Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Под Ленинградом и Новгородом

Героическая борьба за Ленинград, продолжавшаяся в течение двух с половиной лет, представляет собой неразрывную составную часть общей борьбы советского народа и его вооруженных сил против немецко-фашистских захватчиков.

Славной борьбой защитников Ленинграда постоянно руководили Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство. Разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом был проведен по общему стратегическому плану Советского Верховного Главнокомандования.

Считая Ленинград одним из важнейших стратегических пунктов, гитлеровцы в течение длительного времени предпринимали яростные попытки захватить этот крупный политический, промышленный и культурный центр нашей страны.

1944 год — год великих побед Советской Армии — начался разгромом немецко-фашистских войск под Ленинградом и Новгородом.

В итоге этой победы была решена задача огромной исторической важности: город Ленина был полностью освобожден от вражеской блокады. Немецко-фашистские войска были изгнаны из Ленинградской области и отброшены в Прибалтику.

Операция по разгрому гитлеровцев под Ленинградом проводилась силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии 2-го Прибалтийского фронта и при активном участии Балтийского флота и партизанских отрядов, боровшихся в тылу врага.

Большую роль в борьбе за Ленинград на всех ее этапах сыграла наша советская авиация.

Воспитанные в духе безграничной любви и преданности социалистической Родине и Коммунистической партии, советские летчики в боях за Ленинград проявляли храбрость, героизм, презрение к смерти. В небе Ленинграда впервые в дни Великой Отечественной войны был применен воздушный таран. 28 июня 1941 г. молодой летчик Петр Харитонов уничтожил фашистский бомбардировщик, отрубив лопастями винта своего самолета рули направления и высоты вражеской машины. Примеру П. Харитонова последовали советские летчики, защищавшие Ленинград, С. Здоровцев, С. Титовка, В. Воронцов, Г. Лобов, А. Севастьянов и многие другие. Навсегда вошли в историю бессмертные подвиги летчиков И. Черных, С. Косинова, Н. Губина, совершивших подобно капитану Н. Ф. Гастелло огненный таран, отдавших свои жизни ради победы над ненавистным врагом. Напряженные воздушные бои, полеты в чрезвычайно сложных метеорологических условиях, снабжение авиачастей в очень трудных условиях блокады всем необходимым для боя — таковы будни авиаторов под Ленинградом.

Важные задачи выполняла наша авиация в период блокады. Истребители прикрывали Ленинград и войска от налетов авиации противника, штурмовики и бомбардировщики, тесно взаимодействуя с наземными войсками, помогали им в отражении многочисленных и яростных атак противника, поддерживали наши войска в боях за улучшение своих позиций.

Большая ответственность была возложена на летчиков по прикрытию с воздуха ледовой трассы — единственной коммуникации на Ладоге. Фашисты стянули к озеру и нацелили на срыв перевозок большие силы истребителей и бомбардировщиков. Наши летчики-истребители отчетливо представляли себе, что значит для осажденного Ленинграда дорога через Ладожское озеро, и мужественно защищали ее.

Не менее ответственную задачу выполняли истребители, сопровождая транспортные самолеты, доставлявшие жизненно необходимые грузы для населения города и увозившие обратным рейсом детей, женщин, стариков и тяжело раненых воинов Советской Армии.

Еще в начале 1943 г., когда войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление, авиация, несмотря на сложные метеорологические условия, оказала им существенную помощь.

Прорвав долговременную укрепленную полосу противника, войска этих фронтов, преодолевая сопротивление гитлеровцев, продвигались вперед и 18 января встретились в глубине обороны противника на застывшем болоте между Невой и Синявиным. Петля блокады, 16 месяцев душившая Ленинград, была разрублена. В узкой полосе прорыва в сжатые сроки была проложена железная дорога. Ленинград получил электроэнергию, в городе начали работать промышленные предприятия, улучшилось снабжение войск и населения.

Победы Советской Армий на всех фронтах в 1943 г. создали благоприятные условия для перехода в решительное наступление Ленинградского и Волховского фронтов с целью полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады и изгнания фашистских захватчиков из Ленинградской области.

В середине января 1944 г. по приказу Верховного Главнокомандования войска Ленинградского фронта при содействии моряков Балтийского флота перешли в решительное наступление. Оно началось с двух направлений: из района Ораниенбаума и с Пулковских высот. За короткое время войска прорвали сильно укрепленную долговременную оборону противника, окружили и разгромили петергофско-стрельнинскую группировку, вышли в тыл мгинской группировки и начали развивать наступление на Нарву и Лугу.

Войска Волховского фронта, начавшие наступление также 14 января, разгромили новгородскую группировку противника, освободили Новгород и стали наступать в сторону Луги, на пути отхода ленинградской группировки противника.

Темпы наступательной операции усиливались мощными ударами нашей авиации.

Задача авиации заключалась прежде всего в том, чтобы оказать помощь наземным войскам в прорыве обороны противника. Оборонительная полоса гитлеровцев под Ленинградом состояла из эшелонированной в глубину сети многочисленных дотов, дзотов, узлов сопротивления, созданных в населенных пунктах, и дальнобойных орудий, обстреливавших Ленинград. От авиации требовалось исключительно точное поражение объектов врага, четкая организация взаимодействия по времени и месту удара с пехотой, артиллерией и танками. Летчики заранее готовились к предстоящим решительным боям.

Авиационные разведчики сфотографировали всю фашистскую оборону — площадь в несколько тысяч квадратных километров, вскрыли десятки истинных и ложных укреплений врага, выявили основные пути, по которым велась подброска его войск.

Авиационные штабы вместе с общевойсковыми штабами, в интересах которых предстояло действовать штурмовикам и бомбардировщикам, всесторонне разрабатывали вопросы взаимодействия.

Были разработаны таблицы взаимодействия, установлены необходимые радиосигналы, способы целеуказания стрельбой из танков, условные знаки для связи самолетов с танками.

Командиры настойчиво учили летный состав, добивались детального изучения цели по дешифрированным снимкам каждым летчиком, штурманом, воздушным стрелком.

Долгосрочный прогноз был отрицательным для авиации, поэтому командиры готовили экипажи к полетам в сложных метеорологических условиях. В тренировочных полетах широко применялись средства радионавигации.

Первый же день боевых действий показал, что авиационные командиры не напрасно так тщательно готовились сами и готовили своих летчиков к предстоящим боям.

Погода явно не благоприятствовала действиям авиации. Но, несмотря на это, авиация непрерывно поддерживала наземные войска.

Над полем боя все время находились группы штурмовиков и бомбардировщиков, которые точными ударами уничтожали артиллерийские и минометные позиции, штурмовали вражеские войска в траншеях.

Летчики-штурмовики, несмотря на низкую облачность и сильный зенитный огонь противника, делали по пять-шесть заходов на цель. Экипажи бомбардировщиков, лишенные возможности наносить удары с пикирования, бомбили технику и живую силу врага с высоты 300, а иногда и 100 — 150 метров.

Так, например, в первый день наступления группа бомбардировщиков под командованием офицера Кузьменко нанесла удар по опорному пункту гитлеровцев, сильно прикрытому зенитной артиллерией. Налет бомбардировщиков на такой объект в условиях низкой облачности был очень трудным делом. Кузьменко вместе со своими летчиками и штурманами тщательно готовился к полету. Был выбран наиболее выгодный маршрут полета и заход на цель, продуман противозенитный маневр, отход от цели и т. д.

При подходе к цели, когда самолеты вышли из облаков, гитлеровцы открыли сильный зенитный огонь. Чтобы спутать расчеты вражеских зенитчиков, Кузьменко, передавая по радио команды своим ведомым, искусно маневрировал по высоте и направлению одновременно. Бомбы были сброшены с высоты 300 метров точно по цели и вызвали на опорном пункте врага взрывы и пожары.

Когда в прорыв были введены танки, летчики-штурмовики сопровождали их, уничтожая и подавляя противотанковую артиллерию и танки противника.

Большую роль при этом сыграли авианаводчики, которые, имея при себе радиостанцию, помогали отыскивать цели. При подлете самолетов к полю боя они по радио указывали штурмовикам цели, которые необходимо уничтожить в первую очередь, и помогали отыскивать их.

Штурмовики над ЛенинградомГруппа штурмовиков под командованием офицера А. Еремина сопровождала танки, непрерывно поддерживая связь с авианаводчиком. Авианаводчик по радио сообщил Еремину, где находится противник. Танкисты нацеливали летчиков ракетами и трассами выстрелов.

Еремин, разобравшись в наземной обстановке, понял, что залегший в лощине вражеский батальон пехоты изготовился к контратаке при поддержке танков и артиллерии и что удар штурмовиков необходимо нанести именно по этим войскам. Он принял правильное решение: снизившись до 100 метров, с первого захода атаковал танки.

Один танк загорелся, два были подбиты. Затем, перестроив свою группу в круг, Еремин стал делать один заход за другим, уничтожая артиллерию и пехоту. За четыре захода летчики подавили огонь одной противотанковой и одной минометной батарей и уничтожили до взвода пехоты, полностью рассеяв фашистский батальон. Готовившаяся противником контратака оказалась сорванной благодаря своевременным и тактически грамотным действиям штурмовиков.

Авиация умело взаимодействовала с войсками, штурмовавшими Красное Село. Долговременные укрепления фашистов, преграждавшие путь к центру города, разрушались нашими штурмовиками. Группы штурмовиков под командой Г. Мыльникова, П. Голодняка, А. Кизима, Г. Паршина и др. поддерживали войска, штурмовавшие город, точно выполняя их заявки, передаваемые по радио. Особенно хорошо штурмовики взаимодействовали с артиллерией и танками.

Высокое мастерство и героизм проявили наши летчики в борьбе за Гатчину, превращенную немцами в крепость с развитой системой долговременных оборонительных сооружений.

Погода была явно нелетная, но авиация мелкими группами и одиночными самолетами непрерывно поддерживала войска в течение всего штурма, подавляя огневые точки противника.

В ночь на 26 янтаря Гатчина была полностью очищена от гитлеровцев. Враг начал откатываться в западном направлении на Кингисепп, в южном — на Лугу. В итоге двенадцатидневных напряженных боев наши войска прорвали и преодолели на всем фронте сильно укрепленную, глубоко эшелонированную оборону врага. Противник был отброшен на 65 — 100 километров, а блокада полностью снята и Ленинград избавлен от варварских артиллерийских обстрелов.

Началось преследование противника. Перед авиацией встала задача — уничтожать отходящие войска противника, не допускать подхода его резервов, содействовать нашим подвижным группам в развитии успеха на направлении главного удара. Заметно улучшившаяся погода позволила использовать авиацию крупными группами. Авиационные командиры немедленно организовали преследование отступающего противника. Под ударами советской авиации гитлеровцы побросали много орудий, автомашин с вооружением и военными материалами.

Одновременно советские летчики громили подходившие резервы врага, стремившегося остановить наше наступление.

6 февраля разведчик доложил о движении большой колонны вражеских танков, автомашин и подвод по дороге от Струги Красные на Ляды. Сразу же для нанесения ударов по колонне вылетели две группы наших бомбардировщиков под командой офицеров Кузьменко и Моисеенко. Авиационные командиры умело организовали действия своих групп. Советские летчики при первом же вылете остановили колонну, а в последующих вылетах полностью разгромили ее. На протяжении нескольких километров дорога была завалена разбитыми машинами, обгоревшими танками, подводами, трупами солдат и лошадей.

Разгромленная авиацией колонна войск предназначалась гитлеровским командованием для нанесения удара во фланг одной из группировок наших войск.

Истребительная авиация на этом этапе боев не позволяла бомбардировщикам врага наносить удары по нашим наступающим войскам. Летчики-истребители самоотверженно сражались с врагом, обеспечивая успех действий своих наземных войск. Три летчика-истребителя, возглавляемые офицером В. Серовым, вступили в бой с 38 бомбардировщиками и истребителями врага. Исключительно слаженные действия летчиков обеспечили успех. Действуя внезапно и решительно, Серов захватил инициативу боя в свои руки. Он вместе со своими ведомыми расстроил боевые порядки вражеских самолетов, сорвав их удар по нашим войскам. В этом бою с особой силой проявились замечательные качества советских летчиков, самоотверженно защищавших жизнь командира в бою. Осколком снаряда перебило руку летчику Шутову — ведомому Серова, но мужественный летчик не оставил своего командира: пилотируя самолет одной рукой, он прикрывал ведущего до конца боя.

С 9 по 12 февраля авиация успешно поддерживала наши войска, штурмовавшие укрепления противника на реке Луга. Удары бомбардировщиков и штурмовиков хорошо дополняли разрушительный огонь артиллерии. Особенно точные удары наносили группы штурмовиков под командованием Макарова и Корчагина. Расчеты гитлеровцев остановить стремительное наступление наших войск на рубеже реки Луга также провалились.

В начале марта, используя оперативную паузу, создавшуюся на фронте, гитлеровцы предприняли ряд яростных контратак при поддержке больших сил авиации. В воздухе завязались ожесточенные бои. В них вновь проявились прекрасные организаторские способности советских командиров, высокое мастерство и героизм наших летчиков, отличные качества новых советских боевых машин.

5 марта на перехват бомбардировщиков противника вылетели вначале четыре наших истребителя. Встретив фашистских бомбардировщиков на дальних подступах к переднему краю, советские истребители врезались в середину их строя, расчленили его и открыли дружный огонь по врагу. В это время в бой вступила еще четверка советских истребителей.

В первой же атаке летчики сбили пять вражеских самолетов. Затем, отсекая пути отхода бомбардировщикам, не давая им возможности перестроиться и замкнуть свои ряды, наши истребители расстреливали остальные самолеты. В последующих атаках они сбили еще пять бомбардировщиков. Таким образом, в результате смелых, решительных атак наших истребителей из 20 вражеских бомбардировщиков 10 были уничтожены.

В борьбе с вражеской авиацией участвовали также штурмовики и бомбардировщики.

Насколько эффективными были налеты нашей авиации на аэродромы противника, можно судить по следующему примеру.

Разведкой было установлено, что на одном из вражеских аэродромов находится около 50 самолетов. Наши бомбардировщики под командованием офицеров Клочко, Анискина, Кузьменко и штурмовики под командованием офицера Макерова организовали комбинированный налет, в результате которого они уничтожили 17 самолетов на земле и 5 в воздухе.

Одновременно с этим группы гвардейцев бомбардировщиков, ведомые Столбняковым и Тузовым, произвели налет на другой аэродром. Погода была исключительно сложной. Пробиваясь сквозь облака, бомбардировщики уверенно шли к цели.

Экипажи точно вышли на цель. Бомбы были сброшены на стоянки самолетов. Гвардейцы сфотографировали аэродром после удара, и снимок наглядно показал результат их боевого мастерства: 22 немецких самолета превратились в обгоревшие обломки. Все наши самолеты благополучно вернулись на свой аэродром.

Успешные боевые действия советской авиации под Ленинградом явились результатом тщательной подготовки каждого летчика, штурмана, стрелка-радиста к предстоящей операции. Авиационные командиры сами проявили героизм и самоотверженность и умело организовали действия своих подчиненных. Большое значение имело то, что авиационные командиры умело согласовали действия различных родов авиации при совместных налетах.

Успех боевых действий советской авиации в боях за Ленинград был обеспечен целеустремленной работой командиров, политорганов, партийных и комсомольских организаций авиачастей.

Партийные организации помогали командирам воспитывать у советских авиаторов стойкость, храбрость, героизм. Они воспитывали летчиков, штурманов, стрелков-радистов, техников, мотористов в духе ненависти к фашистским захватчикам, в духе любви и преданности Родине, (Коммунистической партии и Советскому правительству.

Партийные организации мобилизовали коммунистов и комсомольцев на отличное выполнение боевых приказов командиров. Коммунисты и комсомольцы всегда были примером для всех воинов в борьбе с врагом.

Партийные собрания, заседания партийных комиссий по приему в партию часто проходили на аэродромах под плоскостями самолетов, и нередко только что принятый в партию летчик по тревоге поднимался в воздух и боевым делом отвечал на высокое доверие партии.

Политработники, партийные и комсомольские организации проводили большую работу в период наступательных боев. Они организовывали совещания партактива, на которых ставили вопрос об авангардной роли коммунистов в бою, проводили партийные и комсомольские собрания, беседы, доклады со всем личным составом о боевых традициях части, на которых бывалые летчики делились своим опытом с молодыми.

Политработниками была проведена огромная работа по популяризации опыта лучших летчиков, штурманов, стрелков-радистов, техников. Подвиги героев вдохновляли всех летчиков.

Коммунисты Ленинграда оказывали повседневную помощь авиации и воодушевляли летчиков на боевые подвиги.

Источник: Подполковник Н. КАЗАРИН. Под Ленинградом и Новгородом — «Вестник воздушного флота» № 3, 1952 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image