Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Действия ВВС РККА при освобождении Бессарабии

Последним предвоенным вооруженным конфликтом с участием советских ВВС стал ввод частей Красной армии на территорию Бессарабии летом 1940 г.

С целью восстановления исторической справедливости руководство СССР потребовало от Румынии возврата отторгнутой в 1918 г. от России Бессарабии. 26 июня 1940 г. румынскому посланнику в Москве была официально вручена соответствующая нота советского правительства. Несмотря на согласие румынской стороны пойти на территориальные уступки, ранее, 22 июня того же года, Военный совет вновь сформированного управления Южного фронта представил Наркому обороны СССР (маршалу Советского Союза С.К.Тимошенко) несколько вариантов проведения кампании в Бессарабии.

По одному из них (при активном ведении боевых действий) в предстоящей операции должны были задействоваться 5-я, 9-я и 12-я советские армии (460 тыс. человек, до 12 тыс. орудий и минометов, около 3 тыс. танков и 2160 самолетов ВВС РККА).

Предусматривалось нанесение воздушных ударов, десантирование воздушно-десантных бригад (120 транспортных самолетов типа ТБ-3), нанесение охватывающих ударов войсками 12-й и 9-й армий с последующим окружением противника. Против румынских военно-морских сил предполагалось задействовать суда Черноморского флота.

Кампания по освобождению Бессарабии началась 28 июня и быстротечно завершилась к 3 июля 1940 года.

В первой половине 29 июня в районе г. Болград проведена высадка личного состава 204-й воздушно-десантной бригады (1372 человек). В переброске войск задействовалось 99 самолетов ТБ-3 209-й тяжелой авиабригады. К вечеру они взяли под свой контроль город и транспортный узел Троянов Вал, развернув наступление на города Рени и Кагул. Утром следующего дня последние были очищены от отступавших румынских войск (без особых серьезных боевых столкновений).

В то же время силами 201-й воздушно-десантной бригады был занят г. Измаил. В операции участвовало 44 самолета ТБ-3 с 809 десантниками на борту. Из них 240 чел. высадились на городском аэродроме, 509 чел. десантировались с воздуха. Три самолета (60 чел. на борту) по техническим причинам вынуждены были вернуться на свои аэродромы.

Бессарабская кампания, 1940 г.

Бессарабская кампания, 1940 г.

В целом командование Южного фронта осталось вполне довольным итогами воздушно-десантной операции, заявив, что десанты «полностью себя оправдали и заставили румын считаться с соглашением». Однако с этой оценкой были не согласны в Управлении боевой подготовки РККА, отметив, что она была «выполнена исключительно плохо», поскольку «отсутствовала всякая подготовка к операции»1.

Тем не менее опыт Бессарабской воздушно-десантной операции (1940 г.) был учтен в организации воздушных десантов периода Великой отечественной войны.

К 1 июля советские войска вышли к новым границам по рекам Прут и Дунай. В течение следующей недели они были сменены пограничными отрядами НКВД (7 отрядов в составе 120 погранзастав).

Войска расформированного Южного фронта вскоре возвратились в места своей постоянной дислокации.

Первые кампании Второй мировой войны на Восточном и Западном театрах военных действий, в связи с возросшей ролью в них военно-воздушных сил, потребовали коренной перестройки системы противовоздушной обороны страны и значительного усиления и совершенствования ВВС РККА.

Примечания:
  1. РГВА Ф. 31983. Оп. 2. Д. 474. Л. 62-64. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image