Книга Игоря Сейдова «Советские асы корейской войны» посвящена одному из самых крупных вооружённых столкновений периода «холодной войны» — корейской войне, которая продолжалась три года и принесла огромные как людские, так и материальные потери противоборствующих сторон. В критический для КНДР момент, 25 октября 1950 г., в бои против интервентов вступили китайские добровольцы, а в ноябре — соединения советской реактивной истребительной авиации. История этой войны до сих пор содержит много «белых пятен», поскольку советские архивы, касающиеся событий, происходивших в Корее почти полвека назад, и участия в них СССР, были закрыты. Предлагаемая читателю книга помогает приоткрыть эту завесу и представить себе очень непростые условия, в которых воевали советские лётчики в Корее и которые часто, не считаясь с численным превосходством противника, а это были большей частью хорошо обученные американские пилоты, смело атаковали его и добивались победы в воздухе, а, значит, и спасали многие жизни на земле.
Первые же воздушные бои МиГов против В-29 показали, что его громкое название«сверхкрепость» далеко не соответствовало действительности. Хваленым «Сейбрам» и «Тандерджетам» также досталось основательно. Особая ценность книги — достоверность событий, воспроизводимых на основании обширных фактических материалов и воспоминаний непосредственных участников тех сражений.
В боях над территорией Китая и Северной Кореи советские летчики сбили более 1300 самолётов врага, потеряв при этом около 320 своих самолётов. Основной акцент в книге сделан на лётчиках-асах, т.е. сбивших 5 и более вражеских самолётов. Почти 45% от общего числа уничтоженных лётчиками 64-го ИАК самолётов противника сбито 57 лётчиками-асами. Уроки корейской войны надолго охладили воинствующий пыл заокеанских «ястребов».
Книга богато иллюстрирована фотографиями летчиков и цветными схемами камуфляжной окраски самолётов СССР и США
***
Военно-воздушные силы любой армии сильны прежде всего своим лётным составом, так как именно от его выучки, профессионализма и личных боевых качеств зависит боеготовность ВВС. Но в каждой стране, имеющей собственные ВВС, особое место занимают элитные воздушные бойцы, или как их ещё называют — асы, ими гордятся и относятся к ним с любовью.
Термин «ас» (в переводе с французского — туз) впервые утвердился во французской военной авиации в годы Первой мировой войны. Ас — это превосходный воздушный боец, мастер воздушной войны, умеющий в воздухе почти всё: летать в любых погодных условиях, в совершенстве владеть своей техникой (самолётом), применять в бою фигуры высшего пилотажа и точно стрелять по воздушным и наземным целям, грамотно оценивать ситуацию в воздухе и принимать единственно верные решения. По сложившейся традиции звание аса давалось тому пилоту, который в воздушных схватках сбивал 5 и более неприятельских самолётов.
Неудивительно, что из 12250 самолётов, сбитых в воздушных боях Первой мировой войны, 9900 самолётов сбиты лётчиками-асами. После было ещё множество локальных войн и вооружённых конфликтов, затем была жестокая Вторая мировая, и во всех этих больших и малых войнах не обходилось без военной авиации. Эти войны дали множество новых асов. Правда, позднее условная граница в пять побед была сдвинута до десяти. Однако после окончания Второй мировой войны в мире произошло ещё несколько десятков малых войн и конфликтов, в которых участвовала уже реактивная авиация разных поколений. Из-за ТТХ новой реактивной боевой техники и новой тактики воздушных боёв количество добываемых в воздушных схватках побед по сравнению с боевой результативностью лётчиков периода Второй мировой войны резко сократилось, поэтому неофициальная планка звания лётчика-аса вновь стала равна 5 победам.
Первой войной, в которой в воздухе сошлись в реальном бою реактивные самолёты, была война на Корейском полуострове, которая началась 25 июня 1950 г. Впервые в боевых действиях в массовом количестве была применена боевая реактивная авиация. Правительство США дало разрешение на участие своих вооружённых сил в данном военном конфликте и бросило в бой самую современную технику, в том числе и реактивную авиацию. Уже на третий день войны в небе Кореи появились и приняли участие в боевых действиях реактивные самолёты ВВС США. С каждым месяцем войны количество задействованных в боях авиачастей, оснащённых реактивной техникой, только увеличивалось.
Вначале пилотам США противостояла малочисленная, слабо обученная авиация КНДР, на вооружении которой была исключительно поршневая авиация. Впервые в небе Кореи реактивные самолёты противоборствующих сторон встретились в бою только спустя четыре месяца с начала этой войны — 1 ноября 1950 г. Соперниками пилотов ВВС США и их союзников стали советские пилоты, прибывшие на эту войну инкогнито, чтобы сражаться на стороне Северной Кореи.
Основными действующими силами в этой войне были, с одной стороны, лётчики советского 64-го особого авиационного истребительного корпуса, вооружённого реактивными истребителями советского производства МиГ-15 и МиГ-15бис, а с другой стороны, им противостоял мощный 5-й воздушный флот США, на вооружении которого состояло несколько типов реактивных самолётов: Р-80 «Шутинг Стар», Р-84 «Тандерджет», Р-86 «Сейбр», Р-94 «Старфайер», КВ-45 «Торнадо», а также самолёты ВМС и Морской пехоты США — Р9Р «Пантера», Р2Н2 «Бэнши» и Р3O «Скайнайт».
Помимо авиационных частей США в небе Кореи воевали одна истребительная авиационная эскадрилья (77-я, оснащённая реактивными истребителями английского производства «Глостер Метеор» Mk. 8), две транспортные АЭ ВВС и 17 эскадрилий авиации ВМС Австралии, 3 эскадрильи летающих лодок Королевских ВМС Великобритании, а также одна истребительная АЭ авиации Южноафриканской Республики (2-я АЭ «Чита»), одна транспортная АЭ греческих ВВС, одна штурмовая эскадрилья ВВС Южной Кореи и одно транспортное звено ВВС Таиланда. Кроме того, в составе ВВС США и Австралии проходили боевую стажировку около двух десятков пилотов ВВС Великобритании и такое же число пилотов ВВС Канады (в составе ВВС США).
Но, конечно же, основными соперниками советских лётчиков в небе Кореи были два элитных авиакрыла ВВС США: 4-е и 51-е, оснащённые истребителями P-86. Из более чем 800 заявленных американской стороной побед в воздушных боях над МиГ-15 — 792 (97 %), принадлежат лётчикам, сражавшимся на Р-86. С другой стороны, из 1 450 сбитых в воздушных боях в небе Кореи самолётов США и их союзников более 1 350 самолетов противника сбито пилотами МиГ-15.
На реактивных МиГах в небе Кореи сражались советские, китайские и северо-корейские лётчики. На «Сейбрах» также в разное время воевало, помимо самих американцев, некоторое количество южнокорейских, южноафриканских, канадских и английских пилотов, но львиная доля побед приходится именно на советских и американских пилотов. Среди них и было самое большое количество пилотов, ставших впервые в истории асами на реактивной авиационной технике.
Официально в составе ВВС и ВМС США в небе Кореи асами-«реактивщиками» стали 40 пилотов, сбивших 5 и более самолётов противника. На Западе уже много и подробно написано о них и их боевых заслугах на корейской войне. В рядах советского 64-го ИАК, который защищал небо Северной Кореи почти три года войны, официально асами-«реактивщиками» стали 56 советских лётчиков, о которых до середины 1980-х гг. было крайне мало известно как на Родине, так и за рубежом. Очень долгое время участие советских лётчиков в этой войне тщательно скрывалось, т.к. официально Советский Союз в этой войне не участвовал. Двадцать два из них стали Героями Советского Союза, но они не могли даже рассказать, за что им были вручены столь высокие награды Родины — всё было под покровом секретности и военной тайны. Только с распадом СССР стало возможным сбросить этот покров секретности и рассказать широкой аудитории об участии СССР в корейской войне. Появилось множество публикаций на эту тему, а также были опубликованы мемуары некоторых участников этой войны.
К сожалению, многие участники корейской войны не дожили до этих времен, и на Родине до сих пор мало что известно о своих героях, которые боевыми делами прославили отечественные ВВС. Эта книга посвящена нашим славным воздушным бойцам, асам-«реактивщикам», которые в небе Кореи показали, что Советские ВВС всегда могут защитить свою страну от любого неприятеля, что наши лётчики не уступают в бою самому сильному и опытному противнику, а порой превосходят его по мужеству и самоотверженности.
Сейдов И. Советские асы корейской войны — М.: Фонд «Русские Витязи», 2010. — 452 с, 393 илл., 17 табл., 858 имён, 7 вкл. плакатов. ІSВN 978-5-903389-35-3
Оставьте свой отзыв