Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

История ВВС ВМФ. Рождение морской авиации России

лейтенант флота Станислав Фаддеевич Дорожинский

лейтенант флота Станислав Фаддеевич Дорожинский

По Высочайшему повелению императора Николая II, 6 февраля 1910 г. в Петербурге был создан Отдел Воздушного флота (ОФВ), ознаменовавший начало авиационной эры в России. Ещё через полгода после этого события, 16 сентября 1910 г., начальник воздухоплавательной команды Черноморского флота лейтенант С.Ф. Дорожинский выполнил с севастопольского аэродрома Куликово Поле полёт на закупленном им во Франции для Морского ведомства самолёте «Антуанетт-4». Этот полёт и этот самолёт были первыми в истории Морской Авиации России.

Следует сказать, что использование воздушной среды в интересах флота началось ещё в конце XIX века. 2 июля 1894 г., по предложению управляющего Морским министерством адмирала Н.М.Чихачева, впервые в Российском Императорском флоте с балтийского транспорта «Самоед» был поднят привязной аэростат для поисков затонувшей башенной броненосной лодки «Русалка». Команда воздухоплавателей на судно была откомандирована от Учебного воздухоплавательного парка, во главе с поручиком В.А.Семковским. Хотя найти «Русалку» не удалось, тем не менее было отмечено, что аэростат на флоте может принести ощутимую пользу при ведении разведки и гидрографических работах.

В 1902 г. Главный морской штаб, проанализировав опыт, накопленный флотскими воздухоплавателями, принял решение о создании в течение трёх лет в Севастополе, Порт-Артуре и Кронштадте морских воздухоплавательных парков для обслуживания эскадр и отрядов, плавающих на соответствующих морях. С этой целью в Учебный воздухоплавательный парк Военного ведомства были откомандированы морские офицеры под руководством лейтенанта М.И. Лаврова, которому было поручено комплектовать будущие морские воздухоплавательные парки. Этим офицерам предстояло освоить воздухоплавательное дело и изготовление шаров для флота.

Однако не все эти планы удалось реализовать в полном объёме. Так, развёртывание воздухоплавательного парка в Порт-Артуре не было осуществлено по причине того, что его имущество вместе с транспортом «Маньчжур» попало в руки японцев. Только в конце 1904 г. вместо него удалось организовать морской воздухоплавательный парк во Владивостоке.

Воздухоплавательный крейсер "Русь".10 ноября 1904 г. в списки судов Российского Императорского флота был зачислен крейсер 2 ранга «Русь» (бывший германский пароход «Lahn»). Крейсер представлял собой специально переоборудованное судно, предназначенное для ведения дальней разведки в море при помощи привязных аэростатов. На корабле имелось четыре змейковых аэростата, четыре сигнальных аэростата и один сферический воздушный шар. Личный состав воздухоплавательной команды «Руси» состоял из одного штаб-офицера, трёх обер-офицеров (в их числе был мичман С.Ф.Дорожинский) и 113 нижних чинов. Крейсер должен был войти в состав 2-й эскадры, но, из-за технических неполадок в материальной части самого корабля, оказался непригодным к дальним плаваниям и позже был продан.

После катастрофического поражения России в русско-японской войне встала задача возрождения морской мощи страны. Среди различных предложений по возрождению традиционных сил флота — линкоров, крейсеров, миноносцев, появлялись также идеи по активному применению на море воздухоплавательных частей.

Но, в целом, воздухоплавание на флоте не прижилось, в первую очередь, из-за недооценки его значения как средства разведки, наблюдения и связи, а во-вторых, из-за недостаточного финансирования.

В это же время в Европе и Америке полным ходом велись работы по созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха и использованию их в военных целях. Россия не оставалась в стороне от «столбовой дороги» прогресса.

30 января 1910 г. Комитет по усилению флота на добровольные пожертвования принял решение направить часть своего денежного фонда на развитие военной авиации в России. На этом собрании капитан Л.М. Мациевич внёс предложение о создании отдела воздушного флота, который занимался бы развитием воздухоплавания. С 6 февраля вновь образованный ОВФ непосредственно приступил к решению проблем развития авиационного дела в России.

В середине 1910 г. подполковник М.М. Конокотин подал на имя начальника Главного морского штаба доклад «Об организации опытов по применению самолётов на флоте». В нём были сформулированы основные проблемы использования авиации на море:

  • применение самолётов для разведки и фотографирования с воздуха целей на морских театрах;
  • приспособление самолётов к взлёту с воды и посадке на воду;
  • строительство специальных морских самолётов;
  • устройство «матки» для аэропланов — авианосца.
Лев Макарович Мациевич

Лев Макарович Мациевич

Таким образом, авиация постепенно начала вытеснять традиционное воздухоплавание. Среди пионеров отечественной авиации следует назвать имена других моряков: капитана корпуса корабельных инженеров Л.М. Мациевича, лейтенанта Г.В.Пиотровского, поручика М.С.Комарова, — получивших лётное образование во Франции. Первые победы в освоении пятого океана сопровождались и первыми потерями: 24 сентября 1910 г., в день «Всероссийского праздника воздухоплавания», в авиационной катастрофе погиб Л.М. Мациевич, а спустя два года — мичман В.М. Кудрявцев.

11 ноября 1910 г. в Севастополе открылась офицерская школа отдела воздушного флота, председателем совета которой стал капитан 2 ранга В.Н.Кедрин. Моряки начали использовать школу для выяснения практической пользы от авиации для нужд флота. Оказалось, что аэропланы могут вести разведку, искать мины и подводные лодки, наводить силы флота на цель и даже быть ударной силой.

Однако по-настоящему Морская Авиация смогла утвердиться в составе Российского Императорского флота только спустя полтора года, когда 4 мая 1912 г. начальник Морского Генерального штаба (МГШ) вице-адмирал А.Ливен подал письменный доклад №127 о плане создания на флотах авиационных отрядов. Этот документ, утверждённый с некоторыми оговорками морским министром вице-адмиралом И.К.Григоровичем, приобрёл характер приказа по Морскому министерству. Логическим продолжением доклада стало письмо МГШ № 1706/272 от 02.06.1912 г. начальнику ГМШ о формировании инфраструктуры авиационных частей в 1913 г.

В первый авиационный отряд вошли лётчики: лейтенанты С.Ф.Дорожинский, В.В.Дыбовский; мичманы Б.Н.Лучанинов, В.Р.Качинский, Е.Е.Коведяев, В.В.Утгоф, Г.А.Фриде и Р.Ф.фон Эссен.

Доклад Ливена послужил также основанием для учреждения Опытной авиационной станции (ОАС) Балтийского флота. Некоторые историки полагают, что датой рождения Морской Авиации следует считать 6 августа 1912 г., а местом рождения — Гребной порт на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здесь в этот день был отслужен торжественный молебен по поводу спуска на воду первого гидроплана, что послужило началом функционирования Опытной авиационной станции. На дамбе Гутуевского острова в Петербурге были устроены временные деревянные спуски, поставлены парусиновые ангары, и при ней состоял быстроходный катер, для спасения лётчиков при падениях аэропланов в воду (впоследствии эта авиастанция была переведена на о. Эзель).

Она стала первой войсковой частью Морской Авиации, официально сформированной в соответствии с решением правительства России.

22 декабря 1912 г. в Адмиралтейств-Совет был представлен на обсуждение и утверждение проект «Положения об Авиации в Службе связи морей». Документ состоял из следующих частей: организация авиации, управление ею, права и обязанности должностных лиц, порядок прохождения службы, льготы, пенсии, финансирование, ведение хозяйства. Общее руководство Авиацией флота возлагалось на Морской генеральный штаб, конкретное руководство на морях — на командующих морскими силами. В состав Службы связи моря входили авиастанции 1-го и 2-го разрядов, авиапосты, авиаотряды, объединённые в воздушные районы. Географические и оперативные границы воздушных районов устанавливались приказом морского министра.

Но, несмотря на это, говорить о реальном создании авиации на морях было ещё рано. Так, к 1 января 1913 г. на Балтике имелся только один гидроаэроплан и два колёсных аэроплана, а на Чёрном море — пять гидроаэропланов.

Весной 1913 г. на Опытную станцию, для освоения гидропланов, из Качинской школы были откомандированы офицеры: лейтенант Б.А.Щербачёв, мичманы П.Ваксмут, И.И.Кульнев, П.Э.Липгарт, В.А.Литвинов и инженер-механик мичман В.Е.Зверев.

Процесс формирования Морской Авиации стал набирать обороты, особенно в свете нарастания угрозы возникновения войны с Германией. Весной 1914 г. решением морского министра в штат Морского генерального штаба было введено отделение авиации, в составе трёх человек. В его ведении находились организационно-тактические вопросы. Решение технических вопросов Морской Авиации находилось в ведении главного управления кораблестроения, в штате которого было сформировано соответствующее отделение, тоже в составе трёх человек. Делопроизводство по авиации в Морском генеральном штабе было поручено лейтенанту А.А.Тучкову. Позже он возглавил Авиационное отделение. Таким образом, Тучков может по праву считаться первым начальником Морской Авиации России.

16 апреля 1914г. морской министр своим приказом разрешил командующим морскими силами создать авиационные комитеты для организации материально-технического обеспечения авиачастей, разработки тактико-технических требований к вооружению самолётов, полётной документации, учебных программ и т.п. Такие комитеты создавались на каждом флоте в подчинении командующего. В состав комитета входили: начальник воздушного района, один из начальников авиастанции, два офицера-лётчика, техник, электрик.

Гидроаэроплан Черноморского флота в Севастопольской бухте

Состав Авиации Российского Императорского флота в 1912-1915 гг.

  • Петроградская Офицерская школа морской авиации (с 1915 г.);
  • Авиационная команда службы связи Балтийского моря;
  • Авиационная команда службы связи Чёрного моря.

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image