Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Шестой сокрушительный удар

В июле 1944 г., в то время, когда победоносные советские войска добивали центральную группировку немецко-фашистской армии в Белоруссии, войска 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза Конева нанесли врагу новый сокрушительный удар в районе Западной Украины. Это был шестой удар по гитлеровским захватчикам в 1944 г. В результате этого удара была освобождена Западная Украина, наши войска форсировали Вислу и образовали за Вислой мощный плацдарм западнее города Сандомир.

Шестой удар явился продолжением и развитием второго удара, проведенного советскими войсками в феврале — марте 1944 г. В результате второго удара была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков Правобережная Украина и Советская Армия вышла в предгорья Карпат. 1-й Украинский фронт глубоко врезался в расположение противника и к апрелю вышел на линию Торчин, Броды, Коломыя.

В результате фронт противника оказался рассеченным на две части. Советская Армия заняла охватывающее положение по отношению к центральной и южной группировкам фашистских войск. Такое глубокое вклинение в расположение войск противника создало угрозу его общей системе обороны, поставило под удар его фланговые группировки.

Опасаясь последующих ударов советских войск на этом направлении, немецко-фашистское командование спешно приняло меры для укрепления своей обороны. За три с половиной месяца, прошедшие после второго удара, противник создал на львовском направлении мощную оборону, построив три оборонительных рубежа. Кроме того, большое число населенных пунктов было превращено в сильные узлы сопротивления. Особенно прочно были укреплены Владимир-Волынский, Сокаль, Броды, Золочев, Рава-Русская, Львов. В глубине расположения вражеских войск находились мощные водные рубежи — Днестр, Сан и Висла, которые также были подготовлены для обороны. Сильно был укреплен западный берег Вислы, которую фашистское командование считало последним стратегическим рубежом на подступах к Германии.

Против 1-го Украинского фронта действовала группа фашистских армий «Северная Украина». Авиационная группировка противника, насчитывающая более 700 самолетов, состояла из 4-го и 8-го авиационных корпусов, входивших в состав 6-го воздушного флота. Противник располагал разветвленной сетью аэродромов, большинство которых было стационарного типа. Это позволило ему широко маневрировать авиацией как по фронту, так и в глубину. Кроме того, аэродромная сеть позволяла усилить авиационную группировку новыми формированиями, перебросив их с других направлений.

Следует отметить, что успешное наступление Советской Армии в Белоруссии в июне — июле 1944 г. и разгром центральной группировки немецко-фашистских войск вынудили гитлеровское командование в первой половине июля перебросить несколько пехотных и танковых дивизий из группы .армий «Северная Украина» в группу армий «Центр», чтобы закрыть огромные бреши в своем фронте на центральном направлении. Это значительно ослабило группировку фашистских войск в Западной Украине и создало благоприятные условия для перехода в наступление 1-го Украинского фронта.

Войска 1-го Украинского фронта перед наступлением проделали большую подготовительную работу для организации четкого взаимодействия всех родов наземных войск и авиации.

(Количественное и качественное превосходство было на стороне советской авиации. Это позволяло советскому Верховному Главнокомандованию сосредоточивать в направлении наступления наземных войск крупные авиационные силы, превосходящие силы противника. От авиационных командиров требовалось с максимальным эффектом использовать грозную авиационную технику, которой снабдила Родина нашу армию. С этой задачей советские авиационные генералы и офицеры успешно справились.

Наша авиация в ходе операции успешно взаимодействовала с наземными войсками. Авиационные командиры искусно управляли своими частями и соединениями, массируя их на направлениях главных ударов наземных войск.

Для действий авиации в этой операции характерны участие большого количества сил (самолетов), искусный маневр, удары по контратакующим группировкам противника.

В период подготовки операции в авиационных частях проводилась большая партийно-политическая работа, направленная на разъяснение всему личному составу задач, стоявших перед войсками фронта: освободить от немецко-фашистских захватчиков . Западную Украину, перенести боевые действия за пределы нашей Родины с целью окончательного разгрома немецко-фашистских захватчиков.

В системе партийно-политической работы широко использовался богатый опыт, накопленный в частях за прошедшие три года Великой Отечественной войны. Перед наступлением во многих частях прошли митинги, на которых летчики выступали с короткими, пламенными речами, призывая своих товарищей по оружию приложить все силы для точного выполнения приказов командиров. Летчики давали клятву изгнать врага из пределов нашей Родины и вызволить из фашистской неволи свободолюбивые народы стран Европы.

В авиационной армейской печати в ходе наступления широко популяризировались подвиги отличившихся летчиков, освещался богатый боевой опыт частей и подразделений.

В ходе подготовки наступления большое внимание было уделено организации воздушной разведки. Летчики-разведчики систематически появлялись над расположением врага. Они помогли выявить группировку войск противника.

Гитлеровцы также попытались активизировать свою воздушную разведку, но советские истребители сорвали эти попытки врага. Фашистскому командованию не удалось установить сроки начала нашего наступления.

Большую работу по обеспечению предстоящих полетов, созданию наилучших условий выхода на цель и возвращения на свои аэродромы выполняли штурманы соединений и частей. Была создана целая система искусственных ориентиров. Для ориентировки на местности, бедной характерными ориентирами, на земле выкладывались дополнительные знаки — цифры, буквы и стрелы, которые хорошо наблюдались с воздуха.

K началу операции каждый командир, каждый рядовой летчик имел четкое представление о своей роли в предстоящих боях.

Наступление войск 1-го Украинского фронта началось 13 июля на рава-русском направлении.

Преодолевая упорное сопротивление врага, наши войска за три дня боев продвинулись на запад на 30 километров. Успех общевойсковых соединений развивали подвижные войска.

14 июля, во второй половине дня, в наступление на Львовском направлении перешли главные силы фронта, поддержанные мощными ударами артиллерии и авиации. За два дня боев оборона противника была прорвана и в прорыв вошли советские танки.

Результат первого дня наступления позволил противнику определить направление главного удара наших войск. Опасаясь окружения своей бродокой группировки, гитлеровское командование сосредоточило на южном крыле участка прорыва танковые и пехотные дивизии с целью нанести контрудар во фланг наших войск. Перегруппировав свои силы и создав кулак из бронетанковых соединений, противник с утра 15 июля предпринял контрудар по левому флангу наступающих частей фронта, намереваясь отрезать наши танковые части, действовавшие в глубине его обороны.

Разгадав замысел противника, командование фронтом поставило перед авиационными командирами задачу в кратчайший срок разгромить танковую группировку противника и сорвать его контрудар.

Выполняя поставленную задачу, авиационное командование нацелило против этой группировки свою авиацию. Произведя предварительно тщательную разведку с воздуха и определив расположение танковых частей врага, советские бомбардировщики в течение дня 15 июля нанесли два мощных удара по скоплению вражеских танков. В промежутки между ними штурмовики эшелонированными ударами громили танковые и пехотные группировки противника.

Эффективность этих ударов была настолько велика, что отдельные танковые части противника были полностью уничтожены.

Командование 1-го Украинского фронта высоко оценило действия летчиков, мастерски решивших сложную задачу разгрома крупной танковой группировки врага и обеспечивших тем самым успех дальнейшего наступления наземных войск.

В ходе продвижения подвижных соединений наша авиация наносила точные бомбардировочные удары по контратакующим войскам противника, одновременно надежно прикрывая боевые порядки своих войск. Стремительно продвигаясь вперед, советские подвижные соединения 18 июля замкнули кольцо окружения вокруг бродcкой группировки противника. К этому времени оборона гитлеровцев была прорвана уже на 200-километровом фронте.

В ходе наступательных боев летчики проявляли массовый героизм, отвагу и мастерство. Тесно взаимодействуя с наземными войсками, они наносили точные бомбовые и штурмовые удары и надежно прикрывали наземные войска от ударов вражеской авиации.

Окруженные в районе Броды вражеские войска предприняли несколько попыток вырваться из кольца сначала на запад — на Каменку, затем на юг — на Золочев.

Для оказания помощи своим окруженным войскам гитлеровцы, сосредоточив в районе Золочев остатки танковых и пехотных частей, предприняли ожесточенные атаки в направлении окруженной группировки. Танковым тараном они надеялись пробить занятый нашими войсками 4-километровый коридор восточнее Золочева, чтобы затем вывести из окружения свои дивизии.

В этот период главные силы 1-го Украинского фронта продвинулись далеко на запад. Для разгрома окруженных войск противника были оставлены лишь небольшие силы, поэтому основная задача по разгрому контратакующих группировок гитлеровцев была возложена на авиацию.

Перед авиационными командирами были поставлены две задачи: во-первых, помочь нашему наземному командованию разгромить танковую группировку противника, пытавшуюся высвободить из окружения свои войска, во-вторых, содействовать ликвидации окруженных дивизий противника.

Обстановка требовала быстрого решения этих задач. Наши бомбардировщики и штурмовики в течение двух дней наносили непрерывные удары по танковой группировке врага. В результате, понеся большие потери, гитлеровцы вынуждены были отказаться от своей затеи и их окруженные войска оказались полностью изолированными.

С уничтожением окруженной группировки дело обстояло несколько сложнее. Попавшие в окружение части врага непрерывно маневрировали, прячась в леса, избегая ударов нашей авиации. Наша воздушная разведка днем и ночью вела непрерывное наблюдение за противником и, как только обнаруживала крупные колонны, немедленно вызывала группы штурмовиков и бомбардировщиков, которые наносили уничтожающие удары по этим колоннам. В ночное время над окруженной группировкой противника буквально висели наши ночные легкомоторные самолеты, изматывая его, подрывая волю к сопротивлению.

К исходу дня 21 июля войска 1-го Украинского фронта при активной поддержке артиллерии и авиации ликвидировали окруженную группировку врага. Было это так. Перед вечерними сумерками, собрав все свои разрозненные силы в единый кулак, построившись плотными колоннами, противник предпринял последнюю попытку вырваться из окружения. Наша воздушная разведка своевременно обнаружила это, и замысел противника был разгадан.

Несмотря на приближение темноты, группа бомбардировщиков нанесла сильный удар, разгромив головную часть колонны. Создалась «пробка». Колонна гитлеровцев, насчитывавшая до 2000 автомашин, повозок и бронетранспортеров, остановилась.

Вслед за бомбардировщиками, несмотря на позднее время, в воздух поднялось несколько групп штурмовиков, которые почти одновременно нанесли удар по всей колонне. Это лишило противника всякой возможности маневрировать — дорога была забита его горящими автомашинами и повозками.

Последними над целью появились две группы штурмовиков под командованием офицеров В. Клецкина и Н. Яковицкого.

Группа под командованием Клецкина штурмовала голову колонны, хвост атаковала группа Яковицкого. Началось планомерное уничтожение последних остатков гитлеровских войск. Каждый самолет сделал по шести заходов, производя по две-три атаки за каждый заход. Каждый летчик выбирал цель и уничтожал ее наверняка.

При отходе от цели штурмовики видели результаты своей работы: вся 4-километровая колонна была объята пламенем.

Штурмовики возвратились, когда на аэродромах уже были выложены ночные старты.

Остатки окруженной группировки противника прекратили сопротивление, в плен было взято более 17 тысяч солдат и офицеров, в том числе два генерала. Кроме того, в лесах и на дорогах западнее Броды противник оставил до 30 тысяч убитыми Двумя днями позже в лесах восточнее Львова наши части захватили в плен штаб 13-го армейского корпуса во главе с его командиром.

В то время, когда шли бои по ликвидации окруженной группировки врага, главные силы фронта, поддерживаемые авиацией, стремительно продвигались на запад. Особенно большие успехи были достигнуты на правом крыле фронта. Здесь стрелковые соединения в тесном взаимодействии с танковыми войсками при активной поддержке авиации сломили все попытки гитлеровцев оказать сопротивление на тыловых оборонительных рубежах. 19 июля была форсирована река Западный Буг, а 20 июля освобожден город Рава-Русская. К 23 июля наши войска, преследуя отступавшие дивизии врага, вышли на реку Сан и при поддержке авиации с хода форсировали и этот водный рубеж. Таким образом, наши войска продвинулись далеко на запад, охватывая львовскую группировку гитлеровцев с северо-запада.

Еще в период ликвидации бродской группировки противника советские войска, наступавшие на львовском направлении, завязали ожесточенные бои на подступах к Львову. Гитлеровское командование, пытаясь во что бы то ни стало удержать в своих руках Львов — центральный пункт обороны Западной Украины, перебросило сюда еще четыре свежих дивизии, укрепило ранее созданные вокруг города рубежи обороны, на каждом перекрестке дорог, на каждой опушке леса создало сильные узлы сопротивления. На подступах к Львову гитлеровцы зарывали в землю танки, используя их как неподвижные бронированные огневые точки.

Но никакие оборонительные рубежи противника не могли остановить стремительное наступление наших войск. Существенную помощь наземным войскам оказывала наша авиация. Советские летчики не давали покоя врагу ни днем, ни ночью, громили его укрепленные рубежи, преследовали отступающие войска противника.

Исключительно эффективно действовали наши бомбардировщики. Нанося мощные удары по основным узлам сопротивления, они разрушали их до основания, обеспечивая тем самым продвижение пехоты и танков.

Задача по разрушению узла сопротивления противника в юго-западной части Львова была поставлена пикирующим бомбардировщикам.

Для выполнения этой задачи вылетели летчики под командованием Героя Советского Союза И. С. Полбина.

Когда были сброшены все бомбы, пикировщики открыли по противнику пулеметный огонь, причем при пикировании стреляли летчики, а при выводе из пикирования стрелки-радисты. Атаки продолжались до полного израсходования боеприпасов. Участь узла сопротивления была решена.

* * *

После того как экипажи закончили бомбардирование узла, над целью появился самолет-разведчик, который тут же сфотографировал результаты удара. На проявленной пленке было зафиксировано 12 горящих танков и большое количество других очагов пожаров.

Так гвардейцы-бомбардировщики выполнили приказ командования. Такому же эффективному удару подверглись и другие узлы сопротивления противника на подступах к Львову.

Блестящий успех летчиков был хорошо использован наземными частями, которые тут же предприняли штурм города. 27 июля столица нашей Родины Москва салютовала доблестным войскам 1-го Украинского фронта, освободившим город Львов. В этот же день были освобождены города Перемышль и Станислав. К этому времени наступление развернулось на фронте протяженностью свыше 400 километров, а глубина продвижения достигла 200 километров. Фашистской группе армий «Северная Украина» был нанесен серьезный урон.

Освободив города Львов, Перемышль, Станислав, войска 1-го Украинского фронта, поддерживаемые авиацией, продолжая наступление, с хода форсировали крупнейшую водную преграду реку Висла и захватили плацдарм в районе г. Сандомир. Войска левого крыла фронта освободили промышленный и нефтяной центр Западной Украины город Дрогобыч.

Враг не мог смириться с тем, что советские войска находятся уже за Вислой — последним стратегическим рубежом на подступах к Германии. Подтянув резервы из Германии, Румынии и других районов, гитлеровцы предприняли отчаянную, но неудачную попытку отбросить наши войска за Вислу.

В бою за плацдарм вместе с пехотинцами, танкистами и артиллеристами приняли активное участие и летчики. Штурмовики непрерывно находились над полем боя и громили пехоту и танки противника. Много контратак противника было сорвано штурмовиками.

В один из августовских дней, когда враг особенно упорно контратаковал наши войска, над полем боя появились штурмовики группы Героя Советского Союза Столярова. Они в течение 20 минут штурмовали пехоту и танки гитлеровцев. Затем группу Столярова сменили группы штурмовиков под командованием офицера Глебова и Героя Советского Союза Одинцова, которые разили противника до полного расхода боеприпасов.

Четвертую группу штурмовиков привел капитан Компанеец. Как раз в это время врат на одном участке имел некоторый успех. Несколько его танков прорвались через боевые порядки наших войск и приближались к наблюдательному пункту командира общевойскового соединения.

Наведенные по радио с земли на эту группу танков штурмовики, возглавляемые Компанейцем, один за другим ринулись в атаку. С первой же атаки было подбито 2 танка, но остальные продолжали продвигаться вперед. Со второй атаки штурмовики подожгли еще 3 танка, находившиеся уже в 200 метрах от наблюдательного пункта. Уцелевшие 4 танка повернули обратно.

Наблюдавший за действиями штурмовиков общевойсковой командир тут же по радио объявил всем летчикам благодарность.

В этот день штурмовики сорвали еще три крупные контратаки противника.

Советские истребители с успехом отражали налеты противника, пытавшегося оттеснить наши войска с сандомирского плацдарма. Особенно успешно действовали летчики соединения А. И. Покрышкина.

Каждый боевой вылет приносил мастерам воздушного боя новую победу над врагом. За несколько воздушных боев летчики, возглавляемые своим командиром, сбили до 20 фашистских самолетов, не потеряв ни одного своего самолета.

Лично сам А. И. Покрышкин, имевший к тому времени на своем счету свыше 50 уничтоженных вражеских самолетов, сбил еще 2 самолета противника. 19 августа 1944 г. дважды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин за образцовое выполнение заданий командования был награжден третьей медалью «Золотая Звезда».

Советские войска расширили плацдарм и прочно закрепились на западном берегу Вислы. В этом немалая заслуга наших летчиков. Завоевание мощного плацдарма на западном берегу Вислы имело исключительно большое значение для проведения последующих наступательных операций на силезском направлении.

В ходе всей операции шестого удара советская авиация господствовала в воздухе, противник не сумел предпринять ни одного сколь-либо значительного воздействия по нашим войскам. Фашистские истребители применяли лишь внезапные атаки, не вступая в бой даже при равном соотношении сил. Они вступали в бой лишь при явном численном превосходстве. Воодушевленные благородным стремлением разгромить ненавистного врага, охваченные могучим наступательным порывом, советские летчики и при неравных схватках выходили, как правило, победителями.

2 августа старший лейтенант Волошин с ведомым младшим лейтенантом Пенязь во время прикрытия переправы через реку Сан был атакован четверкой вражеских истребителей. Своевременным маневром наши летчики вышли из-под удара врага и сами перешли в атаку. Старший лейтенант Волошин меткой очередью сбил один самолет врага, но в ходе дальнейшего боя его самолет был подбит. Уже на горящем самолете советский летчик решил нанести гитлеровцам еще один удар. Он смело пошел на сближение с вражеским истребителем и, точно рассчитав свой маневр, винтом отрубил ему хвост. Вражеский самолет перешел в отвесное пикирование и врезался в землю, Тем временем Волошин на поврежденном горящем самолете, будучи сам ранен, взял курс на свою территорию. Его прикрывал Пенязь. Отражая атаки уцелевших двух истребителей противника, Пенязь сбил одного из них.

Советские летчики в операциях шестого удара приумножили боевую славу советской авиации. Верные своей Родине, Коммунистической партии и Советскому правительству, они проявили массовый героизм и высокое мастерство. Советские авиационные командиры, обогащенные трехлетним опытом войны, вооруженные советской военной наукой, умело действовали в сложных условиях быстро менявшейся оперативной обстановки.

Источник: Полковник Н. ВАКУЛЬ. Шестой сокрушительный удар — «Вестник воздушного флота» № 10, 1952 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image