Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

В воздухе Латышский Режицкий

А. Райнс, В. Рейзин, П. Эльвих

В воздухе латышский РежицкийВ начале 1943 года по авиационному гарнизону Иваново, твердо печатая шаг, шло необычное подразделение. В кожаных регланах, шинелях, бушлатах и плащ-палатках, в шапках-ушанках, пилотках и авиационных фуражках, в щегольских сапогах и ботинках с обмотками, в погонах красного, черного и голубого цвета с эмблемами различных родов войск одним строем шагали офицеры и рядовые, люди зрелого возраста и безусые юноши. Командовал строем небольшого роста капитан в хорошо сидящем на плотной фигуре кожаном реглане. По его лицу видно было, что он вовсе не удручен, а скорее доволен, что именно ему поручили командовать этим пестрым войском. Еще бы — это ведь основное ядро летно-технического состава Латвийской авиаэскадрильи, формируемой из бойцов и офицеров 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизии, и он, Карлис Кирш, назначен ее командиром.

Среди добровольцев 43-й Гвардейской латышской стрелковой дивизии было немало латышских летчиков и техников из 24-й Отдельной корпусной авиационной эскадрильи, которая до войны базировалась в городе Гулбене Латвийской ССР, а также латышей из авиационных частей, школ и аэроклубов других союзных республик. Латышские авиаторы, сражаясь в рядах дивизии, прошли суровую школу мужества, заслужили своими боевыми делами уважение собратьев по оружию.

Находясь в стрелковой дивизии, летчики ревностно следили за всем, что происходило в воздухе, с радостью отмечали прекрасные летные качества новых советских самолетов, возросшее мастерство наших летчиков. Всей душой, всем сердцем они были с ними, всей душой, всем сердцем они рвались в небо. Каждый понимал, что именно там он сможет внести наибольший вклад в борьбу с фашистскими варварами.

Десятки писем, насыщенных страстным желанием бить врага в воздухе, направили латышские летчики в Центральный Комитет КП(б) Латвии, Совет Народных Комиссаров и Президиум Верховного Совета Латвийской ССР и в высшие командные инстанции. В результате 20 января 1943 года Генеральный штаб Красной Армии издал распоряжение о формировании 24-й Отдельной Латвийской авиационной эскадрильи.

И вот теперь из 1-го Отдельного латвийского запасного стрелкового полка прибыли летчики в Иваново, в запасную авиационную бригаду полковника Шумова для подготовки к боевой работе.

Запасные авиационные части и соединения времен Великой Отечественной войны представляли собой учебные центры, где происходило формирование, обучение, укомплектование и оснащение боевой техникой авиационных частей для фронта.

Первый латышский бомбардировочный авиаполк ВВС СССРАвиационный гарнизон располагался на северной окраине города Иванова. Он имел все необходимое для жизни и подготовки солдат и офицеров: благоустроенные казармы, жилые дома для офицеров, хорошо оборудованные учебные корпуса, Дом Красной Армии с большим залом и сценой, библиотеку и спортивные площадки. Строгий облик военного авиагородка смягчался обширным парком. Вокруг летного поля шумел сосновый бор.

Разнообразными и сложными путями пришли авиаторы в Латвийскую эскадрилью.

Летчики Эрнест Якобсон, Карлис Калнынь, Алберт Батковский, Фрицис Спрогис, Микелис Ян-кевич, Феликс Эллинь, Виктор Крастынь, штурман Эрик Кронис, авиатехники Жанис Бейкманис, Артур Руке, Конрад Яндав, Рудолф Бирзулис, Арнолд Залитис и другие служили до войны в Гулбенской эскадрилье. Все они начали военную службу в буржуазной Латвии.

Война решительно поставила перед каждым из них вопрос: «с кем быть?» И, к чести латышских авиаторов, большинство их осталось верным своему народу, Советской власти.

В ночь с 28 на 29 июня 1941 года по приказу командования Красной Армии семь самолетов СВ-5, которые еще остались от авиации буржуазной Латвии, вылетели с аэродрома Гулбене через Идрицу и Великие Луки на восток. Так начиналось формирование Латышской эскадрильи, которая впоследствии стала 1-м латышским Режицким бомбардировочным авиаполком. В книге рассказывается о боевом пути полка, боевых вылетах, победах и потерях латышских летчиков.

А. Райнс, В. Рейзин,  П. Эльвих В воздухе Латышский Режицкий. — Рига.: Лиесма, 1965.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image