Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

От Вислы до Одера

K началу зимнего наступления Советской Армии в январе 1945 г. обстановка на фронте сложилась следующим образом.

В результате успешного осуществления десяти сокрушающих ударов по врагу в 1944 г. немецко-фашистские захватчики были изгнаны из пределов СССР. Советская Армия освободила значительную часть Польши, Чехословакии, всю Болгарию, большую часть Венгрии и вела бои в Восточной Пруссии.

На центральном направлении войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, выйдя на реку Висла, захватили на ее западном берегу плацдармы в районе Магнушева, Пулавы и Сандомира.

Гитлеровское командование всеми силами старалось задержать дальнейшее продвижение советских войск. Для этого на западном берегу Вислы оно создало глубоко эшелонированную оборону. Между Вислой и Одером в полосе глубиной до 500 километров также создавались сильные оборонительные рубежи. Против советских войск действовали главные силы вражеской группы армий «А» в составе 4-й танковой, 9-й и 17-й армий.

Перед войсками 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов была поставлена задача нанести сокрушительные удары по этой группе армий и открыть путь к Одеру на берлинском направлении.

На направлениях главных ударов обоих фронтов Советское Верховное Главнокомандование создало решительный перевес сил над противником. Ударные группировки фронтов были усилены большим количеством артиллерии, танков и поддерживались крупными соединениями авиации.

Наступательные операции советских войск намечалось провести на широком фронте.

В декабре 1944 г. сложилась тяжелая обстановка для англо-американских войск в Арденнах, где немецко-фашистское командование предприняло наступление. Англо-американские войска оказались под угрозой разгрома. В этих условиях премьер-министр Великобритании У. Черчилль был вынужден срочно обратиться к Советскому Верховному Главнокомандованию с просьбой об оказании помощи.

И. В. Сталин в своем ответе У. Черчиллю 7 января 1945 г. писал: «Очень важно использовать наше превосходство против немцев в артиллерии и авиации. В этих видах требуется ясная погода для авиации и отсутствие низких туманов, мешающих артиллерии вести прицельный огонь. Мы готовимся к наступлению, но погода сейчас не благоприятствует нашему наступлению. Однако, учитывая положение наших союзников на западном фронте, Ставка Верховного Главнокомандования решила усиленным темпом закончить подготовку и, не считаясь с погодой, открыть широкие наступательные действия против немцев по всему Центральному фронту не позже второй половины января».

Наступление советских войск началось 12 января 1945 г. в условиях плохой погоды, сильно ограничивавшей боевую деятельность нашей авиации и мешавшей в полной мере использовать силу артиллерии.

12 января 1945 г. из района западнее Сандомира перешли в наступление войска 1-го Украинского фронта. Они прорвали сильно укрепленную оборону противника на фронте протяженностью 40 километров. В течение двух дней наступательных боев прорыв был расширен до 60 километров по фронту. Решающее значение в прорыве обороны противника имела мощная артиллерийская подготовка.

Наступление развернулось столь успешно и стремительно, что каждый день в сводках Совинформбюро сообщалось о десятках городов и сотнях населенных пунктов, занимаемых нашими войсками. Уже 21 января войска 1-го Украинского фронта, наступая к западу от Ченстохова, прорвали сильно укрепленную оборону фашистов на юго-восточной границе Германии. Преодолевая яростное сопротивление врага, наши войска вторглись в пределы немецкой Силезии.

Немецко-фашистское командование предпринимало отчаянные попытки приостановить наступление советских войск, но не было такой силы, которая была бы способна задержать это стремительное, все сокрушающее на своем пути наступление.

Так же успешно шло наступление и войск 1-го Белорусского фронта, начавшееся 14 января. Войска перешли в наступление с двух плацдармов на западном берегу реки Вислы южнее Варшавы. Началось оно утром в пасмурный день. Низкая облачность и густой туман ограничивали участие авиации в боевых действиях. Поэтому огромное значение в прорыве обороны противника имела мощная артиллерийская подготовка. Более часа наши орудия вели уничтожающий огонь по заранее разведанным и пристрелянным целям.

После трех дней боев войска фронта, наступавшие с двух плацдармов, соединились и продвинулись вперед на 60 километров, расширив прорыв до 120 километров по фронту. 17 января войска фронта совместно с частями 1-й Польской армии овладели столицей союзной нам Польши — городом Варшава, важнейшим стратегическим узлом обороны противника на реке Висла.

Продолжая наступление к западу и юго-западу от Познани, наши войска 31 января пересекли германскую границу, вторглись в пределы Бранденбургской провинции и с боями овладели крупными узлами коммуникаций и мощными опорными пунктами обороны фашистов, прикрывавшими подступы к Франкфурту-на-Одере. К 1 февраля советские войска вышли на реку Одер, с хода форсировали ее в районе Кюстрина и захватили плацдармы на ее западном берегу.

Таким образом, войска 1-го Белорусского фронта оказались в 60 километрах от столицы фашистской Германии Берлина.

В результате осуществления Висло-Одерской операции были созданы предпосылки для успешного проведения Берлинской операции.

В ходе Висло-Одерской операции войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов получали мощную авиационную поддержку. В первые дни наступления плохие метеорологические условия (десятибалльная облачность высотой 100 — 200 метров с густой дымкой) исключали боевые действия авиации большими группами самолетов. Поэтому на задание вылетали лишь мелкие группы самолетов.

В последующие же дни операции действия летчиков отличались исключительной напряженностью, а результаты боевой работы — высокой эффективностью. Советские летчики на протяжении всей операции образцово выполняли стоящие перед ними задачи, прочно удерживали за собой полное и безраздельное господство в воздухе.

Мастерство советских летчиков неизмеримо выросло. Управление советскими авиационными частями и соединениями находилось в руках опытнейших офицеров и генералов. К этому времени советские авиационные командиры имели богатый опыт организации взаимодействия авиации с наземными войсками в наступательной операции.

Осуществлению операции предшествовала всесторонняя и тщательная подготовка. Задачи, стоящие перед летчиками, детально изучались всем личным составом авиационных частей и соединений.

Широко пропагандировался боевой опыт бывалых воинов. Так, например, за несколько дней до наступления в авиационном соединении 1-го Белорусского фронта было проведено совещание мастеров воздушного боя, отличных бомбардировщиков, штурмовиков, разведчиков. На этом совещании летчики делились своим боевым опытом, обсуждали вопросы взаимодействия между родами авиации и с наземными войсками, предлагали наиболее эффективные способы борьбы с вражеской авиацией и зенитной артиллерией.

Славный путь борьбы и побед прошли участники этого совещания. Среди них были: дважды Герой Советского Союза И. Кожедуб, сбивший к тому времени 48 вражеских самолетов, Герои Советского Союза Н. Трегубов, В. Сувиров, А. Ситковский и многие другие прославленные летчики.

Газета авиационного соединения «Доблесть» систематически информировала читателей о ходе совещания. В нескольких номерах газеты были напечатаны наиболее поучительные выступления участников совещания.

На 1-м Украинском фронте газета соединения «’Крылья победы» в дни, предшествовавшие наступлению, систематически печатала статьи лучших летчиков под рубрикой «Из боевого опыта гвардейцев». В первые дни января газета поместила, например, статьи на такие темы: «Прикрытие подвижных групп наземных войск» гвардии майора А. Кожевникова, получившего в ходе Висло-Одерской операции звание Героя Советского Союза, «Штурмовики — охотники в борьбе с дальнобойной артиллерией противника» гвардии старшего лейтенанта Ю. Балабина, «Блокировка вражеских аэродромов» гвардии майора А. Максимова и др.

Статьи опытных летчиков затрагивали самые актуальные вопросы боевой деятельности в предстоящей операции и, несомненно, во многом помогали боевому совершенствованию летного состава.

Политические органы соединений, партийные и комсомольские организации частей и подразделений провели накануне наступления большую работу по мобилизации личного состава и прежде всего коммунистов и комсомольцев на отличное выполнение боевых задач. Целеустремленная и действенная партийно-политическая работа вызвала огромный политический подъем среди личного состава авиационных частей и соединений. На митингах, посвященных предстоящим боям, летчики выражали свою непреклонную решимость добить фашистского зверя в его собственном логове, заверяли Коммунистическую партию и Советское правительство в том, что они с честью выполнят поставленные перед ними задачи.

В день, предшествующий наступлению, в частях и подразделениях были проведены партийные и комсомольские собрания. Авиационная многотиражная и стенная печать, устная пропаганда и агитация и другие формы партийно-политической работы мобилизовывали личный состав на самоотверженное выполнение задания Родины — в кратчайший срок сокрушить гитлеровскую Германию.

Сердца советских воинов были полны горячей любовью к родной Коммунистической партии, мудрая и дальновидная политика которой привела советский народ и его армию к всемирно-исторической победе. Многие воины, идя в бой, просили принять их в ряды Коммунистической партии. В своих заявлениях они клялись беспощадно уничтожать врагов нашей Родины — немецко-фашистских захватчиков.

Окрыленные высоким доверием партии, молодые коммунисты уходили в бой и храбро сражались с врагом. С мыслями о Родине, о партии шли в бой все советские воины.

Наступление войск обоих фронтов развивалось успешно. 16 января войска 1-го Белорусского фронта штурмом овладели крупным промышленным центром Польши — городом Радом. Штурм города был проведен при эффективной поддержке авиации. Верховный Главнокомандующий в приказе по случаю взятия города Радом отметил успешные боевые действия летчиков генерал-майора авиации Крупского, генерал-майора авиации Сиднева, полковника Смирнова, полковника Ковалева, полковника Миронова, полковника Чирва и объявил им благодарность. На подступах к городу фашисты построили глубоко эшелонированную оборону, состоящую из нескольких траншей с разветвленными ходами сообщения, дотами и дзотами. Минные поля, противотанковые рвы, завалы и другие инженерные препятствия преграждали путь к сильно укрепленным вражеским позициям. В самом городе находились крупные силы противника.

По заявкам наземного командования летчики штурмовой и бомбардировочной авиации наносили точные удары по наиболее важным очагам обороны врага, разрушая его фортификационные сооружения, уничтожая живую силу и технику.

Используя результаты действий летчиков, наземные войска нанесли противнику сокрушительный удар и с трех сторон ворвались в город. В боях за Радом при активной поддержке авиации советские войска разгромили две пехотные и две танковые дивизии противника.

В течение длительного времени гитлеровское командование укрепляло и совершенствовало свою оборону на левом берегу Вислы. Важным стратегическим узлом обороны была Варшава. Но никакая оборона врага не могла выдержать сокрушительных ударов советских войск. В результате комбинированного удара с севера, запада и юга польская столица была освобождена от немецко-фашистских захватчиков.

Оказывая поддержку своим войскам, наши летчики наносили мощные штурмовые и бомбардировочные удары по оборонявшемуся противнику и железнодорожным узлам, опоясывавшим Варшаву. Советские истребители надежно прикрывали наступающие наземные войска и их переправы через Вислу.

18 января советские летчики нанесли сокрушительный удар по железнодорожной станции Лодзь. В результате налета было взорвано бензохранилище и уничтожено десять вражеских воинских эшелонов. На следующий день, 19 января, Лодзь была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. В боях за освобождение этого города советские летчики вновь продемонстрировали свою храбрость, мужество, возросшее боевое мастерство, В приказе Верховного Главнокомандующего по случаю взятия Лодзи отмечались, как отличившиеся в боях, летчики генералов С.И. Руденко, П.И. Брайко, Е.Я. Савицкого и др.

Как уже указывалось, Висло-Одерская операция отличалась высоким темпом наступления советских войск. Советские истребители надежно прикрывали передовые отряды, стремительно преследовавшие отступающего врага. Штурмовики и бомбардировщики прокладывали им путь вперед. От летчиков требовалось высокое мастерство, особо четкое взаимодействие с наземными войсками. Наши преследующие колонны зачастую обгоняли разбитые фашистские войска, расчленяли их и, невзирая ни на что, стремительно продвигались вперед. Все это затрудняло действия наших летчиков по отступающим группировкам противника: нужно было тщательное визуальное наблюдение за землей. Даже в том случае, когда наши наземные части показывали цель ракетами, летчики считали не лишним сделать холостой заход, с тем чтобы окончательно опознать цель и уточнить ее расположение. Кроме того, лишний холостой заход помогал более точно сбросить бомбы и эффективнее обстрелять противника из пушек и пулеметов.

Сложность действий усугублялась еще и тем, что нашей штурмовой и бомбардировочной авиации приходилось участвовать в ликвидации вражеских гарнизонов в крупных населенных пунктах и городах. В условиях уличных боев от летчиков требовалась исключительная натренированность в отыскании целей и точность нанесения бомбового удара. Но и здесь советские летчики с честью справились с поставленными перед ними задачами.

Во время боев на ченстоховском направлении надо было выбить фашистов из одного сильно укрепленного пункта. Плохая видимость усложняла поиск цели. Кроме того, наши наступающие части справа и слева значительно продвинулись вперед. В условиях такой видимости возникла опасность принять свои войска за войска противника. Группа штурмовиков под командованием офицера Моисеева, вызванная для поддержки наших наступающих пехотинцев, внимательно следила за сигналами наземных войск, которые ракетами указывали огневые точки, мешавшие их продвижению вперед. Сделав холостой заход, штурмовики уточнили расположение противника. Затем последовало еще восемь заходов, во время которых советские летчики подавили огневые точки врага. Когда бомбы были сброшены, а снаряды и пули израсходованы, группу Моисеева сменила другая группа штурмовиков, которая закончила уничтожение огневых точек противника. Воспользовавшись этим, наши войска прорвали оборону врага, ворвались в укрепленный район и выбили из него фашистов.

Советский штурмовик Ил-2

Советский штурмовик Ил-2

Особенно сильное сопротивление советские войска встретили на границе Германии, где имелись многочисленные железобетонные долговременные оборонительные сооружения. Важную роль в прорыве этих укреплений сыграла авиация. Ночью по укрепленным районам противника сосредоточенные удары наносили ночные бомбардировщики, днем штурмовики и пикирующие бомбардировщики. За один из дней авиация фронта совершила около 1000 самолето-вылетов.

В сложных условиях боевой обстановки советские летчики находили отступавшие вражеские колонны и громили их. Так, например, ведя разведку, гвардии капитан Галин и младший лейтенант Минин обнаружили отходившую вражескую колонну автомашин с пехотой. Многие из машин тянули за собой орудия. Сзади двигалось до 600 груженых повозок и до 2000 солдат и офицеров. Сведения об обнаруженной колонне были немедленно переданы командованию по радио. Через несколько минут группы советских штурмовиков одна за другой совершили налет на эту колонну и полностью разгромили ее.

Поучителен и исключительно эффективен был вылет штурмовиков подразделений Героев Советского Союза С. Володина и гвардии лейтенанта А. Рыбакова. Этим подразделениям было приказано разыскать отходившую за Одером колонну фашистов и нанести по ней удар.

Полет должен был проходить в сложных метеорологических условиях. Высота облачности была около 50 метров. В этих условиях полет группой большого состава исключался. Поэтому командир послал в разведывательный полет на поиск отходившей колонны пару самолетов, пилотируемых гвардии старшим лейтенантом Л. Болдыревым и гвардии младшим лейтенантом Б. Гомозовым. Гвардейцы быстро обнаружили цель. Это была обычная для тех дней отступавшая колонна войск противника, растянувшаяся по дороге на два с лишним километра, Обнаружив противника, летчики тотчас донесли об этом по радио на командный пункт. Затем Болдырев и Гомозов нанесли по врагу ряд бомбовых и штурмовых ударов. Эту пару сменили гвардейцы Е. Мосин и И. Чмиль. Таким образом, вторая пара штурмовиков сменила над колонной первую, затем третья — вторую и т. д. В результате этого полета вражеская колонна была полностью разгромлена.

Так, даже в условиях, ограничивавших действия штурмовиков большими группами, летчики, используя наиболее эффективные способы борьбы, помогали своим наземным войскам громить врага на его собственной территории.

В Висло-Одерской операции советские летчики наносили эффективные удары по резервам противника, срывали его железнодорожные и автомобильные перевозки. В один из дней наступления гвардейцам-штурмовикам предстояло нанести удар по железнодорожному узлу, через который шло интенсивное передвижение живой силы и техники врага. В воздух поднялись две шестерки. Первую повел Герой Советского Союза гвардии майор Смирнов, вторую Герой Советского Союза гвардии капитан Тихов. В момент выхода советских самолетов на цель здесь стояли железнодорожные составы.

Чтобы обмануть вражеских зенитчиков, штурмовики пролетели несколько дальше цели, а затем резко развернулись на нее. Встав в круг, советские летчики сбросили бомбы, а затем из пушек и пулеметов обстреляли состав. Два сильных взрыва потрясли воздух. Более десяти вагонов были объяты пламенем. Железнодорожное полотно было сильно разрушено. Движение через станцию надолго прекратилось.

Совместные боевые действия советских летчиков и наземных войск отличались исключительной слаженностью. В одном из боев советские танкисты, продвигаясь вперед, встретили сильный артиллерийский огонь противника. Об этом танкисты сообщили штурмовикам. Через несколько минут над местом сосредоточения вражеской артиллерии появилась группа штурмовиков под командованием Героя Советского Союза М. Румянцева. Успешно осуществляя противозенитный маневр, летчики сделали один за другим несколько заходов. Огонь вражеской артиллерии был подавлен. Танкисты получили возможность продолжать продвижение вперед.

Немецко-фашистские войска пытались контратаками задержать стремительное наступление советских войск. В борьбе с контратакующими войсками противника существенную помощь нашим наземным войскам оказывали летчики штурмовой и бомбардировочной авиации.

Однажды эскадрилья штурмовиков под командованием Героя Советского Союза гвардии лейтенанта А. Рыбакова получила задачу сорвать контратаку танков противника.

Перед линией фронта Рыбаков перестроил эскадрилью в боевой порядок две четверки на дистанции 200 — 300 метров и с принижением 50 — 100 метров. Четверки летели в правом пеленге с интервалами между самолетами 40 — 50 метров.

Цель представляла собой до 20 танков и бронетранспортеров, приготовившихся для контратаки. Заметив советские самолеты, фашисты попытались укрыться в лесу. Но было поздно. По команде ведущего штурмовики встали в круг с дистанцией между самолетами 500 — 600 метров и стали поодиночке атаковать с высоты 800 метров и до бреющего полета. Часть штурмовиков подавляла зенитную артиллерию.

Сделав семь заходов, в результате которых было уничтожено 5 танков, 4 бронетранспортера и подавлено 2 батареи МЗА, штурмовики ушли от цели. Контратака танков противника была сорвана.

Во время четвертого захода появились вражеские истребители, которые пытались атаковать наших штурмовиков, но, встретив организованное сопротивление советских летчиков, поспешили уйти.

С тактической точки зрения этот вылет характерен тем, что боевой порядок круг обеспечил нашим летчикам свободу маневра, свободу выбора цели, создал возможность индивидуального прицеливания и подавления зенитных средств. Кроме того, боевой порядок круг обеспечил возможность активной обороны от истребителей противника.

В ходе операции сложные и разнообразные по своему характеру задачи возлагались на советских истребителей. Они надежно прикрывали наземные войска от ударов фашистской авиации, сопровождали штурмовиков и бомбардировщиков над полем боя, блокировали вражеские аэродромы, прикрывали переправы через водные рубежи, уничтожали самолеты противника в воздухе.

Для действий вражеской авиации в данной операции характерно применение истребителей в качестве штурмовиков для ударов по наземным целям. Объясняется это тем, что фашистская авиация понесла невосполнимые потери и противник не имел достаточного количества бомбардировщиков.

В один из дней Герой Советского Союза гвардии капитан Н. Сомов вместе со своим ведомым вылетел на разведку аэродрома Заган и движения противника по дороге Иобен — Шпроттау. Находясь уже в воздухе, Сомов принял по радио приказ с КП: «Все, кто в воздухе, немедленно в квадрат 21, там истребители противника штурмуют наши войска». Советские летчики шли на высоте 700 — 800 метров. Вследствие дымки и облачности 6 — 7 баллов Сомов не сразу обнаружил противника. Но командная станция предупредила, что вражеские самолеты находятся слева. Обнаружив их, Сомов развернулся правым боевым разворотом и зашел за облака.

Наблюдая через просветы облаков, Сомов и его ведомый пошли на сближение с группой в десять вражеских истребителей, которые шли на 100 — 150 метров ниже облаков. Скрытно сблизившись с противником, советские истребители внезапно атаковали его.

Вражеские летчики пришли в замешательство. Строй их рассыпался. Используя запас скорости, наши летчики боевым разворотом вышли из первой атаки.

Оправившись от первого удара, одна из пар истребителей противника пыталась атаковать пару Сомова снизу. Но сохраняя за собой инициативу боя, Сомов сам повторил атаку. В это время он заметил еще одну пару самолетов врала, пытавшуюся перейти на бреющий полет. Стало ясно, что фашисты начали уходить вглубь своей территории. Советские летчики атаковали эту пару сверху и обили оба самолета.

Так два советских истребителя в бою против десяти фашистских истребителей одержали победу. Противник, потеряв два самолета и беспорядочно сбросив бомбы частью на свои же войска, покинул поле боя.

Во время стремительного наступления наших наземных войск в воздухе то и дело происходили воздушные бои, из которых советские летчики неизменно выходили победителями. Лучшие летно-тактические данные советских самолетов, значительный количественный перевес, высокие морально-боевые качества и непревзойденное боевое мастерство советских летчиков определили колоссальный успех нашей истребительной авиации в Висло-Одерской операции.

По сообщениям Совинформбюро, на 1-м Белорусском фронте с 14 по 24 января было уничтожено 123 вражеских самолета, а на 1-м Украинском фронте с 12 по 24 января 98 самолетов. За 31 января летчики-истребители 1-го Белорусского фронта в воздушных боях сбили 14, а за 2 февраля 16 самолетов противника.

Значительными были потери немецко-фашистской авиации и на земле. 24 января войска 1-го Белорусского фронта захватили на одном из аэродромов противника 82 самолета, а также крупные склады с боеприпасами и военным имуществом. 26 января на трех аэродромах и на авиационном заводе в районе города Познань было захвачено 292 вражеских самолета, а 28 января западнее Познани на аэродромах и авиационных складах еще 228 самолетов. 3 февраля войска фронта в числе других трофеев захватили у противника 350 железнодорожных вагонов и платформ, из них 16 платформ с самолетами.

Эти цифры, сообщенные в те дни Совинформбюро, наглядно свидетельствуют о больших потерях фашистской авиации на земле и в воздухе.

Историческую освободительную миссию советские летчики, как и все воины нашей армии, с честью выполнили до конца.

Висло-Одерская наступательная операция явилась частью гигантского наступления, развернувшегося на огромном фронте протяженностью около 1200 километров от Балтийского моря до Карпат. Блестящий успех этого наступления — яркое свидетельство небывалого роста сил и мастерства Советской Армии, неизмеримого превосходства советской военной науки над обанкротившейся буржуазной военной наукой. Это наступление еще раз показало те огромные возможности, которыми располагает наш советский общественный и государственный строй, наша социалистическая экономика. На четвертом году войны Советская Армия стала еще более сильной и могучей, советские пехотинцы, артиллеристы, танкисты, летчики, творчески применяя накопленный опыт боев, в тесном боевом содружестве ударами небывалой силы добивали врага на его же собственной земле.

Источник: Подполковник А. ГРИШИН «От Вислы до Одера» — «Вестник воздушного флота» № 10, 1953 г.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image