Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Советская авиация в разгроме империалистической Японии

В мае 1945 г. Советский Союз победоносно закончил войну в Европе, принудив фашистскую Германию к полной и безоговорочной капитуляции. Спустя три месяца после разгрома фашистской Германии Советские Вооруженные Силы нанесли сокрушительный удар по войскам империалистической Японии. Менее чем за месяц Советская Армия и Военно-Морской Флот разгромили японских милитаристов в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Империалистическая Япония, так же как и фашистская Германия, вынуждена была капитулировать.

Японское верховное командование сосредоточило в Маньчжурии и прилегающих к ней районах свыше 1 миллиона солдат и офицеров, входивших в состав Квантунской армии. У советских границ было построено 17 укрепленных районов. Вся система обороны была подготовлена с учетом максимального использования горно-лесистой местности.

Войска Квантунской армии поддерживались соединениями 2-й и 5-й воздушных армий, в составе которых было свыше 1500 самолетов. На вооружении японской авиации находились самолеты И-97, И-00, СВ-97, значительно уступавшие по своим летно-тактическим данным самолетам советских Военно-воздушных сил.

На территории Маньчжурии противник располагал густой сетью аэродромов, оборудованных взлетно-посадочными полосами.

Советским летчикам, прибывшим на Дальний Восток, пришлось действовать в несколько иной обстановке, чем на Западе.

Большая протяженность театра военных действий, разнообразие природных условий, сочетание горно-лесных массивов с обширными пространствами пустынь и полупустынь, а также своеобразие задач, поставленных перед авиационными соединениями (действия по укрепленным районам, поддержка морских десантов), — все это требовало тщательной подготовки к боевым действиям всего летного и технического состава, авиационных штабов и тыловых органов. Для максимального использования авиации на важнейших направлениях авиационные части незадолго перед началом операции перебазировались на оперативные аэродромы, находившиеся вблизи районов предстоявших боевых действий главных группировок наших войск.

В ходе подготовки к боевым действиям летный состав и авиационные штабы тренировались в умении действовать в горно-лесистой местности и над морем. За три месяца, предшествовавших началу военных действий, только в одном авиационном соединении было проведено 27 летно-тактических учений, 240 лекций по оперативно-тактическим вопросам. На занятиях летный состав изучал такие темы, как «Авиационная подготовка при прорыве укрепленных районов», «Особенности действий авиации в горах» и т. п. С докладами выступали опытные летчики — участники Великой Отечественной войны — Герои Советского Союза старший лейтенант Сенько, гвардии майор Никитин, гвардии майор Баклан и другие. Летный состав, прибывший с Запада, тщательно изучал районы предстоящих боевых действий, настойчиво тренировался в полетах в сложных метеорологических условиях. Технический состав вновь прибывших авиационных частей знакомился с особенностями эксплуатации материальной части в дальневосточных условиях (особый температурный режим, пыльные аэродромы и т. п.).

Учитывая особенности района боевых действий, авиационные командиры много времени отводили навигационной подготовке летчиков. На местности, бедной ориентирами, важное значение приобретало правильное использование радиотехнических средств самолетовождения и применение дымов. Там, где естественных ориентиров было мало, силами авиационно-технических частей и наземных войск создавались искусственные ориентиры. На вершинах сопок были выложены хорошо видимые с воздуха цифры. Каждая из дорог в районе полетов наших самолетов обозначалась буквами. Такую же систему искусственных ориентиров предполагалось создавать и на территории, очищенной от войск противника.

Много внимания уделялось вопросам взаимодействия авиации с наземными войсками. При организации взаимодействия, как правило, осуществлялся принцип централизованного управления действиями авиации. Однако в ряде случаев приходилось передавать некоторые авиационные части и соединения в оперативное подчинение общевойсковым соединениям. Это было обусловлено тем, что в горно-лесистой местности при ограниченном количестве дорог наземные войска действовали по отдельным направлениям, удаленным друг от друга на значительные расстояния. Таким образом, здесь, на Дальнем Востоке, допускалась несколько большая децентрализация управления авиацией, чем в операциях, проводившихся против фашистской Германии.

Для налаживания тесного взаимодействия с наземными войсками командиры авиационных соединений выезжали на командные пункты командиров общевойсковых соединений, для того чтобы оттуда в случае надобности ставить задачи подчиненным частям и подразделениям и управлять их действиями. Основным средством их управления было радио.

В подвижные войска выделялись наиболее подготовленные авиационные офицеры, имевшие в своем распоряжении достаточно мощные радиостанции для связи с аэродромами базирования при действиях подвижных соединений в оперативной глубине.

Борьбу за господство в воздухе предполагалось вести путем уничтожения самолетов противника в воздухе и на аэродромах. Поскольку радиус действия радиотехнических средств обнаружения в горной местности сокращается, предусматривалось широкое применение барражирования истребителей в воздухе. Большие задачи встали перед тыловыми органами: необходимо было строить оперативные аэродромы, подвозить горючее и боеприпасы в условиях слабо развитой дорожной сети и т. п. Чтобы облегчить решение этих задач, в каждую подвижную танковую группу было выделено по одному инженерному батальону и одному БАО, которые изыскивали и подготавливали аэродромы. Учитывая сложные условия строительства аэродромов, общевойсковое командование выделяло в помощь органам авиационного тыла части наземных войск. Для изыскания аэродромов и посадочных площадок на территории Маньчжурии предполагалось с началом боевых действий забрасывать в тыл противника по воздуху небольшие группы.

Командование, политорганы, партийные и комсомольские , организации вели большую работу по мобилизации личного состава на отличное выполнение предстоящих боевых задач.

Большое внимание в агитационно-пропагандистской работе уделялось воспитанию советских летчиков на славных боевых традициях нашей авиации. Перед личным составом авиационных частей выступали летчики — участники боев у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Своим боевым опытом делились участники Великой Отечественной войны.

Перед началом боевых действий во всех частях проводились митинги, на которых выступавшие воины заверяли командование, что они с честью выполнят приказ Родины.

Воодушевленные справедливыми целями войны, советские воины смело шли в бой с ненавистным врагом. В эти дни особенно сильно чувствовалась их неразрывная связь с Коммунистической партией — организатором и вдохновителем всех наших побед. Многие летчики, штурманы, техники в первый же день боевых действий подали заявления о приеме в ряды Коммунистической партии.

9 августа 1945 г. войска и авиация 1-го и 2-го Дальневосточных и Забайкальского фронтов и корабли Тихоокеанского флота начали боевые действия против империалистической Японии. На рассвете бомбардировщики нанесли удары по военным объектам в крупных военно-промышленных центрах Маньчжурии — городах Чанчунь и Харбин и по военно-морским базам на территории Кореи — Юки, Расин, Сейсин.

Подвижные соединения Забайкальского фронта уже в первый День, умело обходя укрепленные районы, продвинулись до 140 километров вглубь Маньчжурии.

Войска 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов также успешно преодолели сопротивление противника в пограничных укрепленных районах и устремились вперед.

Бомбардировщики Пе-2

Бомбардировщики Пе-2

Советские летчики активно поддерживали наземные войска. Несмотря на неблагоприятную погоду, 9 августа было сделано около 2000 самолето-вылетов. Наша бомбардировочная авиация наносила мощные удары по железнодорожным узлам, портам и аэродромам врага. Особенно сильным ударам подвергся Хайларский и Хутоуский укрепленные районы и железнодорожные станции Хайлар и Солунь. Бомбардировочная авиация действовала группами по 60 — 80 самолетов, применяя фугасные бомбы крупных калибров. В результате ее действий были сильно разрушены оборонительные сооружения в укрепленных районах и выведены из строя основные железнодорожные станции в северо-западной Маньчжурии.

Авиация 1-го Дальневосточного фронта нанесла сосредоточенный удар по узлам сопротивления противника в Хутоуском укрепленном районе. Около 80 самолетов Пе-2 с высоты 1000 — 2000 метров 250-килограммовыми бомбами разрушили основные долговременные сооружения укрепленного района. Используя удар бомбардировщиков, советские войска атаковали врага и через 2 часа заняли город Хутоу.

Штурмовая авиация мелкими группами наносила удары по скоплениям войск и технике противника на поле боя, поддерживала боевые действия сухопутных войск по прорыву укрепленных районов. Кроме того, штурмовики успешно поражали железнодорожные эшелоны противника, колонны его войск на марше и плавсредства на реке Сунгари. Так, например, 8 штурмовиков получили задание потопить корабли на реке Сунгари. Придя к цели на высоте 800 метров, они встали в круг и поочередно атаковали вражеские суда. В результате атаки были потоплены корабль и баржа.

Мощные внезапные удары советские летчики наносили по аэродромам противника, в результате чего вражеская авиация понесла большие потери, управление ею было дезорганизовано. Японское командование не смогло разобраться в воздушной обстановке и организовать противодействие нашей авиации и сухопутным войскам. С первого же дня наступления господство в воздухе безраздельно перешло к советским Военно-воздушным силам.

В первый день наступления главную группировку наших войск прикрывали непрерывно барражирующие истребители. В дальнейшем советские летчики перехватывали и уничтожали самолеты противника, вылетая по вызову. Истребительная авиация широко использовалась для нанесения штурмовых ударов по вражеским войскам и железнодорожным объектам.

В один из дней боев командир эскадрильи капитан Авдохин с ведомым вылетели на «свободную охоту». Пролетая вдоль железной дороги, летчики обнаружили вражеский эшелон. Железная дорога проходила по узкой долине в горах. Чтобы успешно атаковать эшелон противника, потребовалась высокая техника пилотирования и большая осмотрительность. Со второго захода капитан Авдохин меткой очередью вывел из строя паровоз. Затем летчики сделали еще несколько заходов, поражая врага огнем. Аналогичных примеров было много.

С самого начала войны на воздушную разведку была возложена ответственная задача. От воздушной разведки потребовались самые различные данные о противнике как для наземного, так и для авиационного командования. Для ведения разведки привлекалась не только разведывательная, но и другие рода авиации. До 25 процентов всех самолето-вылетов совершалось на разведку. При этом в горных районах из-за сложности метеорологических условий даже при помощи фотографирования зачастую не удавалось получить нужных сведений. В этой обстановке летчикам приходилось вести визуальную разведку с целью получения нужных сведений.

В качестве примера можно привести полет на разведку гвардии лейтенанта Краснощекова. Несмотря на позднее время и сплошную облачность, которая закрывала вершины горных хребтов, летчик совершил полет под облаками вдоль долин по извилистой кривой и в сумерки вышел в район цели. Фотографировать объект было нельзя. Поэтому летчик тщательно произвел визуальную разведку, доставив командованию весьма ценные сведения.

10 и 11 августа войска Забайкальского фронта, продолжая стремительно продвигаться вглубь Маньчжурии, форсировали хребет Большой Хинган и вышли в район Лубей. На правом крыле фронта советская и монгольская конница успешно продвигалась на Жахэ, Калган через пустынные районы Внутренней Монголии. Прошедшие дожди и трудности снабжения снижали темп наступления войск. Кроме того, в степных и полустепных районах продвижение войск задерживалось из-за недостатка воды.

Весьма ответственные задачи по снабжению войск всем необходимым в пустынных и полупустынных районах ложились на авиацию.

Советская транспортная авиация бесперебойно снабжала передовые части фронта всем необходимым. В условиях бедной ориентирами местности, в сложных метеорологических условиях летчики транспортной авиации совершали по два-три многочасовых рейса в день.

Солдаты и офицеры сухопутных войск горячо благодарили летный состав транспортной авиации за быструю доставку горючего, боеприпасов и воды. Офицер-танкист Болохов писал: «Благодарим вас, товарищи летчики, за помощь. Вы выполняете дело огромной важности, подвозя нам горючее. От этого зависит скорейшее сокрушение военного сопротивления японских войск. Мы же ответим на вашу заботу об общем деле победы славными боевыми делами, выполним боевой приказ по-гвардейски».

Одновременно авиация Забайкальского фронта действовала с целью срыва железнодорожных перевозок противника. Бомбардировочная авиация днем и ночью наносила удары по железнодорожным станциям Цицикар, Солунь, Таонань и другим. Бомбардирование производилось с высот 1000 — 1200 метров. В результате этих действий много железнодорожных станций врага было разрушено, и движение по железным дорогам Западной Маньчжурии почти прекратилось.

К 16 августа части Забайкальского фронта вышли в центральные районы Маньчжурии, на подступы к городам Чанчунь и Мукден.

Стремительное наступление советских войск не дало противнику возможности разрушить аэродромную сеть на территории Маньчжурии. На захваченные у противника аэродромы прибывали работники авиационного тыла, которые быстро восстанавливали аэродромные сооружения, организовывали посадку и обеспечение полетов наших самолетов. Несмотря на это, в некоторых случаях аэродромов не хватало, а строительство новых в горнолесистой местности было затруднено. Поэтому некоторые наши авиационные части вынуждены были базироваться на большом удалении от наступавших войск. В силу этого летному составу пришлось совершать полеты на предельный радиус действия. Большое значение имели при этом правильный выбор режима полетов, точное самолетовождение, грамотная эксплуатация двигателей.

Войска 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов в период с 10 по 16 августа вели напряженные бои в сложных условиях погоды и местности. Используя для обороны созданные заранее укрепления и горные высоты, противник пытался задержать продвижение частей Советской Армии.

В полосе 1-го Дальневосточного фронта разгорелись ожесточенные бои за крупный опорный пункт — город Муданьцзян. Советские летчики оказывали большую помощь наземным войскам. Несмотря на сложные метеорологические условия, большие группы бомбардировщиков и штурмовиков наносили эффективные удары по врагу.

11 августа группой самолетов Пе-2 с высоты 2000 метров был нанесен первый бомбардировочный удар по железнодорожной станции Муданьцзян. На выполнение этого задания вылетели две группы самолетов Пе-2. На маршруте обе группы встретили сплошную облачность с высотой нижней кромки 100 метров. Ведущий одной группы не проявил достаточной настойчивости в выполнении задания и возвратился на свой аэродром. Ведущий другой группы, подполковник Плотников, поступил по-другому. Он учел климатические особенности района боевых действий.

Низкая сплошная облачность на маршруте объяснялась выносом с моря по долине реки Суйфун холодных воздушных масс. Дальше на север от моря можно было ожидать лучших метеорологических условий. Подполковник Плотников принял решение обойти облачность несколько севернее и пробиться к цели. Это ему удалось, и он с группой в 26 самолетов вышел к цели и произвел меткое бомбометание. Настойчивость, разумная инициатива и хорошее знание климатических особенностей района полета позволили подполковнику Плотникову с честью выполнить поставленную задачу.

Несмотря на сложные метеорологические условия, активно действовали в районе Муданьцзян и штурмовики. Так, например, для атаки войск противника в этом районе вылетела группа из 18 самолетов Ил-2, ведомая капитаном Сухановым. По всему маршруту пришлось лететь за облаками. Несмотря на это, группа точно вышла на цель. Пробив облака, штурмовики нанесли меткий удар по врагу.

14 августа был взят город Муданьцзян, а 16 августа, отразив контратаки японцев в районе Муданьцзян и Нингута, соединения Советской Армии продолжали быстро продвигаться в центр Маньчжурии.

Войска 2-го Дальневосточного фронта встретили ожесточенное сопротивление в районе города Фуцзинь. Противник укрепился в казармах военного городка южнее Фуцзинь, задерживая дальнейшее наступление наших частей. Авиационный командир, находившийся в войсках, вызвал в район цели по радио группу штурмовиков под командованием майора Каденко. В населенном пункте с однообразными строениями чрезвычайно трудно было определить местонахождение цели. Ведущий связался с радиостанцией наведения и попросил разрывами артиллерийских снарядов точно указать цель. По разрывам снарядов и командам офицера наведения штурмовики отыскали цель и нанесли меткие удары, подавив опорные пункты врага. Затем в атаку перешла пехота и быстро очистила военный городок от противника.

Успешному исходу этого боя во многом содействовало четкое и непрерывное взаимодействие авиации с наземными войсками.

К 16 августа было сломлено сопротивление неприятеля на всем фронте. Лишь отдельные разобщенные гарнизоны еще продолжали вести борьбу. Японское командование еще с 14 августа стало пытаться вывезти свои войска и материальные ценности из Маньчжурии через порты Кореи. Однако стремительное наступление наземных войск и активные действия нашей авиации по железнодорожным коммуникациям Маньчжурии и Кореи, по портам и кораблям в Японском море не дали противнику осуществить этот замысел.

Наша авиация наносила непрерывные удары по военно-морским базам, портам противника и его кораблям в море. Только в порту Расин были потоплены эскадренный миноносец, 3 танкерй, 13 транспортеров и сильно разрушены портовые сооружений.

Активно действовала и наша военно-морская авиация. Мелкими группами (по 2 — 4 самолета) она наносила удары по кораблям и транспортам противника в море. Пользуясь данными самолетов-разведчиков, непрерывно наблюдавших за движением кораблей и транспортов, торпедоносцы успешно уничтожали вражеские корабли.

В то время как советские войска вели бои по разгрому Квантунской армии в Маньчжурии, наши моряки совместно с сухопутными войсками и Военно-воздушными силами проводили операции по освобождению Южного Сахалина и Курильских островов.

11 августа соединения Советской Армии при поддержке авиации перешли в наступление на Сахалине. Бомбардировщики непрерывно наносили удары по опорным пунктам, долговременным оборонительным сооружениям и скоплениям вражеских войск. 16 августа был прорван Хараметогский укрепленный район. В тот же день после авиационной подготовки на побережье Южного Сахалина высадился десант морской пехоты. Вслед за этим в тылу врага было высажено еще несколько десантов. К 28 августа Южный Сахалин был полностью очищен от неприятеля.

На острова Курильского архипелага советские войска начали высадку 18 августа. Перед началом высадки наша авиация бомбардировала огневые точки противника в районе предстоящего десантирования. Поддерживая действия морских десантов, летчики наносили эффективные удары по военно-морским базам противника. 20 августа основные силы японских войск на Курильских островах были вынуждены капитулировать. 1 сентября советский красный флаг развевался на всех островах Курильской гряды.

Таким образом, уже к 16 — 18 августа Квантунская армия, включавшая в свой состав отборные войска, была разгромлена и в дальнейшем не представляла собой организованной военной силы. 17 августа японский император заявил по радио о капитуляции Японии.

В это время необходимо было как можно быстрее разоружить капитулировавшие части, подавить отдельные оставшиеся очаги сопротивления и не дать противнику вывезти или уничтожить материальные ценности. Выполнение этих задач было возложено на десантные войска.

Десантирование осуществлялось с транспортных самолетов. 18 августа началась высадка воздушных десантов в городе Харбин. 19 — 20 августа советские самолеты приземлялись на аэродромах Гирина, Чанчуня, Мукдена, а затем и во многих других крупных городах Маньчжурии и Северной Кореи.

Транспортная авиация в те дни действовала с максимальным напряжением. Ее экипажам приходилось летать над мало известными районами, днем и ночью, зачастую в сложных метеорологических условиях, совершать посадки на незнакомых аэродромах ограниченных размеров. Советские летчики успешно решили и; эти задачи.

19 августа летчик Четвертаков и штурман Иванов получили приказ высадить воздушный десант в городе Гирин. По всему маршруту была сплошная облачность толщиной до 2500 метров. Вначале экипаж вел самолет за облаками, вне видимости земли. С увеличением высоты верхней кромки облаков он вынужден был пробить облачность вниз и лететь под облаками на высоте .100 метров. Штурман точно вывел самолет к городу Гирин. Посадочная площадка в Гирине была очень небольшой — 450 метров в длину и 40 метров в ширину. Несмотря на это, майор Четвертаков мастерски посадил самолет. Задание было выполнено точно в указанный срок.

К 23 августа высадка воздушных десантов, прием капитуляции и разоружение противника были в основном завершены. Наши войска разоружили и взяли в плен около 600 тысяч японских солдат и офицеров, на аэродромах было захвачено свыше 600 самолетов.

В честь этой победы 23 августа 1945 г. столица нашей Родины Москва салютовала доблестным воинам-дальневосточникам 24 залпами из 324 орудий. В приказе Верховного Главнокомандующего был отмечен ряд авиационных соединений и частей, отличившихся в боях.

С разгромом Квантунской армии империалистическая Япония потеряла основное ядро своих сухопутных войск. Она потеряла главные военно-промышленные и продовольственные базы — Маньчжурию и Корею, а также Курильские острова и Южный Сахалин. 2 сентября 1945 г. японское правительство было вынуждено подписать акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Таким образом, сокрушительные удары Советских Вооруженных Сил имели решающее значение в деле разгрома империалистической Японии.

Большой вклад в это дело внесли и советские Военно-воздушные силы. Советская авиация, завоевав господство в воздухе, обеспечила свободу действий нашим войскам. Ударами по укрепленным районам и резервам противника, по его железнодорожным и водным коммуникациям, транспортировкой горючего и боеприпасов она оказала громадную поддержку нашим сухопутным войскам и флоту в быстрейшем разгроме врага. В проводимых операциях советская авиация действовала массированно. Тесное взаимодействие авиации с сухопутными войсками и Военно-Морским Флотом явилось одним из основных принципов ее боевого применения.

Необходимо, однако, отметить, что в действиях авиации были и некоторые недостатки. Отдельные офицеры механически переносили опыт войны против фашистской Германии в условиях Дальнего Востока, не всегда полно учитывали особенности обстановки. Так, например, в отдельных случаях наши бомбардировщики не учитывали ограниченность ПВО противника и наносили удары со средних или даже больших высот, чем снижали меткость бомбометания. Штурмовики в районе цели иногда применяли шаблонную тактику: атака с левым разворотом с постоянной для всех случаев высоты. Некоторые экипажи не были достаточно подготовлены к боевым действиям в усложненных условиях. Имелись случаи потери ориентировки в безориентирной местности. Не все летчики умели летать в сложных метеорологических условиях и на предельный радиус действия.

Однако указанные недостатки нисколько не снижают ценности опыта, приобретенного советскими Военно-воздушными силами в боях против империалистической Японии. Этот опыт не потерял своего значения и в наши дни.

В послевоенные годы американские фальсификаторы истории пытаются убедить мировое общественное мнение в том, что якобы не Советские Вооруженные Силы, а войска США и Англии решили исход войны с Японией. При этом они чрезвычайно преувеличивают значение сбрасывания американскими военно-воздушными силами атомных бомб на города Хиросима и Нагасаки. Но эти города не имели военных объектов. Кроме того, исход войны к тому времени уже был предрешен вступлением в войну Советского Союза, и не было военной целесообразности в применении такого оружия массового уничтожения, каким является атомная бомба.

Неопровержимые факты говорят о том, что лишь сокрушающие по своей силе удары Советской Армии обеспечили победу над империалистической Японией.

В ознаменование одержанной победы Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За победу над Японией». Эта медаль увековечила подвиги советских людей в боях против японских империалистов.

В результате этой победы был ликвидирован очаг агрессии на Дальнем Востоке. Победой над империалистической Японией закончилась вторая мировая война.

Источник: Майор В. МЯГКОВ «Советская авиация в разгроме империалистической Японии» — «Вестник воздушного флота» № 6, 1954 г.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image