Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

История ВВС ВМФ. Морская авиация в Гражданскую войну

С первых дней существования Советской власти морским авиаторам пришлось принять участие в боевых действиях на возникающих повсеместно фронтах разгорающейся в стране Гражданской войны. Так, западнее Петрограда, в районе Нарвы и Ревеля, воевала авиагруппа под командованием морлёта С.Э.Столярского, вооружённая несколькими самолётами «Лебедь-ХII». В 1919 г. это подразделение, вошедшее в состав Саратовского гидроотряда, продолжало воевать на Северо-западном фронте.

С началом Гражданской войны Высший Военный Совет республики потребовал от управления морской авиации сформировать несколько новых гидроавиаотрядов. Основой для них послужили гидроавиадивизион в Ораниенбауме и истребительный дивизион в Красном Селе. Летом 1918 г. 1-й и 2-й морские истребительные авиационные отряды Красносельского дивизиона Воздушной бригады особого назначения были направлены на Северную Двину, для действий против авиации Славяно-Британского корпуса.

Гидроаэроплан "Фейри" из 4-го гидроавиационного отряда

Гидроаэроплан "Фейри" из 4-го гидроавиационного отряда

 

Изменился и характер применения авиации. Если в годы Первой мировой войны Морская Авиация использовалась исключительно на морских театрах военных действий, то теперь ей пришлось базироваться на реках и озёрах и воевать, в основном, над сушей.

На Каспии, с установлением советской власти в Азербайджане в апреле 1918 г., личный состав Бакинской лётной школы Морской Авиации (начальник школы — С.А.Петров) выступил на стороне «Бакинской Коммуны». Из самолётов и пилотов школы был сформирован Бакинский гидроавиадивизион, на самолётах М-5 и М-9, под командованием А.А.Степанова. В состав дивизиона входило два авиационных отряда летающих лодок, под командованием военморлётов Кропотова и Ервандяна. 28 июля 1918 г. «Бакинская Коммуна» пала, но гидроавиадивизион остался в городе и продолжил боевые действия, уже на стороне азербайджанских националистов, против турецких войск. После захвата турками 15 сентября 1918 г. Баку гидроавиадивизион Красного флота прекратил своё существование.

К сентябрю 1918 г. в составе РККВФ были сформированы ещё четыре гидроавиаотряда:

Беломорский — из 6 самолётов М-9. 9 августа 1918 г. этот вновь сформированный в Ораниенбауме отряд получил приказ перебазироваться на Север. Он разместился в Котласе (3 самолёта М-9) и на ст. Плесецкая (3 самолёта М-9). Первоначально отряд возглавлял военморлёт П.Бабенко, но 1 сентября он на самолёте М-9 перелетел к белым, на ст. Обозерская. Новым начальником отряда стал военморлёт И.Ф.Мельцер. До конца навигации на Северной Двине отряд успел налетать всего 3,5 часа, после чего прекратил свою активную боевую деятельность;

Волжский (Самарский) — в составе Волжской военной флотилии, имел 6 самолётов М-9 и один М-5;

Каспийский — из 6 самолётов М-9. Уже в середине сентября первые 3 самолёта М-9 прибыли в Астрахань с Балтики. Ещё 3 самолёта находились в пути;

Онежский (бывш. 4-й гидроавиаотряд 2-го дивизиона Воздушной бригады особого назначения Балтийского моря) — из 5 самолётов М-9. 12 августа 1919 г. этот отряд, под командованием морлёта Л.В.Ковалевского, прибыл из Петрограда в Петрозаводск. Первый боевой вылет отряда на бомбардировку белогвардейских позиций состоялся только 7 сентября[1]. В июне 1920 г. отряд вернулся в Петроград. (В 1919-1920 гг. начальником 4-го гидроавиаотряда был военморлёт В.К.Бергстрем);

По состоянию на 1 октября 1918 г., в состав Морской Авиации входили: Беломорский, Волжский, Каспийский и Онежский гидроавиаотряды, с 18 гидросамолётами М-9 и 9 сухопутными истребителями «Ньюпор» и «Лебедь». Кроме того, на Балтике имелось ещё 14 самолётов. Авиация Черноморского флота ещё к лету прекратила своё существование.

Вскоре к этим силам добавились ещё два авиаотряда:

Камский (Пермский) — из 3 самолётов М-9 и 3 истребителей. Отряд практически сразу же после своего формирования был отправлен в Котлас. Там он объединился с Беломорским гидроавиаотрядом. Начальник отряда — К.Р.Семёнов;

Саратовский — два самолёта «Ньюпор»[2]. Начальник отряда — военморлёт Н.С.Мельников. В конце 1918 г. этот отряд, сформированный первоначально для Восточного фронта, перебазировался в Копорский залив. В течение зимы 1918-1919 гг. выполнял разведку Нарвского залива и побережья до конца обороны Нарвы. После того как Нарва вновь перешла в руки белых войск, отряд перебазировался на ст. Волосово. Там в начале 1919 г. авиаотряд был перевооружён на сухопутные самолёты типа «Лебедь-ХII», и до весны вёл в основном воздушную разведку. В это время отрядом командовал военморлёт И.К.Иванов.

Всего в составе Морской Авиации на этот период числился 61 самолёт (гидросамолёты и сухопутные истребители). В том числе, на Севере — 19 самолётов, на Волге — 7 самолётов, на Балтике — 14 самолётов, и на Каспии — 21 самолёт.

2 сентября 1918 г., вместо Высшего Военного Совета, был образован Революционный Военный Совет Республики (РВСР), на который была возложена вся полнота ответственности за вооружённую защиту страны.

С октября 1918 г. большинство гидроавиационных отрядов начали объединять в воздушные дивизионы. Так, 1-й и 2-й морские истребительные авиаотряды Балтийского дивизиона, Беломорский и Камский гидроавиаотряды были объединены в Северный воздушный дивизион под командованием С.А.Знаменского. Этот дивизион, базировавшийся на берегу Северной Двины, у с. Пучуга, подчинялся командующему Северодвинской военной флотилии.

В сентябре 1919 г., по окончании боевых действий на Севере, истребители Северного дивизиона, в количестве 12 шт., были переброшены под Петроград, для борьбы с армией генерала Н.Н.Юденича, а из гидросамолётов сформированы Архангельский (Беломорский) и Мурманский гидроавиаотряды, которые просуществовали до окончания Гражданской войны.

18 декабря 1918 г. приказом №394 Реввоенсовета республики структура РККФ подверглась коренной реорганизации. Коллегия Народного комиссариата по морским делам упразднялась. В составе РВСР был образован морской отдел, во главе с командующим морскими и речными силами республики (КОМОРСИ). Управление морской авиации и воздухоплавания было упразднено. Вместо него был образован авиационный отдел главного управления кораблестроения. Первым начальником АО ГУК был назначен И.Н.Дмитриев (капитан 1 ранга Российского императорского флота, в 1916-1917 гг. возглавлял отдел воздушного плавания главного управления кораблестроения).

Осенью 1918 г. с Балтики под Астрахань был перебазирован гидроавиаотряд в составе 6 самолётов, под командованием А.С.Демченко.

Весной 1919 г. Волжский (Самарский) гидроавиаотряд был переформирован в Волжский (Самарский) гидроавиадивизион, который был усилен Саратовским гидроавиаотрядом. Всего в его составе насчитывалось 18 разведчиков М-9, М-20 и 3 истребителя «Ньюпор». Тогда же на базе Каспийского авиаотряда был сформирован Каспийский воздушный дивизион, состоящий из двух гидроавиаотрядов и отряда истребителей. Командир дивизиона — С.С.Негеревич. Первым гидроавиаотрядом дивизиона командовал В.К.Лавров.

В августе 1919 г. на базе Волжского и Каспийского воздушных дивизионов создаётся Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии. Начальником бригады назначается С.Э.Столярский.

Всего за 1918-1920 гг. в составе Морской Авиации было сформировано 19 морских авиационных отрядов. Часть из них в дальнейшем вошла в состав других авиаотрядов, и по состоянию на 1 января 1920 г., имелось 10 гидроавиаотрядов и 4 истребительных отряда — всего около 75 самолётов различных типов и технического состояния.

Со 2 апреля 1919 г. приказом РВС Республики №3193 вся гидроавиация, действующая совместно с речными и озёрными флотилиями, в строевом и хозяйственном отношении подчинялись соответствующим флотилиям и армиям, а Воздушная бригада особого назначения вошла в состав Балтийского флота.

15 марта 1920 г. СНК принял постановление о подготовке Морских Сил ЧиАМ для борьбы с Врангелем.

Весной 1920 г. произошло событие, наложившее отпечаток на дальнейшее развитие Морской Авиации. Приказом РВС республики №447/78 от 25.03.1920 г., «в целях поднятия боеспособности Красного Воздушного флота Республики», Морская Авиация всё же была подчинена главному управлению Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота. Авиационный отдел РКВМФ подлежал расформированию, с передачей всех дел и личного состава во вновь созданное главное управление РККВФ. Одновременно с этим была учреждена должность помощника начальника Воздухфлота республики по гидроавиации (с 24 апреля на эту должность был назначен М.Ф.Погодин, с 28 сентября того же года — А.П.Онуфриев). Были введены также должности помощника начальника воздушного флота действующей армии по гидроавиации (с июля 1920 г. её занимал С.Э.Столярский) и помощников начальников флотов приморских военных округов и фронтов по гидроавиации. Начальники воздушных дивизионов теперь подчинялись морскому командованию только в оперативном отношении. На момент передачи Морская Авиация насчитывала 96 летательных аппаратов различных типов, из них на Балтике — 36 гидросамолётов и 13 истребителей, на Чёрном море — 33 гидросамолёта и 14 истребителей. Таким образом, на протяжении последующих 18 лет Морская Авиация находилась в прямом подчинении ВВС РККА.

Тем временем, несмотря на то, что Гражданская война шла к завершению, напряжение боёв на земле, на море и в воздухе не уменьшалось. В связи с ликвидацией фронтов на Волге, Днепре, на Каспии и в Приаралье, высвободившиеся силы гидроавиации перебрасывались на юг России, в Причерноморье, где развернулись тяжёлые бои с армией генерала А.И.Деникина.

5 апреля 1920 г. постановлением СНК были выделены специальные средства для организации морских сил, авиации и укрепления обороны побережья Чёрного и Азовского морей. В свете этого, в мае 1920 г. в Херсон прибыл Днепровский гидроотряд под командованием В.Н.Филиппова, с одним гидросамолётом М-9, а в начале июня туда прибыл Туркестанский (Аральский) гидроотряд под командованием Б.В.Глаголева. В нём было четыре исправных М-9. Вскоре в Николаев были присланы ещё 3 М-20 и 2 М-9, для Туркестанского и Днепровского гидроавиаотрядов .

В июле 1920 г. Воздушная бригада Волжско-Каспийской флотилии, за исключением одного гидроавиаотряда, была перебазирована на Чёрное море, где вместе с другими авиационными соединениями вошла в состав вновь образованной Воздушной дивизии Чёрного и Азовского морей. Дивизион под командованием И.А.Свинарёва, в составе гидроавиаотряда (командир Б.Г.Чухновский) и истребительного отряда, был направлен на Азовское море, в район Мариуполя, а одно его авиазвено (2 М-9) — в Туапсе. Второй дивизион бригады был направлен в Причерноморье, для ведения боевых действий в его северозападном секторе. Подразделения дивизиона дислоцировались в Николаеве (1-й гидроавиаотряд под командованием В.Н.Филиппова), в Одессе (2-й гидроавиаотряд под командованием П.Г.Еременко) и в Очакове (авиазвено из состава Туркестанского авиаотряда, под командованием Э.М.Лухта). После разгрома Врангеля Туркестанский гидроотряд расформировали, а его личный состав перевели в Одессу.

Английский самолёт "Шорт-184" на Северной Двине

Английский самолёт "Шорт-184" на Северной Двине

На Дальнем Востоке в 1920 г., для обеспечения боевых действий Сибирской военной речной флотилии при разгроме войск адмирала Колчака, использовались самолёты Боевого гидроавиаотряда Сибирской флотилии[3].

В целом, с августа 1918 г. по март 1920 г. морскими лётчиками на всех фронтах было выполнено около 3000 самолётовылетов и сброшено на противника свыше 30 т бомб. Авиационный парк в это время сильно сократился, и основными типами летательных аппаратов в этот период были:

  • — разведчики: Григорович М-9, М-20, «Фейри-IIIс»;
  • — истребители: «Ньюпор»-17, 21, 23, 24, «Лебедь-XII», «Спад-VII»;
  • — разведчики-бомбардировщики: «Шорт-184».

Как и вся страна, Морская Авиация России оказалась расколотой на два лагеря. Нередко морские авиационные части и отдельные лётчики переходили с одной враждующей стороны на другую.

Ещё в марте 1918 г. в Самару были эвакуированы остатки Воздушной дивизии Балтийского моря. Они составили Самарский гидроавиадивизион Воздушной бригады особого назначения, который включал в себя два гидроавиаотряда. В июне 1918 г. в Самаре вспыхнул антисоветский мятеж, поддержанный чехословаками. Лётный состав дивизиона, в основной массе, перешёл на их сторону. Авиационная техника Самарского гидроавиадивизиона также осталась в руках мятежников. В последующем эти самолёты и лётчики использовались в боях против красных войск в бассейне р. Волга.

Осенью 1918 г. для большевиков создалось угрожающее положение в Сибири и Поволжье. С 18 ноября 1918 г. вице-адмирал А.В.Колчак становится Верховным правителем России, и при нём, в составе Морского министерства, создаётся гидроавиационное отделение морского технического управления, начальником которого назначается бывший черноморский лётчик лейтенант В.М.Марченко. Фактически в его руках оказалось управление всей немногочисленной гидроавиацией, имевшейся в распоряжении Морского министерства колчаковского правительства. 1 января 1919 г. приказом Верховного правителя А.В.Колчака, за боевые отличия, В.М.Марченко был произведён в ст. лейтенанты.

Гидроавиационные части в армии Колчака имелись в составе военных речных флотилий. С марта до конца июня 1919 г. в бассейне р. Кама действовала Камская речная боевая флотилия белых (командующий — контр-адмирал М.И.Смирнов), в состав которой входили гидроавиационный отряд и гидроавиабаза. Главная база флотилии находилась в Перми, опорные (вспомогательные) базы — в Галево, Чердыни и Уфе. В начале июля 1919 г., вскоре после захвата красными войсками Перми, флотилии пришлось уйти в устье р. Чусовая, в район с. Левшино, где она и была разоружена. Личный состав и вооружение флотилии, отправленные в Тюмень, послужили для формирования новых морских подразделений, в частности, Обь-Иртышской речной боевой флотилии белых. Она действовала в августе-октябре того же года на реках Сибири. В её составе также имелся гидроавиационный отряд из нескольких самолётов.

Главными задачами гидроавиации Колчака была разведка и содействие кораблям флотилий в действиях против красных войск. Для базирования самолётов, в составе флотилии на Каме была оборудована гидроавиабаржа «Данилиха», служившая в качестве плавучего ангара для 4 гидросамолётов. Однако ей так и не пришлось принять участия в боях, и впоследствии она была захвачена частями Красной Армии. На Оби и Иртыше базой для гидроавиации служил теплоход «Игорь», ей также были приданы катера «Альфа» и «№1». Состояние авиапарка гидроавиации Колчака было плачевным. Имелось только 4 летающие лодки М-9 и 53 запасных авиационных мотора, эвакуированных из запасов Воздушной дивизии Балтийского моря ещё весной 1918 г. Лодки были без крыльев. Благодаря энергии начальника гидроавиационного отделения ст. лейтенанта В.М.Марченко, в Красноярске были сделаны новые крылья, и самолёты смогли войти в строй. Однако с разгромом армии А.В.Колчака, к январю 1920 г. гидроавиаотряд белых прекратил своё существование.

Имелась гидроавиация в войсках белых и на других фронтах. Приказом главнокомандующего ВСЮР №2426 от 21.09.1919 г., в составе Речных сил Юга России числился Гидроавиационный дивизион. Авиационные подразделения белых имелись также на Каспии и на Дальнем Востоке. К декабрю 1920 г. все эти авиационные отряды прекратили своё существование. Материальная часть была либо уничтожена, либо захвачена Красной Армией, а лётный состав, в большинстве своём, покинул пределы России.

С окончанием Гражданской войны большинство авиадивизионов (четыре) и отрядов (семь) Морской Авиации было расформировано. Прекратили своё существование авиаотряды и дивизионы всех военных флотилий, а сама Морская Авиация вынуждена была выживать в тяжелейших условиях восстановления разрушенной войной страны. По состоянию на 1 декабря 1920 г., в ней имелось всего 73 самолёта, в том числе, на Балтике — 27 самолётов, и на Чёрном море — 12 самолётов, которые были сведены в отдельные авиационные отряды и дивизионы (24). Кроме того, ещё 12 самолётов числилось за школами Морской Авиации[4]. За годы Гражданской войны поступлений новой авиационной техники не было, были утеряны все авианесущие корабли. Но самой главной потерей Морской Авиации было то, что она перестала быть самостоятельным родом сил РКВМФ.

Реввоенсоветом Республики был предпринят ряд мер по упорядочению структуры Морской Авиации:

— в октябре 1920 г. были утверждены и введены в действие «Положение о Морской Авиации РСФСР в военное время», «Положение о начальнике воздушного флота моря и его штабе» и «Положение о воздушном гидроавиадивизионе»;

— приказом РВСР №2294/448 от 31.10.1920 г. Морская Авиация подчинялась Главвоздухофлоту;

— приказом РВСР №2449/478 от 10.11.1920 г. помощник начальника Воздухфлота по гидроавиации в оперативном отношении был подчинён командующему Морскими Силами. Во всех остальных отношениях МА оставалась в подчинении начальнику воздушного флота действующей армии;

— 20 декабря 1920 г., в целях объединения частей Морской Авиации, для совместного действия с флотами и флотилиями были образованы Воздушный флот Балтийского моря и Воздушный флот Чёрного и Азовского морей, на основе соответствующих воздушных бригад. Штабы этих бригад преобразовали в штабы начальников Воздушного флота морей. На Балтийском и Чёрном морях предусматривалось иметь по два гидроавиадивизиона, состоявших из двух гидроавиаотрядов и одного истребительного отряда каждый;

— приказом РВСР №2874/574 от 26.12.1920 г. на этих морях были введены должности начальников Воздушных флотов Балтийского, Чёрного и Азовского морей[5];

— штатная численность Морской Авиации была определена в 90 самолётов и 2430 человек. Всего в конце 1920 г. она должна была иметь 10 разведывательных, 4 истребительных гидроотрядов сведенных в 4 гидроавиадивизиона (по два дивизиона на Балтике и Чёрном море).

Но осуществить эти мероприятия полностью не удалось. Так, хотя по состоянию на 1 января 1921 г., на бумаге в составе Морской Авиации числилось 4 гидроавиадивизиона из 10 разведывательных отрядов и 4 истребительных авиаотрядов, её самолётный парк оставлял желать лучшего. На Балтике оставалось только 36 гидросамолётов разных типов, из них исправных — 13; на Чёрном море — 33 гидросамолёта, из которых только половина была исправной. Летные части обслуживались шестью гидроавиамастерскими. Штатная численность личного состава Морской Авиации составляла 2592 человека.

Поэтому, во исполнение решений Х-го съезда РКП (б) (март 1921 г.), были расформированы все 4 гидроавиадивизиона, 6 разведывательных и 2 истребительных авиаотряда. На Балтике и Чёрном море было оставлено только по 2 гидроавиаотряда и по одному истребительному отряду. Эти силы свели в 2 воздушных дивизиона.

После всех этих преобразований Морская Авиация республики в 1921 г. представляла собой 2 оперативных объединения, подчинявшихся Главвоздухофлоту, а в оперативном отношении — начальникам морских сил морей:

Воздушный флот Балтийского моря — Воздушный дивизион (гидроавиадивизион) особого назначения, в составе 1-го и 2-го отдельных морских разведывательных отрядов, а также 1 -го отдельного истребительного авиационного отряда;

— Воздушный флот Чёрного и Азовского морей — гидроавиадивизион, в составе 3-го и 4-го отдельных морских разведывательных авиационных отрядов, а также 2-го отдельного истребительного авиационного отряда.

В августе 1921 г. органы управления Морской Авиацией окончательно вошли в состав Главвоздухофлота. На конец года, в составе Морской Авиации числилось 36 самолётов и 622 человека личного состава.

Приказом РВСР №2138 от 12.09.1922 г. Военно-воздушный флот был переведён на штаты мирного времени. В отдельном морском разведывательном, истребительном сухопутном и морском истребительном авиаотрядах полагалось иметь по 8 действующих и по 4 (или 2) запасных самолётов.

Состав Морской Авиации Морских Сил Республики в сентябре 1918 г.

Авиационный отдел при управлении кораблестроения РКВМФ (с 1918 г.) — Москва.

  • Петроградская и Нижегородская ШМА, Красносельская МШВБ;
  • Воздушная бригада особого назначения на Балтике — 27 самолётов;
  • Волжский гидроавиаотряд (дивизион) — 7 самолётов;
  • Каспийский гидроавиаотряд — 6 самолётов;
  • Онежский гидроавиаотряд — 6 самолётов;
  • Северный воздушный дивизион: Беломорский и Камский (Пермский) гидроавиаотряды — 21 самолёт;
  • Саратовский гидроавиаотряд — 2 самолёта;
  • Онежский гидроавиаотряд — 6 самолётов.

Состав Морской Авиации Рабоче-крестьянского Красного флота в 1921 г.

Отдел МА при ГУ РККВФ (с 1920 г.) — Москва.

  • Самарская ВМША, Красносельская МШВП;
  • Воздушный флот Балтийского моря;
  • Воздушный флот Черного и Азовского морей (Аральский, Одесский и Днепровский гидроавиаотряды).

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Так пишут М.Хайрулин и В.Кондратьев в книге «Военлёты погибшей империи». Однако П.Иванов в своём, ставшем уже хрестоматийном, труде, утверждает, что Онежский гидроавиаотряд активно действовал ещё с конца июня 1919 г. Кроме того, у него этот отряд именуется 3-м гидроавиаотрядом Воздушного дивизиона, в составе 6 лодок М-9. Возможно, Хайрулин считает 3-м отрядом дивизиона истребительный отряд под командованием морлёта Н.Н.Евлампиева, а Иванов его не учитывает. []
  2. По другой информации, Саратовский отряд ранее именовался 3-м социалистическим авиационным отрядом, сформированным в конце 1917 г. на базе Красносельской школы высшего пилотажа и вооружённым самолётами «Лебедь-ХII». Отрядом командовал С.Э.Столярский. []
  3. История и судьба этого отряда требует уточнения, так как, кроме книги П.Иванова «Крылья над морем» и ссылки на фонд Р-91 РГА ВМФ, авторам не удалось найти других упоминаний о его существовании. []
  4. П.Н.Иванов / «Крылья над морем». — М.: Воениздат, 1973. []
  5. Возможно, некоторое время после введения эти должности оставались вакантными, поскольку те военморлёты, которых в официальной флотской литературе считают первыми начальниками Воздушных флотов морей, — Л.М.Порцель и М.М.Сергеев, были официально назначены на них только в августе 1922 г. и в марте 1921 г. соответственно. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image