Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Морская истребительная авиация

Истребительная авиация Балтийского флота

История истребительной Авиации БФ началась в 1917 г., когда в составе Воздушной дивизии Балтийского моря был сформирован истребительный авиационный отряд колёсных самолётов. После Гражданской войны в составе ВВС БФ имелись отдельные истребительные отряды, а к концу 1920-х гг. — и отдельные истребительные эскадрильи.

Истребители морского флотаВ начале 1930-х гг. было сформировано первое истребительное соединение — 31-я истребительная авиационная бригада, которая объединила в своем составе истребительные части ВВС БФ.

С середины 1938 г. авиационные эскадрильи в большинстве своём были переформированы в истребительные полки, которые вместе с отдельными истребительными авиационными эскадрильями свели в 61-ю истребительную авиационную бригаду (с 1943 г. — 3-я ИАД ВВС БФ), и часть из них включили в состав 10-й авиабригады ВВС БФ. В таком виде истребительная авиация Балтийского флота пережила войну, почти не меняя свою структуру.

После окончания Великой Отечественной войны на Балтике имелась только одно соединение истребительной авиации — 1-я гв. ИАД (бывшая 3-я ИАД). Некоторые истребительные полки входили в состав минно-торпедной и штурмовых авиадивизий ВВС БФ. Но уже начиная с конца 1947 г., ещё две дивизии были переформированы из штурмовых в истребительные: 90-я ИАД (бывшая 11-я ШАД) и 92-я САД (бывшая 9-я ШАД).

В 1946 г. БФ был разделён на Северо-Балтийский и Южно-Балтийский флоты, а на следующий год они были переименованы, соответственно, в 8-й ВМФ и 4-й ВМФ. Части и соединения истребительной авиации были также поделены между этими объединениями. Так, в состав ВВС 4-го ВМФ перешли 24-я гв. ИАД (бывшая 1-я гв. ИАД) и 92-я САД, а в состав ВВС 8-го ВМФ — 90-я ИАД.

В конце 1951 г. — начале 1952 г. были сформированы ещё две истребительные дивизии: 717-я ИАД и 738-я ИАД, поделённые, соответственно, между ВВС 4-го и 8-го ВМФ.

В сентябре 1952 г. на Балтике формируется 9-й истребительный авиационный корпус ВМФ. В его состав были включены истребительные авиадивизии ВВС 8-го ВМФ.

В середине 1953 г. из ВВС Советской Армии в состав ВВС 8-го ВМФ была переданы 108-я ИАД и 237-я гв. ИАД, а в состав ВВС 4-го ВМФ — 60-я ИАД.

В 1956 г. произошли очередные организационно-штатные изменения на Балтике. Тогда два флота вновь были соединены в один, а все истребительные дивизии перешли в состав 9-го ИАК ВВС БФ.

В феврале 1957 г. ряд частей и соединений истребительной авиации БФ был передан в войска ПВО страны. За последующие два года ещё несколько истребительных полков, как части 2-й линии, прекратили своё существование.

Но и оставшиеся истребительные части ВВС БФ просуществовали всего до середины 1960 г., после чего были окончательно расформированы.

«Второе пришествие» истребительной авиации на Балтику произошло в уже середине 1990-х гг. прошлого века, когда там была создана группировка ВВС и ПВО. В неё, кроме частей ЗРВ и РТВ, вошёл (уже во второй раз в своей послевоенной истории) 689-й гв. ИАП им. А.И.Покрышкина. До 2011 г. этот полк оставался в составе морской авиации Балтийского флота, но уже в качестве истребительной эскадрильи 7054-й гв. авиационной базы. В этом году эскадрилья Су-27 была окончательно передана в состав ВВС и ПВО России.

Истребительная авиация Черноморского флота

В марте 1921 г. на Чёрном море из разрозненных авиационных подразделений, оставшихся с Гражданской войны, были сформированы 2-й, 3-й и 4-й отдельные истребительные авиационные отряды. Эти отряды, базирующиеся соответственно в Одессе, Таганроге и Николаеве, стали прародителями истребительной авиации ВВС Черноморского флота. В последующие годы большинство истребительных отрядов были переформированы в отдельные истребительные эскадрильи.

Перед войной, в 1938-39 гг., на базе отдельных истребительных эскадрилий создаются истребительные полки и первое истребительное соединение — 62-я авиационная бригада ВВС ЧФ.

В годы Великой Отечественной войны в составе ВВС ЧФ имелась 4-я истребительная авиационная дивизия (бывшая 62-я ИАБ). Ещё несколько истребительных полков входили в состав минно-торпедной, пикировочной и штурмовой дивизий. Таким составом истребительная авиация ЧФ и завершила боевые действия в сентябре 1944 г. Её состав практически не менялся до начала 1950-х гг.

В период 1951-1957 гг. в составе ВВС ЧФ имелось уже четыре истребительные дивизии: 4-я ИАД (Кача), 49-я ИАД (Бельбек), 127-я ИАД (Керчь) и 181-я ИАД (Джанкой). Из них только одна дивизия (4-я ИАД) была довоенного формирования, две дивизии (49-я и 127-я ИАД) были сформированы в 1951 г., и одна дивизия (181-я ИАД) принята из ВВС СА. На начало 1957 г. численность истребительных полков ВВС ЧФ составляла 12 штук. Все они, за исключением 62-го ИАП, были вооружены реактивными истребителями МиГ-17 (последний был вооружён сверхзвуковыми истребителями МиГ-19).

После января 1957 г. одна дивизия (181-я ИАД) была передана формируемым войскам ПВО страны, а остальные три дивизии дожили до «хрущёвского» сокращения ВС СССР в середине 1960 г., после чего были расформированы.

Повторно истребительная авиация ВВС ЧФ была возрождена в конце 1989 г., когда из ВВС СА была принята 119-я ИАД. Однако она просуществовала недолго, и после развала СССР в 1992 г. была расформирована.

Истребительная авиация Северного флота

Истребительная авиация в составе ВВС СФ появилась в конце 1939 г., уже в разгар войны с Финляндией, и была представлена двумя эскадрильями И-15бис вновь сформированного 72-го смешанного авиационного полка.

В годы Великой Отечественной войны на базе 72-го САП была сформирована первая чисто истребительная часть — 78-й истребительный авиационный полк. В последующем к нему добавился 27-й ИАП, а сам 72-й САП в 1942 г. был переформирован во 2-й гв. ИАП. Таким образом, появилась возможность из этих истребительных полков сформировать к октябрю 1942 г. первое истребительное соединение в составе ВВС СФ — 6-ю истребительную авиационную бригаду (с июля 1943 г. — 6-я ИАД). За время войны состав истребительной авиации ВВС СФ увеличился, за счёт включения в них 20-го ИАП, 95-го АП, 255-го ИАП, а также 13-го АП, 121-го АП, которые, кроме бомбардировщиков Пе-2, имели тяжёлые истребители Пе-3бис. Большинство этих полков входило в состав перебазированной на Север Особой морской авиационной группы, остальные были включены в состав 5-й БАБ (с июля 1943 г. — 5-й МТАД) и во вновь сформированную 14-ю САД ВВС СФ. Кроме них, в составе БелВФ во второй половине 1943 г. были сформированы две отдельные истребительные эскадрильи (9-я ОИАЭ и 21-я ОИАЭ). В апреле 1944 г. они были обращены на формирование 53-го и 54-го смешанных авиаполков ВВС БелВФ, в составе которых также имелись подразделения истребителей.

Великую Отечественную войну ВВС Северного флота завершили с одной истребительной дивизией — 6-й ИАД, которая некоторое время была смешанной, так, как кроме истребительных полков, в неё входила 27-я МДРАЭ. Но уже в 1949 г. Авиация СФ пополнилась 122-й ИАД двухполкового состава, переданной из ПВО. В начале 1950-х гг. в ней имеется уже 3 истребительные авиадивизии: 91-я ИАД (бывшая 6-я ИАД), 107-я ИАД (также принята из ВВС СА) и 122-я ИАД. Общее количество истребительных полков в середине 1950-х гг., после всех организационных преобразований, достигло 9 единиц.

В дальнейшем истребительная авиация ВВС Северного флота повторила судьбу таких же соединений и частей ВВС других флотов. В 1957 г. из боевого состава «исчезает» 91-я ИАД, но в начале 1958 г. на Север с Балтики перебрасывают управление 237-й гв. ИАД, вместе с 789-м гв. ИАП.

В середине 1960 г. 107-я, 122-я ИАД и 237-я гв. ИАД прекратили своё существование, «в рамках дальнейшего значительного сокращения ВС СССР». Часть истребительных полков, входивших в состав этих дивизий, была расформирована, а некоторые продолжили свой боевой путь в войсках ПВО страны, защищая небо Заполярья вплоть до начала третьего тысячелетия.

Лишь в феврале 1992 г. 279-й ОМШАП ВВС СФ был переформирован в отдельный корабельный истребительный авиационный полк. Этим ознаменовалось возрождение истребительной авиации на Севере.

Истребительная авиация Тихоокеанского флота, Северной Тихоокеанской флотилии и Амурской военной флотилии

Истребительная авиация ТОФ зародилась в начале 1933 г., когда на Дальний Восток были перебазированы из Европейской части СССР первые истребительные отряды и эскадрильи.

В 1936 г. большинство частей истребительной авиации ВВС Тихоокеанского флота были сведены в 42-ю авиационную бригаду.

К середине 1938 г. на ТОФ, как и на других флотах, прошёл процесс переформирования отдельных истребительных эскадрилий в истребительные полки, которые, в свою очередь, вошли в состав вновь образованной 7-й истребительной авиационной бригады.

В годы Великой Отечественной войны продолжалось количественное и качественное наращивание мощи истребительной авиации ТОФ: формировались новые полки, поступали на вооружение новые истребители.

Если на западных флотах к окончанию Великой Отечественной войны было по одной истребительной дивизии, то, учитывая размах Дальневосточного ТВД, здесь имелось два таких соединения: 7-я ИАД и 15-я ИАД (бывшая 15-я САД). Кроме того, ряд истребительных полков входил в состав 2-й минно-торпедной, 12-й штурмовой, 10-й бомбардировочной и 16-й смешанной дивизий.

В середине 1950-х гг. по числу соединений и частей истребительной авиации ВВС ТОФ занимали второе место после ВВС БФ. Всего на флоте насчитывалось шесть истребительных авиадивизий[1], в том числе: 7-я ИАД, 15-я ИАД, 147-я ИАД (принята от ВВС СА), 154-я ИАД (бывшая 861-я ИАД), 165-я ИАД (бывшая 249-я ИАД, принята от ВВС СА), 509-я ИАД (бывшая 18-я САД). Большинство из них были сведены в 106-й истребительный авиационный корпус ВМФ.

Судьба тихоокеанской истребительной авиации оказалась аналогичной судьбе ИА ВВС других флотов. В 1955-1957 гг. несколько истребительных соединений передали в ВВС СА и войска ПВО, а остальные прекратили своё существование в Морской Авиации к лету 1960 г.

Повторно истребительная авиация на ТОФ возродилась конце 1984 г., когда в составе 169-го гв. ОСАП была сформирована 3-я эскадрилья, вооружённая самолётами МиГ-23млд, переданными из 1-й ВА ДВО. Эта эскадрилья просуществовала до декабря 1989 г. Тогда 169-й гв. ОСАП был переформирован в 362-ю гвардейскую отдельную смешанную авиационную эскадрилью, и истребители вернулись в состав 1-й ВА Дальневосточного ВО.

В очередной раз истребительная авиация пришла на ТОФ в 1998 г., с принятием в состав группировки войск и сил на северо-востоке России 865-го ИАП, ранее принадлежавшего войскам ПВО страны. Этот полк (с 2010 г. переформированный в состав 7060-й авиабазы в Елизово) оставался в составе Морской Авиации ТОФ до середины 2011 г., после чего истребительная авиация была возвращена в состав ВВС и ПВО РФ.

Источники:

  1. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Ещё одно истребительное соединение (190-я ИАД), по документам, входило в начале 1950-х гг. в состав ВВС 5-го ВМФ, но в действительности оно находилось в Китае и вело боевые действия в небе Кореи. []

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image