не было. Отобран револьвер у одного из чинов школы, не имеющего разрешения и из числа уволенных арестован один за контрреволюционные разговоры о советской власти.

Согласно указания Штаба Военного К[омимите]та расчет чинов школы произведен по 14-е число, т.к. вовсе не производить таковой можно было только том случае, если бы все чины подлежащие расчету были арестованы и содержались под стражей, что по соображениям политическим и трудностям технического выполнения быть в настоящее время не возможно. Из числа арестованных 11 челов[ек] видимо задержаны случайно и об освобождении их мною возбуждено ходатайство.

Со стороны чинов комитета и н[ачальни]ка школы я встретил полную поддержку, о чем и свидетельствую, и ими применяются все зависящие меры к успешной эвакуации школы.

Прошу Вашего распоряжения телеграфно, о скорейшем выделении ассигнований школе на эвакуацию сумм т.к. в виду изложенных причин погрузка может быть произведена с помощью сил, нанятых со стороны. А также об отпуске бензина в размере 20 пудов для поездок, связанных с эвакуацией, т.к. приходиться все время ездить на вокзалы Финляндский, Шуваловский и Николаевский, а также поддерживать связь с коллегией.

Мною взята на учет вся переписка школы, все поступления и отчетность, а также наблюдения за несением караула, который назначается из числа оставленных чинов.
Полный отчет будет мной представлен по окончании эвакуации Школы.

Комиссар Школы, военно-морской летчик Сатунин[10]

***

Петроградская 1-ая Народная Социалистическая школа авиации

11 июля 1918 № 1172

Начальнику Главного Управления РККВФ

Рапорт

Согласно Вашего приказания и начальника Учебного отдела [Главоздухфлота] от 3-го июня с.г. за № 90775/1052 мною принято временное исполнение обязанностей должности начальника Петроградской авиашколы с 5 июня 1918 года. Все те принципиальные задания, лежащие на моей обязанности и Ваши приказания доведены до желательного конца.Вследствие эвакуации и новых начал школы Вами было предписано свести существующий штат школы до минимума. Сообразуясь с Вашим сношением со мною совместно с Комиссаром школы Сатуниным было обращено строгое внимание на технический персонал, предусматривая в этом необходимых и опытных механиков, выдающихся и способных учеников и лиц исполняющих текущие дела школы.

Из числа прежнего личного и переменного состава школы 188 человек было сокращено до 55 человек.

Уволенные служащие были расчислены не с уплатой 1 ½ месячного содержания вперед, а по день увольнения со службы: т.е. с 16 июня включительно.

1-й эшелон школы находится в данное время в Казани, о чем я Вас своевременно уведомил, 2-ой и последний эшелон школы в составе 41-го вагона в настоящее время находится на Товарной станции Москва, Ник[олаевской] жел[езной] дор[оги]. Дальнейшее продвижение эшелона по назначению, задерживается железнодорожной администрацией в виду того, что ст.Казань заполнена военными грузами.

Мною были приняты все зависящие меры к скорейшему продвижению эшелона по назначению, но по обстоятельствам времени осталось тщетным.

По прибытие на место будет приступлено к незамедлительной разгрузке и спешного устройства и оборудования школы.

Но так как школа не имеет утвержденного определенного штата и не была внесена в штаты школ, что крайне вредно отзывалось на существовании школы. Находясь в Петрограде, данная школа финансировалась и довольствовалась в местных районных Штабах Красной Армии, а по выбытии школы из Петрограда конъюнктура создалась для нее крайне неопределенна и запутана.

1. Школа не знает как ей существовать;

2. Каковые её в ближайшее время задачи;

3. Откуда будет получать финансирование и техническое питание;

4. Какой её будет штат;

5. И Кто будет управлять школою.

Все эти вопросы необходимо решить по возможности быстро, положительно и определенно, а иначе плодотворная и созидательная работа невозможна.

За время моего управления школою в течение одного месяца пришлось производить эвакуацию в крайне тяжелых условиях, не имея средств на эвакуацию пришлось прибегнуть к временному авансированию к Окружной Петроградской Коллегии, которая отпустила из своих ресурс специальную сумму в 7.000 рублей для покрытия расходов на эвакуацию школы.

Все такие крупные невзгоды, постигавшие Школу в Петрограде, крайне усугубляли её продуктивность и прямые неотложные цели.

Изложенные мною больные вопросы школы, убедительно прошу разрешить и дать Ваши решительные директивы. Тогда только возможно спокойно и продуктивно работать на пользу нашей дорогой Авиации.

Со своей стороны, для успешной организации школы на новых началах я предполагал бы немедленно назначить постоянного начальника школы с большим опытом военного летчика, опытного в строительстве и организации как-то: Модраха или Ивкова[11], который из оставшихся чинов 1-ой Народной Петроградской авиашколы и чинов Московской школы [смог бы создать] создал теперь-же основное ядро и заложил фундамент новой школы разведчиков, вокруг которой могли базироваться все начинания. А в это время Московская школа была филиальна по отношению к Главной Казанской разведочной школы, и могла пользовать полетный сезон, а когда будет выполнена подготовительная работа по реорганизации школы в Казани тогда уже будет возможен перевод Московской школы. Этим этапом дает более быстрое устройство новой разведочной школы и продуктивное использование летного сезона Московской школы.

Вр.и.д. Начальник школы, военный летчик Андреев[12]

***

Начальник школы авиации военного времени Московского общества воздухоплавания

1 июля 1918 г. № 3074 г.Москва

Начальнику Главного Управления РККВФ

Рапорт

Представляю требовательную ведомость 1-ой Народной Социалистической Петроградской школы авиации об отпуск жалования личному и переменному составу названной школ за врем я с 1-го по 16-е июля с.г. на сумму 10887 рублей 50 копеек – прошу об ассигновании таковых.

Приложение: Требовательные ведомости в 2-х экземплярах

Военный летчик Веллинг

Заведующий хозяйственной частью, военный летчик Лобач-Жученко

Требовательная ведомость 1-ой Народной Социалистической Петроградской школы авиации РККА на выдачу содержания личному составу школы за первую половину июля месяца сего года

Инструктора-летчики

1. Андреев Сергей, 300 р
2. Левченко Виктор, 300 р
3. Королько Алексей, 300 р
4. Рыбаков Владимир, 300 р
5. Понфилов Лаврентий, 300 р
6. Макеев Николай, 300 р
7. Киселев Дмитрий, 300 р
8. Калитников Фома, 300 р

Мотористы

9. Какабадзе Андрей, 200 р
10. Зуев Александр, 200 р
11. Вальдман Эльмар, 200 р
12. Савостин Дмитрий, 200 р
13. Новиков Иван, 200 р

Ученики-летчики

1. Корнеев Николай, 187 р 50 коп.
2. Антипин Сергей, 187 р 50 коп.
3. Брюхов Александр, 187 р 50 коп.
4. Лапин Александр, 187 р 50 коп.
5. Швец Михаил, 187 р 50 коп.
6. Подколзин Александр, 187 р 50 коп.
7. Малинин Николай, 187 р 50 коп.
8. Лейцингер Игорь, 187 р 50 коп.
9. Кренис Юлиус, 187 р 50 коп.
10. Киль Александр, 187 р 50 коп.
11. Михайлов Иван, 187 р 50 коп.
12. Стройко Георгий, 187 р 50 коп.
13. Сбитнев Степан, 187 р 50 коп.
14. Сытник Максим, 187 р 50 коп.
15. Михайловский Феликс, 187 р
16. Потапенко Федор, 187 р 50 коп.
17. Миронов Андрей, 187 р 50 коп.
18. Лутиков Василий, 187 р 50 коп.
19. Кальнин Андрей, 187 р 50 коп.
20. Дыхновский Филипп, 187 р 50 коп.
21. Бирк Арфрид, 187 р 50 коп.
22. Мельгунова Серафима, 187 р 50 коп. р
23. Кожебаткин Анатолий, 187 р 50 коп.

Шоферы:[13]

24. Сахон Роман, 300 р
25. Матковский Андрей, 200 р

26. Столяр Петушков Василий, 157 р. 50 к.

27. Сборщик
28. Сборщик

29. Слесарь

30. Токарь
31. Токарь

32. Счетовод

33. Бахман[14] Фердинанд, журналист, 162 р. 50 ко.

34. Радиотелеграфист

35. Фельдшер

36. Вахтер

37. Чернорабочий
38. Чернорабочий

39. Обозный

40. Служитель при канцелярии

Вр.И.Д. Начальника Школы, Военный Летчик Андреев

10 июля 1918 года[15]

***

Вх. 996

Учебный Отдел

июля 1918[16]

№ 91119

На № 1172

Отпуск

Начальнику 1-й Народной Социалистической авиационной школы /г.Казань, уг[ол] ул.Гоголя и Красной, д[ом] Троицкой/

Временно, впредь до утверждения штата школы летчиков-разведчиков и образования её путем слияния вверенной вам школы с Московской авиационной надлежит руководствоваться нижеследующим:

1/ 1-я народная социалистическая авиационная школа располагается в Казани, как отдел Московской авиашколы, при котором чины её состоят на денежном довольствии.

2/ Начальнику Московской авиашколы представляется право контроля и наблюдения за деятельностью школы, как отделения Московской авиашколы.

3/ По отверждении штата единой школы надлежит существовать по тому наличному составу служащих, который налицо.

4/ Школа, находясь в Казани, в смысле общего наблюдения за ней, подчиняется непосредственно уполномоченному Главоздухфлота инж[енеру] Айпу.

5/ Временное исполнение обязанностей начальника школы возлагается на военного летчика Андреева.

6/ Занятия с оставленными в школе учениками должны быть возобновлены в возможно кратчайший срок; обо всех окончивших школу, с указанием на каком самолете телеграфно доносить в Главоздухфлот и в копии начальнику Московской авиашколы.

7/ Прием новых учеников без ведома и разрешения Главоздухфлота не производить.

Средства потребные на дополнительные расходы, связанные с эвакуацией и разгрузкой имущества в г.Казани, испрашиваются и будут переведены дополнительно.

Начальник Главного Управления

Инженер-механик

Комиссар и член Совета

Военный летчик[17]

***

Источники:

РГВА, Фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 11 «Учебный отдел», дело 1 «Положения и штаты авиационных школ и переписка по личному составу школ», 08.06.1917 — 17.10.1918 г.г., 419 л.

РГВА, Фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 11 «Учебный отдел», дело 7 «Протоколы заседаний школьной секции 3-го Всероссийского авиационного съезда, приказы и приказания по Главвоздухфлоту», 21.12.1918 — 11.07.1919 г.г., 62 л.

РГВА, Фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 17 «Заводско-заготовительный отдел», дело 98 «Сведения о стройматериалах, требовательные ведомости на самолеты и авиаимущество. Переписка с начальником школьного отделения об отпуске учебных самолетов и авиаимущества для авиационных школ», 10.01.1918 — 28.12.1918 г.г., 94 л.

РГВА, Фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 20 «Демобилизационный отдел_Комиссия по разгрузке авиаимущества», дело 5: «Временное положение, штаты Гатчинской авиационной школы и объяснительные записки к ним; переписка с комиссарами авиационных школ прифронтовой полосы об эвакуации имущества школ», 09.03.1918 — 11.05.1918 г.г., 31 л.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. РГВА, ф.29, оп.17, д.98, лист 70 об. []
  2. Правописание документов приводится в соответствии с нормами современного русского языка, с сохранением стилистики оригиналов. []
  3. РГВА, ф.29, оп.11, д.7, листы 25 с об., 26 []
  4. РГВА, ф.29, оп.11, д.7, лист 18 с об. []
  5. здесь и далее в оригинале документа – Сопфич []
  6. РГВА, ф.29, оп.11, д.7, листы 7-8 с об. []
  7. РГВА, ф.29, оп.20, д.5, лист 28 []
  8. РГВА, ф.29, оп.11, д.1, лист 10 с об. []
  9. РГВА, ф.29, оп.11, д.7, лист 53 с об. []
  10. РГВА, ф.29, оп.11, д.7, лист 56 с об. []
  11. Бежал по земле к неприятелю: Модрах РГВА, ф.29, оп.4, д.230; Ивков — начальник Харьковского отделения бывшей Гатчинской школы авиации военного времени, после эвакуации в Самару и занятия ее белочехами, авиашкола стала военно-авиационную школу народной армии (Комуча), РГВА, ф. 39836, оп. 1, д. 1. []
  12. РГВА, ф.29, оп.11, д.7, листы 56 с об. []
  13. В оригинале «шофферы». []
  14. Неразборчиво, возможно Вахман []
  15. РГВА, ф.29, оп.11, д.7, листы 203. 204-205 с об. []
  16. 20 или 30, неразборчиво []
  17. РГВА, ф.29, оп.11, д.7, листы 45 с об., 57. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image