Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Подвиги советских лётчиков в боях за Москву

В декабре 1941 г. наши войска в тяжелых боях разгромили немецко-фашистских захватчиков на подступах к столице нашей Родины Москве.

Это был период, когда Советская Армия вела ожесточенные боевые действия по срыву замысла «молниеносной войны» фашистских стратегов против СССР и тем самым создавала условия для коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Ценой огромных потерь немецко-фашистским войскам поздней осенью 1941 г. удалось выйти на дальние подступы к Москве. В ноябре, подтянув сильные резервы, фашисты повели генеральное наступление на Москву. В бой было брошено свыше 50 пехотных, танковых и моторизованных дивизий, поддерживаемых с воздуха большим количеством боевых самолетов. Осенью 1941 г. под Москвой завязались ожесточенные бои.

Фашисты рассчитывали взять Москву, заставить Советскую Армию капитулировать и тем добиться окончания войны на Востоке. Но расчеты фашистов не оправдались. В ожесточенных боях Советская Армия разгромила немецко-фашистские войска и отбросила их от Москвы.

6 декабря наши войска, измотав гитлеровцев в оборонительных боях, перешли в решительное контрнаступление. 12 декабря Советское Информбюро передало сообщение о разгроме немецко-фашистских войск под Москвой.

Историческая победа под Москвой продемонстрировала всему миру несокрушимую мощь Советского государства, несгибаемую волю и морально-политическое единство нашего народа, сплотившегося под руководством Коммунистической партии в единый боевой лагерь.

Разгром немецко-фашистских полчищ на подступах к советской столице имел огромное значение. Момент внезапности и неожиданности, как резерв фашистских войск, был израсходован полностью. Следовательно, было ликвидировано то неравенство в условиях войны, которое было создано внезапностью немецко-фашистского нападения.

«Теперь судьба войны будет решаться не таким привходящим моментом, как момент внезапности, — указывал И. В. Сталин, — а постоянно действующими факторами: прочность тыла, моральный дух армии, количество и качество дивизий, вооружение армии, организаторские способности начальствующего состава армии».

Битва под Москвой является одной из ярчайших, волнующих страниц в летописи Великой Отечественной войны.

Экипаж Н. Ф. Гастелло

Экипаж Н. Ф. Гастелло

Вместе с воинами других родов войск мужественно и самоотверженно, смело и решительно защищали родную столицу летчики нашей авиации. Всем сердцем преданные своей любимой Родине, всеми силами души ненавидящие врага, советские соколы показали себя при защите Москвы бесстрашными воинами-патриотами, умело и стойко преодолевающими все трудности и опасности на пути к поставленной цели.

Могучим источником, питавшим духовные силы советских воинов, поддерживавшим в них высокий боевой дух, являлся животворный советский патриотизм, пламенная любовь к социалистической Родине, к Коммунистической партии.

Коммунистическая партия вдохновила весь советский народ на героический подвиг во имя победы над ненавистным врагом.

Несмотря на то, что в период Московского сражения еще не была полностью закончена эвакуация авиационных заводов (часть заводов была в пути, другие только «оседали» на новых местах), фронтовые авиачасти получали боевую технику во все возрастающем количестве. Новые самолеты, поступавшие в части, отличались замечательными летно-тактическими качествами. В этом наши летчики видели неустанную заботу советского народа, Коммунистической партии и Советского правительства об усилении мощи советских Военно-воздушных сил.

В битве под Москвой ярко проявились высокие морально-боевые качества советских летчиков, которые в упорных боях с врагом развеяли миф о «непобедимости» фашистской авиации, показали всему миру доблесть, бесстрашие, высокое мастерство воинов советской авиации.

Движимые чувством горячей, беспредельной любви к Родине, безгранично преданные великому делу коммунизма, советские авиаторы не знали страха в боях с гитлеровскими захватчиками, проявляли массовый героизм, показывали высокое профессиональное мастерство.

Храбрость и высокое летное мастерство советских летчиков позволяли им добиваться победы даже при количественном превосходстве врага в воздухе. Однажды семерка наших истребителей, которую вел старший лейтенант В. Онуфриенко, встретилась с 15 фашистскими истребителями. Наши летчики смело навязали бой противнику. В первом же заходе Онуфриенко сбил один вражеский истребитель, капитан Городничев уничтожил второй. Остальные фашистские самолеты были вынуждены спасаться бегством.

Советские летчики в воздушных боях под Москвой показывали непревзойденные образцы мужества и героизма, не знали страха в борьбе с коварным врагом, посмевшим посягнуть на честь и независимость первого в мире социалистического государства. Не было таких трудностей, не существовало таких опасностей, которые бы помешали советским авиаторам с честью выполнить приказ командира, добиться поставленной цели. Воспитанные Коммунистической партией в духе пламенного советского патриотизма, они готовы были на любые испытания, на любые подвиги во имя матери-Родины.

В боях под Москвой обессмертил свое имя летчик Логачев. Во время выполнения боевой задачи его самолет был подбит снарядом вражеской зенитки и приземлился в расположении противника. Гитлеровцы бросились к самолету. Но отважный летчик встретил их ураганным огнем из бортового пулемета. Несколько раз фашисты пытались захватить летчика и самолет, но советский воин продолжал косить их из пулемета. Когда кончился боекомплект, Логачев выхватил пистолет и стал расстреливать гитлеровцев в упор. Предпочтя смерть позорному плену, советский летчик не сдался врагу.

Жители села, около которого происходил этот бой одного советского летчика с десятками гитлеровцев, ночью спрятали и затем похоронили тело воина-героя.

Выполняя задание командования, наши летчики сочетали героизм и отвагу с инициативой и находчивостью. Именно в период оборонительных сражений под Москвой родилась, например, такая эффективная форма боевых действий, как ночная «охота» на бомбардировщиках Ил-4. Вылетая в районы крупных вражеских железнодорожных узлов, экипажи «охотились» за эшелонами на перегонах, создавая там «пробки»; одновременно они блокировали с воздуха аэродромы ночной фашистской авиации, с которых совершались налеты на Москву.

Одним из первых ночных «охотников» был летчик Евгений Федоров, ныне дважды Герой Советского Союза. Однажды, пристроившись к фашистскому бомбардировщику, он незаметно для противника пришел на крупный вражеский аэродром. Дождавшись, когда фашистскому летчику осветили прожектором посадочную полосу и тем самым демаскировали стоянки самолетов, Федоров с небольшой высоты сбросил бомбы и уничтожил несколько вражеских самолетов.

Исключительного результата в одном из ночных полетов достиг экипаж Героя Советского Союза летчика Храпова. Этот экипаж взорвал крупные артиллерийские склады противника в районе Брянска, откуда получала боепитание центральная группировка немецко-фашистских войск. Сила взрыва была настолько велика, что даже на следующее утро наш самолет-разведчик, пролетая над этим районом, наблюдал огромный пожар.

Никогда не забудет Родина своего верного сына лейтенанта Орленко, погибшего при защите Москвы. Во время штурмовки немецкого аэродрома снаряд вражеской зенитки зажег самолет Орленко. В ту же минуту отказал мотор. Следуя примеру легендарного летчика Н. Ф. Гастелло, Орленко направил объятую пламенем машину на скопление немецких самолетов. От страшного взрыва содрогнулась земля. В воздух взлетели обломки фашистских машин.

По всему Западному фронту гремела слава о бесстрашных делах летчиков-полбинцев. Отважный летчик, талантливый авиационный командир, впоследствии генерал-майор авиации дважды Герой Советского Союза Иван Полбин много раз лично водил своих питомцев в бой. Его летчики нанесли врагу огромный урон.

Стремясь принести наибольшие разрушения советской столице, гитлеровцы бросали на Москву во время своего наступления огромные массы самолетов. В общей сложности немецкие бомбардировщики, пытаясь достигнуть Москвы, совершили свыше 8500 самолето-вылетов. Но высокая бдительность, мастерство и отвага советских летчиков, артиллеристов-зенитчиков, прожектористов, бойцов системы ВНОС, аэростатчиков срывали планы врага.

Каждый день боев увеличивал потери гитлеровской авиации: Так, во время октябрьского наступления немцев на московском направлении советские летчики уничтожали в день по нескольку десятков гитлеровских самолетов.

За период сражения под Москвой нашими летчиками-истребителями и артиллеристами-зенитчиками было уничтожено около 1400 самолетов.

В дни героической обороны Москвы советская авиация с честью справилась с задачей прикрытия столицы нашей Родины от вражеской авиации.

В историю советской авиации навсегда войдет подвиг летчика Виктора Талалихина. Вылетев на перехват фашистских самолетов, приблизившихся к Москве, Виктор Талалихин впервые в мире совершил ночной таран, обрубив винтом своего самолета хвост вражеского бомбардировщика. Отважным мастером таранного удара показал себя также летчик А. Катрич.

Как во время оборонительных, так и во время наступательных боев под Москвой авиация оказывала самое активное содействие наземным войска. М. Массированными ударами с воздуха по коммуникациям противника наши летчики отсекали подходящие к фронту вражеские резервы на наиболее ответственных направлениях. Советская авиация надежно прикрывала от воздушных налетов противника поле боя, патрулировала в районе пунктов выгрузки наших войск, охраняла объекты во фронтовом тылу. Во взаимодействии с артиллерией советская авиация уничтожала огневые точки, доты, дзоты на поле боя.

Правильно организованное взаимодействие много раз решало исход боя с превосходящими силами противника в пользу наших наземных войск. Так было, в частности, в конце ноября 1941 г. на северном участке фронта, где немцам удалось пересечь в нескольких местах канал Москва — Волга. Благодаря согласованным по месту и времени действиям нашей авиации и пехоты этот опасный прорыв удалось ликвидировать и остановить гитлеровцев до подхода наших резервов. Другая наша наземная часть подвергалась ожесточенным атакам вражеских танков. Танки постоянно маневрировали, и накрыть их место нахождения артиллерийским огнем не удавалось. На помощь пришла авиация. Когда удалось установить, где остановились на заправку фашистские танки, туда направилась большая группа штурмовиков. Удар наносился на рассвете. Было повреждено 25 танков и до 50 автомашин.

Наше командование широко использовало авиацию для борьбы с вражескими танками. Для уничтожения их применялся такой замечательный самолет, как Ил-2, не имевший по своим качествам себе равных в мире. Летая на этих машинах, отлично владея ими, советские летчики наносили сокрушительные удары по фашистским танковым колоннам.

В. В. Талалихин

В. В. Талалихин

О том, насколько эффективны были удары самолетов Ил-2 по танкам противника, говорит такой факт: только одно наше штурмовое авиасоединение уничтожило за три месяца под Москвой 608 вражеских танков.

Поучительным и весьма эффективным был полет группы майора Чубченкова на штурмовку фашистских танков. Сам он так рассказывает об этом полете:

«22 октября 1941 г. мне довелось вести семерку штурмовиков на атаку большой мотомеханизированной колонны врага. Не менее 300 танков и автомашин двигалось по автостраде из Гжатска на Можайск. Еще на земле я продумал все детали этой атаки. Решил идти строем колонны из двух звеньев. Седьмой самолет должен быть замыкающим и пристраиваться к заднему звену по своему усмотрению так, как это ему будет удобнее. Чтобы напасть на танки неожиданно, я решил выйти на боевой курс со стороны глубокого немецкого тыла. На бреющем полете мы обошли Гжатск и полетели над автострадой. Благодаря внезапности атаки и правильному строю наша семерка уничтожила много танков и автомашин, не потеряв при этом ни одного своего самолета».

В другом полете отличилась группа капитана Н. Романова, шедшая под прикрытием истребителей. Первыми пошли в атаку истребители, объектом действий были зенитные точки противника. После этого на танковую колонну обрушились штурмовики. Ведущее звено атаковало голову колонны, второе звено середину и третье хвост колонны. В итоге немцы потеряли 10 танков, 9 автомашин и несколько автоцистерн с горючим.

Массированные действия советской авиации по мотомеханизированным колоннам противника во многом способствовали разгрому немецко-фашистских войск под Москвой.

День ото дня увеличивался боевой счет наших летчиков, росли цифры потерь, нанесенных фашистским захватчикам. Так, на счету капитана В. Новкипелого значилось 35 выведенных из строя и уничтоженных вражеских танков, 43 автомашины, 11 зенитных установок, 5 самолетов, 39 повозок. Лейтенант С. Коробейников подбил 17 фашистских танков, уничтожил 51 автомашину, вывел из строя 7 зенитных орудий.

В боевой деятельности наших Военно-воздушных сил видное место занимала борьба с авиацией противника на ее аэродромах. Мощными ударами по пунктам базирования фашистской авиации наши бомбардировщики и штурмовики наносили огромный урон противнику, лишали его возможности активно поддерживать с воздуха свои наземные войска, бомбардировать важные объекты в нашем тылу.

В книге боевой истории Н-ского гвардейского авиасоединения, летчики которого прославились в боях под Москвой, запечатлено много ярких эпизодов, повествующих о том, как советские летчики громили фашистские аэродромы.

Однажды разведка донесла, что на одном аэродроме противник сосредоточил до 60 своих самолетов, преимущественно бомбардировщиков. Нужно было срочно, до того как фашистские летчики поднимутся в воздух, нанести упреждающий удар по аэродрому. Эта задача была поручена группе штурмовиков, в состав которой входили опытные мастера штурмовых ударов. Среди них были летчики Николай Карабулин и Василий Коробкин, впоследствии удостоенные высокого звания Героя Советского Союза.

Сложность выполнения поставленного задания заключалась в том, что штурмовики должны были следовать к цели без истребителей сопровождения. Известно было также, что вражеский аэродром прикрывается большим количеством зенитных орудий разных калибров. Не исключалась возможность встречи с фашистскими истребителями. В этих условиях успех штурмового удара всецело зависел от его внезапности.

Чтобы обеспечить внезапность, командир группы проложил маршрут полета в обход крупных населенных пунктов и избрал такое направление захода на цель, откуда противник менее всего мог ожидать нападения советских самолетов.

Появившись неожиданно для фашистов над их аэродромом, советские летчики уничтожили 18 вражеских самолетов, подожгли несколько бензозаправщиков, взорвали склад боеприпасов.

На следующий день удар был успешно повторен. На этот раз штурмовики вывели из строя 19 фашистских бомбардировщиков и истребителей.

С большим напряжением работали летчики разведывательной авиации. Разведка велась непрерывно, днем и ночью, в любых метеорологических условиях — в туман, снегопад, при сплошной облачности. Наше командование своевременно получало данные о перегруппировках и передвижении немецко-фашистских войск, о пунктах базирования авиации противника и т. д. Разведка действовала на большую глубину.

Благодаря бдительности летчиков удалось своевременно вскрыть пункты сосредоточения войск противника на малоярославецком, клинском, юхновском и других направлениях, что дало в руки нашего командования весьма ценные сведения.

Советское командование ко времени перехода наших войск в контрнаступление обеспечило значительный численный перевес наших Военно-воздушных сил над авиационной группировкой противника, действовавшей на главном направлении. Советские летчики успешно добивались непрерывности ударов с воздуха по отступающим гитлеровским войскам, били их днем и ночью, не давали врагу подводить резервы, активно помогали наземным ‘ войскам выбивать немецко-фашистских захватчиков из опорных пунктов. Боевые действия советской авиации были характерны четко организованным взаимодействием с наземными войсками.

Советские летчики помогали взламывать с воздуха оборону фашистов, прикрывали наши наступающие части, наносили удары с воздуха по отступающим гитлеровским частям. Нашим летчикам приходилось действовать в сложной обстановке. Пункты, которые утром находились в руках у противника, в полдень или к вечеру оказывались занятыми уже нашей пехотой. В этих условиях требовалась исключительная точность ударов и согласованность действий с наземными войсками. Тут особенно ярко проявилось мастерство и умение наших летчиков. В то время как фашистская авиация зачастую бомбила свои войска, удары наших летчиков были всегда точны и эффективны.

Пытаясь приостановить наше наступление, фашисты часто переходили в контратаки. В отражении их наши летчики принимали самое активное участие. Одну такую контратаку гитлеровцы готовили около Клина, где сосредоточили значительное количество танков. Однако контратака задерживалась из-за недостатка горючего, подвоз которого немцы ожидали с часу на час. Наши летчики выследили колонну с горючим, двигавшуюся по дороге к ‘Клину, и уничтожили ее. Не дождавшись бензина, фашистские танки пошли в бой с полупустыми баками, застряли в пути и были уничтожены нашими войсками.

Удары по отступающим немецко-фашистским войскам с воздуха не прекращались и ночью. В течение зимней ночи летчики-ночники успевали делать по 5 — 6 вылетов.

Так в боях за родную Москву крепла и закалялась боевая дружба летчиков и пехотинцев, беспощадно громивших ненавистного врага, посягнувшего на честь и независимость социалистической Отчизны.

В боях за Москву родилась гвардия советской авиации. В первых числах декабря 1941 г. советское Верховное Главнокомандование издало приказ о преобразовании шести лучших авиационных полков в гвардейские.

Самоотверженным, поистине героическим трудом прославил себя технический состав авиационных частей. Наши инженеры, техники, механики, мотористы, несмотря ни на какие трудности, всегда точно и в срок готовили боевые самолеты к полету.

Огромную работу во время боев под Москвой проделали партийные и комсомольские организации авиационных частей, помогавшие командирам с честью выполнять все боевые задания. Партийные и комсомольские организации воспитывали весь личный состав в духе беспредельной любви к Родине и ненависти к ее врагам, поднимали в каждом авиаторе чувство ответственности за выполнение воинского долга, широко популяризировали опыт героев боев, призывали воздушных воинов к новым подвигам, к новым победам во славу социалистической Отчизны.

Командиры — коммунисты и комсомольцы, являя высокие образцы бесстрашия и мужества при выполнении боевых заданий, показывали всему личному составу пример того, как должен вести себя советский воин в бою. Свою принадлежность к славной Коммунистической партии, Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи авиаторы рассматривали как священную обязанность быть всегда и во всем впереди, бить ненавистного врага до полного его уничтожения.

Советские летчики, принимавшие участие в боях за Москву, с честью оправдали высокое доверие, оказанное им народом, Коммунистической партией и Советским правительством. В упорных сражениях они показали непревзойденные образцы мужества и героизма, стойкости и отваги.

Источник: Подполковник А. ХАПАЕВ. Подвиги советских лётчиков в боях за Москву — «Вестник воздушного флота» № 10, 1951 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image