Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

История авиамоделизма в СССР

Модельный спорт существует в СССР второй год[1] и принёс за это короткое время уже весьма ценные плоды.

Образовавшиеся в начале прошлого 1924 года кружки «Юных авиаторов – Друзей воздушного флота» мало по малу обзавелись нужным материалом для постройки моделей и при содействии разъяснительных статей в журнале «Самолёт» и брошюр по моделизму Анощенко и Шекунова приступили к постройке не только показательных моделей, но и летающих.

По всему СССР деятельность групп «Юных авиаторов» по примеру Западной Европы несомненно внесёт глубокую борозду в вопросе о создании мощного воздушного флота. Историческим примером является, хотя бы, знаменитый французский авиатор Луи Полан, который начал свою деятельность с постройки летающей модели. На состязаниях моделей в Париже он взял первый приз: модель представляла собой настоящий аэроплан системы Вуазена, на котором Поланом через несколько месяцев был побит мировой рекорд продолжительности.

Первые состязания летающих моделей в СССР произошли в Тифлисе[2] 5 июня 1924 года. Тифлисское ОДВФ устроило их в помещении Красноармейского клуба. В конкурсе участвовало 14 моделей, в большинстве случаев, построенных слушателями авиакурсов ОДВФ Грузии. Модель Парунакяна пролетела через весь зал, плавно опустившись в конце его. За этот полёт в 38,75 метра был выдан первый приз: серебряный жетон. Третий приз – журнал «Самолёт» за год достался Калинину за красивые полёты и лучшую высоту полёта его модели (на 2,5 метра при 6 метрах расстояния).

После Грузии развернулись кубанцы, которые устроили модельные состязания в Краснодаре. На этих состязаниях, состоявшихся 15 июня 1924 года, принимали участие 19 моделей из 24 записавшихся. Призы за расстояние в 20 метров и продолжительность полёта в 6,5 секунд достались моделисту Истрашкину. Наибольшую скорость 16 метров в секунду – показала модель Жицкого, который и получил приз за грузоподъемность: модель весом в 205 грамм (полфунта) летала с грузом в 111 грамм (более четверти фунта). Первым призом, доставшимся Истрашкину, стал пожертвованный ОДВФ СССР набор инструментов для постройки моделей с надписью «Лучшему юному пролетарскому авиастроителю».

Если к этим первым успехам моделизма лета 1924 года прибавить ещё и напоминание о том, что в июле в Центральном доме юного пионера в Москве спортивной секцией ОДВФ СССР были организованы курсы руководителей кружков простейшего спорта, то мы поймём, сколь ценными явились все эти начинания для жизненной потребности молодёжи и самого государства.

Осенью 1924 года произошёл ряд новых модельных соревнований. В Костроме 14 сентября 1924 года получил приз за полёт в 17,1 метра модели планера, курсант военной школы Козлов. На первых Московских состязаниях летающих моделей самолёта 28 сентября наибольшую дальность в 45 метров показала модель Фаусека, которой принадлежит и наибольшая продолжительность полёта в 13,4 секунды. Большая модель Иванова весом в 875 грамм (два фунта) показала наибольшую грузоподъёмность, подняв груз в 250 грамм (более полуфунта). Этой же модели принадлежит наибольшая скорость – 10 метров секунду.

Зимой 1924 года начались опять модельные соревнования в Тифлисе, где модель Умикова, пролетевшая 58,75 метра 1 декабря, был побит рекорд Москвы в 45 метров. В Батуме же 14 декабря та же модель Умикова поставила рекорд дальности полёта в 67,5 метра. На этих же соревнованиях был поставлен Тамарой Периханян женский рекорд 48,7 метра. После таких успехов, не мудрено, что моделистами было поставлено целью постараться побить итальянский рекорд 126 метров.

Этот рекорд был поставлен в Италии 18 мая 1924 года во время первого конкурса летающих моделей, организованного Национальной Ассоциацией Лётчиков. Главный приз за продолжительность и качество полёта достался Бельтраму, модель которого на большой высоте пролетела 126 метров, продержавшись в воздухе почти 19 секунд.

Будущий авиаконструктор О.Антонов со своей моделью ОКА-21 и другие участники ленинградских соревнований.

На состоявшихся модельных состязаниях 1925 года в Тифлисе был объявлен Всегрузинский конкурс на покрытие расстояния в 150 метров с выдачей приза в 100 рублей. Приз достался Умикову, модель которого совершила быстрый красивый полёт и в 50 секунд покрыла по прямой 160,5 метра, побив 126 метровый итальянский рекорд. До этого другая модель Умикова продержалась в воздухе 1 минуту 10 секунд, пройдя, измеряя путь по прямой, как это полагается по правилам конкурса, 139 метров. На самом деле ее воздушный путь, считая по измеренной скорости 3,2 метра в секунду, составил 224 метра.

Вместе с указанными рекордами можно отметить за время менее года следующие достижения летающих моделей на расстояния в различных областях СССР:

  • Краснодар – 20 метров;
  • Ленинград – 34 метра;
  • Тифлис – 38,75 метра;
  • Москва – 45;
  • Ташкент – 48;
  • Батум – 48,7 (женский рекорд) и 67,5 (мужской);
  • Вятка – 66,6 метра;
  • Тамбов – 83;
  • Тифлис – 160,5.

Рекорд продолжительности: 1 минута 10 секунд, рекорд высоты: 10 метров.

В виду того, что моделизм для масс ещё мало знаком, то не мудрено, что результаты получаются чрезвычайно разнообразные. В общем же залогом успеха является совокупность условий: подходящий соответствующий материал, навык обращения с ним, осмысленные знания сущности полёта вообще и, в частности, своей модели. Короче говоря, нужна школьная наука, и где она есть, да ещё в союзе с даровитостью и упорным трудом, там и успехи: а вредные случайности находят себе всё меньше и меньше места.

Кроме моделей обычного типа, на состязаниях в Грузии участвовала также модель с ракетным двигателем моделиста Туркестанова, которая, пролетев 32 метра, упала с подломленными крыльями; в быстром полёте они не выдержали. Модели с двигателями, работающими сжатым воздухом, ещё до настоящих опытов оказались негодными и использованы не были. В авиамодельных соревнованиях в Казани участвовала одна модель, представлявшая собою свободнонесущий моноплан с пятью резиновыми моторами, скрытыми в толще крыла.

Для настоящих и будущих моделистов не безынтересно знать, что уже производятся опыты над моделями с вращающимися цилиндрами вместо крыльев, по принципу Магнуса, ныне применённому Флетнером для роторного судна. У нас в России первым, кто предложил использовать вращающиеся цилиндры для полёта вместо крыльев, является изобретатель дореволюционных времён, как теперь говорят – роторного аэроплана – Николай Петрович Глоба. В Новочеркасске инженером Левковым построена для научных целей модель роторного аэроплана с резиновыми двигателем, которая и совершает продолжительные полёты с поразительной устойчивостью.

Победители авиамодельных состязаний

 Победители первых авиамодельных соревнований в Ленинграде со своими моделями: Бубнов, Ким, Шпритс, Харитонов — члены кружка моделистов при Ленинградском Аэро-Клубе Музее (ЛАКМ). На фотографии виден переходящий приз — серебряная доска.

Эта любопытная статья по истории авиамоделизма в Советском Союзе. Бурное развитие детского и юношеского модельного спорта, несомненно, дало стране множество известных авиаконструкторов и пилотов. Некоторые начинали сразу с летающих моделей, другие — даже умудрялись использовать ракетные двигатели. Однако многие из них, наверняка умели делать простейшие самолёты из бумаги: https://megamaster.info/kak-sdelat-samolet-iz-bumagi/

Пожалуй, это самый доступный способ приобщиться к небу и авиационной технике, создавая пусть и бумажные, но летающие аппараты.

По материалам статьи А.Родных «Моделизм в СССР» — Красные крылья 1925, №5. Публикуется с сокращениями.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Статья была опубликована в 1925 году. []
  2. Современное название Тифлиса — Тбилиси. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image