Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Как создавалась авиакомпания Imperial Airways Ltd.

А. Тыртов «История пассажирских перевозок»

Сразу после окончания Первой мировой войны, одновременно в нескольких странах начала формироваться гражданская авиация. За годы войны качество и надёжность самолётов заметно выросли, увеличились дальность полёта грузоподъёмность. И основным способом создания пассажирских самолётов была переделка боевых летательных аппаратов под гражданские нужды. Позже, когда выявились недостатки данного пути, и появилось более чёткое понимание задач гражданской авиации, по заказу авиакомпаний начали разрабатывать специальные самолёты, предназначенные для перевозки пассажиров.

Заправка Н.Р.42 Наппо G-AAUD авиакомпании Imperial Airways на аэродроме Sharjah, арабский берег Персидского залива

В Европе первые регулярные рейсы начались в 1919 году, а в начале 1920-х годов существовала уже целая сеть воздушных линий. Обилие военных самолётов, демобилизованных лётчиков, механиков представляло большой интерес для правительств и частных компаний, которые в наличии таких ресурсов видели все необходимые инструменты для организации пассажирских перевозок.

Огромный интерес проявляло правительство Британии, которая имела обширные колонии и протектораты, в том числе, в регионе Персидского залива. Обеспечение быстрой доставки представителей власти, бизнесменов и почты в отдалённые районы имело важное значение для поддержания присутствия британских колониальных властей и администраций на местах. Для этих целей, а также для развития коммерческого воздушного транспорта Британии, в 1923 году был создан правительственный комитет, задачей которого было подготовить обзор политики существующих авиакомпаний.

Правительственный комитет подготовил рекомендации, в которых предлагалось объединить существующие британские авиакомпании в одну с целью развития коммерческого воздушного транспорта и создания национального перевозчика, который смог бы успешно развить авиационные услуги и за пределами империи.

Handley Page W.8f «City of Washington» — первый новый самолет авиакомпании.

Результатом доклада стало создание 31 марта 1924 года авиакомпании «Империал Эйрвейз Лимитед» (Imperial Airways Limited).

Во вновь созданную структуру вошли авиакомпании «Хендли Пейдж Транспорт Лимитед» (Handley Page Transport Limited), «Инстоун Эйр Лайн Лимитед» (The Instone Air Line Limited), «Даймлер Эйрвей» (The Daimler Airway) и «Бритиш Марин Эйр Навигейшн Компани Лимитед» (British Marine Air Navigation Company Limited) вместе со своим авиапарком, который включал:

  • три двухмоторных Handley Page W.8b с именами «Princess Магу», «Prince Henry» и «Prince I George» 1922 г. постройки;
  • один двухмоторный Vickers Vimy Commercial, названный «City of London»[1];
  • семь одномоторных Havilland DH 34 1922 года постройки[2];
  • два одномоторных самолёта-амфибии Supermarine Sea Eagle 1923 г. постройки.

Аэропортом базирования выбрали Кройдон (Croydon), построенный в 1920 году на юге Лондона. Видно, что на начало операционной деятельности в парке было только 1 3 машин. А ведь перед авиакомпанией стояла задача развивать воздушные маршруты и в Европе, и на простopax Британской империи. Её реализация требовала создания новых самолётов. При этом должны были быть учтены особенности эксплуатации в жарком климате и в горах.

Первым новым самолётом, который поступил 1 ноября 1924 года в авиапарк «Империал Эйрвейз», стал Handley Page W.8f G-EBIX «City of Washington». В отличие от W.8b, это был трёхдвигательный биплан, которым управлял экипаж из двух пилотов, располагавшихся в открытой кабине. Он мог перевозить до 15 пассажиров в закрытом салоне. Его особенностью, в отличие от предшественников в этой серии, была возможность обогрева кабины, тепло отбиралось у выхлопных газов.

Во второй половине 1920-х гг. авиакомпания решила провести ряд полётов в районе Персидского залива с целью определения оптимального маршрута для регулярных рейсов. Учитывая, что в 1925 году между Британией и Ираном был подписано предварительное соглашение, регулирующее правила пролёта над иранским берегом Персидского залива, первоначально маршрут пролегал через иранские города Бушер — Ленге — Джаск — Гвадар (до 1958 года часть Омана) и, далее, Карачи.

30 июня 1926 года пилот Алан Кобхэм (Alan Cobham), взлетев с реки Медуэй в районе города Рочестер на самолёте D.H.50 с регистрационным номером G-EBFO, отправился с исследовательским полётом по маршруту Британия — Персидский залив — Индия — Австралия.

Самолёт представлял собой четырёхместный однодвигательный биплан, построенный британской авиастроительной компанией De Havilland Aircraft Company Limited). На нём был установлен новый двухрядный звездообразный 14-цилиндровый двигатель Armstrong Siddeley Jaguar. Колёсное шасси заменено на двухпоплавковое, поплавки производства компании Short Brothers.

Знаменитый авиатор Алан Кобхэм у своего самолета DH-50

В полёте над пустыней между Багдадом и Басрой 26 июля 1926 года самолёт обстреляли, и бортинженер Arthur В. Elliot был убит. В то время Британия сократила количество своих войск в гарнизонах Месопотамии (Ирака) и перешла к методу воздушного патрулирования территорий, предложенного Черчиллем ещё в 1919 году, когда он был военным министром и министром авиации: в случае обнаружения подозрительных групп лётчики, не приземляясь для досмотра, сразу их бомбили. Хотя для местных племён основным врагом была Османская Империя и они опирались на помощь Британии, иракцы совсем не собирались менять одну имперскую власть на другую. Поэтому при каждом удобном случае они выступали и против новых британских властей. Ввиду нестабильной политической ситуации в Ираке местные племена, активно занимавшиеся контрабандой оружия, не пренебрегали возможностью нанести ущерб британским колониальным властям.

Так непросто начиналась история пассажирских перевозок. Никто не мог даже представить, что, спустя сто лет можно будет комфортно купить авиабилет на сайте aviaoffer.ru — даже не выходя из дома. А продолжение истории ожидает вас в новых материалах, следите за новостями.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. В 1922 г. компания Daimler купила 6 таких самолётов, Instone — 4, но, похоже, к 1924 г. из этой десятки осталось только 4прим. ред. []
  2. Обычная компоновка — 12 пассажиров — прим. ред. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image