Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Советские летчики в боях за Карелию

Летом 1944 г. Советские Вооруженные Силы нанесли сокрушительное поражение фашистским войскам в Карелии. Советская Армия освободила большую часть Карело-Финской Советской Социалистической Республики и отбросила противника вглубь Финляндии.

Два с половиной года фашисты укрепляли свою оборону. Особенно сильные укрепления они создали на Карельском перешейке, превратив его в сплошной укрепленный район. Здесь финские войска с помощью гитлеровцев построили три мощные оборонительные полосы. Они восстановили и модернизировали пресловутую «линию Маннергейма», разрушенную нашей армией в 1939 — 1940 гг. В тылу этих трех оборонительных полос находился г. Выборг — важный узел дорог, крупный порт и военная база, окруженный двойным кольцом мощных оборонительных обводов, приспособленный к упорной обороне. Труднопроходимая местность с многочисленными болотами, озерами, реками, лесными массивами была насыщена железобетонными огневыми точками, гранитными надолбами, противотанковыми рвами, эскарпами и другими военно-инженерными сооружениями. Проходы в лесных массивах, берега озер и рек были преграждены завалами и заминированы. Но никакие мощные оборонительные сооружения не спасли противника от разгрома.

Главный удар с целью прорыва обороны противника на Карельском перешейке наносили войска Ленинградского фронта, в помощь которым Балтийский флот выделил часть своих боевых кораблей.

Большое внимание в ходе подготовки к операции уделялось разведке, которая, как известно, играет особо важную роль при организации прорыва долговременной оборонительной полосы.

Летчики еще до начала наступления вели непрерывную разведку, фотографировали оборону противника, наблюдали за передвижением его резервов. Подробная аэрофотосъемка всех трех оборонительных полос противника облегчила выбор направления главного удара. Данные воздушной разведки оказались исключительно ценными для артиллеристов и танкистов. Они пригодились бомбардировщикам и штурмовикам, которые после тщательного изучения целей по аэрофотоснимкам быстро находили их на местности.

9 июня, накануне наступления, наша артиллерия, минометные части и авиация обрушились на укрепления и коммуникации врага тысячами тонн металла. Это был внезапный мощный массированный огневой налет на расположение вражеских войск. Непосредственно перед началом атаки была проведена мощная артиллерийская подготовка. Вслед за артиллерийской подготовкой враг испытал колоссальной силы удар с воздуха. В течение длительного времени над позициями противника непрерывно действовали группы бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Их удары были исключительно эффективны. Вот лишь несколько примеров действий штурмовиков и бомбардировщиков.

Летчики Н-ской штурмовой авиачасти совершали в день по 3 — 4 вылета. Рано утром группы самолетов Ил-2 внезапно появились над позициями врага. Прицельным бомбометанием с небольшой высоты они нанесли сильный удар по его траншеям и блиндажам. Вскоре здесь появились новые группы самолетов. Противник на участке обороны, по которому действовали штурмовики, был дезорганизован, и наши пехотинцы стремительно продвинулись вперед. Летчики переносили удары все глубже и глубже, помогая продвигаться наземным войскам.

Часть сил нашей авиации была нацелена на коммуникации и важные тыловые объекты противника. Группа штурмовиков под командованием лейтенанта А. И. Сухиненко обнаружила на одной из железнодорожных станций эшелон. После нескольких атак эшелон загорелся. На станции произошел взрыв, начались пожары.

Все рода войск Ленинградского фронта отлично взаимодействовали на поле боя. В результате их согласованных действий мощные оборонительные линии, которые враг считал неприступными, были взломаны.

11 июня столица нашей Родины Москва салютовала доблестным войскам Ленинградского фронта, прорвавшим оборону противника на Карельском перешейке. В приказе Верховного Главнокомандующего объявлялась благодарность войскам Ленинградского фронта, в том числе и летчикам.

Воины Ленинградского фронта, преодолевая сопротивление противника и труднопроходимую местность, усиленную инженерными заграждениями, долговременными фортификационными сооружениями, на шестой день наступления прорвали вторую сильно укрепленную оборонительную полосу.

Авиация Ленинградского фронта в течение всего наступления днем и ночью эффективно помогала продвижению наземных частей.

Штурмовики сопровождали танковые подразделения. Экипажи самолетов Ил-2 усиливали и дополняли грозный огонь танкистов. Тем временем бомбардировщики наносили мощные удары по резервам противника, срывая попытки подтянуть их к полю боя.

Когда наши наземные части подошли ко второму рубежу обороны противника, штурмовая и бомбардировочная авиация непрерывными ударами по очагам огневого сопротивления врага и скоплениям его пехоты помогла захватить важные узлы фашистской обороны.

В центре второй оборонительной линии противника находился важнейший опорный пункт — Кутерселькя. Справа он был защищен непроходимым болотом, слева двумя озерами и опорным пунктом. Подступы к возвышенности простреливались насквозь. Когда наземное командование разрабатывало план штурма Кутерселькя, одно из видных мест оно отвело авиации.

Перед самой атакой в воздухе появились группы штурмовиков и группы бомбардировщиков. Налет продолжался 30 минут. Советские летчики сокрушили артиллерийские и минометные батареи, уничтожили узлы сопротивления.

Штурм этого пункта — только один из эпизодов напряженных боевых действий на Карельском перешейке в день прорыва второй оборонительной линии врага. Авиация с рассвета дотемна мощными ударами помогала наземным войскам взламывать ключевые позиции этой линии. Одновременно авиационное командование обеспечивало непрерывное сопровождение продвигающейся пехоты группами самолетов Ил-2. Штурмовики, приближаясь к линии боевого соприкосновения, получали по радио от авиационного командования указание целей и направлялись на решающие в данный момент очаги сопротивления противника.

Группа штурмовиков под командованием старшего лейтенанта П. И. Иванова получила задачу нанести удар по опорному пункту обороны врага. Но когда летчики подходили к цели, положение изменилось. Выявилась более важная цель: вражеский батальон готовился к контратаке. Ведущий группы Иванов по радио получил приказ атаковать этот батальон. Четыре раза, преодолевая сильный зенитный огонь, заходили штурмовики на цель. Авиационный командир, следивший за их действиями, передал по радио: «Молодцы, работали отлично. Всей группе объявляю благодарность».

Помогая отбивать контратаки противника, штурмовики и бомбардировщики расчищали путь нашим войскам. Мощными ударами по таким пунктам, как Саха-Кюля, Сюкияля, Мустамяки, летчики значительно облегчили продвижение нашей мотомехпехоты на северо-запад Карельского перешейка.

Бомбардировщики Пе-2Исключительно эффективным был удар гвардейцев-бомбардировщиков по одному из опорных пунктов второй оборонительной линии врага на участке Мустамяки — Кутерселыкя. Группу бомбардировщиков повел гвардии майор Н. В. Полевой. В плотном строю бомбардировщики подошли к цели. На вражеские доты и дзоты посыпались тонны бомб. Через несколько часов в штабе авиационного соединения появились наглядные доказательства высокой эффективности бомбового удара группы — фотоснимки, на которых отчетливо были видны прямые попадания в укрепления противника. За отличное выполнение боевой задачи гвардейцы получили благодарность командования.

По мере продвижения наземных войск авиация бомбардировала отходившие войска врага и его резервы в местах их сосредоточения.

Наша авиация неустанно и упорно преследовала врага, не давая ему закрепляться на оборонительных рубежах, наносила сокрушительные удары по вражеским коммуникациям. Группа бомбардировщиков под командованием майора П. И. Васякина совершила налет на одну из железнодорожных станций, где неприятель сконцентрировал большое количество живой силы и техники. Несмотря на плохую видимость и сильное противодействие зенитных средств, пикировщики, умело маневрируя, заходя в атаку с разных направлений, исключительно точно сбросили бомбы. Сокрушительному удару подверглась и другая железнодорожная станция, через которую противник получал людские резервы, технику и боеприпасы.

18 июня войска Ленинградского фронта с хода прорвали третью оборонительную линию противника в районе Мурила и в тот же день овладели городом Бьеркэ (Койвисто). На следующий день «линия Маннергейма» была прорвана в районах Муола и Сумма. Через два дня, 20 июня, наши части, не снижая темпов наступления, прорвали внешний и внутренний оборонительные обводы Выборгского укрепленного района и ударом с трех сторон штурмом овладели городом и крепостью Выборг. Таким образом, войска Ленинградского фронта за одиннадцать дней наступления прорвали три мощных оборонительных рубежа противника, разгромили его оборонявшиеся войска и освободили старинный русский город Выборг.

Не успели отгреметь залпы салюта в честь освободителей Выборга, как орудийный гром возвестил о начале наступления Карельского фронта.

В то время, когда войска Ленинградского фронта вели стремительное наступление, взламывая оборону врага на Карельском перешейке, части и соединения Карельского фронта скрытно готовились нанести новый удар по противнику на рубеже реки Свирь и севернее Онежского озера. 21 июня 1944 г. войска Карельского фронта после короткой, но мощной артиллерийской и авиационной подготовки перешли в наступление на свирском направлении. Главный удар по Свирскому оборонительному рубежу противника наносился в районе города Лодейное Поле.

Удар по врагу был ошеломляющим. Советские войска, проявлявшие исключительное мастерство, выносливость, мужество и отвагу, успешно выполнили очень сложную задачу — прорвали сильно укрепленную полосу противника и одновременно форсировали большую водную преграду — реку Свирь. В первый же день наступления наши части, прорвав оборону противника, освободили Повенец, ликвидировали важный плацдарм фашистов на левом берегу реки Свирь и создали плацдарм на ее правом берегу, напротив города Лодейное Поле. Продолжая стремительное наступление, в следующие дни войска фронта форсировали Свирь в районе Подпорожья, а затем при поддержке с фланга судов Ладожской флотилии форсировали Свирь на всем ее протяжении и продвинулись на 20 — 30 километров в глубину вражеской обороны.

Противник считал Онежско-Ладожский перешеек совершенно непроходимым для наших войск. Действительность опровергла эти расчеты. Ломая ожесточенное сопротивление врага, преодолевая бездорожье, советские войска быстро продвигались вперед. Части, наступавшие севернее Онежского озера, освободили Медвежьегорск. Участники форсирования Свири, уничтожив узлы сопротивления Олонецкого укрепленного района, находившегося на наиболее важном для наших войск направлении вдоль побережья Ладожского озера, овладели Олонецкой крепостью. Взять Олонец помогли наши десантные войска, высадившиеся с кораблей Ладожской военной флотилии.

29 июня в Москве раздались залпы артиллерийского салюта в честь освободителей Петрозаводска — столицы Карело-Финской ССР.

С занятием Кондопоги и Петрозаводска Кировская железная дорога стала свободной на всем протяжении. Войска Карельского фронта, развивая наступление, продвигались на запад, очищая от фашистских захватчиков Карело-Финскую ССР. Форсировав реку Тулемайоки, советские войска 5 июля освободили город Сальми, 10 июля — город Питкяранта.

Осуществляя эти операции, наши войска за период с 21 июня по 20 июля 1944 г., ломая мощную вражескую оборону и преодолевая тяжелые условия местности, прошли с боями более 300 километров. Во второй половине июля 1944 г. войска Карельского фронта вышли к советско-финской государственной границе, отбросив противника вглубь Финляндии.

Большую помощь нашим войскам в проведении наступательной операции оказывала авиация.

Взаимодействуя с наземными войсками, авиационные командиры успешно решали все поставленные перед ними задачи, а летчики проявляли исключительное мастерство и мужество, надежно прикрывая наши части и соединения от ударов авиации врага, нанося мощные удары по его узлам обороны, скоплениям живой силы и техники.

Задолго до начала наступления воздушные разведчики совершили множество вылетов, доставив командованию ценные сведения. Особенно отличились экипажи Героев Советского Союза офицеров А. В. Анохина и В. И. Дончука. Десятки раз появлялись они над передним краем обороны противника, фиксируя на фотопленке укрепления врага и подступы к ним, засекая артиллерийские позиции и отдельные огневые точки.

В 8 часов утра 21 июня 1944 г. над Свирью послышался несмолкаемый рокот самолетов. Вскоре земля задрожала от мощных взрывов. Над северным берегом реки, там, где располагался главный узел сопротивления противника, поднялись огромные столбы земли, смешанные с обломками дотов и дзотов. Удар наносили бомбардировщики и штурмовики. Их действия прикрывались истребителями.

Содействуя развитию прорыва, отрезая противнику пути отхода, штурмовики накануне нанесли удар по основной переправе на реке Свирь и разрушили ее. Это была ответственная и сложная задача. Группа самолетов Ил-2 под командованием старшего лейтенанта В. И. Федосова, появившись над целью со стороны солнца, с хода атаковала ее. Специально выделенная пара штурмовиков — офицеры П. А. Сорокин и Я. М. Имаев — подавляла сильный огонь зенитной артиллерии. С первого же захода бомбы точно накрыли цель. Замкнув над переправой большой круг, летчики так организовали ее штурмовку, что могли обстреливать даже отходившие от берега автомашины. Аэрофотоснимки подтвердили точность удара штурмовиков. По другим переправам действовали группы штурмовиков под командованием офицеров С. В. Мунтяна, Г. И. Андреева, П. Н. Ефанова.

Когда враг стал отступать на северо-запад, штурмовики, бомбардировщики, истребители начали его преследовать. Особенно эффективно действовали штурмовики. Они мелкими группами громили с воздуха отступавшие части противника в районе Назарьевская — Свирская слобода. Бомбардировщики и штурмовики разрушали переправы и мосты на путях отхода противника, уничтожали автоколонны, обозы, живую силу.

Авиация успешно помогала наземным войскам развивать наступление в глубине прорыва. Сложность наступления на этом театре военных действий заключалась в том, что у противника были закрыты фланги и бои пришлось вести лишь на двух дорогах. Это исключало возможность широкого маневра с флангов. Наиболее сильные опорные узлы сопротивления врага пришлось брать атакой в лоб. Учитывая это, противник до предела усиливал свои опорные узлы огневыми средствами. Поэтому авиации пришлось наносить особо мощные удары по этим узлам, уничтожать и подавлять артиллерийские и минометные батареи врага. В частности, летчики оказали большую помощь наземным войскам в овладении такими опорными узлами, как Свирская слобода, Самбатукса, Сармяги.

Особенно упорным было сопротивление врага в Самбатуксе. Мощные оборонительные сооружения опоясывали этот узел. Точный и сильный удар группы штурмовиков под командованием капитана Н. И. Тарасова решил исход боев за Самбатуксу. Летчики-штурмовики получили благодарность общевойскового командования.

Взяв под неослабный контроль пути отхода врага, авиация в большой степени содействовала наступлению наземных войск. Удары по коммуникациям с воздуха имели особое значение. Противник располагал здесь всего лишь двумя железными дорогами: Олонецкой и Кировской. Вражеские войска вначале стали отходить по Олонецкой железной и проходящей здесь же шоссейной дорогам. Десант Ладожской флотилии отрезал врагу этот путь отступления. У противника осталась только одна дорога — в северном направлении. Учитывая создавшуюся на коммуникациях противника обстановку, авиационное командование вовремя нацелило удары штурмовиков на колонны и эшелоны отступавшего противника с целью дезорганизовать их движение. Авиационная разведка обнаружила на одной из дорог отход вражеской дивизии. Колонна, состоявшая из машин с солдатами, артиллерии и повозок, растянулась на много километров. На эту колонну и были нацелены наши штурмовики.

После первых же ударов самолетов Ил-2 в районе Мегрозеро образовалась «пробка». Непрерывными ударами в течение всего дня (последние группы самолетов Ил-2 возвращались на свой аэродром поздно вечером) штурмовики почти полностью уничтожили эту колонну.

Летчики Карельского фронта умело решили и другую задачу: они поддержали с воздуха высадку десанта Ладожской военной флотилии на фланге наступления наших войск. В день начала операции истребители непрерывно прикрывали части, совершавшие посадку на суда, охраняли их в движении, не пропуская в этот район вражеских разведчиков и бомбардировщиков. Авиация свои действия в районе устья реки Тулоксы начала ударами бомбардировщиков и штурмовиков. После артиллерийской подготовки снова нанесла удар авиация.

В боях на свирском направлении советские летчики проявили замечательное мужество и высокое мастерство. Весь фронт узнал о подвиге молодого летчика-истребителя Б. Н. Карамышева, который в паре со своим ведомым летчиком Н. П. Капером, встретившись с 20 вражескими бомбардировщиками, шедшими в сопровождении 6 истребителей, смело ринулся в атаку. Мастерски используя превосходные боевые качества своих самолетов, наши истребители в короткой, но ожесточенной схватке сбили 3 самолета противника, заставив остальных покинуть поле боя. Молодые летчики-истребители Н. В. Бежанов и И. Н. Радченко на самолетах Ла-5, вступив в бой с 8 истребителями, сбили три из них. В этот день Бежанов сбил 4 вражеских самолета. Капитан Е. С. Статкевич и его летчики, атаковав на самолетах Ил-2 штабной эшелон вражеского соединения, вывели из строя паровоз, а затем взорвали и сожгли более 50 вагонов и платформ. Отлично действовали группы пикирующих бомбардировщиков под командованием офицеров В. П. Петрова и А. В. Аквильянова, нанося прицельные бомбовые удары по узлам сопротивления противника, расчищая путь наступавшей пехоте к танкам.

Бессмертный подвиг совершил в эти дни командир эскадрильи штурмовиков Герой Советского Союза гвардии капитан Николай Белый. Он вел своих летчиков на штурмовку скопления вражеских танков. Над целью в самолет командира попал снаряд зенитки. Верный сын Родины капитан Н. Белый предпочел геройскую смерть позорному плену. Он повторил легендарный подвиг капитана Гастелло, направив свой горящий самолет в скопление вражеских танков.

Непрерывность и целеустремленность партийно-политической работы на всех этапах операции содействовали успеху авиационного наступления. Семинары агитаторов, проведенные в частях в период подготовки к операции, оживили агитационно-пропагандистскую работу. В основу агитационной работы было положено изучение опыта прошлых боев. В одной из авиачастей Ленинградского фронта была проведена конференция летного состава с целью пропаганды передового опыта.

За два дня до начала сражений во всех частях проводились партийные собрания по вопросу об авангардной роли коммунистов в бою. В день наступления были организованы митинги, продемонстрировавшие высокий наступательный порыв наших летчиков.

Результаты этой большой подготовительной работы положительно сказались в первый же день наступления. Летный состав показал высокое воинское мастерство, самоотверженно выполнив поставленную перед ним задачу. В ходе наступательных боев политработники, партийные и комсомольские организации все свои силы направляли на воспитание наступательного порыва, неуклонного стремления к победе над врагом. Политработники в течение всего наступления находились на передовых аэродромах среди летчиков и техников. «Боевые листки» рассказывали о героических подвигах и популяризировали опыт передовых летчиков и экипажей, а также отмечали самоотверженную работу технического состава.

Партийные организации на всех этапах боя оказывали командирам действенную помощь в решении задач по разгрому врага в Карелии.

Победа советского оружия при освобождении Карелии — четвертый удар по врагу — вошла славной страницей в историю Великой Отечественной войны.

Источник: Подполковник В. ИГНАТЬЕВ. Советские летчики в боях за Карелию — «Вестник воздушного флота» № 7, 1952 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image