Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Заключение УВВФ о проекте военного летчика Модраха относительно организации школьного дела (апрель 1918 г.)

Весной 1918 года военным летчиком Модрахом был составлен проект по организации школьного дела на основе специализации авиационных школ и разделении их на лётные и специализированные.
Управление Военного Воздушного Флота, анализируя существующее положение дел, вынесло своё заключение:

 

 

М.В. по Управлению Военного Воздушного Флота

Учебный Отдел

«» апреля 1918

Резолюция: к делу

Заключение

Проект военного летчика Модраха, относительно организации школьного дела на основе специализации в работе и разграничения основных отделов обучения между отдельными школами необходимо с некоторыми изменениями незамедлительно провести в жизнь в той части. Которая касается организации школьного дела вообще.

Что же касается приспособления к требованиям специализации школ: Севастопольской, Воздушного боя и Одесской, то эти школы следует поставить крест. Будут ли они функционировать когда нибудь и что к тому времени сохранится из имущества и построек этих школ – настолько загадочно, что не поддается никакому учету.

Крайне необходимо теперь же создать ряд школ на территории, имеющейся в НАСТОЯЩЕЕ время в распоряжении Российской Федеративной Советской Республики при условии самой широкой специализации таковых.

О летной школе

Летную школу достаточно иметь пока одну, но в таком пункте, чтобы наличие ровных площадок, хотя бы и разных, но близких (4-5 вв./друг к другу местах), давала возможность расширить ее в случае необходимости.

Под словом «расширить» подразумеваю открытие при школе добавочных аэродромов, постановку при центре добавочных ангаров, прикомандирование персонала для учебных и других целей и дополнительное снабжение материальной частью.

Все аппараты и моторы, необходимы для первоначального обучения полетам, должны быть переведены незамедлительно из школ – Гатчинской и Самарской в летную школу. В свою очередь школы Петроградская и Московская должны отослать свои быстроходные аппараты с моторами в Самару, куда эвакуируется Гатчинская школа. Местопребывание Летной школы – один из городов Поволжья.
Штаты Летной школы составлены летчиком Модрахом в достаточной степени широко.

Продуктивность французской летной школе в Шарре, имеющей 30 инструкторов, составляет около 100 летчиков, выпускаемых каждый летний месяц и около 75  — каждый зимний. Пользуясь штатом военного летчика Модраха можно рассчитывать, что летная школа при условии своевременного снабжения ея аппаратами и вообще всем необходимым для полетов, даст 350-400 летчиков в год.

О специальных школах

На последней школьной комиссии представитель авиасовета решительно и неоднократно протестовал против «универсальности» наших авиашкол и настаивал на необходимости их самой широкой специализации при которой бы являлась возможность лучше поставить дело обучения, усилить контроль за имуществом, правильнее и экономичнее утилизировать последнее и уменьшить таким образом расходы на содержание школ.

Исходя из изложенного, а также принимая во внимание постановку обучения за границей, полагал бы необходимым создание 2-х типов специальных школ: а/ для летчиков, предназначенных к службе в отрядах вооруженных аппаратов разведочного типа и б/ для летчиков, предназначенных к обучению полетам на быстроходных аппаратах.

Метод обучения полетам на аппаратах разведочного типа и на аппаратах быстроходных, а также назначение летчиков по окончании этих школ и различный уровень боевой работы – все это делает совмещение этих школ недопустимым. В специальной школе разведчиков, летчик после нескольких полетов на аппарате разведывательного типа с инструктором – уже начинает летать самостоятельно и в дальнейшем тренируется главным образом в полетах с заданиями на упражнения боевого характера: бомбометание, разведку, корректировке пулеметной стрельбы и пр. Характер этих полетов делает возможным прикомандирования к школе для практики наблюдателей.

Таким образом школе воздушных разведчиков понадобятся только аппараты боевого типа, применяемые для разведок, и никаких учебных /образец такой школы – Французская школа в Шатору/.

Что касается специальной школы для летчиков, предназначенных на аппараты быстроходного типа, то там аппараты совершенно других систем и метод обучения значительно сложнее; пока летчик начнет летать самостоятельно на аппарате быстроходного типа – ему придется не смотря на то, что он закончил Летную школу, последовательно пройти через ряд других аппаратов.

Таким образом ни по системам аппаратов, ни по характеру обучения на них – школы эти полагал бы соединить невозможно.
Специальную школу быстроходных аппаратов полагал бы поместить в Самаре /при ней в качестве авиационного отделения можно оставить школу высшего пилотажа/.

Специальную школу воздушных разведчиков также при одном из городов Поволжья /напр. Ярославле/.

В штате специальной школы военного летчика Модраха нет бомбометания; программу школы воздушных разведчиков необходимо дополнить курсом бомбометания.

Курс стрельбы можно исключить из обеих специальных школ: нужно это дело поставить широко, для чего необходимо создать особую школу – школу стрельбы и тем самым освободить специальные школы от весьма сложных забот по организации стрельбы, и сделать таким образом их работу продуктивнее.

Для школы быстроходных аппаратов – в период обучения полетам проходить преждевременно – стрельбу летчикам необходимо пройти в условиях, приближающихся к боевой обстановке, а эту обстановку можно создать только тогда, когда летчик в совершенстве научится управлять быстроходным аппаратом, т.е. пройдет школу высшего пилотажа. Что касается летчика-разведчика, то ему стрелять в бою не приходится, а стреляет в случае надобности – всегда наблюдатель.

О школе тяжелой авиации

Пополнение кадров летчиков тяжелой авиации желательно сохранить на старых основаниях, т.к. открытие специальной школы тяжелой авиации или вообще какое либо иное решение вопросов. Помимо существующего, не вызывается необходимостью, а может повлечь только новые расходы. Убыль летчиков в эскадрах аппаратов тяжелого типа незначительна, а несовершенство этих аппаратов не дает возможности предполагать дальнейшее формирование этих эскадр в скором времени.

О школе воздушного боя

В проекте военного летчика Модраха школа высшего пилотажа и школа стрельбы объединены в одну школу – воздушного боя.
1-й авиаотряд в лице своего представителя на специальной школьной комиссии решительно выступил против соединения этих школ /прот. № 4/.

Школы высшего пилотажа и воздушной стрельбы преследуют разные задачи, хотя и служат необходимым дополнением одна другой: первая стремиться усовершенствовать летчика в искусстве пилотировать по возможности все аппараты быстроходного типа, знакомит с техникой эволюции в воздушном бою; вторая обучает летчиков, уже подготовленных предыдущей школой, а также и наблюдателей, воздушной стрельбы применительно к тем заданиям, которые могут быть при боевой обстановке.

Во Франции обе школы находятся в совершенно разных пунктах: школа высшего пилотажа в По, а школа стрельбы в Казо.

О школе наблюдателей

Школы наблюдателей в настоящее время фактически нет и сметой Увофлота на 1918 г. она не предусмотрена, так что говорить относительно сокращения или полного уничтожения ее не приходится.

Так как во время войны сильно чувствовалась необходимость в создании школы наблюдателей, то полагал бы необходимым иметь теоретические курсы. Для практических занятий желательно командировать учеников по окончании этих курсов в специальную школу воздушных разведчиков или прикомандировывать их к отрядам.

Последствия того, что вопрос реформы школы есть вопрос первостепенной важности и от скорого разрешения его зависит сохранение того, что имеется и будущее авиационное дело Республики, полагал бы необходимым незамедлительно назначить комиссию для выбора соответствующих аэродромов. В состав комиссии желательно включить представителей 7-го Отделения Увофлота и Гатчинской и Московской школ.

Военный Летчик (подпись неразборчива).1

 

***

 

Источник:
РГВА, фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 11 «Учебный отдел», дело 1 «Положения и штаты авиационных школ и переписка по личному составу школ», 08.06.1917 — 17.10.1918 г.г., 419 л., листы 60-61 с оборотами, 63.

  1. Правописание документа приводится в соответствии с нормами современного русского языка, с сохранением стилистики оригинала. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image