Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Советская авиация в 1938-1940 годах

Творческий созидательный труд советского народа, руководимого Коммунистической партией, за годы первых двух пятилеток превратил нашу страну в могучую индустриально-колхозную державу.

XVIII съезд партии указал, что по технике производства и темпам роста нашей промышленности Советский Союз догнал и перегнал главные капиталистические страны.

Партия поставила задачу догнать и перегнать передовые капиталистические страны также в экономическом отношении, т. е. в смысле размеров промышленной продукции на душу населения. «Мы это можем сделать, и мы это должны сделать, — говорил на XVIII съезде И. В. Сталин. — Только в том случае, если перегоним экономически главные капиталистические страны, мы можем рассчитывать, что наша страна будет полностью насыщена предметами потребления, у нас будет изобилие продуктов, и мы получим возможность сделать переход от первой фазы коммунизма ко второй его фазе».

Эта историческая задача стала главнейшей задачей третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1938 — 1942 гг., утвержденного XVIII съездом партии.

Наша партия направляла основные усилия народа на мирное строительство. Советский Союз твердо и последовательно проводил миролюбивую внешнюю политику. Вместе с тем партия никогда не забывала об угрозе войны, о происках империалистов и деятельно готовила страну и армию к обороне Родины.

Сложная и напряженная международная обстановка обязывала весь советский народ быть в постоянной готовности к тому, чтобы в любой момент дать отпор агрессору.

Начавшийся в капиталистических странах новый экономический кризис еще более обострил отношения между ними и со всей силой поставил вопрос о новом переделе мира, сфер влияния и колоний.

В этих условиях Советское правительство продолжало вести деятельную борьбу за предотвращение новой войны. Однако реакционные круги США и западноевропейских стран, ставшие на путь развязывания новой мировой войны, срывали проведение политики коллективной безопасности.

Вторая империалистическая война стала фактом. Под прямым покровительством американо-английских и французских империалистов ее развязали фашистские правящие круги Германии, Италии и Японии.

Начавшаяся империалистическая война втянула в свою орбиту свыше 500 миллионов населения земного шара. Но капиталистические монополии старались еще более расширить масштабы войны. Они поощряли фашистскую Германию в деле развязывания войны против СССР.

Разоблачая провокаторов войны, Коммунистическая партия и Советское правительство призвали советский народ всемерно усиливать и укреплять боевую мощь наших Вооруженных Сил. Партия и правительство развернули огромную работу по техническому перевооружению всех родов войск, по усилению оборонной мощи нашего государства.

В результате этой работы были созданы такие материальные возможности, которые в случае войны обеспечивали быструю организацию военного производства и бесперебойное снабжение армии и населения продовольствием, а промышленности сырьем. В нашей стране в довоенные годы были созданы первоклассная артиллерия, мощные бронетанковые и механизированные войска, современная авиация, оснащенные передовой техникой.

Успешное выполнение заданий третьей пятилетки явилось яркой демонстрацией неизмеримого превосходства социалистического строя над капиталистическим, дальнейшего неуклонного роста экономики Советского государства.

Только за 1940 год в нашей стране было произведено 15 миллионов тонн чугуна, что почти в 4 раза больше, чем в 1913 г., 18 миллионов 300 тысяч тонн стали, т. е. в 4!/2 раза больше, чем в 1913 г., 166 миллионов тонн угля, т. е. в 51/2 раз больше, чем в 1913 г., 31 миллион тонн нефти, т. е. в 3 1/2 раза больше, чем в 1913 г., 38 миллионов 300 тысяч тонн товарного зерна, т. е. на 17 миллионов тонн больше, чем в 1913 г., 2 миллиона 700 тысяч тонн хлопка-сырца, т. е. в 3 1/2 раза больше, чем в 1913 г.

На базе этой из года в год растущей и крепнущей экономики шло дальнейшее укрепление оборонной мощи нашего социалистического государства.

В целях дальнейшего повышения боеготовности Вооруженных Сил Советское правительство утвердило на основе новой Конституции измененный текст военной присяги и порядок ее принятия. 23 февраля 1939 г. каждый воин Советских Вооруженных Сил собственноручно подписал священную воинскую клятву, торжественно обещая добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество, до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Родине и правительству.

В предвоенные годы в целях быстрейшего освоения серийного выпуска новой боевой авиационной техники, организации ее массового производства была значительно перестроена работа авиационных предприятий.

Как и в предыдущие годы, советские авиационные конструкторы, инженеры и техники, опираясь на могучую индустриально-техническую базу, разрабатывали новые мощные авиационные двигатели, чтобы повысить скорость, дальность и высоту полета наших самолетов. В своей работе они руководствовались указаниями Коммунистической партии и Советского правительства о необходимости создания новых самолетов и авиационных двигателей, превосходящих заграничные, а также дальнейшего их улучшения и усовершенствования.

Советские инженеры и конструкторы с честью выполнили эти указания партии. Так, разрабатывая двигатели типа М-103, В. Я. Климов создал мощный авиационный двигатель, получивший марку ВК-105. Этот двигатель, прошедший государственные испытания в 1939 г., достиг мощности 1100 л. с. После некоторых улучшений мощность двигателя была доведена до 1300 л. с. Двигатели ВК-Ю5 устанавливались на самолеты — истребители и бомбардировщики.

Отличными качествами обладал двигатель М-62, созданный А.Д. Швецовым еще в 1937 г. На базе этого двигателя были разработаны двигатели М-81, 14-цилиндровая двухрядная звезда, АШ-82 и др. Двигатель воздушного охлаждения АШ-82 со взлетной мощностью 1850 л. с. поступил в серийное производство в мае 1941 г. Этот двигатель получил широкое распространение в авиации. Он устанавливался на самолеты различных типов, принимавшие участие в Великой Отечественной войне.

Продолжалась модификация созданных ранее двигателей жидкостного охлаждения. Двигатель АМ-35А имел уже мощность 1350 л. с. В 1939 г. прошел государственные испытания двигатель АМ-38 мощностью 1600 л. с, который устанавливался на штурмовики Ил-2. После модификации этот двигатель имел мощность 1700 л. с. (АМ-38Ф). Наряду с разработкой мощных авиационных двигателей создавались новые типы самолетов, лучшие конструкции которых были приняты на вооружение Военно-воздушных сил Советской Армии.

К началу 1938 г. на вооружении истребительной авиации советских Военно-воздушных сил в основном были самолеты конструкции Н. Н. Поликарпова. Опыт их эксплуатации говорил о том, что советская истребительная авиация имела для того времени вполне современные боевые машины. Но конструктор не останавливался на достигнутом, настойчиво работал над дальнейшим улучшением летно-технических данных и аэродинамических свойств своих самолетов. Так, установка двигателя М-62 конструкции А. Д. Швецова на самолет И-153 позволила значительно увеличить его скорость. Этот самолет был вооружен пушками, стрелявшими через винт.

Параллельно с самолетом И-153 («Чайка») Н. Н. Поликарпов совершенствовал и самолет-истребитель И-16. В 1939 г. после, установки на И-16 двигателя М-62 скорость самолета увеличилась до 525 км/час. Самолет И-16 имел на вооружении две пушки, два скорострельных пулемета и мог брать для подвески две 100-килограммовые бомбы.

Халхин-ГолПлодотворную работу развернули и молодые конструкторские кадры, воспитанные в советских учебных заведениях. Среди этих специалистов, привлеченных к созданию новых самолетов-истребителей, были А. И. Микоян, С. А. Лавочкин и др. А. И. Микоян вскоре после успешного окончания в 1936 г. Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского начал разрабатывать высотный скоростной истребитель. В результате напряженной творческой работы руководимого им коллектива в весьма сжатые сроки был построен самолет МИГ-1. Его конструирование и постройка были начаты в 1939 г., а в марте 1940 г. на нем уже был совершен первый испытательный полет. Истребитель имел мощный двигатель АМ-35А.

К августу — сентябрю 1940 г, когда завершились государственные испытания, самолет развивал максимальную скорость на высоте 7000 метров 628 км/час, а его потолок достигал 12 000 метров. Подобных летных качеств не имел в то время ни один из серийных самолетов, производившихся в Америке, Англии и Германии.

Истребитель МИГ-1 подвергался дальнейшему совершенствованию. Этот самолет в модификации МИГ-3 имел скорость 640 — 660 км/час. За создание его А. И. Микоян в 1941 г. был удостоен Сталинской премии, а работники руководимого им конструкторского коллектива награждены орденами и медалями Союза ССР.

Замечательных результатов в создании скоростных машин добились конструкторы А. С. Яковлев и С. А. Лавочкин. В 1939 г. А. С. Яковлев закончил разработку своего первого скоростного истребителя Як-1 (И-26). Это был самый легкий и быстроходный самолет своего класса. Тогда же Лавочкин разрабатывает истребитель ЛАГГ-1, испытания которого были проведены в марте 1940 г. Улучшая конструкции своих истребителей, Яковлев и Лавочкин создали еще более совершенные машины, которые в канун Великой Отечественной войны были приняты на вооружение советской истребительной авиации. Эти самолеты отличались большими скоростями.

В связи с насущной необходимостью дальнейшего повышения высоты и скорости самолетов особенно остро встала проблема создания реактивных двигателей. Научная теория их создания к тому времени была уже глубоко разработана в нашей стране в трудах Н. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского, Б. С. Стечкина и В. В. Уварова. Первые практические шаги ее инженерного решения в предшествующие годы уже были сделаны Ф. А. Цандером, П. И. Шатиловым, А. М. Люлька. Могучая индустриально-техническая база, построенная в годы пятилеток, позволяла ускорить всестороннее решение этой проблемы.

В 1939 г. 29-летний инженер Л. С. Душкин, незадолго до того окончивший аспирантуру Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, создал жидкостной реактивный двигатель, который имел регулируемую силу тяги. Это позволило после первых заводских испытаний установить двигатель на планер.

В октябре 1939 г. реактивный двигатель Душкина был установлен на планер С. П. Королева и успешно прошел наземные испытания. Результаты этих испытаний убедили специальную комиссию в необходимости начать исследования двигателя в воздухе. С этой целью было решено планер с установленным на нем жидкостным реактивным двигателем поднять на буксире в воздух, чтобы опробовать двигатель в полете.

Испытания мотопланера в воздухе, как и наземные испытания двигателя, были поручены летчику-планеристу В. П. Федорову.

В феврале 1940 г. мотопланер с жидкостным реактивным двигателем был поднят на буксире в воздух. Когда буксировщик набрал высоту 2000 метров, В. П. Федоров отцепился и начал планирующий полет. Прошло несколько минут, и Федоров включил реактивный двигатель. Израсходовав запас горючего, летчик благополучно приземлился на аэродром. Полет летчика Федорова на мотопланере с реактивным двигателем был важной ступенью на пути создания скоростного реактивного истребителя.

Одновременно с новыми самолетами-истребителями на вооружение советской авиации были приняты бомбардировщики ближнего и дальнего действия конструкции А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, П. О. Сухого, пикирующие бомбардировщики В. М. Петлякова.

В эти же годы на вооружение частей советской авиации был принят и самолет-штурмовик Ил-2. Его разработку С. В. Ильюшин начал еще в 1936 г. Самолет-штурмовик удачно сочетал такие необходимые качества, как маневренность, достаточная скорость, простота пилотирования, сильное стрелково-пушечное и бомбовое вооружение с надежным бронированием всех жизненных мест машины и кабины летчика. Установленный на самолете мощный двигатель АМ-38 полностью обеспечивал действия на малых высотах.

Советские конструкторы успешно продолжали работать над созданием нового мощного авиационного вооружения. В эти годы были разработаны и поступили на вооружение Военно-воздушных сил новые образцы крупнокалиберных пулеметов и авиационных автоматических пушек. Так, в 1940 г. на вооружение истребительной и штурмовой авиации поступила 23-миллиметровая автоматическая пушка ВЯ, дающая высокую начальную скорость снаряда. К этой пушке были разработаны осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды, отличающиеся высокой мощностью действия.

Новыми транспортными и специального назначения самолетами пополняется и Гражданский флот. Это позволило значительно расширить сеть воздушных линий (в 1940 г. воздушные линии СССР составили 138 700 километров) и увеличить количество перевозок. Такие дальние воздушные трассы, как Москва — Иркутск, Москва — Тбилиси, обслуживались скоростными транспортными самолетами ПС-84, ПС-89 и др. На линии Москва — Минеральные воды курсировал прекрасно оборудованный транспортный самолет СССР-Л-760, такой же самолет-гигант, как и АНТ-20 («Максим Горький»). Впервые советские люди увидели эту машину в воздухе в День Воздушного флота СССР в 1939 г.

Отмечая труд конструкторов отечественных самолетов, двигателей и авиационного вооружения, Советское правительство присвоило звание Героя Социалистического Труда Н. Н. Поликарпову — конструктору боевых самолетов, А. С. Яковлеву — создавшему ряд замечательных конструкций самолетов-истребителей, спортивных и пассажирских машин, конструктору авиационных двигателей В. Я. Климову, конструктору авиационного автоматического оружия Б. Г. Шпитальному.

Мощная социалистическая промышленность, созданная в годы предвоенных пятилеток, обеспечила выпуск первоклассных авиационных двигателей и самолетов во все возрастающем количестве.

В советских Военно-воздушных силах еще в предвоенные годы произошли огромные количественные и качественные изменения.

Личный состав ВВС к 1939 г. увеличился по сравнению с 1934 г. почти в 2 1/2 раза. Больше чем в 2 раза увеличился самолетный парк. Значительно увеличились скорость и высотность советских самолетов.

Советские летчики, как и все воины Вооруженных Сил нашей страны, упорно и настойчиво совершенствовали свое боевое мастерство, разрабатывали новые боевые порядки, методы ведения воздушных боев с участием больших групп самолетов на различных высотах. Они совершали дальние и скоростные полеты, поднимались на большие высоты, устанавливали новые рекорды скорости, высоты и дальности полета.

Возросшую боевую мощь и высокую боевую готовность Советские Вооруженные Силы, и в том числе авиация, проявили в боевых действиях против японских милитаристов и белофинских захватчиков.

Как известно, летом 1938 г. японские империалисты, стремившиеся развязать войну с Советским Союзом, напали на нашу страну в районе озера Хасан. К этому нападению они готовились длительно и настойчиво.

Советским войскам потребовалось всего несколько дней, чтобы наголову разгромить империалистических захватчиков. Противник, потеряв более 3000 убитыми и ранеными, был выброшен с советской земли.

Характерной особенностью боевых действий нашей авиации было то, что советские летчики показали себя подлинными мастерами массированных бомбовых ударов, проводившихся на крайне ограниченных участках фронта. Они уверенно и точно бомбили вражеские позиции.

Потерпев полное поражение в боях у озера Хасан, японские империалисты не отказались от своих агрессивных планов. Не прошло и года, как японские войска вторглись на территорию Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-Гол.

Советское правительство, верное договору о взаимопомощи, заключенному между СССР и Монгольской Народной Республикой, отдало приказ частям Советской Армии оказать помощь монгольской Народной армии в ее борьбе с интервентами.

С первых же дней боевых действий активно участвовала в боях и советская авиация. Советские летчики, проявляя исключительное боевое мастерство и отвагу, смело и решительно завязывали воздушные бои с противником и вскоре добились господства в воздухе. В этих боях выявилось не только мастерство советских летчиков, но и преимущество советской авиационной техники.

Достаточно вспомнить, что на вооружении советской истребительной авиации в то время находились такие самолеты, как И-16, И-153 («Чайка»). Эти машины обладали большими скоростями и лучшим вооружением по сравнению с японскими самолетами. В руках бесстрашных советских летчиков они явились грозным оружием против вражеской авиации.

Активно участвовала в боях бомбардировочная и штурмовая авиация. Действуя группами в составе 100 — 150 самолетов, наши бомбардировщики и штурмовики наносили массированные удары по оборонительным позициям, по аэродромам и резервам противника.

Попытка японских милитаристов вторгнуться в пределы Монгольской Народной Республики окончилась для них полным провалом. Только в боях с 20 по 30 августа 1939 г. летчики-истребители сбили 204 вражеских самолета. В итоге боевых действий Советской Армии и ее авиации главные силы противника были окружены и полностью разгромлены.

В боях против японских милитаристов Советская Армия, руководимая великой Коммунистической партией, продемонстрировала свою несокрушимую мощь. Но поджигатели новой войны и на этот раз не извлекли для себя урока.

В конце 1939 г. находившиеся тогда у власти реакционные финские правители, действуя по указке германских, французских, английских и американских империалистов, организовали вооруженное нападение на северо-западную границу нашего государства.

Советские войска, отбив попытки белофиннов вторгнуться в пределы нашего государства, нанесли сокрушительный удар, завершившийся полным прорывом считавшегося неприступным железобетонного пояса укреплений и капитуляцией противника.

Несмотря на трудные условия зимы, советская авиация развернула активные боевые действия. В туманы, снежные метели и пургу, при 40 — 50-градусном морозе наши летчики выполняли боевые задания: вели воздушные бои и разведку, бомбардировали оборонительные сооружения и военные объекты в тылу врага.

Только за один месяц боев против белофиннов советские летчики-истребители уничтожили в воздушных боях около 200 вражеских самолетов.

Основные же усилия советской авиации были направлены на разрушение оборонительных сооружений и уничтожение живой силы противника. Так, при прорыве линии Маннергейма действовали все рода советской авиации. Советские бомбардировщики разрушали оборонительные сооружения, громили артиллерийские позиции и резервы врага. Разрушению с воздуха подвергались аэродромы и другие военные объекты на фронте и в тылу вражеских войск. Так же активно действовала штурмовая и истребительная авиация. Советские летчики, непрерывно воздействуя на врага, наносили ему невосполнимые потери в живой силе и технике.

О героизме и высоком боевом мастерстве славных советских летчиков свидетельствуют полученные ими правительственные награды — 68 советских летчиков за выполнение боевых заданий командования были удостоены почетного звания Героя Советского Союза, а многие офицеры, сержанты и солдаты Военно-воздушных сил награждены орденами Советского Союза.

В мирной обстановке накопленный боевой опыт был использован для обучения летных кадров тому, что необходимо на войне.

Развитие авиации и совершенствование летного мастерства ее кадров были бы немыслимы без активной помощи ученых. Отечественная наука принимала самое непосредственное участие в разработке основных проблем авиации.

Большие работы в области аэродинамики проводил научный коллектив, возглавляемый С. А. Чаплыгиным, который добился в предвоенные годы выдающихся успехов в развитии трудов Н. Е. Жуковского. Результаты этих работ использовали наши конструкторы самолетов, двигателей, стрелково-пушечного вооружения и специального оборудования.

В последние годы перед Великой Отечественной войной С. А. Чаплыгин проводит глубокие исследования в области профилей крыльев и решеток, а также разрабатывает методы расчета крыльев конечного размаха и стреловидных крыльев. Вместе с Чаплыгиным в этой области работали В. В. Голубев, М. В. Келдыш и др.

Работы по газовой динамике тех лет упрочили за советскими учеными ведущее место в мировой науке. Дальнейшее развитие получила также и вихревая теория Н. Е. Жуковского.

Об огромном размахе научно-исследовательской работы советской аэродинамической школы говорят многочисленные труды по экспериментальной и теоретической аэро- и гидродинамике.

В 1938 г. был опубликован труд В. С. Ведрова «Динамическая устойчивость самолета», В том же году вторым изданием вышла работа В. В. Голубева «Теория крыла аэропланов в плоскопараллельном потоке». В 1940 г. В. П. Ветчинкин и Н. Н. Поляков опубликовали свою работу по теории и расчету воздушного гребного винта («Теория и расчет воздушного гребного винта»). Тогда же вышла в свет работа С. А. Христиановича по газовой динамике — «Обтекание тел газом при больших дозвуковых скоростях». Одновременно печатались исследования по испытанию самолетов и аэродинамике вертолетов.

Велись исследования и в области вооружения самолетов с целью повысить мощность выстрела, прочность и правильность работы механизмов оружия. На основе изучения законов внутренней баллистики советские ученые создали еще более совершенные образцы стрелково-пушечного вооружения самолетов.

Так, в 1939 г. на вооружение авиации была принята автоматическая пушка, которая по темпу стрельбы нисколько не уступала пулеметам нормального калибра, находившимся в то время на вооружении иностранных самолетов.

Тогда же разрабатывались новые образцы автоматического оружия и бомбы разных калибров, усовершенствовались приборы для точного бомбометания, проводились работы по улучшению качества боеприпасов для поражения целей с толстой броней. Были проведены работы по созданию авиационного реактивного вооружения, которое нашло широкое применение в Великой . Отечественной войне.

Все эти факты убедительно свидетельствуют о том, какую огромную работу развернул в предвоенные годы советский народ под водительством (Коммунистической партии Советского Союза по дальнейшему усилению советских Военно-воздушных сил, по укреплению оборонной мощи государства, которая обеспечила необходимые условия для победы над врагом в годы Великой Отечественной войны.

Подполковник А. ИЗМАЙЛОВ, подполковник технической службы А. МУСИЕНКО. Советская авиация в 1938-1940 годах — «Вестник воздушного флота» № 3, 1953 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image