Несмотря на то, что ожесточённые бои на Северном театре военных действий развернулись на земле, в небе и на море с первых же дней войны, штурмовая авиация в составе ВВС СФ появилась только во второй половине марта 1943 г. Это можно объяснить недостаточным количеством штурмовиков Ил-2, выпускаемых авиационной промышленностью страны. Вся новая техника поступала, в первую очередь, в ВВС Красной Армии, Балтийского и Черноморского флотов.
Однако командование ВМФ искало пути решения проблемы отсутствия штурмовиков, которые были незаменимы при нанесении эффективных ударов по сухопутным и морским объектам противника. Решение было принято компромиссное: на Север был направлен 46-й штурмовой авиационный полк ВВС ЧФ, который к этому времени завершил переформирование и перевооружение в тылу.
Несмотря на свои боевые заслуги, в конце 1947 г. 46-й ШАП был расформирован, как и большинство штурмовых полков ВВС ВМФ, и почти на 30 лет штурмовая авиация на Севере прекратила своё существование. Только летом 1976 г. в Североморск прибыл тяжёлый авианесущий крейсер «Киев», на борту которого находились самолёты Як-38 279-го отдельного корабельного штурмового авиационного полка. Этот корабль и этот полк были включены в боевой состав Северного Флота.
В 1990 г. ВВС СФ пополнились ещё одной авиационной частью — 88-м отдельным морским авиационным полком истребителей-бомбардировщиков, вооружённым самолётами МиГ-27. Этот полк морякам «достался» от ВВС Советской Армии и был перебазирован на аэр. Оленья из венгерского г. Дебрецен.
Весной 1994 г. этот полк перевооружился на Су-25 и стал именоваться 88-м ОМШАП. К этому времени 279-й ОКШАП был переформирован в корабельный истребительный полк на самолётах Су-27к (Су-33) и Су-25утг.
Летом 1995 г. 88-й ОМШАП был расформирован, и штурмовая авиация ВВС СФ вновь прекратила своё существование…
46-й штурмовой Печенгский дважды Краснознамённый авиационный полк ВВС СФ
(46-й ночной штурмовой авиационный полк ВВС ВМФ/ЧФ)
В перечне №18 (13) указано, что 46-й штурмовой авиационный полк входил в боевой состав ВВС ЧФ с начала войны по 11 октября 1941 г. и был отправлен в тыл на переформирование. Скорее всего, в данном источнике допущена ошибка, и речь идёт о 46-й ОШАЭ, так как она 11 октября 1941 г. была переформирована в 18-й ШАЛ.
10 мая 1942 г. на базе ВМАУ им. И.В.Сталина в г. Моздок начал формирование 46-й ночной штурмовой авиационный полк ВВС ВМФ двухэскадрильного состава (20 самолётов), вооружённый самолётами УТ-16. Кроме них, в полку было 3 самолёта УТ-2. [Иногда в послевоенной литературе встречается другое наименование этого полка — ночной бомбардировочный, хотя, реальнее всего, при формировании он назывался просто — 46-й авиационный полк). Управление полка и обе её эскадрильи формировались на центральном аэродроме ВМАУ имени И.В.Сталина в Моздоке. Командиром полка бал назначен выпускник ВМА им. К.Е.Ворошилова майор М.П.Михайлов.
Окончанием формирования полка было определено 21 мая 1942 г. Командный состав полка был назначен из выпускников ВМА, а лётный — из курсантов-выпускников училища. Авиационную технику — 21 самолёт УТ-1б, полк принял от авиационных мастерских училища, где они проходили переоборудование и перевооружение.
21 мая 1942 г. полк всем составом перелетел на аэродромы Симоновка и Кухаривка вблизи Ейска и был включён в состав ВВС ЧФ. Штаб полка размещался на Центральном аэродроме г. Ейск.
31 мая 1942 г. 46-й АП, совместно с 87-й ОИАЭ, а также эскадрильями 3-го ИАП и 119-го ОМРАП, в соответствии с приказом командующего ВВС ЧФ №0068, вошёл в состав нештатной авиационной группы, подчинявшейся командующему АзВФ.
Закончив подготовку, 46-й АП, составом 18 УТ-16, перелетел на аэр. Анапская. В составе авиагруппы полк находился до 26 июня 1942 г.
По состоянию на 3 июля 1942 г., в составе полка насчитывалось: 2/2УТ-16, нааэр. Ейск, и 18/16УТ-16, на аэр. Анапа.
В состав действующей армии он был включён с 11 июля, а с 16 июля началась боевая работа полка. За первую неделю боёв 46-й АП выполнил 36 самолётовылетов на ночную штурмовку позиций противника в населённых пунктах восточнее Керченского п-ова: Оссовины, Боксы, Юраков Кут, Аджимушкай, Телеирово, Маяк, Жуковка, Опасная.
10 августа 1942 г. 46-й АП, составом 15 УТ-16, перебазировался на аэр. Гайдук (район Новороссийска) и с 17 августа вошёл в состав сформированной Морской авиационной группы Новороссийского Оборонительного Района (МАГ НОР), где и находился до октября 1942 г.
С 23 июля по 22 августа 1942 г. было выполнено 260 боевых вылетов, из них 187 — ночью.
В ночь с 22 на 23 августа 1942 г. 46-й АП основные усилия направил на нанесение ударов по станице Неберджа-евская. Двенадцать УТ-16 выполнили в этот район 44 боевых вылетов, причём все вылеты были выполнены до полуночи (к этому времени танки противника, двигаясь вдоль железной дороги, подошли близко к аэр. Гайдук, и полк пришлось эвакуировать). Нанеся последний удар по врагу, самолёты полка перелетели в Геленджик, откуда 46-й АП продолжал выполнять боевую работу.
В период напряжённых боёв за Новороссийск, с 23 августа по 22 сентября 1942 г. лётчиками полка было выполнено 517 боевых вылетов (из них 335 — ночью).
1 октября 1942 г. управление полка и 1-я АЭ были перебазированы в г. Саранск на переформирование. Вторая эскадрилья полка, став отдельной, составом 9 самолётов УТ-16 осталась на аэр. Геленджик (см. раздел «Части ШАВВСЧФ»).
15 марта 1943 г., по окончании переформирования и переучивания на самолёты Ил-2, 46-й штурмовой авиационный полк был перебазирован на Север — на аэр. Севе-роморск-2. Там полк продолжил вести боевые действия, нанося бомбоштурмовые удары по позициям и конвоям противника, самостоятельно и во взаимодействии с торпедоносцами и истребителями.
13 июня 1943 г. полк понёс первую потерю. В этот день в районе Экере вражескими истребителями был сбит Ил-2 с экипажем мл. лейтенанта Шаульского.
4 июля 1943 г. самолёты Ил-2 полка, впервые на Севере, использовались для нанесения удара по кораблям охранения, при атаке торпедоносцев 9-го гв. МТАП по конвою противника в районе Вардё. Однако оба штурмовика и один экипаж (командира 1-й АЭ капитана И.Колтунова) были потеряны.
25 ноября 1943 г., при налёте на вражеские аэродромы Луостари и Хебуктен, полк понёс серьёзные потери: 8 самолётов Ил-2 было сбито истребителями и зенитной артиллерией противника. При этом погибло 13 членов экипажей.
За 9 месяцев боёв на севере полк потерял 29 самолётов и 20 экипажей.
В апреле 1944 г. полк вошёл состав вновь формируемой 14-й САД ВВС СФ, где и провоевал до конца войны. В качестве оперативного аэродрома, самолётами Ил-2 полка использовалась ВПП Пумманки на п-ове Средний, что значительно сокращало штурмовикам путь на перехват конвоев противника в заливе Петсамо.
В апреле-мае Авиация СФ активно наносила удары по портам на побережье северной Норвегии: Петсамо, Киркенес, Вардё, Вадсё. В них больших успехов добились штурмовики 46-го ШАП, повредившие и утопившие только за 10 и 13 апреля 4 немецких судна.
23 апреля 1944 г., при атаке на немецкий конвой Ki-117-Rp, огненный таран совершил заместитель командира эскадрильи 46-го ШАП капитан Илья Борисович Катунин. На подбитом штурмовике он сделал попытку атаковать плавбазу «Везер», но, по немецким данным, самолёт упал в 150 м от неё. Именем Героя Советского Союза Катунина впоследствии был назван гарнизон вблизи бывшего финского аэр. Луостари, отошедшего с 1947 г. к СССР.
22 июня 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР, за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 46-й ШАП был награждён орденом Красного Знамени, а заместитель командира полка капитан Д.В.Осыка в июле был удостоен звания Героя Советского Союза.
31 октября 1944 г. приказом Верховного Главнокомандующего №0354, за образцовое выполнение заданий командования в Петсамо-Киркенесской операции, полку было присвоено почётное наименование «Печенгский», и 3 ноября 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР он был награждён вторым орденом Красного Знамени.
Но победы достались дорогой ценой. Потери полка в 1944 г. были колоссальными: 56 самолётов Ил-2 сбитыми и потерпевшими катастрофу и 43 экипажа. Фактически, самолётный парк и лётный состав за год боёв на Севере обновился дважды!
Имеется информация, что летом 1945 г. полк из 14-й САД был передан в состав 5-й МТАД ВВС СФ.
30 октября 1947 г., во время первой волны сокращения ВС СССР, на основании циркуляра НГШ ВМФ №0036 от 07.10.1947 г., 46-й ОШАП был расформирован, а его личный состав обращен на укомплектование частей 5-й МТАД ВВС СФ.
На вооружении полка состояли самолёты: УТ-1б, УТ-2, Ил-2.
Известны следующие тяжёлые авиационные происшествия в полку:
— 17 апреля 1943 г. произошла катастрофа самолёта Ил-2, в которой погибли пилот мл. лейтенант Виталий Николаевич Архипов и стрелок краснофлотец Пётр Фёдорович Воротников;
— 24 октября 1944 г. в катастрофе самолёта Ил-2 погибли лётчик мл. лейтенант Александр Моисеевич Чукисов и механик сержант Василий Андреевич Шумский;
— 30 декабря 1944 г., во время учебного полёта, при выполнении стрельбы, из-за разрыва снаряда в стволе, потерпел катастрофу самолёт Ил-2, пилотируемый мл. лейтенантом Валентином Митрофановичем Пчельниковым, со стрелком мл. сержантом Геннадием Николаевичем Долгих.
Командиры полка: М.П.Михайлов (1942-1944 гг.), ГСС Г.В.Павлов (1944-1945 гг.).
88-й отдельный морской штурмовой авиационный полк
(88-й отдельный морской авиационный полк истребителей- бомбардировщиков, 88-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков ВВС СА)
21 ноября 1967 г. на аэродроме Сууркюль в Эстонии был сформирован 88-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков и вместе с 372-м и 899-м АПИБ он вошёл в состав вновь сформированной 39-й АДИБ 15-й ВА ВВС Прибалтийского ВО. На вооружение полка поступили истребители-бомбардировщики МиГ-17.
В конце 1979 г. полк первым в дивизии был перевооружён на истребители-бомбардировщики МиГ-27. В круг
боевых задач полка, базирующегося на побережье Балтийского моря, кроме ударов по наземным объектам, входило также уничтожение морских целей. Вследствие этого, 88-й АПИБ постоянно отрабатывал нанесение бомбоштурмовых ударов по кораблям-мишеням на морских полигонах Балтики.
В июле 1984 г. 88-й АПИБ передаётся в состав 17-й ВА ВВС Киевского ВО и в августе 1984 г. перебазируется на аэр. Канатово в районе г. Кировоград на Украине. Там полк остаётся до конца лета 1987 г.
В августе 1987 г. начался заграничный этап истории полка, когда он был перебазирован на аэр. Дебрецен (Венгрия) и вошёл в состав ВВС ЮГВ (36-й ВА).
В 1988 г. на базе полка на самолёты МиГ-27д перевооружился 1-й гв. АПИБ ВВС Южной группы войск (аэр. Кунмандараш, Венгрия).
В целях сохранения авиационных частей, подпадающих под сокращение, согласно договору о сокращении обычных вооружений в Европе и в соответствии с планом вывода советских войск из стран Восточной Европы, в 1990 г. 88-й АПИБ был передан в состав ВВС СФ.
С 15 по 18 мая 1990 г., полк составом 32 МиГ-27д и 9 МиГ-23ум, совершил перелёт на аэр. Высокий в г. Оле-негорск Мурманской обл. В составе ВВС СФ полк получил неофициальное прозвище — «венгерский». Он стал единственным полком ВВС ВМФ, вооружённым истребителями-бомбардировщиками МиГ-27, в связи с чем, получил редкое наименование — 88-й отдельный морской авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.
С мая 1994 г., в связи со снятием с вооружения самолётов с одной двигательной установкой, 88-й ОМАПИБ переучился на новую авиационную технику — самолёты-штурмовики Су-25, и стал именоваться 88-м отдельным морским штурмовым авиационным полком. Самолёты Су-25 были получены из состава 279-го ОКШАП, а самолёты МиГ-27, по уверениям старожилов, были брошены в тундре возле аэродрома. Первые полёты на Су-25 начаты в конце августа 1994 г. Но на верхнем уровне уже было принято решение о расформировании полка. Последние лётные смены состоялись в апреле-мае 1995 г.
1 августа 1995 г., на основании директивы ГШ МО РФ №0095 от 07.02.1995 г., полк был расформирован и выведен из боевого состава ВВС СФ. Самолёты Су-25 были переданы в состав Краснодарского авиационного училища. А некоторое время спустя удивлённое руководство СФ прочитало директиву о переброске 1 -й АЭ уже не существующего полка на аэр. Моздок…. Как говорится, комментарии излишни.
Никаких почётных наград и гвардейского титула за время своего существования полк не получил.
На вооружении полка состояли самолёты: МиГ-17, МиГ-27, МиГ-23ум, Су-25.
Командирами полка были: И.В.Мизерный (1967-1970 гг.), А.Н.Волосенков (1970-1973гг.), В.В.Цветков (1973-1974гг.), А.Ф.Тарасенко (1974-1979 гг.), Д.И.Ломако (с 1979 г.), А.П.Волков, Г.П.Нестеренко, В.И.Завражнов (1984-1991 гг.), В.Хориков (1991-1995 гг.).
279-й отдельный корабельный штурмовой авиационный полк Авиации ЧФ/СФ
279-й отдельный корабельный истребительный Смоленский Краснознамённый авиационный полк им. Б.Ф.Сафонова
279-й корабельный истребительный авиационный полк
279-й морской штурмовой авиационный полк, 279-й отдельный морской штурмовой авиационный полк
1 декабря 1973 г. на аэр. Саки, согласно директиве ГШ ВМФ от 19.03.1973 г. и приказу ГК ВМФ СССР от 15.09.1973 г., было начато формирование 279-го отдельного корабельного штурмового авиационного полка —первого отечественного полка корабельный авиации, вооружённого самолётами вертикального взлёта и посадки Як-38 (Як-36м). Данный полк подчинялся непосредственно командующему Авиации ЧФ. Контроль над формированием новой части был возложен на заместителя командующего генерал-майора авиации Г.В.Павлова. В составе полка имелось три эскадрильи: 1 -я и 2-я АЭ, на самолётах Як-Збм, и 3-я АЭ, на самолётах МиГ-21пфм, МиГ-21ум.
К январю 1974 г. формирование 279-го ОКШАП было, в основном, завершено, однако ещё до весны 1974 г. происходил процесс комплектования полка личным составом. Летом 10 лётчиков полка вместе с техсоставом приступили к изучению самолёта на Саратовском авиазаводе и Рыбинском моторном заводе.
Практическое изучение самолёта лётчиками проводилось в г. Ахтубинск в феврале 1975 г. Первый самостоятельный полёт на Як-36м (Як-38) выполнил 3 марта лётчик-инспектор боевой подготовки Авиации ВМФ полковник Ю.Н.Козлов.
23 апреля 1975 г. командир полка Ф.Г.Матковский первым совершил самостоятельный вылет на самолёте Як-36м по-самолётному, а 18 августа 1975 г. — по вертикали.
К октябрю 1975 г. в полк поступили 2 МиГ-21ум, а в ноябре — 10 Як-36м.
15 декабря 1975 г. состоялась первая лётная смена в пол-кус аэр. Саки, а 6 апреля 1976 г. — первые полёты с палубы ТАКР «Киев».
С 16 июля по 10 августа 1976 г. 279-й ОКШАП на борту ТАКР «Киев» совершил переход из Севастополя на СФ. Всего за время перехода было выполнено 45 полётов с палубы корабля. По прибытии на Север, полк был включён в состав ВВС СФ, с местом дислокации на аэр. Североморск-3. Здесь произошла смена командиров полка: вместо Ф.Г.Матковского его принял майор В.Н.Ратненко.
4 ноября 1976 г. на основе личного состава полка был сформирован ещё один штурмовой полк — 299-й корабельный штурмовой авиационный полк (инструкторско-исследовательский). Задачей нового полка была подготовка лётного и технического состава корабельной штурмовой авиации для Авиации СФ и ТОФ. После завершения программы переучивания, с середины марта 1977 г. личный состав полка приступил к полётам с корабля.
С 10 декабря 1978 г. 279-й ОКШАП, в составе двух эскадрилий Як-38 и Як-38у и эскадрильи МиГ-21, вошёл в состав сил постоянной готовности ВВС СФ.
В период с 24 апреля по 6 июня 1980 г., группа личного состава полка участвовала в специальной операции «Ромб» на территории Афганистана. В ходе её исследовалась возможность применения самолётов вертикального взлёта и посадки в условиях высокогорья. Результаты испытаний оказались малоутешительными — тяги двигателей Як-38 не хватало для взлёта с какой либо боевой нагрузкой.
В 1980 г. личный состав полка (26 лётчиков и 16 Як-38) решал задачи боевой службы на борту ТАКР «Киев» — уже четвёртой в истории полка.
1 августа 1980 г. 279-му ОКШАП было вручено Боевое Знамя части и выдана грамота Президиума Верховного Совета СССР.
В 1981 г. личный состав полка принимал участие в учениях « Запад-81».
В 1982 г. полк участвовал в учениях «Щит-82», в этомже году личный состав на ТАКР «Киев » совершил дружественные визиты в порты Болгарии и Алжира.
В 1985 г., в ходе очередной БС, личный состав полка посетил Сирию и Югославию.
В 1986 г. эскадрилья самолётов МиГ-21пфм, МиГ-21ум выводится из состава полка.
В 1988 г. личный состав полка на ТАКР «Баку» совершил визиты в порты Сирии Латакию и Тартус.
В 1989-1990 гг. самолёты Як-38 были сняты с вооружения полка и, взамен них, из частей ВВС СА начали поступать штурмовики Су-25, на которые в 1990 г. переучился личный состав полка. Планировавшийся на замену Як-38 самолёт вертикального взлёта и посадки Як-141 так и не был принят на вооружение МА ВМФ.
По окончании переучивания, полк был переименован в 279-й отдельный морской штурмовой авиационный полк.
В феврале 1992 г. 279-й ОМШАП, вместе с 38-м ОКПЛВП, вошёл в состав 57-й смешанной корабельной Смоленской Краснознамённой авиационной дивизии. В том же году руководством ВМФ было принято решение вооружить полк корабельными истребителями Су-27к.
5 апреля 1993 г. первые 4 самолёта Су-27к перелетели с авиазавода г. Комсомольск-на-Амуре на аэр. Северо-морск-3. В это же время в состав полка поступили 7 палубных учебных самолётов Су-25утг, составивших 3-ю АЭ полка. В этом же году в состав полка влилось около 100 человек лётного и технического состава из 100-го КИАП (ИИ) ВВС ВМФ, перешедшего под юрисдикцию Украины.
1 декабря 1993 г. полк был переименован в 279-й корабельный истребительный авиационный полк.
В 1994 г. полк передал свои самолёты Су-25 в состав 88-й ОМШАП ВВС СФ.
С 1994 г., на основании достигнутой договоренности между правительствами России и Украины, полк продолжил использование украинского комплекса НИТКА для подготовки лётного состава.
31 августа 1994 г. лётчик 279-го КИАП подполковник И.С.Кожин впервые совершил посадку Су-27к на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов».
В 1995 г. 1-я АЭ полка вошла в состав сил постоянной боевой готовности ВВС СФ.
К концу 1995 г. 279-й КИАП имел в своём составе 24 Су-33 в 1-й и 2-й АЭ, а в 3-й АЭ — 7 Су-25утг и 1 Су-27уб.
В день 50-летия Победы, 9 мая 1995 г. 5 Су-33 279-го КИАП участвовали в воздушном параде над Поклонной горой в Москве.
С 23 декабря 1995 г. по 22 марта 1996 г. лётчики полка участвовали в ВС на ТАКР «Адмирал Кузнецов», совершив 524 полёта над водами Атлантики и Средиземного моря.
В июле 1996 г. 4 Су-33 участвовали в воздушном параде в Санкт-Петербурге, в ознаменование 300-летия Российского флота и в честь Дня Воздушного флота.
В 1997 г. лётчики полка приступили к освоению программы заправки самолётов в воздухе. С этого года 279-й КИАП стал лидером среди частей ВВС в освоении ближнего воздушного боя и нестандартного маневрирования на самолётах 4-го поколения.
После расформирования 1 мая 1998 г. управления 57-й СКАД, полк стал именоваться 279-м отдельным корабельным истребительным авиационный полком и принял в наследие от 57-й СКАД почётное наименование «Смоленский» и орден Красного Знамени.
Хотя палубные истребители уже более пяти лет находились на вооружении полка, только 31 августа 1998 г., согласно указу президента РФ, самолёт Су-33 (Су-27к) был официально принят на вооружение авиации ВМФ.
В октябре-ноябре 1999 г. большинство строевых лётчиков полка освоили посадку на палубу и взлёт с ТАКР «Адмирал Кузнецов» в ночных условиях.
С 2000 г. самолёты Су-33 проходят ремонт и модернизацию на заводе изготовителе КнААПО. Там же ведутся работы по постройке палубного двухместного самолёта Су-27куб, который сможет решать широкий спектр задач — от обучения лётчиков до ведения воздушной разведки и нанесения ударов по надводным целям авиационными ракетами.
С 22 сентября по 22 октября 2004 г. полк участвовал в дальнем походе в северо-восточной Атлантике на борту ТАКР «Адмирал Кузнецов».
Указом Президента Российской Федерации №535 от 09.05.2005 г., за большие успехи в освоении корабельной авиационной техники, высокие показатели в лётной подготовке и в целях сохранения и приумножения боевых традиций лётчиков-североморцев, 279-му отдельному корабельному истребительному Смоленскому Краснознамённому авиационному полку ВВС СФ было присвоено почётное наименование «имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова».
В период с 23 августа по 14 сентября 2005 г. экипажи полка участвовали в ВС на борту ТАКР «Адмирал Кузнецов» в северной части Атлантического океана.
Всего за свою историю полк, в качестве штурмового, выполнил 10 походов на ВС на борту ТАКР «Киев», и по одной ВС — на ТАКР «Баку» и ТАКР «Адмирал Кузнецов». Последующие выходы в море были уже в качестве истребительного полка.
За время своего существования полк, по числу аварий и катастроф, занял «лидирующее» место в Авиации ВМФ.
- — 6 июня 1977 г., из-за ошибки лётчика в технике пилотирования на взлёте, потерпел аварию Як-38 лейтенанта В.В.Калинина. Самолёт столкнулся с землёй и получил повреждения, лётчик невредим;
- — 17 октября 1978 г., днём, в ПМУ, при выполнении полёта в составе пары, из-за открытия фонаря кабины передней кабины, произошла катастрофа самолёта МиГ-21ум, пилотируемого командиром полка подполковником Виктором Николаевичем Ратненко и ст. лейтенантом Сергеем Ивановичем Бивзюком. При заходе на посадку на аэр. Североморск-3, через 2 мин. 40 сек. после взлёта лётчики допустили потерю скорости и срыв самолёта в штопор. На удалении 2500 м от торца ВПП самолёт столкнулся с землёй, разрушился; экипаж погиб;
- — 18 мая 1979 г., днём, в ПМУ, при заходе на посадку на аэр. Североморск-3, из-за нарушения управляемости, произошла катастрофа Як-38, пилотируемого заместителем командира АЭ по политической части ст. лейтенантом Ляонасом Константиновичем Гусенковым. Самолёт опрокинулся на спину, лётчик погиб;
- — 25 июня 1981 г., при выполнении сложного пилотажа на малой высоте в районе аэр. Североморск-3, из-за ошибки лётчика в технике пилотирования, произошла катастрофа Як-38, пилотируемого ст. лейтенантом Николаем Ивановичем Солодовниковым. Лётчик до последнего пытался вывести самолёт из снижения и средствами спасения не воспользовался;
- — 6 июля 1981 г., из-за технической неполадки в системе управления двигателями при взлёте с аэр. Североморск-3, произошла авария Як-38 ст. лейтенанта М.П.Евграфова. Самолёт столкнулся с землёй и получил повреждения. Лётчик благополучно катапультировался;
- — 19 августа 1982 г., днём, в ПМУ, при выполнении полётов с ТАКР «Киев», на самолёте Як-38, пилотируемом ст. лейтенантом Г.И.Шевченко, сорвало фонарь кабины. По команде руководителя полётов, лётчик катапультировался. Самолёт упал в море и затонул, пилот был подобран катером;
- — 21 июля 1985 г., днём, в ПМУ, при заходе на посадку на ТАКР «Киев», по неустановленной причине, произошла авария самолёта Як-38, пилотируемого капитаном И.Д.Лукащуком. Система катапультирования сработала штатно, пилот был поднят спасательным вертолётом;
- — 10 февраля 1986 г., ночью, после выполнения полёта в зону на простой пилотаж, при заходе на посадку в СМУ, произошло столкновение с землей самолёта МиГ-21пфм. Его пилотировал начальник ПД и АСС полка майор Владимир Кириллович Щиголь. Самолёт разрушился, пилот погиб. Катастрофа произошла из-за ошибки лётчика в технике пилотирования;
- — 28 июля 1986 г., днём в ПМУ, при заходе на посадку на аэр. Североморск-3, из-за нарушения балансировки самолёта вследствие отказа системы управления двигателями, произошла катастрофа Як-38, пилотируемого начальником штаба АЭ майором Олегом Николаевичем Плющевым. Самолёт на удалении 1,5 км от ВПП упал на землю, разрушился и сгорел, пилот погиб;
- — 12 июля 1988 г., при взлёте с коротким разбегом с ТАКР «Баку», из-за ошибки лётчиков в эксплуатации авиационной техники, произошла авария самолёта Як-38у с экипажем майора В.А.Свиташова и командира полка подполковника Н.П.Руденко;
- — 27 ноября 1992 г., ночью, в ПМУ, при выполнении полёта в зону пилотажа на малых высотах, из-за ошибки лётчика в технике пилотирования, выполняя пикирование, потерпел катастрофу на Су-25уб с экипажем ст. штурмана полка лётчика подполковника Валерия Викторовича Демьяненко и ст. инспектора-лётчика ОБП ВВС СФ полковника Александра Николаевича Кондратьева. Самолёт столкнулся с землёй, экипаж погиб;
- — 21 января 1995 г. произошла авария самолёта Су-27уб, пилотируемого экипажем подполковника Г.В.Рыжова и подполковника И.С.Кожина;
- — 17 июня 1996 г., днём, в СМУ, при заходе на посадку на аэр. Североморск-3, из-за потери пространственной ориентировки, произошла катастрофа Су-27к, пилотируемого заместителем командира эскадрильи подполковником Виталием Александровичем Кузьменко. Самолёт столкнулся с землёй, пилот погиб;
- — 5 сентября 2005 г., днём, в ПМУ, при посадке на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов», из-за обрыва троса аэрофинишера, был потерян самолёт Су-33, пилотируемый подполковником Юрием Корнеевым. Система катапультирования сработала штатно. Самолёт упал в море, а лётчик был спасен вертолётом АСС.
На вооружении полка состояли самолёты: Як-38, Як-38у, МиГ-21ум, МиГ-21пфм, Су-25, Су-25утг, Су-27к (Су-33), МиГ-29к.
В различное время полком командовали: Ф.Г.Матковский (1973-1976 гг.), В.Н.Ратненко (1976-1978 гг., погиб), В.В.Козыренко (1978-1980 гг.), Н.П.Едуш (1980-1983 гг.), В.И.Тепляков (1983-1988гг.), Н.П.Руденко (1988-1993гг.), ГРФ И.И.Бохонко (1993-1996 гг.), ГРФ П.П.Кретов (1997 г.), ГРФ И.С.Кожин (1997-2002гг.), С.Г.Рассказов (2002-2006гг.), ГРФ И.Ф.Матковский (2006-2009гг.), Е.Кузнецов (с 2009 г.).
Источники:
- Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
Оставьте свой отзыв