В книге подробно изложена история зарождения и развития авиации в Москве на Ходынском поле в 1909—1917 гг. Описана деятельность Московского общества воздухоплавания (MOB) и история создания аэродрома MOB (впоследствии — Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе). Показан вклад московских авиаторов и ученых в развитие отечественной и мировой авиации, авиационной науки и техники. Особое внимание уделено появлению и развитию московской авиапромышленности, а также боевым действиям московских летчиков в годы первой мировой войны. Для широкого круга лиц, интересующихся историей авиации, а также московских историков и краеведов.
ОТ АВТОРА
В литературе по истории отечественной авиации можно найти много интересных сведений о разнообразных летательных аппаратах, начиная от конструкторского замысла, опытного и серийного производства до летных испытаний и боевой карьеры, многолетней работы в народном хозяйстве и т.д. И практически никогда не пишут об их ALMA MATER — заводском аэродроме, откуда как птенцы из родного гнезда, самолеты разлетаются по всему миру. Между тем в нашей стране недалеко от центра Москвы существует уникальный аэродром, в начале века ставший местом зарождения и начала бурного развития практически всей отечественной авиации. В 1910 г. Ходынское поле стало аэродромом Московского общества воздухоплавания (MOB), в 20-е годы — Центральным аэродромом, сначала имени Л.Д.Троцкого, позднее — М.В.Фрунзе и оказавшимся колыбелью советской авиации.
Данное издание посвящено зарождению и развитию отечественной авиации на Ходынском поле в 1910—1917 гг. Многочисленные архивные документы в ряде случаев позволяют по-новому взглянуть на некоторые исторические события и факты, казалось бы, давно ставшие «классикой» нашей авиационной истории. Отметим также, что в многочисленной авиационно-исторической литературе Ходынке во многом не повезло по сравнению с описанием ряда других авиационных центров России и, прежде всего, Санкт-Петербурга. Это вдвойне незаслуженно из-за того, что в провинциальной «купеческой» Москве, фактически без государственных субсидий, обширное ровное поле, не имевшее никаких достоинств, кроме свободной территории, всего за два—три года развития авиации превратилось в крупнейший в России передовой авиационный центр, что неоднократно отмечалось современниками.
В книге сделана попытка отойти от традиционного «краеведческого» подхода, когда все описываемые события очерчиваются межевой границей рассматриваемой территории. Именно стремлением органично вписать все события на Ходынском поле в общую канву истории и хронологии развития мировой и отечественной авиации объясняется включение сюда событий и фактов, имевших место за пределами Ходынки и России. Считаю приятным долгом выразить свою глубокую и искреннюю признательность друзьям и коллегам, помогавшим своими советами, рекомендациями, и любезно предоставленными уникальными историческими документами и материалами. От всей души хочу поблагодарить В.И.Алексеенко, В.А.Бакурского, Л.П.Берне, О.В.Болховитинова, Л.М.Вяткина, Е.И.Ерохина, Ю.В.Засыпкина, Н.И.Игнатьева, Л.М.Каца, В.И.Кондратьева, А.П.Красилыдикова, В.П.Куликова, М.А.Маслова, А.В.Махалина, В.Р.Михеева, М.А.Муратова, М.В.Орлова, Г.Ф.Петрова, Г.М.Притугина, В.Г.Ригманта, Д.А.Соболева, Ю.А.Ульянина, А.А.Фирсова и А.А.Юргенсона.
В книге использованы фотоматериалы и документы из личных архивов, а также материалы РГВА, РГВИА, РГАВМФ, РГАКФД, ЦИАМ, Научно-мемориального музея им. Н.Е.Жуковского и ЦДАиК им. М.В.Фрунзе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
От автора
У истоков московского воздухоплавания
Первые полеты на самолетах
Зарождение аэродрома
«Дукс» начинает строить самолеты
Какой должна стать военная авиация?
«Точка» или авиационный центр?
…Самолеты строит не только «Дукс»
Высшая школа летного мастерства
Земная и «небесная» жизнь Ходынки — будни и праздники
Перелеты — знаменитые и безвестные
В небе Ходынки человек полетел как птица
Аварии и катастрофы
«Адам от авиации» и другие «небожители»
«Великая Война» зовет авиаторов
Какие самолеты нужны русской армии?
«Дукс» расширяет производство — ямщики, потеснитесь
«Все для фронта…» — все ли?
«Самое грозное боевое оружие XX века…»
«Аэроплан — не машина, его рассчитать нельзя!»
Учебный центр воздушного боя
Военлеты, русские и французские
Авиация в жерновах политических катаклизмов
Приложения
1. Пилоты, получившие дипломы в Москве в 1910—1913 гг.
2. Список окончивших школу авиации ИМОВ с 1 декабря 1915 г. по 1 февраля 1917 г.
3. Летчики, переучивавшиеся «на быстроходных самолетах» в школе авиации ИМОВ с 21 июля 1915 г. по 1 февраля 1917 г.
4. «Список офицеров и нижних чинов школы с указанием распределения занятий по состоянию на 1 февраля 1917 г.»
5. Летно-технические характеристики самолетов «Дукса» 1910—1917 гг.
Демин А.А. Ходынка: взлетная полоса русской авиации. — М.: «Русское авиационное акционерное общество» (РУСАВИА), 2002. — 320 с. + 48 с. на вкладке.
Оставьте свой отзыв