Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

День создания Военно-транспортной авиации России (ВТА)

День создания Военно-транспортной авиации России (ВТА) Воздушно-космических сил (ВКС) ежегодно отмечается 1 июня. В 2017 году празднуется 86-я годовщина этого события.

В этот день по традиции состоятся торжественные построения личного состава с выносом боевых знамён во всех авиачастях ВТА. На построении будет зачитан приказ командующего ВТА генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова.

Военно-транспортная авиация предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях). Военные лётчики личный состав частей ВТА с честью выполняют основные задачи:

  • десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов;
  • доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника;
  • обеспечение маневра авиационных соединений и частей;
  • перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств;
  • эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях;

Как отмечают в Министерстве обороны РФ: «В прошедшем зимнем периоде обучения экипажами ВТА было выполнено более 900 летных смен, общий налет составил порядка 20 тысяч часов. За первое полугодие 2017 года было перевезено более 60 тыс. военнослужащих и около 20 тыс. тонн грузов. Во время мероприятий по боевой подготовке, самолеты ВТА произвели десантировали свыше 40 тыс. военнослужащих. География пунктов назначения и выполнения задач для летных экипажей ВТА простирается от полярной базы «Борнео» до Африканского континента. Наиболее значимые задачи, стоящих перед ВТА на летний период — подготовка к стратегическому командно-штабному учению «Запад-2017», учению «Мирная миссия-2017»[1],  и конкурсу лётного мастерства «Авиадартс-2017». 20 экипажей подготовлено к задачам по тушению пожаров на специально оборудованных самолетах Ил-76.

Ил-76МД-90А ВТА ВКС РФ

В полёте самолёт Ил-76МД-90А из состава ВТА ВКС РФ.

В состав ВТА входят авиационные базы, части и подразделения специальных войск. В настоящее время на вооружении соединений и воинских частей ВТА состоят самолеты Ил-76МД, Ил-76МД-90А, Ил-78, Ил-62, Ан-26, Ан-22, Ан-124 «Руслан», Ан-12ПП, Ан-2, Ту-154, Ту-134 и вертолеты Ми-8.

По плану гособоронзаказа ВТА получает в год 16-18 новых самолётов. В 2017 году Военно-транспортная авиация получит три новых самолета Ил-76МД-90А, на которых установлены более экономичные и менее шумные двигатели ПС-90.  Ил-76МД-90А превосходит Ил-76МД по грузоподъемности, а возможности самолета увеличены на 30-40% — увеличена тяговооружённость, усилены шасси, установлено современное бортовое оборудование.

Вместо самолета-постановщика помех на базе Ан-12 ВТА уже получила три самолета Ил-22, имеющих бортовой комплекс для решения всех задач по предназначению.

Модернизированный авиапарк военно-транспортной авиации выполнять специальные задачи в любой точке земли. В 2015 году впервые экипажи ВТА выполнили посадки на арктический аэродром на острове Земля Александры архипелага Земля Франца Иосифа.

История Военно-транспортной авиации

В 1930-х годах в составе Военно-воздушных сил (ВВС) были созданы авиационные подразделения для перевозки по воздуху войск и грузов, а также выброски (высадки) воздушных десантов. Так начиналась история Военно-транспортной авиации. Вначале они оснащались переоборудованными военными самолетами. Днем рождения и профессиональным праздником ВТА принято считать 1 июня 1931 года, когда в Ленинградском военном округе было завершено формирование опытного воздухо-десантного отряда, которому придавались тяжелая бомбардировочная эскадрилья в составе 12 самолетов ТБ-1, используемых в качестве военно-транспортных, а также авиаотряд из 10 самолетов Р-5, переделанных в военно-транспортные самолеты. Это авиационное формирование явилось прообразом военно-транспортных авиационных частей.

В ходе учений и участия в локальных военных конфликтах до Великой Отечественной войны, авиация СССР получила опыт перевозок личного состава и высадки десанта, однако формально такого объединения как военно-транспортная авиация не существовало, отсутствовали даже специализированные военно-транспортные самолеты — для выполнения специальных задач использовались пассажирские и грузовые самолёты и бомбардировщики. В годы Великой Отечественной войны было выполнено более 1,7 млн. десантно-транспортных самолёто-вылетов, что составляет треть от общего количества всех самолетовылетов. За период войны с Японией было перевезено около 4000 тонн различных грузов и 10500 человек личного состава.

Только в послевоенное время, в марте-апреле 1946 года, в составе ВДВ была сформирована десантно-транспортная авиация (ДТА), в 1949 году преобразованная в транспортно-десантную авиацию.

В ее состав вошли 6 авиационно-транспортных дивизий, дислоцированных в европейской части СССР. Первая авиационно-транспортная дивизия ВДВ и 3 транспортных полка ВВС находились в непосредственном подчинении главнокомандующего войсками Дальнего Востока. В 1955 году транспортно-десантная авиация выводится из состава ВДВ и преобразуется в род ВВС с непосредственным подчинением Главнокомандующему ВВС.

В конце 1958 года на вооружение частей ВТА поступили специально разработанные турбовинтовые военно-транспортные самолёты Ан-8 и Ан-12, обладающие большой грузоподъемностью и более совершенным бортовым оборудованием. В итоге ВТА стала всепогодной, способной десантировать парашютным способом соединения и части ВДВ со штатной техникой и вооружением в боевых порядках, перевозить тяжелую технику и вооружение других видов Вооруженных сил.

В 1967 году авиационный парк ВТА пополнился самолетами Ан-22 Антей, позволившими полностью решить задачи по перевозке боевой техники сухопутных войск.

В 1974 году на вооружение поступил первый отечественный военно-транспортный самолет с турбореактивными двигателями Ил-76, который надолго стал основным самолетом военно-транспортной авиации. Принятие на вооружение в 1987 году тяжелого дальнего самолёта Ан-124 позволило существенно расширить возможности ВТА в части стратегических перевозок.

Части ВТА ВВС СССР располагались на территории России, Украины, Белоруссии и Узбекистана. В результате распада СССР самолёты и аэродромы унаследовали новые государства, получившие независимость.

В 1998 году части и соединения ВТА ВВСР РФ были сведены в 61-ю воздушную армию Верховного главного командования (стратегического назначения), на основе которой в 2009 году было создано Командование военно-транспортной авиации.

За последние десятилетия ВТА принимала участие в большинстве локальных военных конфликтах во многих регионах мира, выполняла задачи по доставке международных миротворцев в зоны конфликтов и обеспечения миротворческих операций под эгидой ООН и СНГ.

С 2015 года подразделения военной-транспортной авиации участвует в обеспечении работы российской группировки в Сирии и доставке гуманитарных грузов.

Самолёты ВТА широко используются при при тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, например, последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., землетрясений — в Армении (1988 г.), на Курилах (1994 г.), Сахалине (1995 г.).

По итогам 2015 года Командование Военно-транспортной авиации признали лучшим объединением Воздушно-космических сил.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Проводится в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image