Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фабрика «ДУКС»

Общество «Дукс» было основано в 1894 г. обрусевшим немцем Юлием Меллером[1]. До 1910 года компания специализировалась на выпуске различного вида велосипедов, мотоциклов и разнообразных механических изделий. Запчасти для бытовой техники, простейшие приборы для домашнего хозяйства и даже аэросани были в номенклатуре предприятия.

С появлением в России аэропланов, директор купил лицензию на производство самолётов французской конструкции.

Реклама предприятия ДУКС

Реклама продукции завода ДУКС

Воздухоплавательное отделение «Дукса» возглавил инженер В.В. Бартошевич. В разные годы вместе с ним работали такие талантливые и известные специалисты как Ф.Э. Моска, Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев и др. Предприятие располагалось в Москве в нескольких зданиях Ямской слободы и до середины 1914 г. строило самолеты «Фарман» MF-7 и «Ньюпор-4». Хорошо оснащенные механические и сборочные цеха позволяли выпускать до 12 единиц техники.

После начала боевых действий производственные мощности получили существенное развитие и в результате успешной деятельности «Дукса» «Фарманы», «Мораны», «Ньюпоры», «Спады» и «Вуазены» многих моделей, собранные в России, поступали в армейские авиационные отряды.

Владельцу предприятия удалось организовать и отладить рабочий процесс, направленный на воспроизводство иностранных типов, но развивавший и собственные технологии. Доставленный из-за границы аэроплан разбирался на заводе на все составные части, с которых снимались необходимые размеры и делались рабочие чертежи. Затем при сборке новых аппаратов широко применялись ацетиленовая сварка и пайка медью и серебряным припоем. На фирме освоили изготовление цельнотянутых металлических труб специальных профилей — для лонжеронов крыльев и стоек крыльев и шасси. Трубы являлись продукцией прокатного цеха, а перед обработкой древесины применялись  всесторонние испытания, были построены сушильные камеры и применены новые способы клейки.

Номенклатура завода ДУКС

Номенклатура изделий завода ДУКС

На «Дуксе» также наладили выпуск самолетных колес различных моделей, а введение в действие всех этих процессов потребовало возведения новых деревообделочного, столярного, трубоволочильного и сборочного цехов и модернизации инструментального, механического, литейного и медницкого отделений.

В 1916 и 1917 г.г. месячный выпуск аэропланов вырос до 38 и 45 единиц, руководство компании прилагало усилия даже к разработке собственных типов авиадвигателей, но не достигло в этом направлении успехов. Несмотря на все положительные стороны развития дела, продукция фирмы зачастую не отличалась высоким качеством, которое едва улучшалось даже под давлением наблюдающих офицеров, т.е. военной приемки.

После событий конца 1917 и начала 1918 г.г. и последовавшей национализации «Дукс» превратился в ГАЗ №1, а затем Завод №1, став одним из ведущих предприятий государственной авиаиндустрии.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. После начала Первой мировой войны взял фамилию жены и стал Брежнев. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image