На протяжении всей Великой Отечественной войны советская авиация во взаимодействии с сухопутными войсками и Военно-Морским Флотом наносила сокрушительные удары по врагу. Советская авиация завоевала безраздельное господство в воздухе, обеспечила свободу действий для всех родов войск Советской Армии и избавила население нашей страны от вражеских бомбардировок с воздуха. Умелые действия доблестных советских летчиков во всех решающих битвах и сражениях способствовали сухопутным войскам и соединениям Военно-Морского Флота в окончательном разгроме врага.
Беспредельная любовь к социалистической Родине, глубокое сознание целей справедливой, освободительной борьбы, которую вел наш народ под руководством Коммунистической партии, военное мастерство, отличное владение прекрасной отечественной авиационной техникой — вот что обеспечивало боевые успехи советских летчиков.
Каждая из выдающихся побед, одержанных нашими войсками за годы Великой Отечественной войны, вписана золотыми буквами в военную историю нашего народа. Советские летчики, как и все воины нашей Армии и Флота, гордятся такими победами, как разгром гитлеровских войск под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, как десять сокрушительных ударов 1944 г., обеспечивших перенесение военных действий за пределы нашей Родины и вызвавших полный развал гитлеровского блока, как блестящие операции 1945 г. в Восточной Пруссии, на Висле и Одере, под Будапештом и Веной, как взятие вражеской столицы — Берлина.
Крупнейшей операцией Советских Вооруженных Сил в период Великой Отечественной войны является Берлинская операция. В ходе ее советские войска полностью завершили разгром немецко-фашистской армии и принудили фашистскую Германию к безоговорочной капитуляции. Берлинская операция проведена в чрезвычайно сложных условиях войсками трех фронтов: 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского. Она показала, что советское военное искусство является передовым, что Советская Армия непреоборима и что она располагает замечательными кадрами и отличной боевой техникой. К Берлинскому сражению советские воины пришли обогащенные большим боевым опытом.
В битве за Берлин советским воинам пришлось преодолеть немало трудностей. Как известно, Берлинская операция осуществлялась Советской Армией в условиях, когда гитлеровское командование, по существу прекратив военные действия на западноевропейском театре, перебросило все свои силы на советско-германский фронт. Фашистская клика решила оборонять Берлин до последней возможности, рассчитывая выиграть время и добиться раскола внутри антигитлеровской коалиции. Немецко-фашистское командование предпочитало в крайнем случае сдать Берлин американцам и англичанам, но не пустить в него советские войска. На подступах к Берлину немецко-фашистское командование сосредоточило крупную группировку (около 1 миллиона солдат и офицеров). Эта группировка занимала мощную систему оборонительных сооружений глубиной свыше 100 километров. От Одера до Берлина было оборудовано восемь оборонительных рубежей. Кроме того, вокруг Берлина и в самом городе было три железобетонных обвода. Городские многоэтажные здания, подземные и другие сооружения были приспособлены для обороны.
Немецко-фашистские войска, оборонявшиеся на берлинском направлении, поддерживали с воздуха крупные авиационные силы. Сюда гитлеровское командование стянуло подавляющее большинство частей своей боевой авиации, в том числе хорошо укомплектованный б-й воздушный флот, корпуса противовоздушной обороны Берлина и центральной Германии, эскадры «Удэт», «Геринг», «Гинденбург» и т. д. Только в районе Берлина гитлеровское командование имело около 1500 самолетов, базировавшихся на нескольких десятках хорошо оборудованных стационарных аэродромах берлинской зоны противовоздушной обороны. Кроме того, на берлинское стратегическое направление враг привлек и авиационные части, базировавшиеся на других направлениях. В общей сложности здесь действовало свыше 3000 самолетов противника.
Планам обороны врага были противопоставлены наши, советские планы полного и окончательного разгрома всей его военной машины. На берлинском направлении было сосредоточено такое количество сил, которое создавало полную уверенность в успешном проведении заключительной операции Великой Отечественной войны. Наша Родина, советский народ своим героическим трудом в тылу обеспечили советских воинов всем необходимым для достижения победы. На направлениях основных ударов наши войска имели решающее превосходство над противником. Как известно, для этой операции было привлечено свыше 41 000 орудий и минометов, более 6300 танков и самоходных орудий, более 8000 самолетов, огромное количество другого вооружения.
Вместе со всеми воинами 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов тщательно и обстоятельно готовился к завершающему удару по врагу и личный состав авиационных соединений Героев Советского Союза генералов С. И. Руденко, С. А. Красовского, К. А. Вершинина и других авиационных командиров. В составе авиационных частей находилось немало хорошо известных своими подвигами всей стране воздушных воинов.
В Берлинском сражении, как известно, принимали участие трижды Герои Советского Союза А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб, дважды Герои Советского Союза Т. Я. Бегельдинов, Г. А. Речкалов, М. Кузнецов, Герои Советского Союза В. Белоусов, К. Сухов, А. Егоров, В. Хохлачев, В. Тышевич и многие другие видные летчики нашей истребительной, бомбардировочной, штурмовой и разведывательной авиации. Их опыт, умело передаваемый воинам, их пример в бою и в управлении боем своими подразделениями помогали летному составу авиационных частей преодолевать трудности и добиваться высокой эффективности каждого боевого вылета.
В Берлинской операции на наши Военно-воздушные силы возлагались большие и ответственные задачи. Советские летчики вели воздушную разведку, прикрывали сосредоточение огромных масс боевой техники и войск, изготовившихся для решающего наступления. В ходе наступления перед авиацией фронтов ставилась задача обеспечить действия наземных войск при прорыве вражеских оборонительных рубежей, а также обеспечить с воздуха ввод в прорыв и действия в глубине обороны танковых и механизированных частей. Для этого авиация должна была наносить удары с воздуха по опорным пунктам, артиллерийским и минометным огневым позициям, скоплениям войск и техники противника, узлам шоссейных и железных дорог.
Так, например, план боевого использования авиационных сил в полосе наступления 1-го Белорусского фронта предусматривал, что при прорыве оборонительных рубежей противника авиация должна была действовать в основном непосредственно над полем боя. Отсюда вытекали и некоторые особенности тактики бомбардировщиков и штурмовиков. Для оказания наиболее эффективной помощи своим сухопутным войскам они наносили удары по целям, максимально приближенным к линиям боевого соприкосновения войск.
Для обеспечения непрерывности воздействия на противника с воздуха удары по объектам были распределены с таким расчетом, чтобы те из них, которые расположены ближе к переднему краю, обрабатывались легкими ночными бомбардировщиками и штурмовой авиацией, а объекты, расположенные глубже, подвергались ударам фронтовых бомбардировщиков.
Наша истребительная авиация должна была обеспечивать господство в воздухе и надежно прикрывать наступающие советские войска и их тылы от ударов вражеской авиации.
На авиацию 1-го Украинского фронта была возложена также задача по постановке дымовых завес на ряде участков наступления наших войск.
Важнейшей из задач, поставленных перед авиацией 2-го Белорусского фронта, являлось обеспечение форсирования реки Одер нашими войсками и создание плацдармов на ее западном берегу. Важно отметить, что в связи с особенностями местности, на которой предстояло развернуться боевым действиям (ширина заболоченной поймы Одера, включая и оба рукава реки, достигала 5 — 6 километров), на авиацию возлагалось выполнение ряда таких задач, которые в обычной обстановке должна была бы решать артиллерия. Артиллерия же как в период артиллерийской подготовки, так и во время форсирования реки Одер могла вести огонь лишь с довольно значительной дистанции. По мере продвижения наших войск вперед ввиду ограниченного числа переправ она не могла произвести быстрый маневр колесами и обеспечить артиллерийское сопровождение пехоты в период боя в глубине неприятельской обороны. Эти задачи возлагались на авиацию. Советские летчики наносили удары по тем целям, которые не могла поразить артиллерия.
При подготовке к наступлению на берлинском стратегическом направлении вместе с командирами и штабами большую работу провели политорганы и партийные организации авиационных частей и соединений. В беседах с воинами агитаторы и пропагандисты разъясняли грандиозность предстоящей боевой задачи, призывали личный состав к умелому преодолению трудностей борьбы с бешено сопротивляющимся врагом. В процессе всей партийно-политической работы обращалось внимание на решительную борьбу с малейшими проявлениями беспечности и благодушия отдельных воинов, которые ошибочно считали, что теперь, когда наши войска вплотную подошли к самому логову врага, он капитулирует без борьбы. Командиры и политработники разъясняли воинам сложность обстановки и важность предстоящего сражения, указывали на необходимость усиления бдительности. На партийных и комсомольских собраниях, на собраниях всего личного состава частей и подразделений, в беседах широко пропагандировались славные боевые традиции наших Вооруженных Сил и, в частности, боевое содружество между родами войск. Политорганы и партийные организации стремились еще выше поднять боевой, наступательный дух воинов, еще больше укрепить их непоколебимую уверенность в победе. Многие воины в эти дни вступали в ряды Коммунистической партии. В течение апреля 1945 г. в ряды КПСС вступило около 18 000 воинов. Среди вновь вступивших в партию немало было летчиков, штурманов, техников и других авиационных специалистов.
***
Когда вся сложная организационная работа по подготовке Операции была закончена, наше Верховное Главнокомандование отдало приказ о начале наступления. В ночь на 16 апреля 1945 г. личному составу частей всех родов войск были объявлены обращения Военных Советов фронтов. «Боевые друзья, — говорилось в обращении Военного Совета 1-го Белорусского фронта, — Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин от имени Родины и всего советского народа приказал войскам нашего фронта разбить противника на ближних подступах к Берлину, захватить столицу фашистской Германии — Берлин и водрузить над ней Знамя Победы». Советские воины встретили приказ о начале операции с огромным боевым и политическим подъемом. Они были полны решимости как можно лучше и быстрее выполнить приказ своей социалистической Родины.
Рано утром 16 апреля, когда еще было темно, несколько десятков тысяч наших орудий и минометов, а также наши ночные бомбардировщики обрушили свои огонь на войска и укрепления врага.
На артиллерийские позиции, аэродромы, места сосредоточения наших войск были вынесены знамена частей. На их полотнищах в свете орудийных вспышек золотились слова священного призыва — «За нашу советскую Родину». Знамена, развеваясь на ветру, как бы призывали воинов к новым ратным успехам, к новым бессмертным подвигам во имя нашего народа, нашего социалистического Отечества.
Под гром артиллерийской канонады и непрекращающийся гул самолетов в атаку пошли советские пехотинцы и танкисты. На 1-м Белорусском фронте эта атака происходила при свете около 200 мощных прожекторов, ослеплявших противника и освещавших путь движения советских частей. Это были незабываемые минуты. Вспоминая о них, участник Берлинского сражения трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб писал: «У нас на аэродроме было светло, как днем. Я поглядел на друзей. Глаза всех были устремлены туда, где в едином наступательном порыве наши войска шли на Берлин. В эти минуты каждый из нас испытывал чувство гордости за нашу Коммунистическую партию, которая мудро провела нас сквозь все испытания войны, гордость за нашу Родину, наш народ, за тех, кто в тылу создавал танки и самолеты, минометы и пушки… Чувство гордости испытывали мы от сознания, что принадлежим к Советским Вооруженным Силам, что мы участники великого наступления».
С рассветом, сменив в воздухе эскадрильи ночных бомбардировщиков, в бой вступили многочисленные подразделения наших скоростных бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. В полосе наступления войск 1-го Белорусского фронта метеорологическая обстановка была крайне неблагоприятной. С рассвета и до полудня многие наши аэродромы и район целей были затянуты туманом и густой дымкой. Видимость была около 500 метров. Вследствие этого многим авиационным частям пришлось действовать мелкими группами. Но как только погода несколько улучшилась, интенсивность боевых вылетов значительно возросла. Учитывая изменчивость метеорологических условий, авиационные командиры организовали прием самолетов, возвращавшихся с задания, на тех аэродромах, которые не были закрыты туманом. Приземлившиеся здесь штурмовики и истребители быстро заправлялись горючим и боеприпасами и были способны вновь подниматься в воздух. Это позволяло повысить интенсивность действий нашей авиации на поле боя и оказать нашим наступающим наземным войскам значительную поддержку с воздуха. В воздушных боях в течение только одного дня летчики 1-го Белорусского фронта сбили свыше 150 вражеских самолетов.
На 1-м Украинском фронте боевые действия наших авиационных частей начались постановкой дымовой завесы на весьма широком фронте. Завеса эта ставилась в момент занятия пехотой исходного положения перед форсированием реки Нейсе. Для обеспечения действий бомбардировщиков и штурмовиков в воздух поднялись истребители. Бомбардировщики действовали эшелонированными по времени группами по 18 — 27 машин. Эшелонирование осуществлялось так, чтобы обеспечить возможно большее массирование авиации на главных направлениях. Так, например, над такими важными опорными пунктами врага, как Койне Форст, в течение сравнительно небольшого отрезка времени побывало более 200 наших бомбардировщиков. В результате их ударов опорный пункт был полностью разрушен, а в узле сопротивления Форст гитлеровцы вынуждены были покинуть траншеи, находящиеся на его южной стороне, оставив там много боевой техники.
Интенсивно действовали в полосе наступления войск 1-го Украинского фронта и советские штурмовики. Они наносили сосредоточенные удары по опорным пунктам, артиллерийским позициям, траншеям и живой силе противника на направлении главного удара наших войск. Бомбовые удары и пулеметно-пушечный огонь штурмовиков прижали пехоту противника к земле, что и обеспечило нашим войскам успешный штурм оборонительных позиций противника.
С началом наступления советских войск вражеская авиация большими группами самолетов пыталась наносить удары по ним. Наши истребители успешно отражали налеты авиации противника, непрерывно патрулируя над боевыми порядками войск. Для . своевременного обнаружения авиации противника и четкого управления воздушными боями были устроены специальные пункты, оборудованные различными техническими средствами. Благодаря хорошо налаженному наблюдению за воздушной обстановкой и оповещению истребители заранее предупреждались о появлении вражеских самолетов. Кроме того, наши летчики наносили эффективные удары по аэродромам противника. Все это обеспечило господство в воздухе нашей авиации уже с первых дней наступления.
После прорыва первой полосы вражеской обороны основные усилия нашей штурмовой и бомбардировочной авиации были направлены на подавление основных узлов сопротивления противника на реке Шпрее, в районе Коттбуса, Шпремберга и других пунктов, куда вражеское командование начало подтягивать свои оперативные резервы.
Разнообразие выполняемых нашей авиацией боевых задач требовало четкого управления ее действиями и взаимодействия с наземными частями. Как правило, на всех этапах сражения управление было централизованным. При этом авиационные соединения были заранее распределены по направлениям и действовали в тесном взаимодействии с поддерживаемыми ими сухопутными войсками. Для непосредственного управления действиями групп самолетов над полем боя по заявкам сухопутных войск в боевых порядках наземных частей находились авианаводчики. Командные пункты авиационных командиров были передвинуты к передовым наступающим войскам.
Нередко случалось так, что группа штурмовиков или бомбардировщиков вылетала на выполнение какого-либо боевого задания, а тем временем обстановка изменялась и надобность в выполнении первоначальной задачи отпадала. Возникала необходимость быстрого переключения на другой объект. В этих случаях группы, находившиеся в воздухе, по радио перенацеливались на выполнение новых задач.
Так, например, действовала группа штурмовиков под командованием Героя Советского Союза гвардии майора В. Ф. Хохлачева. Шестерка штурмовиков Ил-2 под прикрытием истребителей вылетела на подавление артиллерии и минометов в районе населенного пункта Моглин. В воздухе командир группы получил по радио новый приказ от командира авиасоединения — подавить артиллерийские батареи и живую силу противника в районе деревни Кунерсдорф и восточнее ее. Эти артиллерийские батареи мешали продвижению наших танков.
Получив новую задачу, майор В. Ф. Хохлачев принял решение сделать круг над своей территорией (в районе КП командира авиасоединения) для уточнения расположения цели, выбора направления захода на цель и ознакомления ведомых по карте с местом расположения новой цели. Заход на цель штурмовики осуществили с северо-востока.
Наши танкисты были опознаны по ракетам, которые выпускались ими в сторону цели для того, чтобы помочь летчикам установить точное месторасположение артиллерийских батарей противника. Сделав первый холостой заход на высоте 950 метров с последующим снижением до 800 метров, штурмовики перестроились затем в круг с дистанцией между самолетами 500 — 600 метров и с планирования (до 300 — 350 метров) бомбардировали цель. Бомбы были сброшены в два захода. Затем летчики выпустили в цель реактивные снаряды и обстреляли ее из пушек и пулеметов. Всего было сделано шесть боевых и один холостой заход. Уже во время третьего захода Хохлачев заметил продвижение наших танков, о чем и предупредил своих ведомых.
На пути на свой аэродром штурмовики получили по радио сообщение от командира авиасоединения, что и населенный пункт, в районе которого они только что наносили удары, уже занят нашими войсками. Всей группе за отличное выполнение задания командиром танкового соединения была объявлена благодарность.
Не считаясь с большими потерями, фашистская авиация пыталась наносить непрерывные удары по нашим войскам. Она изменила тактику и стала действовать главным образом на предельно низких (вплоть до бреющего полета) и на больших высотах. Самолеты противника, появляясь большими группами на низких высотах, пытались бомбить и штурмовать наши наземные войска. В то же время другие группы вражеских самолетов действовали на высоте 5000 — 6000 метров.
«Двухъярусной» воздушной тактике врага наше авиационное командование противопоставило свою тактику, обеспечившую успешное отражение налетов вражеской авиации. В основу действий нашей истребительной авиации был положен метод активного поиска вражеской авиации и уничтожения ее в воздушных боях. Следуя этому методу, истребители обнаруживали и в большинстве случаев перехватывали вражеские самолеты еще до подхода их к полю боя. Это достигалось, например, так. Вся полоса, отведенная для действий того или иного истребительного соединения, разбивалась на несколько зон. Далеко за линией фронта над территорией врага отдельными парами и четверками действовали истребители, пилотируемые опытными, инициативными летчиками. В их задачу входило обнаружить противника, сообщить об этом по радио на командный пункт и тотчас атаковать врага, для того чтобы расстроить его боевой порядок. Затем группы вражеских самолетов попадали под удар воздушных патрулей, находившихся между линией боевого соприкосновения войск и зоной действия наших истребителей. Благодаря хорошо согласованным действиям истребительных групп, находившихся на различных высотах и связанных друг с другом по радио, враг подвергался столь сильному удару, что дальнейший полет его в организованном боевом порядке становился невозможным. Отдельные самолеты противника, которым удавалось проникнуть к линии фронта, попадали под удары наших истребителей, непосредственно прикрывавших поле боя.
Подобные боевые действия наших истребителей, как показывает результат боев, были весьма эффективны. Так, например, только летчики Н-ского авиационного соединения в течение трех дней сражения под Берлином сбили более 250 вражеских самолетов.
В воздушных боях даже с превосходящими по численности силами врага советские летчики, как правило, сбивали большое количество вражеских самолетов, не имея при этом потерь со своей стороны. Это — показатель мастерства и героизма наших летчиков и слабости фашистской авиации. Таким, например, был бой восьмерки наших истребителей под командованием Героя Советского Союза К. В. Сухова с 20 вражескими истребителями.
16 апреля 1945 г. группа самолетов под командованием гвардии старшего лейтенанта К. В. Сухова получила задание прикрыть переправу наших войск через реку Шпрее в 18 километрах южнее Коттбус.
Вылетая, Сухов принял решение разделить свой патруль на ударную группу и группу прикрытия. Ударная группа шла на высоте 3500 метров в строю фронт пар с дистанцией между парами 150 — 200 метров и превышением 150 — 200 метров. Прикрывающая группа (две пары) шла с превышением над ударной на 500 — 1000 метров.
Когда наш воздушный патруль достиг района цели, наземная радиостанция предупредила ведущего о приближении самолетов противника. Впереди и ниже на 300 — 400 метров Сухов обнаружил четверку вражеских истребителей FW-190, идущих встречным курсом. Ударная группа советских истребителей решительно атаковала врага. Старший лейтенант К. В. Сухов сбивает один самолет противника. Другой самолет сбивает Герой Советского Союза старший лейтенант В. Голубев. Герой Советского Союза старший лейтенант В. Бондаренко сбивает третий вражеский самолет.
В разгаре боя наземная радиостанция наведения предупредила летчиков о подходе новой группы самолетов противника в составе шести FW-190 и двух самолетов Me-109. Советские летчики смело атакуют и эту группу и сбивают еще 2 самолета врага. На двадцатой минуте боя к месту схватки подошло еще 8 истребителей противника. Советские летчики с первой же атаки сбивают ведущего этой группы. Потеряв ведущего, группа самолетов противника рассыпалась. Бой длился 35 минут. Восемь отважных советских истребителей в бою против 20 вражеских истребителей сбили 9 самолетов противника. Воля к победе, высокое мастерство, знание тактики врага, умелое противопоставление ей своих более действенных приемов воздушного боя обеспечили советским летчикам успех в воздушном бою.
Удар наших войск, нанесенный утром 16 апреля по всему фронту обороны гитлеровцев на берлинском стратегическом направлении, был сокрушительным по своей силе. Вражеская оборона на западных берегах рек Одер и Нейсе была прорвана.
Войска 1-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Г. К. Жукова уже к исходу первого дня наступления подошли ко второй полосе гитлеровских оборонительных позиций, расположенных на Зееловских высотах. Здесь развернулись ожесточенные и упорные бои. Несмотря на то, что гитлеровское командование усиленно подбрасывало в этот район свои резервные части и предпринимало частые контратаки, доблестные советские пехотинцы и танкисты при поддержке артиллерии и авиации сокрушили и эту линию вражеской обороны и стали развивать наступление дальше. К исходу 19 апреля войска 1-го Белорусского фронта прорвали и разгромили три оборонительные полосы противника, прикрывавшие Берлин с востока.
Успешно развертывались боевые действия наших войск и на других участках. Войска 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И. С. Конева под прикрытием артиллерийского огня, авиации и дымовых завес, поставленных советскими летчиками на широком фронте, форсировали реки Нейсе и Шпрее и к исходу 18 апреля преодолели все три оборонительные полосы противника, прикрывавшие Берлин с юго-востока. В образовавшийся прорыв устремились наши танковые соединения.
Войска 2-го Белорусского фронта (командующий Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский) в эти дни вели успешные наступательные бои и форсировали реку Ост-Одер. Нанося врагу большой урон, они не позволяли гитлеровскому командованию перебрасывать свои резервы с севера в район Берлина против войск 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов.
В течение нескольких дней наши войска нанесли огромный урон врагу и создали необходимые условия для окружения всей берлинской группировки противника.
Развивая дальнейшее наступление в обход Берлина с севера и юго-запада, подвижные соединения 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов в ночь на 25 апреля вышли в район западнее Потсдама, Успешному маневру этих соединений в значительной степени способствовали активные действия войск 2-го Белорусского фронта, форсировавших реку Вест-Одер и развивавших наступление в северо-западном и западном направлениях. Несколько раньше танковые войска 1-го Украинского фронта, наступавшие на Берлин с юго-востока, достигли южных окраин фашистской столицы. Другие части 1-го Украинского фронта, стремительно продвигаясь на запад, 25 апреля достигли реки Эльба.
Основные усилия нашей авиации на этом этапе Берлинского сражения были направлены на сопровождение танковых и механизированных соединений. Еще до начала операции были согласованы все вопросы, касающиеся поддержки подвижных соединений в глубине обороны. В ходе наступления уточнялись лишь отдельные вопросы. Для удобства управления командные пункты командиров авиационных соединений организовывались совместно с командными пунктами командиров танковых соединений. Штурмовая авиация непосредственно сопровождала танковые колонны, нанося удары по огневым средствам противника мешавшим продвижению наших танков вперед. В полосе действий 1-го Украинского фронта при сопровождении подвижных войск, далеко оторвавшихся от стрелковых частей, авиация нередко получала задачи непосредственно от командиров подвижных соединений.
Если при прорыве обороны противника бомбардировщики и штурмовики наносили сосредоточенные удары крупными группами, то в этот период они изменили тактику и стали действовать более мелкими группами, по 6 — 15 самолетов. Это обеспечило непрерывность нахождения наших самолетов над полем боя. Но иногда штурмовики и бомбардировщики по скоплениям войск противника наносили и сосредоточенные удары.
В полосе действий 1-го Белорусского фронта авиационные соединения штурмовиков после прорыва главной полосы обороны противника были подчинены общевойсковым армиям, что обеспечило надежное взаимодействие и более оперативное управление. Советские летчики, сопровождая наши подвижные соединения, наносили сокрушительные удары по отходящим войскам противника и его переправам через водные рубежи. Так, например, 18 апреля группа в составе 24 самолетов Ил-2 под командованием майора Одинцова в боевом порядке колонны шестерок нанесла мощный удар по переправе противника на реке Шпрее в пункте Шпремберг. В результате в районе переправы было создано много очагов пожара. Движение войск противника застопорилось. Подошедшие наши подвижные войска быстро овладели переправой и вышли на западный берег реки. Отход противника был сорван.
Наряду с групповыми действиями в Берлинской операции советские летчики применяли и поиск. Особенно часто поиск применялся тогда, когда погода не благоприятствовала групповым действиям. Наши бомбардировщики и штурмовики парами или звеньями вылетали на территорию врага, отыскивали наиболее важные цели и наносили по ним внезапные удары.
Таким образом, противнику при малой затрате сил и средств наносился значительный урон.
В одном из таких полетов отважный летчик-штурмовик дважды Герой Советского Союза Т. Я. Бегельдинов вместе с ведомым нанес эффективный удар по колонне автомашин на берлинской автостраде и сбросил бомбы замедленного действия на важную войсковую коммуникацию противника, которая в результате этого налета на некоторое время была выведена из строя.
Часто в эти дни наши летчики получали благодарственные письма и телеграммы от командиров наземных частей и соединений. В них командиры этих частей благодарили летчиков за помощь и поддержку с воздуха при овладении тем или другим опорным пунктом врага. Эти письма и телеграммы доводились до сведения всего личного состава частей.
Благодаря умелому взаимодействию общевойсковых и авиационных соединений на берлинском стратегическом направлении весь фронт немецко-фашистской армии в считанные дни был рассечен надвое: гитлеровские войска, находившиеся в северной Германии, были отрезаны от войск, расположенных в южной Германии.
Группировка гитлеровцев, сосредоточенная на берлинском стратегическом направлении, была окружена и также рассечена на две части. Вокруг этих частей советские войска создали два кольца окружения. В одном из них, юго-восточнее Берлина, находилась так называемая франкфуртско-губенская группировка, насчитывавшая свыше 200 000 солдат и офицеров, более 2000 орудий и минометов, свыше 300 танков и самоходных орудий. В другом кольце, замкнутом советскими войсками вокруг Берлина, находилось также до 200 000 гитлеровских солдат и офицеров, располагавших большим количеством боевой техники и опиравшихся на сложную систему фортификационных сооружений берлинского оборонительного района.
Ликвидация окруженных вражеских группировок в районе Берлина и в лесах юго-восточнее города была проведена за 6 — 7 суток, в период с 26 апреля по 2 мая. Франкфуртско-губенская группировка гитлеровцев делала попытку прорваться и уйти в западном направлении на соединение с 12-й немецко-фашистской армией, но попытка была пресечена решительными действиями наших войск. В борьбе с этой группировкой гитлеровцев приняли участие многие части, входившие в авиационное соединение Героя Советского Союза генерала С. А. Красовского. По окруженным немецко-фашистским войскам наносили сосредоточенные удары крупные группы (по 70 — 80 самолетов) штурмовиков, бомбардировщиков и истребителей. Мелкие группы наносили непрерывные эшелонированные удары. Одновременно штурмовики во взаимодействии с танковыми соединениями отражали контратаки 12-й армии врага, пытавшейся прорваться с запада в район Беелитц.
Аэродромы некоторых наших авиационных частей были расположены почти рядом с теми лесами, где находился враг. Стремясь вырваться из кольца окружения, гитлеровцы предпринимали частые контратаки. Иногда врагу удавалось вплотную подойти к аэродрому, и тогда всему личному составу части с оружием в руках приходилось отражать атаки гитлеровцев, пытавшихся пробиться на запад. Советские летчики с честью справились со всеми трудностями и оказали эффективную поддержку своим сухопутным войскам, с каждым днем все более и более сжимавшим кольцо окружения. По вражеским группам, пытавшимся выйти из окружения, советские летчики наносили сокрушительные удары. Так было, например, и в тот день, когда один такой отряд гитлеровцев, насчитывавший в своем составе до 20 000 солдат, в результате ночной атаки в районе Беелитц попытался прорваться на запад. Действия наших частей, немедленно контратаковавших противника, активно поддерживали штурмовики, которыми командовал дважды Герой Советского Союза генерал В. Г. Рязанов. Наши летчики нанесли по вражескому отряду несколько сильных ударов с воздуха. Их действиями руководил сам генерал В. Г. Рязанов, находившийся непосредственно в районе боя на своем командном пункте. Благодаря эффективным атакам штурмовиков наши части быстро справились с пытавшимися выйти из окружения гитлеровцами. К исходу дня они были полностью ликвидированы.
Одновременно с ликвидацией крупных сил врага, находившихся юго-восточнее Берлина, развернулись ожесточенные бои по уничтожению берлинского гарнизона немецко-фашистских войск. Бои в самом Берлине, превращенном врагом в гигантскую крепость, начались 21 апреля.
В сложной и быстро меняющейся обстановке упорных уличных боев советские летчики продолжали оказывать нашим войскам деятельную поддержку с воздуха. 25 апреля, в день окружения берлинской группировки врага, по ее боевым порядкам и оборонительным позициям сотни советских бомбардировщиков нанесли два массированных удара. Городские постройки, густой дым от пожарищ и плохие метеорологические условия затрудняли поиск цели. Но советские летчики успешно преодолевали трудности. Следуя указаниям авианаводчиков, находившихся в боевых порядках наших штурмовых групп, они наносили меткие удары по опорным пунктам противника.
Зенитная артиллерия противника вела исключительно сильный огонь. Для борьбы с ней назначались специальные группы наших самолетов, которые выходили на цель за одну-две минуты до основных сил бомбардировщиков и штурмовиков и наносили удары по зенитным орудиям, заставляя их замолчать. На подступах к городу и над самым Берлином разгорелись ожесточенные воздушные бои. Советские летчики, как правило, выходили из них победителями. Вот как, например, протекал один такой бой над южным предместьем Берлина, проведенный восьмеркой наших истребителей под командованием Героя Советского Союза А. Егорова. Группе была поставлена задача прикрыть наши войска, подошедшие к южной окраине Берлина. Офицер А. Егоров разделил группу на ударную, которая шла фронтом с интервалом между самолетами 100 — 150 метров, и прикрывающую, шедшую правее и выше ударной на 300 — 500 метров. По мере приближения к району барражирования видимость стала ухудшаться. Командиру пришлось дать сигнал о том, чтобы самолеты несколько сомкнулись. Кроме того, офицер А. Егоров принял решение набрать большую высоту. Это решение было правильным. На высоте 1000 — 1200 метров дымка, нависшая над землей, кончилась, и с высоты 1500 — 1700 метров воздушное пространство хорошо просматривалось.
При подходе к заданному району офицер А. Егоров заметил вдали небольшую группу самолетов. Это были вражеские истребители, которые, как своевременно и правильно определил командир, имели целью перед приходом своих бомбардировщиков связать боем наших истребителей. Однако этот замысел врага был сорван. Офицер А. Егоров немедленно приказал прикрывающей группе атаковать истребителей противника, а летчикам ударной группы усилить наблюдение за воздухом. Вскоре появилось более десяти вражеских бомбардировщиков, направлявшихся в сторону наших войск. Советские истребители атаковали их на встречных курсах. Первыми же очередями было сбито два гитлеровских самолета, в том числе ведущий всей группы. В то же время был сбит и один истребитель противника.
Смелые, инициативные действия советских летчиков, успех, достигнутый ими в первые же минуты схватки, ошеломили противника. Вражеские экипажи, поспешно сбросив бомбы на свои же войска, повернули вспять. Группа офицера А. Егорова, приняв прежний боевой порядок, продолжала барражировать в заданном районе, надежно прикрывая свои части, ведущие бои на земле.
Во время уличных боев в Берлине советские истребители, помимо прикрытия своих войск от ударов вражеской авиации, выполняли еще одну весьма важную задачу — блокировали с воздуха берлинскую группировку врага. Дело в том, что вражеское командование пыталось организовать нечто вроде постоянно действующего аэродрома на широкой асфальтированной улице — Шарлоттенбург-штрассе. Открытые подходы и ширина этой улицы давали возможность производить на ней посадку и взлет самолетов различного типа. Наши летчики периодически производили на эту улицу штурмовые налеты, держа ее под постоянным наблюдением. И, конечно, попытки врага использовать этот импровизированный аэродром на Шарлоттенбург-штрассе для сколь-нибудь действенной связи с внешним миром были сорваны.
Советские летчики прокладывали путь наземным войскам, штурмовавшим Берлин, уничтожая огневые средства, мешавшие продвижению наших войск вперед. На командный пункт Н-ского авиационного соединения командир стрелковой части сообщил о том, что из района рейхстага по нашим войскам ведет огонь вражеская артиллерия, и просил подавить ее. Для ее уничтожения немедленно вылетела группа самолетов Ил-2 под командованием Героя Советского Союза гвардии подполковника В. Панфилова. В сопровождении истребителей штурмовики подошли к Берлину. Город был густо затянут дымом пожарищ, кроме того, видимость ухудшал дождь. Несмотря на это, группа шла точно по заданному маршруту. Перед целью на пути советских штурмовиков почти сплошной стеной встали разрывы зенитных снарядов. Но наши летчики, непрерывно маневрируя, уверенно шли к цели. По сигналам, подаваемым с земли авианаводчиками, летчики обнаружили вражеские артиллерийские позиции в парке, раскинутом возле рейхстага. Сбросив бомбы, штурмовики сделали еще несколько заходов, уничтожая живую силу и технику врага пулеметно-пушечным огнем. Артиллерийский огонь врага был подавлен.
Несмотря на исключительные трудности борьбы в условиях большого города и отчаянное сопротивление огромного гарнизона гитлеровцев, советские воины уже на шестой день боев, 27 апреля, завязали бои в центральных районах Берлина, а 30 апреля после мощной артиллерийской подготовки, начатой в 10 часов утра, ворвались в рейхстаг и, выбив оттуда сопротивлявшихся гитлеровцев, водрузили над Берлином Знамя Победы.
1 мая 1945 г., в день всенародного праздника трудящихся, когда еще в Берлине шли последние, заключительные бои, предшествовавшие полной капитуляции вражеской группировки, советские летчики произвели несколько необычный вылет. Авиационными специалистами Н-ской гвардейской авиачасти были изготовлены два красных полотнища. На одном из них было написано «Победа», а на обратной стороне — «Слава советским воинам, водрузившим Знамя Победы над Берлином!» На другом полотнище был написан лозунг «Да здравствует 1 Мая!» В полдень 1 мая самолеты Як-3, ведомые дважды Героем Советского Союза А. Ворожейкиным, героями Советского Союза В. Буяновым, К. Новоселовым, Н. Ткаченко и другими летчиками, появились над занятым советскими войсками рейхстагом и сбросили эти полотнища. Развеваясь в берлинском небе, они медленно опускались на боевые порядки советских воинов, встретивших первомайское поздравление летчиков с огромным воодушевлением.
1 мая 1945 г. в 18 часов 30 минут советские войска нанесли сокрушительный удар по все еще сопротивлявшимся остаткам берлинской группировки врага. Гитлеровцы, не выдержав этого удара, согласились на безоговорочную капитуляцию. Утром
2 мая гарнизон фашистского Берлина сложил оружие и стал сдаваться в плен. В специальном приказе Верховного Главнокомандующего указывалось, что в боях за овладение Берлином вместе с воинами стрелковых, артиллерийских, танковых и других соединений сухопутных войск отличились летчики генералов Руденко, Красовского, Савицкого, Белецкого, Туликова, Логинова, Счетчикова, Нестерцева, Рязанова, Утина, Токарева, Крупского, Каравацкого, Скок, Сиднева, Дзусова, Слюсарева, Забалуева, Архангельского, Комарова и других авиационных командиров.
Величайшая в истории войн Берлинская битва закончилась блистательной победой Советской Армии. В ней летчики наших Военно-воздушных сил совершили свыше 70 000 боевых вылетов. В ходе Берлинской операции были разбиты остатки гитлеровской авиации.
Блестящий успех исторической Берлинской операции, закончившейся полной и безоговорочной капитуляцией гитлеровской Германии, был достигнут благодаря умелой разработке нашим Верховным Главнокомандованием планов боевых действий, четко организованному взаимодействию всех родов войск, полному обеспечению частей и соединений всем необходимым для борьбы с врагом, быстроте и решительности действий советских воинов. Крупнейшим фактором, обеспечившим успех Берлинской операции, явился невиданный наступательный порыв, неудержимое стремление к победе советских воинов, воодушевленных великой исторической освободительной задачей.
Каждая из побед, одержанных Советскими Вооруженными Силами в ходе Великой Отечественной войны, и в том числе победа при взятии Берлина являются результатом мужества, храбрости и беспримерных подвигов рядовых солдат и командиров всех степеней, а также героических усилий тружеников тыла. Каждая из этих побед, в том числе и победа, одержанная под Берлином, — это торжество передовой советской военной науки.
Источник: Полковник Н. ДЕНИСОВ «Над Берлином» — «Вестник воздушного флота» № 3, 1954 г.
Оставьте свой отзыв