Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Чкалов. Великий лётчик нашего времени

Валерий Павлович Чкалов был одним из первых советских летчиков, успешно выполнявших почетную задачу, поставленную советским народом нашей авиации, — летать дальше всех, быстрее всех, выше всех.

Валерий ЧкаловВ основе исключительного летного мастерства В. П. Чкалова лежало не только природное дарование, но и прежде всего отличное знание авиационной науки, умелое владение авиационной техникой, повседневный упорный труд над своим совершенствованием.

В. П. Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево (ныне поc. Чкаловск) Горьковской области, в семье рабочего-котельщика. В 1916 г. Чкалов вместе с другими подростками из Василево поступил в Череповецкое техническое училище. Там же через год, тринадцатилетним подростком, он встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию.

Через некоторое время Чкалов переехал в Нижний Новгород и поступил там на работу в бригаду сборщиков самолетов 4-го авиационного парка. Так шестнадцатилетний В. Чкалов стал добровольцем Красной Армии.

Вскоре после победоносного окончания гражданской войны командование направило Чкалова как лучшего воина в Егорьевскую авиационную теоретическую школу. Это была одна из первых советских теоретических школ летчиков, в которую прибывали из фронтовых частей красноармейцы и механики, в которую партия посылала рабочих и крестьян. В конце лета 1921 г. Чкалов прибыл в Егорьевск.

Начались дни напряженных занятий. Чкалов быстро схватывал главное, хорошо усваивал теорию, добросовестно и прилежно изучал устройство самолета и двигателя. После успешного окончания теоретического курса обучения В. П. Чкалов был направлен в Борисоглебскую авиационную школу летчиков — одно из вновь создаваемых учебных заведений нашего воздушного флота. Группа курсантов из 47 человек, в которую входил и Чкалов, была первым набором учлетов нового авиационного училища.

С первых дней пребывания Чкалова в Борисоглебской школе командиры, которым было поручено непосредственное обучение и воспитание курсантов, подметили в нем страстное желание летать. Быстро и хорошо освоив основы техники пилотирования, Чкалов значительно раньше других курсантов был допущен к самостоятельным учебным полетам.

Инструкторы и преподаватели, вспоминая о том, как учился Чкалов, отмечают его исключительную рассудительность, с которой он сам расценивал свои полеты, его недюжинное умение правильно и грамотно обосновывать все свои действия в воздухе. В одной из школьных аттестаций, датированной октябрем 1923 г., отмечалось, что Чкалов «энергичный, сообразительный, решительный, уверенный учлет».

29 октября 1923 г. в Борисоглебской авиационной школе был произведен первый выпуск курсантов. В числе юношей, успешно овладевших основами летного дела, был и Валерий Павлович Чкалов.

По окончании школы молодой летчик начал службу в первой авиационной истребительной эскадрилье, которая была сформирована на базе одной из старейших в России летных частей — 11-го корпусного авиационного отряда. В свое время этим отрядом командовал замечательный русский военный летчик штабс-капитан П. Н. Нестеров.

В довольно короткий срок Чкалов сумел не только сравняться летным искусством с самыми лучшими пилотами эскадрильи, но и во многом превзойти их. Служба его в первой истребительной эскадрилье, а затем работа летчиком-испытателем на заводе имели огромное значение для совершенствования летного мастерства.

Интересен, например, тот метод, который Чкалов применил для овладения мастерством воздушной стрельбы с новым оптическим прицелом. С этой целью он изготовил оригинальную тренажную аппаратуру. Она состояла из самодельной треноги, на которой были укреплены два прицела: старый, визирно-кольцевой, и новый, оптический. Чкалов выносил треногу на аэродром, устанавливал ее на земле и ловил в прицел пролетавшие мимо самолеты. Прицеливался он, пользуясь привычным, визирно-кольцевым прицелом, и тотчас переносил взгляд в оптический, сравнивал, как должна располагаться мишень в оптическом прицеле. Настойчивой постоянной тренировкой Чкалов добился своего. Он действительно стал мастерски пользоваться оптическим прицелом во время воздушной стрельбы. Скоро в эскадрилье не было летчика, который мог бы сравниться с ним в этом искусстве.

В этом примере отчетливо видны не только черты настойчивого и пытливого характера Чкалова, но и черты его метода — переход от простого к сложному — того правила методики боевой подготовки, которое теперь принято повсеместно. Он нашел правильный путь освоения авиационной техники — путь последовательного и прочного накопления знаний и навыков, талантливо предугадал то направление, по которому должна была развиваться методика летного обучения. Вместе с тем он доказал значение тренажной аппаратуры в системе наземной подготовки летчика.

Отчетливо понимая, что точный огонь в воздухе — необходимое средство для достижения победы над врагом, В. П. Чкалов все время искал способы повысить эффективность своих атак. Прежние «нормы», при которых считалось, что поразить цель можно, лишь находясь в положении горизонтального полета, уже не удовлетворяли Чкалова. Все настойчивее, все ближе подходил он к овладению мастерством точной стрельбы в полете при любом положении самолета. Наконец, он осуществил и его. Введенный им такой способ стрельбы получил широкое распространение. Благодаря ему намного увеличился диапазон действий истребителя в бою.

Борьба за совершенный, стремительный и вместе с тем экономный маневр в воздухе звала Чкалова к разработке новых, до него не применявшихся фигур высшего пилотажа. И в этой области Чкалов достиг очень важных успехов. Такая фигура, как «замедленная бочка», впервые в мире была выполнена Чкаловым.

Упорные поиски Чкалова в области разработки пилотажных фигур, постоянное использование пикирования как средства увеличения скорости способствовали созданию в истребительной авиации новой тактики боя на вертикалях. Как известно, во время Великой Отечественной войны вертикальный маневр стал господствующим в действиях наших истребителей и принес им замечательные победы.

Создав свою школу летного мастерства, Чкалов двинул далеко вперед тактику воздушного боя. В значительной мере благодаря достижениям Чкалова утвердились и новые взгляды на роль истребителя в борьбе за господство в воздухе. Чкалов вместе с другими передовыми советскими летчиками блестяще показал бурно растущие боевые возможности истребительной авиации.

С годами первой пятилетки в героической жизни В. П. Чкалова связано начало нового периода его творческой деятельности в качестве летчика-испытателя.

Коммунисты, многие передовые летчики и инженеры Государственного научно-испытательного института ВВС правильно оценили летное искусство Чкалова. Они видели, как он боролся за новое, полезное для советской авиации, и всячески старались помочь ему развернуть свои незаурядные способности. Менее чем за год Чкалов освоил технику пилотирования и методику летных испытаний 13 типов самолетов, провел за это время в воздухе около 300 часов. Чкаловской манере полета, его методике летных испытаний старались подражать многие летчики института.

Из Научно-испытательного института Военно-воздушных сил Чкалов в январе 1933 г. переходит на авиационный завод. Работа на авиационном заводе с новой, еще большей силой показала Чкалова как летчика-новатора. Чкалов старался как можно обстоятельнее вникнуть во все детали авиационного производства. Его часто можно было видеть в цехах, где изготавливались детали нового самолета. Чкалов обязательно присутствовал при сборке самолета и установке ответственных агрегатов. Он часто бывал в конструкторском бюро, где помогал в разрешении многих вопросов, имеющих практическое значение для повышения качества строящегося самолета, удобства работы экипажа, более рационального размещения бортового оборудования и т. д. Постоянное общение с конструкторами, инженерами и рабочими расширяло кругозор Чкалова, давало ему возможность проводить каждый испытательный полет на подлинно научной основе.

В общей сложности за свою летную жизнь Чкалову довелось управлять в воздухе более чем 70 самолетами различных типов и назначений. Многие из них были всесторонне испытаны им в самых разнообразных условиях полета. При этом Чкалов приобрел огромный опыт, который по праву ставит его в число виднейших создателей новой, советской школы летчиков-испытателей.

5 мая 1935 г. Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР летчик-испытатель В. Чкалов за неоднократно проявленную исключительную смелость и мужество при испытании новых конструкций самолетов был награжден орденом Ленина.

Огромным событием в жизни В. П. Чкалова была его первая встреча с руководителями партии и правительства. Это произошло в 1935 г. в Москве, на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе, на следующий день после первомайского воздушного парада, на котором Чкалов вел группу новых скоростных самолетов. Обходя самолеты, выстроившиеся на аэродроме, И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и Г. К. Орджоникидзе остановились около машины В. П. Чкалова и стали разговаривать с летчиком. Вопросы, которые были заданы Чкалову, говорили о том, что руководители партии и правительства уже многое знают о смелом испытателе, его мастерских полетах. Это произвело на Чкалова необычайное впечатление.

— А почему вы не пользуетесь парашютом, а обычно стараетесь спасти машину? — спросил летчика И. В. Сталин.

В короткие мгновения Чкалов тщательно обдумал ответ.

— Я летаю на опытных самолетах. Они весьма ценны, и губить их очень жалко. Я признаю парашюты, но предпочитаю обходиться без них.

Руководителям партии и правительства понравилась прямота и откровенность, с которой летчик открывал им свою душу. Вместе с тем отечески просто и тепло внушили они летчику, что он должен изменить свое отношение к парашюту, пользоваться им в случае опасности.

— Ваша жизнь дороже нам любой машины, — сказал И. В. Сталин.

Ощущение огромного счастья наполнило сердце Чкалова. Когда же через некоторое время Чкалов поднялся в воздух, чтобы показать, на что способен новый советский самолет, недавно выпущенный заводом, он продемонстрировал блестящее летное мастерство. Он отдавал все силы, весь свой талант тому, чтобы Советская Армия получала боевые самолеты самого высокого качества. Вместе с тем Чкалов ощущал в себе такой запас творческих сил, что стал серьезно задумываться о полетах, которыми мог бы прославить Родину, достойно оправдать доверие и заботу советского народа.

Именно таким полетом явился исторический перелет экипажа В. П. Чкалова в 1936 г. по маршруту Москва — Петропавловск-на-Камчатке. Выполняя этот перелет, чкаловский экипаж на отечественном самолете АНТ-25 пробыл в воздухе свыше 56 часов, пройдя без посадки около 10 000 километров. Добрая половина пути самолета АНТ-25 лежала над водными пространствами Баренцова моря, Северного Ледовитого океана и Охотского моря. За осуществление героического беспосадочного перелета в исключительно трудных условиях Арктики и неизученных районов Дальнего Севера, а также за проявленные при этом выдающиеся мужество и мастерство Советское правительство удостоило званием Героя Советского Союза первого летчика экипажа самолета АНТ-25 В. П. Чкалова, второго летчика Г. Ф. Байдукова и штурмана А. В. Белякова.

Дальний перелет, выполненный чкаловским экипажем, являлся ярким свидетельством успешного использования нашими летчиками новой советской авиационной техники. Он необычайно обогатил советских авиаторов опытом блестящего решения сложных задач полета в Арктике, заложил прочный фундамент для будущих дальних рекордных перелетов через Северный полюс в Америку, убедительно доказал возросшую мощь советской авиации.

Совершив полет на Дальний Восток, В. П. Чкалов с присущей ему энергией продолжал разрабатывать намеченный им план нового большого перелета. Советское правительство, ободряя новаторские стремления Чкалова и его товарищей, в то же время указало, что они еще недостаточно изучили все материалы, знание которых необходимо при осуществлении подобного полета, что в распоряжении экипажа пока еще мало ясных метеорологических и научных данных. Чкалов и его экипаж стали последовательно и глубоко готовиться к осуществлению задуманного плана.

Советское правительство, указывая Чкалову на необходимость самой тщательной личной подготовки к осуществлению небывалого еще в истории человечества замысла, в то же время принимало ряд мер для обеспечения перелета через Северный полюс. Весной 1937 г. решением Советского правительства была снаряжена специальная полярная экспедиция, самолеты которой совершили посадку на Северном полюсе. Советскими авиаторами была достигнута новая историческая победа: это была первая в мире посадка самолетов на Северном полюсе! Созданная здесь советская научно-исследовательская станция приступила к изучению морских течений, климатических условий, земного магнетизма и атмосферного электричества центрального полярного бассейна. Тем самым определилась возможность систематических метеорологических наблюдений в самом центре северного полушария.

Только после всесторонней тщательной подготовки экипажу Чкалова было дано разрешение на беспримерный в истории авиации перелет через Северный полюс в Америку. Старт был дан на рассвете 18 июня 1937 г. на аэродроме близ Москвы. Чкалов блестяще выполнил задание Советского правительства. Экипаж самолета АНТ-25 под командованием Чкалова вписал новую славную страницу в перечень исторических достижений нашего воздушного флота. Советский самолет находился в воздухе 63 часа 25 минут, т. е. более двух с половиной суток. За это время было пройдено свыше 10 000 километров земного пути и 12 000 километров воздушного пути. Над океанами и льдами было пройдено около 6000 километров. Полет в основном совершался на высоте 4000 метров и выше. Советские летчики, выполнив величайший в истории перелет, открыли новую эру в завоевании природы.

Пребывание Чкалова в США вылилось во внушительную демонстрацию исключительных успехов, достигнутых советским народом в его борьбе за дальнейший прогресс науки и техники.

Умножив своим перелетом славу Родины и Советского воздушного флота, Чкалов приложил много усилий для того, чтобы тщательно проанализировать свои выводы и наблюдения, сделанные во время полета. Им была написана книга «Наш трансполярный рейс», в которой подводились некоторые научные итоги перелета через Северный полюс. Как этот рейс, так и первый дальний маршрут, образцово проведенные Чкаловым, значительно обогатили советскую авиационную науку, расширили опыт советских летчиков.

Все самое яркое, сильное, привлекательное в характере летчика, в его делах достигло совершенства благодаря влиянию Коммунистической партии. Мудрость и воля партии направляли искания летчика по славному пути подлинного героизма. Доверие народа, его забота и любовь вдохновляли Чкалова на новые подвиги. В. П. Чкалов пламенно любил свою Родину, жгуче ненавидел ее врагов. Плоть от плоти нашего народа, он чувствовал себя неразрывно связанным с трудящимися нашей Родины, знал, что наравне с миллионами советских людей участвует в одном общем великом деле — в борьбе за победу коммунизма.

Чкалов нес большие государственные, партийные, общественные обязанности. В 1937 г. он был избран депутатом Верховного Совета СССР от Горьковского избирательного округа. Он был также членом Горьковского городского и областного комитетов партии. Деятельную помощь оказывал Чкалов разного рода спортивным, молодежным, детским и другим организациям. Работа Чкалова на высоком посту народного избранника, депутата Верховного Совета СССР, рисует яркий облик верного слуги народа, талантливого трибуна. Подлинным государственным деятелем был Чкалов и в той области, которой посвятил всю свою жизнь, — в авиации.

Чкалова никогда не оставляла мысль о том высшем проявлении преданности советскому народу и Коммунистической партии, которое может потребоваться от него в случае войны. И духовно, и физически он был всегда готов к тому, чтобы грудью встретить врага, осмелившегося напасть на священную землю нашей Родины.

Быть слугой народа для Чкалова, военного летчика, пламенного советского патриота, означало прежде всего быть беспредельно верным присяге, свято выполнять свой воинский долг.

«Я буду держать штурвал самолета до тех пор, пока в моих руках имеется сила, а глаза видят землю», — так сказал однажды Чкалов. Он честно выполнил свою клятву. До последней минуты своей героической жизни Чкалов не выпускал штурвала самолета из рук, отдав до конца свою вдохновенную, творческую жизнь нашей социалистической Родине.

С глубочайшей скорбью встретила вся страна правительственное сообщение о гибели В. П. Чкалова. Он погиб 15 декабря 1938 г. при испытании нового самолета. Центральный орган нашей партии «Правда», выражая самые сокровенные мысли советских людей, писала: «Храня в сердце героический образ Валерия Чкалова, советские летчики… будут неустанно крепить мощь советской авиации, могущественнейшей авиации в мире.

Храня в сердце героический образ Валерия Чкалова, советские инженеры и конструкторы будут создавать еще более совершенные машины для того, чтобы наши мужественные пилоты могли летать выше всех, дальше всех и быстрее всех…».

Жизнь и подвиги Чкалова навсегда остались ярким примером беззаветного служения народу. Чкаловский опыт, стиль, летное мастерство прочно вошли в теорию и практику авиационного дела. Чкаловское отношение к летному труду, его непрестанное новаторство, его беспредельная преданность советскому народу и Коммунистической партии служат примером для всех воинов нашего воздушного флота. Авиатор высокой выучки воплощал в своем опыте, в своей работе замечательное воинское умение, знание принципов боевого применения авиации с бесстрашием и отвагой, волей и упорством.

Героическая жизнь Чкалова учит советских летчиков необходимости упорно, каждодневно повышать свои политические, военные и технические знания, расширять свой культурный кругозор.

Жажда к новым знаниям, к глубокому проникновению в теорию авиации, стремление непрерывно поднимать свой идейно-политический уровень, всегда жившие в Чкалове, являются одной из тех его славных традиций, которой стараются следовать все советские летчики. Передовых людей нашего воздушного флота отличает высокая теоретическая подготовка во всех областях авиационного дела, постоянная тяга к углублению политических знаний. Каждый советский авиатор, поставивший себе целью жить и работать по-чкаловски, дружит с политической, военной и специальной книгой, отдает много времени и труда для постоянного накапливания новых знаний. Тем самым он создает прочную основу для достижения все новых и новых успехов в своих полетах.

Одним из главнейших законов жизни советских авиаторов является строжайшее выполнение всех правил летной службы, соблюдение железной воинской дисциплины.

Известно, что враги советского народа, изменники Родины, пробравшиеся в свое время в нашу авиацию, чернили творческие устремления молодого летчика. Это нужно было им для того, чтобы изгнать В. П. Чкалова из советской авиации, которую он любил всем сердцем страстного советского патриота, ради укрепления могущества которой он не жалел ни сил, ни самой жизни. Коммунистическая партия, Советское правительство спасли В. П. Чкалова для нашего воздушного флота, направили творчество и новаторство одареннейшего советского летчика на правильный путь. Отеческая забота партии дала возможность В. П. Чкалову стать передовым советским летчиком, вырасти в передового авиационного деятеля нашей социалистической Родины.

Успехи Чкалова как летчика-испытателя были бы невозможны, если бы он не следовал в своих полетах главнейшим законам летной службы. Как пилот героических дальних маршрутов, Чкалов показывал образец следования всем требованиям, поставленным перед экипажем относительно режима полета, эксплуатации материальной части и других условий, определяющих полетное задание.

Повседневная, настойчивая и целеустремленная борьба каждого советского авиатора за укрепление воинской дисциплины, за строжайшее соблюдение всех требований уставов Советской Армии и правил, регламентирующих производство полетов, есть одно из обязательных выражений их стремления летать по-чкаловски.

Чкаловское умение, упорство и настойчивость в преодолении трудностей, чкаловская воля в достижении поставленной цели, чкаловская преданность делу Коммунистической партии нашли свое выражение в бессмертных подвигах, совершенных в годы Великой Отечественной войны тысячами и тысячами советских летчиков. В победах, одержанных нашими авиаторами, неутомимо взаимодействовавшими с войсками Советской Армии на всех этапах борьбы с врагом, заложен и труд Чкалова, отдавшего всю свою жизнь делу строительства отечественного воздушного флота. Чкаловская деловитость и размах, чкаловская непримиримость к врагам со всей силой проявились в ратном труде советских соколов.

Чкаловские традиции живут в нашей авиации и теперь, в пору освоения новой, современной авиационной техники. Ныне, когда наш воздушный флот, щедро оснащенный еще лучшими самолетами, двигателями и различной аппаратурой, продолжает прочно стоять во главе авиационного прогресса, сбываются мечты Чкалова о больших скоростях полета, о подъемах в стратосферу, о еще больших дальностях полета. Ученики Чкалова, летчики-испытатели, освоили скоростные реактивные самолеты. Ученики Чкалова, советские летчики, первыми в мире освоили высший индивидуальный и групповой пилотаж на реактивных самолетах. Наши летчики в последние годы обогатили чкаловскую школу высшего пилотажа выполнением всех сложнейших фигур на реактивных самолетах.

Большой, славный путь прошел крылатый богатырь нашей Родины В. П. Чкалов. Замечательны традиции крупнейшего советского летчика, выпестованного Коммунистической партией. Советский народ, храня память о выдающемся вкладе В. П.Чкалова в строительство воздушного флота нашего социалистического государства, назвал его именем города и поселки, заводы и колхозы, учебные заведения и Дома культуры. Советский народ, храня светлую память о В. П. Чкалове, выдающемся авиационном деятеле нашей социалистической Родины, неустанно укрепляет свой воздушный флот, неустанно растит советских летчиков высокой выучки, готовых на новые подвиги во славу нашего социалистического государства.

Источник: Полковник Н. ДЕНИСОВ«Вестник воздушного флота» № 12, 1950 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Один комментарий на «“Чкалов. Великий лётчик нашего времени”»

  1. Михаил:

    Слава летчику-коммунисту В.П.Чкалову!

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image