Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Советская авиация в годы иностранной военной интервенции и Гражданской войны

Великий вождь трудящихся В. И. Ленин неоднократно указывал, что победа социалистической революции вызовет попытки империалистов задушить первое в мире Советское государство рабочих и крестьян. Предвидя неизбежность вооруженного нападения империалистов на Страну Советов, он учил трудящихся всегда быть готовыми дать сокрушительный отпор силам международной реакции.

Ход истории подтвердил правильность предвидения великого вождя народов.

Озлобленные и напуганные победой социалистической революции в России, империалисты с оружием в руках выступили против нашей Родины — Страны Советов.

В первой половине 1918 г. произошло объединение двух реакционных сил: империалистов Антанты и русской буржуазно-помещичьей контрреволюции.

Американские и английские империалисты были зачинщиками, организаторами и непосредственными участниками интервенции против Советской России. «Империалисты Англии, Франции, Японии, Америки, — указывается в «Кратком курсе истории ВКП(б)», — начали военную интервенцию без объявления войны, хотя интервенция была войной против России, причем войной худшего типа. Тайно, воровским образом, подкрались эти «цивилизованные» разбойники и высадили свои войска на территорию России».

Двинулись в поход против Страны Советов и силы внутренней контрреволюции, поддерживаемые империалистами, снабжавшими белогвардейские полчища оружием, обмундированием, продовольствием и деньгами и посылавшими в помощь Юденичу, Колчаку, Деникину, Врангелю и другим врагам Советской власти своих военных инструкторов и советников.

Начались тяжелые и грозные годы гражданской войны. Коммунистическая партия подняла трудящихся нашей Родины на борьбу против интервентов и белогвардейцев.

Молодой Советский воздушный флот, созданный Коммунистической партией, рос и укреплялся в ходе героической напряженной борьбы с врагами Родины. В годы гражданской войны нашей авиации приходилось преодолевать огромные трудности. Наша страна располагала немногочисленными авиационными предприятиями, часть из которых находилась на юге, на территории, захваченной интервентами и белогвардейцами. Поэтому производство самолетов и моторов было организовано на авиационных заводах, расположенных в центре страны, главным образом в Москве и Петрограде.

Как известно, авиационные заводы дореволюционной России были плохо оборудованы, их производительность была чрезвычайно низкой. Первая мировая война вконец подорвала хозяйственную жизнь страны. Хищническое хозяйничанье капиталистов и экономическая разруха привели авиационные предприятия в состояние полнейшего развала.

После Великой Октябрьской социалистической революции Советское правительство провело национализацию промышленности. Авиационные заводы и мастерские были конфискованы у их прежних владельцев — капиталистов. Авиационные предприятия стали достоянием народа.

Советское правительство и Коммунистическая партия приняли энергичные меры к налаживанию снабжения Красной Армии авиационной техникой. Возглавляемые партийными организациями рабочие коллективы, преодолевая огромные трудности, взялись за восстановление авиационных предприятий. Рабочие авиационных заводов Москвы и Петрограда, невзирая на голод, холод, острый недостаток сырья и топлива, прилагали все силы к тому, чтобы отремонтировать для фронта как можно больше самолетов и моторов. На самоотверженный героический труд рабочих вдохновляло сознание того, что они работают на свою родную Красную Армию, защищающую в тяжелой борьбе против кровавых сил реакции свободу и независимость социалистической Родины, великие завоевания социалистической революции.

По указанию партии на фронтах была развернута широкая сеть стационарных авиационных мастерских и мастерских-поездов для ремонта самолетов и моторов.

Авиационные заводы и мастерские за годы гражданской войны отремонтировали 1574 самолета и 1740 авиационных моторов (следует отметить, что в связи с изношенностью авиационной техники каждый самолет и мотор поступал в ремонт по нескольку раз).

За это же время на авиационных предприятиях молодой Страны Советов было построено 669 самолетов и 265 моторов.

С первых же лет существования нашего государства Советское правительство и Коммунистическая партия неустанно заботились о развитии авиационной науки.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции раскрепостила богатырские творческие силы великого русского народа, вывела русскую авиационную науку на новый путь. Перед отечественной авиационной наукой, созданной русским народом, вдохновенным трудом великих русских ученых Ломоносова, Можайского, Жуковского, Циолковского, Чаплыгина, советский строй открыл замечательные перспективы. Великая Октябрьская социалистическая революция впервые в истории человечества поставила науку на службу интересам народа.

Н. Е. Жуковский читает лекцию в МВТУВ годы гражданской войны, несмотря на крайне напряженную и тяжелую обстановку, Советским правительством и Коммунистической партией была вновь создана и расширена сеть научно-исследовательских авиационных учреждений. Первым научно-исследовательским учреждением был Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), созданный в 1918 г.

Партия приняла энергичные меры к созданию своих, советских авиационных кадров, всецело преданных делу революции и в совершенстве владеющих боевым мастерством. При авиационных частях организуются краткосрочные летные курсы для подготовки летчиков из числа красноармейцев, мотористов и механиков; создаются авиационные учебные заведения, готовящие летчиков, летчиков-наблюдателей и технический состав авиачастей. В ходе гражданской войны партия неоднократно проводила мобилизации коммунистов в ряды Военно-воздушного флота.

Силой, цементирующей ряды воинов советского Военно-воздушного флота, были партийные организации авиационных частей, которые провели колоссальную работу по сплочению авиаторов вокруг Коммунистической партии. Коммунисты-авиаторы вели за собой массы воинов. Своей боевой деятельностью они показывали пример беспредельной преданности коммунизму, были образцом храбрости, самоотверженности, высокой воинской дисциплины, безупречного выполнения воинского долга.

Партийная прослойка среди воинов-авиаторов в годы гражданской войны быстро росла как за счет коммунистов, пришедших в воздушный флот по партийным мобилизациям, так и за счет приема в ряды партии передовых авиаторов — героев боев против интервентов и белогвардейцев. Следует указать, что в 1921 г. из 730 летчиков и летчиков-наблюдателей советской авиации 347 были коммунистами.

Огромную роль в создании и укреплении советского Военно-воздушного флота, в организации его боевой деятельности и в достижении побед над интервентами и белогвардейцами сыграли посланцы партии — комиссары.

Советский воздушный флот в битвах гражданской войны с честью оправдал доверие советского народа.

Уже в первые дни боев против немецких интервентов советские летчики вместе с красногвардейскими отрядами и частями Красной Армии активно действовали против иноземных захватчиков. Под руководством партийных организаций на местах шло усиленное формирование авиационных отрядов. Так, в Витебске местным ревкомом было организовано красногвардейское авиазвено, на базе которого затем был создан Витебский красногвардейский отряд, успешно действовавший против немецких интервентов.

По призыву партии — грудью встать на защиту социалистического Отечества — революционные авиаторы Московского гарнизона в короткий срок сформировали несколько авиационных частей, отправившихся на борьбу против немцев и гайдамаков. Летчики этих авиационных отрядов оказали большую помощь красногвардейцам, защищавшим Полтаву и Харьков.

В боях против немцев и буржуазных украинских националистов храбро и умело действовали летчики 7-го советского авиационного отряда. Они метко сбрасывали бомбы на наступавшие немецкие войска и успешно вели воздушные бои с немецкими самолетами, пытавшимися бомбардировать наши части.

К июлю 1918 г. в составе советских войск, сражавшихся против немецких интервентов, насчитывалось 24 авиационных отряда, имевших около 160 исправных самолетов.

Советские летчики вели воздушную разведку, доставляя командованию ценные сведения о передвижениях и местонахождении немецких и гайдамацких частей, совершали налеты на железнодорожные станции, занятые противником, и места скопления вражеских войск.

В ожесточенных боях против интервентов проявлялись высокие моральные качества и растущее боевое мастерство воинов молодой советской авиации.

По указанию В. И. Ленина войска Красной Армии, защищавшие советский Север от вторжения англо-американских интервентов, были усилены авиационными частями.

Авиация интервентов насчитывала значительное количество первоклассных боевых машин. К весне 1919 г. англичане и американцы сосредоточили на севере свыше 100 самолетов. Однако, несмотря на превосходство интервентов в самолетах, красные летчики успешно вели разведку и систематически наносили удары с воздуха по войскам и морским судам иноземных захватчиков.

За период сентябрь — декабрь 1918 г. авиаторы, действовавшие против англо-американских интервентов, произвели свыше 200 боевых вылетов.

Потеряв сбитыми несколько самолетов, английские и американские летчики уже не отважились появляться над территорией, занятой частями Красной Армии. Англо-американские летчики, на которых интервенты возлагали большие надежды, не смогли вести борьбу с героическими летчиками Страны Советов.

Красная Армия разгромила войска американо-английских интервентов и заставила их убраться с советской земли.

Против частей Красной Армии, защищавших Царицын, белогвардейцы бросили значительные силы авиации. Среди вражеских авиационных частей был и отряд, состоявший из английских летчиков. Летчики-белогвардейцы и англичане неоднократно появлялись над районом Царицына, чтобы бомбардировать город, пароходы и баржи на Волге и железнодорожные станции вблизи Царицына.

Советские летчики смело отражали налеты врага. Сбив несколько вражеских самолетов, в том числе и английских, советские авиаторы добились того, что вражеские летчики больше не решались летать над Царицыном.

Под Царицыном советская авиация накапливала первый боевой опыт, совершенствовала свое боевое мастерство. Боевой опыт авиации Царицынского фронта был учтен в «Наставлении по боевому применению авиации в маневренной войне РККА».

Высокой боевой активностью и инициативой отличались действия советских летчиков в боях за освобождение Казани от белых. Авиаторы 1-й советской боевой авиационной группы, приданной 5-й армии Восточного фронта, успешно совершали групповые налеты, поражая бомбами и пулеметным огнем боевые порядки вражеских войск. В боях под Казанью командование группы успешно использовало авиацию для преследования отступавшего противника, штурмуя с малых высот его отходившие войска.

Империалисты неистовствовали в своих попытках расправиться с молодой Советской республикой, организуя одно за другим вооруженные нападения на нашу страну. Весной 1919 г. в поход против Советской России выступили белогвардейские генералы Колчак, Деникин и Юденич. Главный удар должен был нанести Колчак, с которым Деникин надеялся соединиться в Саратове для совместного наступления на Москву с востока. Юденич должен был нанести удар по Петрограду.

Империалисты возлагали большие надежды на поход своего ставленника Колчака. Колчаковские войска были вооружены иностранным оружием, присланным капиталистами Америки, Англии, Франции и Японии.

На вооружении авиационных отрядов колчаковской армии состояли американские, английские и французские самолеты.

Специальные военные миссии капиталистических держав, находившиеся при колчаковском «правительстве», в числе других вопросов помощи Колчаку разрабатывали проект строительства аэродромов на Дальнем Востоке и в Сибири, для того чтобы перегонять американские и английские самолеты по воздуху в колчаковскую армию.

Коммунистическая партия призвала страну дать отпор Колчаку. Советские авиационные части получили прекрасное боевое пополнение в лице коммунистов и комсомольцев, пришедших в армию по партийным и комсомольским мобилизациям.

Партия и правительство приняли меры к пополнению авиации Восточного фронта новыми авиационными отрядами, материальной частью, боеприпасами и горючим. К февралю 1919 г. Красная Армия на Восточном фронте располагала более чем 100 самолетами.

Советские летчики в трудных и напряженных боях против полчищ Колчака продемонстрировали уменье и высокие моральные качества, свойственные армии нового типа, защищающей кровные интересы трудящихся.

Во время наступления войск Восточного фронта, которое закончилось разгромом Колчака, советская авиация развернула активные действия. Особенно успешно действовали авиационные отряды, входившие в состав южной группы войск Восточного фронта, которой командовал выдающийся советский полководец, герой гражданской войны М. В. Фрунзе.

Умелое и целеустремленное использование авиации в интересах наземных войск на этом участке фронта значительно повысило результаты боевой работы авиационных отрядов.

Систематическая и планомерная воздушная разведка помогала частям Красной Армии преследовать отходившего врага, срывать его контрудары.

Наши летчики успешно действовали по отступавшему врагу и его резервам, громили железнодорожные станции и препятствовали эвакуации противника.

Советские летчики оказали большую помощь наземным войскам в боях за освобождение Уфы. Когда части Красной Армии с боем занимали городские предместья, наши летчики, невзирая на ожесточенный огонь противника, с малых высот обстреливали из пулеметов и бомбардировали белогвардейцев, засевших в городе. После того как советские войска освободили Уфу, наша авиация преследовала бегущих под натиском Красной Армии колчаковцев и наносила им удар за ударом.

В историю советского военного искусства вошли и замечательные победы Красной Армии над Юденичем. В боях против Юденича был осуществлен принцип массирования авиации и тесного взаимодействия ее с другими родами войск. Силы сухопутной и морской авиации были объединены под единым командованием.

Советская авиация дала решительный отпор английским летчикам, пытавшимся бомбардировать Кронштадт. Наши авиаторы наносили бомбардировочные удары по базам английской авиации, поддерживавшей войска Юденича, и причиняли врагу значительный урон.

Советские летчики в тесном взаимодействии с нашими наземными войсками били белогвардейцев на суше и наносили удары по военно-морским судам англичан, присланным на помощь Юденичу. Поддерживая действия наземных войск и Военно-Морского Флота, советские летчики бомбами и пулеметным огнем громили мятежников, засевших в фортах.

Неувядаемой славой покрыла себя советская авиация в боях против Деникина.

Империалисты вооружили армию Деникина танками, орудиями, пулеметами и самолетами. У Деникина были авиационные отряды, состоявшие из английских летчиков и снабженные новейшими английскими самолетами.

Советской авиации приходилось действовать в чрезвычайно тяжелых условиях. В авиационных частях не хватало самолетов и горючего. Летчикам приходилось летать на старых, изношенных машинах, не раз побывавших в ремонте. И все же советские летчики, вдохновленные великой идеей защиты социалистического Отечества, показали образцы героизма и самоотверженности в боях за свободу и независимость нашей Родины.

Авиация широко применялась в боях против Деникина. Известно указание В. И. Ленина, положившее начало широкому применению штурмовых действий авиации против вражеской конницы. Советские летчики в годы гражданской войны успешно штурмовали вражеские войска, сбрасывая на них бомбы и обстреливая их из пулеметов с малых высот.

Для участия в ликвидации прорыва Мамонтова была создана особая авиационная группа, в состав которой вошли лучшие летчики Московской авиационной школы. Против войск Мамонтова и Шкуро активно действовали и летчики 1-й боевой советской группы, в начале 1919 г. вошедшей в состав 8-й армии Юго-Восточного фронта. Штурмовые действия авиации значительно задерживали продвижение белоказаков и оказывали большую помощь войскам Красной Армии.

Однажды красвоенлет Михалюк, вылетевший вечером на разведку, обнаружил большую колонну вражеской конницы, форсированным маршем двигавшуюся в направлении Балашова. Увидев советский самолет, белоказаки открыли по нему ожесточенный огонь. Машина получила несколько пробоин. Михалюк, невзирая на обстрел, снизился и несколько раз подряд атаковал колонну, поражая белоказаков бомбами и огнем из пулемета. Смелые атаки советского летчика привели врагов в замешательство. Походный порядок колонны был нарушен. Казаки рассыпались по полю. Летчик возвратился на свой аэродром и доложил командованию результаты разведки.

Навстречу колонне были высланы самолеты. Летчики, несмотря на ночное время, быстро обнаружили противника. Непрерывно атакуя белоказаков, летчики нанесли им значительные потери и рассеяли их по степи.

Для ударов с воздуха по коннице Мамонтова и Шкуро были удачно использованы тяжелые воздушные корабли «Илья Муромец».

Летчики 8-й армии успешно провели ряд ночных налетов на железнодорожные станции Николаевка и Таволжанка Юго-Восточной железной дороги, где производилась высадка вражеских войск.

Советская авиация в период развернувшегося контрнаступления Красной Армии приняла активное участие в разгроме Деникина. Только за октябрь и ноябрь 1919 г. в трудных осенних условиях авиация Южного фронта совершила около 400 вылетов на разведку и бомбометание.

Советские летчики неустанно работали над вопросами тактического применения авиации. Так, во время боев против Деникина ими было применено бомбометание с пикирования. Летчик 21-го разведывательного авиационного отряда А. Петров получил задание поразить бомбами склады с военным имуществом на станции Нежин, находившейся в руках деникинцев. Появившись над станцией, летчик Петров с пикирования поразил цель, отлично выполнив боевое задание. После этого бомбометание с пикирования стало применяться и другими советскими летчиками.

Весной 1920 г. силы контрреволюции, возглавленные американскими, английскими и французскими империалистами, двинулись в третий поход против Советской страны. «На этот раз интервенты решили использовать, с одной стороны, Пилсудского, буржуазного контрреволюционного националиста, фактического главу польского государства, и, с другой стороны, генерала Врангеля, собравшего в Крыму остатки деникинской армии и угрожавшего оттуда Донбассу, Украине»[1].

Империалисты Америки, Англии и Франции оказывали всемерную помощь польским интервентам. Авиация Пилсудского была оснащена иностранными самолетами. Здесь были американские, английские, французские и немецкие машины. Действиями авиации белополяков руководили иностранные инструкторы. Среди летчиков было немало англичан, американцев, французов и итальянцев. Многие авиационные отряды белопольской авиации состояли сплошь из иностранцев. Так, например, в районе Борисова действовала группа американских летчиков-истребителей. В авиационных отрядах белополяков, находившихся в районе Минска, было 17 летчиков американцев. Американские и английские летчики приняли участие в зверском бомбардировочном налете на Киев, проведенном белопольской авиацией весной 1920 г. Участвуя в боях против польских интервентов, Красный воздушный флот показал свое боевое и моральное превосходство над белопольской авиацией и в короткий срок завоевал господство в воздухе.

В период борьбы против белополяков авиация впервые в военной истории была широко использована для совместных действий с конницей. В составе героической Первой Конной армии действовала специально созданная авиационная группа из одного истребительного и трех разведывательных авиационных отрядов. В начале своей боевой работы группа имела 22 самолета, больше половины которых было захвачено как трофеи во время боев Первой Конной армии против деникинцев.

Личный состав авиагруппы был укомплектован летчиками, имевшими значительный боевой опыт; большинство летчиков группы было коммунистами.

Авиационная группа всемерно помогала красной коннице в осуществлении возложенных на нее задач. Во время подготовки и проведения житомирского прорыва авиация провела тщательную разведку, установив расположение и укрепления противника и определив районы скопления вражеских войск. Данные авиационной разведки помогли командованию уточнить направления, по которым красная конница должна была устремиться в прорыв, сыгравший решающую роль в разгроме белополяков.

Когда Красная Армия освободила Житомир и продолжала свое стремительное наступление, авиация, действуя совместно с красной конницей, оказала ей большую помощь. Летчики группы вели интенсивную разведку поля боя и войсковых тылов противника, бомбардировали и обстреливали из пулеметов боевые порядки белополяков. Так, налет наших самолетов на скопление вражеских войск у станции Погребище содействовал успеху конницы, атаковавшей и обратившей в бегство белополяков и захватившей обозы с военным имуществом.

В условиях стремительного продвижения конницы особое значение приобрела организация связи между частями и соединениями. Летчики Первой Конной армии в сложной обстановке, при непрерывно менявшейся линии фронта, отлично несли службу связи, точно и своевременно доставляли по воздуху боевые приказы и донесения.

Немалые результаты дали налеты авиации на железнодорожные станции Липовец, Погребище, Жмеринка, Орехово, Ровно и др. с целью нанести урон эвакуировавшимся вражеским войскам и помешать белополякам увозить награбленные ими материальные ценности.

Красная конница продвигалась вперед так стремительно, что белополяки в ряде случаев не успевали эвакуировать в тыл материальную часть и имущество своих авиационных частей. Так, например, когда наши конники подошли к Бердичеву, летчики белополяки в панике оставили свой аэродром, не обеспечив вылет пяти самолетов (кстати сказать, английских марок), и были вынуждены сжечь их.

Наши летчики вели активную борьбу с воздушным противником. Встречая вражеские самолеты, советские летчики смело атаковывали их. Польские летчики избегали вступать в бой с летчиками Первой Конной и, завидев их в воздухе, старались убраться подальше, к своим аэродромам.

На Западном фронте в борьбе против белополяков наша авиация успешно поддерживала действия наземных войск и выполняла боевые задачи по разведке и разрушению укрепленных позиций противника, уничтожению артиллерийских батарей, борьбе с авиацией противника.

Белопольская авиация на Западном фронте вначале пыталась ударами по нашим аэродромам снизить активность советских летчиков. Но эти попытки врага окончились провалом.

Активно действуя против белополяков, советская авиация, по неполным данным, произвела свыше 1200 боевых вылетов, сбросив на врага около 6500 килограммов бомб.

В битвах против белопольских интервентов советская авиация убедительно показала, что она выросла в грозную боевую силу. Господство в воздухе было прочно завоевано нашими летчиками, показавшими беспримерную отвагу, волю к победе и высокое мастерство в воздушных битвах с врагом. Организация и успешное проведение групповых налетов, тесное взаимодействие с наземными войсками — все это свидетельствовало о росте советских Военно-воздушных сил.

Свои растущие богатырские силы советская авиация наглядно продемонстрировала в боях против Врангеля. 16 июля 1920 г. пленум ЦК РКП (б) принял предложение И. В. Сталина по организации разгрома Врангеля. Боевые действия Красной Армии по ликвидации врангелевщины были тщательно разработаны и спланированы. В плане разгрома Врангеля на авиацию возлагалась большая роль.

В основу боевых действий советской авиации был положен принцип массирования авиации на решающем направлении и тесного взаимодействия авиации и наземных войск.

Красвоенлет И.У. ПавловАвиационные отряды фронта были объединены в Центральную авиационную группу. В своей беседе с летчиком И. У. Павловым, назначенным командиром этой группы, И. В. Сталин поставил задачу: находить крупные массы противника, особенно конницы, и, действуя массированно, бить врага бомбами и пулеметным огнем. Во время этой беседы Сталин дал указание использовать создаваемую авиагруппу на фронте 13-й армии, которая вела упорные и тяжелые бои с наступавшими крупными силами белогвардейцев.

Кроме того, была создана правобережная авиационная группа, в которую первоначально входили один разведывательный и два истребительных авиационных отряда.

Летчики группы вели интенсивную воздушную разведку, устанавливая места расположения и пути движения крупных кавалерийских групп противника. Разведка обязательно сочеталась с бомбардировкой и пулеметным обстрелом врага. В район, где самолеты-разведчики обнаруживали конницу белых, немедленно вылетали группы самолетов для штурмовых действий по врагу. Командование группы стремилось обеспечить непрерывность действий авиации.

Объединение авиационных отрядов в группу, правильная организация воздушной разведки, широкое применение массированных действий, авиации дали замечательные боевые результаты.

Так, утром 1 августа, уточнив в разведывательных полетах полученные накануне данные о местонахождении врангелевской конницы, авиация в течение всего дня группами в 12 — 14 самолетов наносила по врагу непрерывные удары, штурмуя его с малых высот. В результате многие колонны вражеской конницы были рассеяны по степи.

На другой день, 2 августа, группа работала с еще большим напряжением. Боевые полеты выполнялись группами в 10 — 15 самолетов. Летчики совершили несколько налетов на скопления вражеской конницы и пехоты в районе Жеребец — Павловка и нанесли врагу большие потери. С большим успехом был проведен групповой налет на конницу противника, расположившуюся на отдых в районе деревни Семеновка и хутора Михайловского.

3 августа только во второй половине дня группой в 15 самолетов было проведено несколько вылетов и сброшено около 250 килограммов бомб.

4 и 5 августа группа произвела 25 боевых вылетов. Массированные, хорошо организованные действия авиации оказали большую помощь войскам Южного фронта. Энергичными действиями наземных войск при активной поддержке авиации план Врангеля нанести неожиданный удар по 2-й Конной армии был сорван. Летчики авиагруппы своевременно обнаружили движение крупных сил вражеской конницы и пехоты к каховскому плацдарму.

В связи с развернувшейся напряженной борьбой за каховский плацдарм Центральная авиагруппа была переброшена на каховское направление, где она действовала совместно с правобережной группой. Так, в боях с Врангелем твердо и последовательно осуществлялись сосредоточение авиации и объединение ее усилий на наиболее важных участках фронта.

В дни боев за каховский плацдарм авиация фронта применяла налеты на врага группами в 10 — 15 самолетов. В одном из таких налетов советские летчики, действуя с малых высот, рассеяли значительную группу вражеской конницы в районе хутора Куликовского.

Действия советской авиации на Южном фронте отличались исключительной гибкостью и разнообразием тактических приемов. Групповые налеты сочетались с боевыми полетами одиночных самолетов. В перерывах между действиями крупных авиационных групп, штурмовавших скопления вражеской конницы, над врагом появлялись одиночные самолеты, обстреливавшие противника и сбрасывавшие на него бомбы.

В ходе боевых действий авиагруппы продолжительность пребывания самолетов над целью была увеличена.

Несмотря на то, что вражеская авиация обладала лучшей материальной частью, советские летчики сумели завоевать превосходство в воздухе. К середине августа, потерпев ряд поражений в воздушных боях, врангелевская авиация была вынуждена вовсе прекратить полеты в районе Каховки; советские летчики провели несколько успешных налетов на вражеские аэродромы.

Во время наступления советских войск на Южном фронте авиация своими действиями способствовала достижению успеха наземными войсками. Так, в районе села Константиновка советские летчики пулеметным огнем и бомбовыми ударами поддержали нашу конницу, атаковывающую крупную кавалерийскую группу противника, и вместе с красными конниками преследовали вражескую кавалерию, обратившуюся в бегство. Активное содействие авиации нашим наземным войскам неоднократно отмечалось в приказах командования фронта.

Советская авиация деятельно поддерживала наступление Красной Армии в период завершающих боев за освобождение Крыма. Наши летчики преследовали вражеские войска, бомбардировали порты и морские суда противника. В то время, когда Красная Армия уже вела наступательные бои в Крыму, М. В. Фрунзе предложил начальнику воздухофлота Южного фронта после занятия нашими войсками станции Джанкой срочно образовать там передовую авиабазу отряда и организовать ежедневные налеты на порты Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия и др., чтобы не дать противнику производить планомерную эвакуацию.

Наряду с действиями по наземным войскам врага авиация успешно наносила удары и по его военно-морскому флоту. Врангель был разгромлен, планы американских, английских и французских капиталистов покончить с молодым государством рабочих и крестьян окончились неудачей.

Доблестная Красная Армия и ее авиация, созданные и руководимые Коммунистической партией, гениальным вождем трудящихся В. И. Лениным, в битвах гражданской войны победили соединенные силы иностранных интервентов и буржуазно-помещичьей контрреволюции. Великий советский народ героически отстоял честь, свободу и независимость своего социалистического Отечества.

ИсточникПолковник В. СИМАКОВ. Советская авиация в годы иностранной военной интервенции и Гражданской войны — «Вестник воздушного флота» № 7, 1952 г.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Краткий курс истории ВКП(б), стр. 230. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image