Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Страница боевой летописи советской авиации

В июле — августе 1943 г. Советская Армия одержала блестящую победу на Курской дуге, явившуюся крупнейшим событием Великой Отечественной войны.

Вместе с пехотинцами, танкистами, артиллеристами, саперами и воинами всех других родов войск в битве под Курском героически сражались и советские летчики. Совинформбюро сообщало, что именно здесь, на Курской дуге, в ожесточенных воздушных боях они окончательно опрокинули былое превосходство гитлеровской авиации в воздухе. Храбро и мужественно сражались советские истребители, штурмовики и бомбардировщики, которые меткими и мощными ударами с воздуха по боевым порядкам и коммуникациям, помогали нашим наземным войскам громить врага.

Гитлеровское руководство после тяжелого поражения, понесенного зимой 1942/43 г., решило восстановить свой пошатнувшийся авторитет как внутри Германии, так и среди своих союзников. С этой целью оно намеревалось провести в 1943 г. большое летнее наступление.

Оперативный замысел гитлеровских главарей состоял в нанесении концентрических ударов с севера, из района Орла, и с юга, из района Белгорода, в направлении Курска. Для этой цели враг подтянул на данный участок фронта в общей сложности около 40 дивизий, половину которых составляли танковые и моторизованные. В районе Орла и Белгорода противник сосредоточил ударные группировки войск, которые поддерживались крупными соединениями истребительной и бомбардировочной авиации. Используя довольно спокойную воздушную обстановку на Западе, гитлеровское командование привлекло для действий на курском стратегическом направлении около 2000 самолетов.

Для советских летчиков активная борьба с врагом в районе Курской дуги началась намного раньше развернувшейся здесь битвы. Задолго до начала наступления гитлеровское командование стало сосредоточивать свои наземные части и авиационные соединения, стараясь сделать все это скрытно. Однако наши воздушные разведчики зорко наблюдали за движением войск и техники во вражеском тылу. Заранее выделенные экипажи следили за интенсивностью движения по железным и грунтовым дорогам, устанавливали места выгрузки воинских эшелонов противника. Они доставляли командованию ценные сведения о сосредоточении танковых и пехотных соединений врага. Эти сведения помогли нашему общевойсковому и авиационному командованию при организации обороны и нанесении контрударов.

Противник предпринял ряд ночных и дневных воздушных налетов на некоторые наши города и железнодорожные узлы. В число этих объектов входил и Курок. В конце мая и в июне 1943 г. гитлеровцы несколько раз пытались бомбардировать Курский железнодорожный узел и самый город. В каждом таком налете участвовало большое количество бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями. Но, несмотря на это, враг не достиг своей цели. Эшелоны его самолетов перехватывались советскими истребителями, которые, умело взаимодействуя с зенитчиками, наносили врагу огромный ущерб. Первый же массированный налет на Курск был сорван нашими истребителями, нанесшими противнику большой урон.

Командование немецко-фашистской авиации пыталось организовать еще более крупные налеты на Курск. Так, например, в один из дней боев для нападения с воздуха на Курск и Курский железнодорожный узел гитлеровцы привлекли более 500 самолетов. Борьба в воздухе в районе Курска в этот день длилась около 10 часов. Отважные советские истребители, искусно взаимодействуя со своей зенитной артиллерией, умело наращивая силы для отражения новых и новых эшелонов вражеских бомбардировщиков, с честью выполнили свой долг. Гитлеровцы потеряли в ожесточенных воздушных боях около трети всех самолетов, привлеченных к этой операции, и не смогли выполнить своей задачи.

В течение довольно значительного времени, предшествовавшего непосредственному началу битвы под Курском, советская авиация успешно отражала нападения фашистских самолетов на наши наземные войска, занимавшиеся строительством глубоко эшелонированной обороны. Кроме этой весьма важной задачи, она успешно выполняла задания командования по борьбе с вражеской авиацией на ее аэродромах и наносила мощные удары по тыловым объектам противника. В те дни наша пресса часто сообщала о таких действиях советских летчиков. Так, 11 июня газеты писали о том, что ночью крупные силы нашей авиации нанесли мощный удар по пяти аэродромам противника. В результате бомбардировки было уничтожено и повреждено большое число вражеских самолетов. На всех аэродромах, подвергнутых бомбардировке, наблюдением были отмечены многочисленные пожары и взрывы складов с боеприпасами и горючим.

Вместе с бомбардировщиками по (аэродромам противника сильные удары наносили и штурмовики. Весьма успешными, например, в этот период были действия групп самолетов Ил-2, которыми командовали отважные штурмовики гвардии майор М. Степанов и гвардии капитан Н. Носков. Нанося удары по вражеской авиации, базировавшейся на белгородско-харьковском аэродромном узле, эти группы только за один вылет уничтожили и серьезно повредили около полусотни вражеских бомбардировщиков и истребителей. Так же успешно действовали и другие советские летчики. Под их меткими ударами с воздуха враг нес крупные потери в живой силе и технике.

Войска Советской Армии настойчиво готовились к отражению натиска противника. Они получили новую, более совершенную технику; были созданы необходимые запасы оружия и боеприпасов, сильные резервные войсковые группировки.

Как известно, гитлеровское командование наметило начало своего «генерального» наступления на 5 июля 1943 г. Но еще за три дня до этого срока Верховное Главнокомандование Советскими Вооруженными Силами предупредило командование наших войск на Курской дуге о готовившемся наступлении врага. Таким образом, внезапности действий, на которую рассчитывал противник, не получилось. Кроме того, на ряде участков фронта наше командование перед самым началом вражеского наступления подвергло исходные позиции гитлеровских войск, их штабы, коммуникации и аэродромы сильному огневому воздействию, осуществленному артиллерийскими и авиационными частями.

Утром 5 июля враг двинул свои полчища в бой. Он стремился подавить нашу оборону на двух основных направлениях: белгородско-курском и орловско-курском, вбить в боевые порядки советских войск глубокие танковые клинья и, прорвав фронт, выйти на оперативный простор. Для поддержки своих войск враг поднял в воздух большое количество самолетов.

Советские воины смело встретили врага. В сводке Совинформбюро за этот день сообщалось о том, что все атаки противника были отбиты с большими для него потерями. Только за один день боев на орловско-курском и белгородско-курском направлениях было подбито и уничтожено около 600 танков и более 200 самолетов противника. Сотни сожженных танков и самолетов, тысячи трупов своих солдат и офицеров в первый же день сражения оставили гитлеровцы перед передним краем незыблемой обороны наших войск. Советские летчики наносили сокрушительные удары по живой силе и технике врага.

Одна из особенностей завязавшейся борьбы за господство в воздухе над Курской дугой состояла в том, что воздушные бои протекали преимущественно в полосе шириной 5 — 10 километров вдоль линии фронта. Глубже, над нашими ближайшими тылами, аэродромами и коммуникациями появлялись лишь одиночные самолеты противника. Командование фашистской авиации стремилось сковать нашу авиацию и завоевать господство в воздухе. Но эти расчеты не оправдались. Высокое оперативно-тактическое искусство советских авиационных командиров, стойкость и мастерство наших летчиков явились для фашистской авиации непреодолимым препятствием. Советские летчики умело противодействовали всем уловкам противника, прочно удерживая инициативу в воздухе. Весьма показателен такой эпизод, отмеченный в начале сражения на белгородском направлении.

Большая группа вражеских бомбардировщиков, прикрываемая несколькими эшелонами истребителей, шла для нанесения удара по нашим войскам. Навстречу им были высланы две группы советских истребителей. Одна группа вступила в бой с истребителями противника и сковала их. Тем временем другие наши самолеты, изменив маршрут и минуя вражеский истребительный заслон, нанесли удар по направлявшимся к фронту бомбардировщикам. Таким образом, благодаря тому что тактический прием противника был разгадан во-время, летчики этой группы нанесли врагу весьма серьезные потери.

В борьбе с вражеской авиацией в битве под Курском советские летчики проявили невиданные образцы мужества и героизма. Здесь начал свой ратный путь трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Здесь выдающимися боевыми делами прославились С. Луганский, А. Маресьев и многие другие летчики. Высокий моральный дух советских летчиков в сочетании с непревзойденным мастерством приносил им победу в многочисленных схватках с врагом.

Воздушный бой летчика А. К. Горовца

Воздушный бой летчика А. К. Горовца

Беспримерный героический подвиг совершил здесь гвардии старший лейтенант А. К. Горовец. Встретив группу вражеских самолетов, состоявшую из 20 бомбардировщиков Ю-87, отважный летчик смело вступил в бой. Гитлеровцы, направляясь к нашему переднему краю, шли плотным строем. Сомнений не было: враг собирался бомбардировать наши позиции. Высокое сознание своего священного воинского долга подсказало гвардейцу, что он любой ценой обязан сорвать замысел противника. И Горовец врезался в самую гущу самолетов противника. Это было настолько дерзко, что гитлеровские пилоты растерялись. Молниеносные атаки советского патриота следовали одна за другой. Отважный летчик разил врагов с предельно коротких дистанций. От его стремительных ударов один за другим загорелись и рухнули на землю 9 вражеских самолетов, а остальные поспешно обратились в бегство. Подвиг гвардии старшего лейтенанта А. Горовец — прекрасный пример самоотверженного выполнения советским летчиком своего воинского долга перед Родиной.

В период битвы под Курском советские штурмовики были грозой фашистских танков; они буквально засыпали «тигры» и «фердинанды» специальными противотанковыми бомбами, обладавшими необычайно высокой эффективностью. Летчики обрушивались на врага и на исходных позициях, и в местах сосредоточения, й тогда, когда они переходили в атаку. В один из боевых дней Н-скому гвардейскому соединению была поставлена задача нанести несколько последовательных ударов по танкам противника, находившимся возле станции Поныри. Зная, что эта группа танков только что возвратилась из безуспешной атаки, старший авиационный начальник направил часть штурмовиков в районы, где находились заправочные средства. Два эшелона штурмовиков появились над рощей, севернее станции, в тот момент, когда группа «тигров» заправлялась горючим и боеприпасами. Самолеты, вооруженные противотанковыми бомбами атаковали танки, а другие занялись уничтожением бензозаправщиков и машин с боеприпасами. Расчет оправдался. В этом налете было уничтожено несколько десятков «тигров», взорвано множество машин с боеприпасами и автоцистерн с горючим. Вся танковая группировка была лишена возможности повторить свою атаку.

В наших авиационных частях были подлинные мастера борьбы с вражескими танками. Так, например, только за три дня боев на орловско-курском направлении четверо летчиков-гвардейцев — А. Бондарь, В. Желнин, В. Воловик и Б. Гребеньков — поразили около 30 гитлеровских танков.

Исключительно ожесточенную борьбу с танками пришлось вести советским летчикам-штурмовикам, поддерживавшим наши войска на белгородском направлении и, в частности, во время крупного танкового сражения в районе Яковлево — Прохоровка. Взаимодействуя с танкистами, летчики нанесли врагу большие потери. Лишь за один день боев в этом районе гитлеровцы потеряли более 400 танков. Немалое количество танков было подбито и зажжено метким огнем с самолетов.

Несмотря на ввод в бой крупных танковых группировок, ни на белгородском, ни на орловском направлении врагу не удалось прорвать оборону наших войск. Лишь ценой огромных потерь он сумел кое-где добиться местного тактического успеха, вклинившись в наше расположение на несколько километров. «Генеральное» наступление гитлеровцев захлебнулось. Советская Армия не только отбила натиск врага, перемолола его отборные танковые, пехотные и авиационные соединения, но и сама перешла в контрнаступление.

Ровно через неделю после начала битвы под Курском, 12 июля 1943 г., по приказу Верховного Главнокомандующего в контрнаступление на орловском направлении перешли войска Западного и Брянского, а затем и Центрального фронтов. Через несколько дней на белгородско-харьковском направлении наступление развернули войска Воронежского и Степного фронтов. Боевые действия нашей пехоты, танковых и кавалерийских соединений поддерживались крупными силами авиации.

В первый же день наступления советские истребители очистили небо от самолетов противника. Наши штурмовики и бомбардировщики крупными группами направлялись на Запад и наносили удары по переднему краю и по всей глубине вражеской обороны.

Бомбардировочная авиация наносила сокрушительные удары по военным объектам в глубоком тылу гитлеровцев. Таким образом, наша авиация воздействовала на всю глубину обороны противника. При этом ее силы не распылялись: она действовала целеустремленно. Когда на третий день нашего контрнаступления противник стал подготавливать сильную контратаку, на советских летчиков была возложена задача разгромить его танковые части и живую силу. С этой целью было организовано три удара с воздуха. Удары были столь сокрушительными, что готовившаяся к контратаке фашистская группировка была полностью разгромлена.

Воины наземных войск с глубоким уважением и благодарностью отзывались о смелых действиях нашей авиации, высоко ценили ее поддержку на поле боя. На аэродромы часто приходили радиограммы от общевойсковых начальников, благодаривших летчиков за умелые боевые действия. Нередко им писали и сами воины. Вот одно из таких писем, полученное в дни битвы на Курской дуге летчиками Н-ской гвардейской авиационной части: «Шлем вам с передовой боевой привет и желаем успеха в работе. Примите нашу большую благодарность летчикам-штурмовикам, действующим к югу от Орла. Дело было так: наше подразделение наступало, бойцы по пятам преследовали гитлеровцев. Чтобы спасти положение, они бросили в контратаку танки. Но здесь появились наши соколы-штурмовики. И задали же они врагу жару! 8 танков подожгли, а остальные обратили в бегство. Контратака врала была сорвана. Назавтра наши летчики снова целый день бомбили боевые порядки гитлеровцев. Мы видели все это своими глазами. Прекрасно работали штурмовики. Большое спасибо вам, товарищи летчики, за помощь с воздуха, а мы на земле будем крушить врага. С боевым приветом старший сержант Елочкин, сержант Книтко, рядовые Запорожец, Хоменко».

Операция по разгрому орловской группировки и освобождению Орла началась сильной авиационной подготовкой. В ней весьма существенную роль сыграли ночные бомбардировщики. Над вражеской обороной всю ночь стояло сплошное зарево, раздавались сильные взрывы от прямых попаданий бомб в артиллерийские склады. Ночью первую линию вражеской обороны бомбардировали подразделения легкомоторных самолетов и тяжелых воздушных кораблей. Едва забрезжил рассвет, в воздух поднялись группы штурмовиков, которые беспрерывно находились над полем боя, стирая с лица земли оборонительные укрепления врага, уничтожая его живую силу и технику. Действия штурмовиков прикрывались истребителями. Совместное артиллерийское и авиационное воздействие на первую оборонительную полосу противника было столь эффективным, что наши наземные войска очень быстро ворвались во вражеские траншеи и перенесли бой в глубину обороны. На многих участках фронта советская пехота в первый же день боя значительно углубилась в расположение противника.

Когда начались бои в глубине вражеской обороны, обстановка в воздухе несколько усложнилась. Гитлеровское командование стало спешно перебрасывать на орловское направление свежие авиационные силы. Вспыхивали ожесточенные воздушные бои, заканчивавшиеся, как правило, победами наших летчиков. Вот несколько примеров.

Шестерка истребителей под командованием Героя Советского Союза П. Муравьева патрулировала над боевыми порядками своих войск. Командир группы, заметив 9 самолетов «Мессершмитт-110», собиравшихся штурмовать позиции советской пехоты, подал команду: «Атаковать противника всем одновременно». Из-за дыма от пожаров видимость не превышала 3 — 4 километров, что очень затрудняло маневрирование истребителей. Но вместе с тем это обстоятельство создавало определенные благоприятные возможности для скрытного сближения с противником. Советские летчики, близко подойдя к самолетам противника, открыли огонь. При первой же атаке одна вражеская машина была сбита. Гитлеровцы встали в оборонительный круг. Однако это не спасло их от поражения. Умело управляя действиями своих летчиков, Герой Советского Союза П. Муравьев повел бой на вертикалях. В результате враг, потеряв еще несколько самолетов, окончательно отказался от попытки штурмовать наши войска и покинул поле боя.

Интересный и весьма поучительный бой провела шестерка истребителей под командованием Героя Советского Союза В. Губарева. Летчикам этой группы была поставлена задача прикрыть переправу наступавших мотомеханизированных частей. Противник, узнав об этой переправе, направил на нее сильные группы бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями. Воздушному патрулю Героя Советского Союза В. Кубарева пришлось встретиться с тремя такими группами. Действуя смело и в то же время расчетливо, советские летчики всякий раз наносили противнику большие потери и не допускали к переправе. Сначала наши истребители отразили нападение небольшого передового эшелона противника, представлявшего собой своего рода эшелон силовой разведки. Советские истребители встретили эти самолеты еще на территории врага и, сбив два гитлеровских самолета, заставили весь эшелон повернуть назад. Сразу же вслед за первой группой появилась вторая, около 50 бомбардировщиков и истребителей. Этот эшелон был атакован на дальних подступах к переправе. В результате уверенных атак наших летчиков, умело направляемых командиром, гитлеровцы потеряли несколько самолетов и вынуждены были покинуть поле боя. Такая же участь постигла и третью группу бомбардировщиков противника. В общей сложности воздушный патруль Героя Советского Союза В. Кубарева отразил троекратную попытку врага бомбардировать переправу наших войск и уничтожил 9 его самолетов.

Одновременно со сражением за Орел успешно развивалась наступательная операция наших войск и на другом фланге Курской дуги — на подступах к Белгороду. Боевые действия авиационных частей на этом участке фронта отличались также высокой активностью, целеустремленным массированным использованием бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. На отдельных участках авиачасти буквально прокладывали путь пехоте и танкам. Действуя бесстрашно, надежно прикрывая боевые порядки своих войск от контратак вражеских бомбардировщиков, летчики снискали уважение и благодарность всех героических участников Белгородского сражения — солдат и командиров общевойсковых соединений.

С самого начала наступления наших войск на белгородском направлении советские штурмовики и бомбардировщики активно поддерживали удары своей пехоты и танков, направленные сначала на промежуточный оборонительный рубеж противника, а затем на его подготовленную в течение трех с половиной месяцев оборонительную полосу и на город Белгород. Первый день операции начался атакой пикирующих бомбардировщиков на передний край вражеской обороны. Командир этой группы советских самолетов, встретив над целью чрезвычайно сильный зенитный огонь, которым гитлеровцы стремились компенсировать недостаток истребителей, тотчас же переключил часть своих сил на борьбу с зенитной артиллерией. Пикировщики, разбившись на группы, самостоятельно выискивали себе цели, входили в крутое пикирование и точно поражали орудия врага. Такое решение задачи было правильным: оно дало возможность следующей группе пикирующих бомбардировщиков, подошедших к полю боя, действовать в более спокойной воздушной обстановке. Вслед за бомбардировщиками стали подходить группы штурмовиков. Эти группы, сменяя друг друга в воздухе, широким кругом опоясывали вражеское расположение.

Когда наши стрелковые дивизии, сопровождаемые танками, стали вплотную подходить к Белгороду, поддержка их действий с воздуха приняла еще более активный характер. Показателен такой факт. В роще, находившейся к северо-востоку от города, враг создал важный опорный пункт, сосредоточив на нем большое количество техники. Наши части, обтекая этот опорный пункт, попадали под его фланговый огонь. Для успешного развития боя за Белгород следовало выбить врага из рощи. Поддержка частей, выделенных для ликвидации этого важного опорного пункта гитлеровцев, была возложена на пикирующих бомбардировщиков авиационного соединения генерала И. С. Полбина и на подразделения штурмовиков. Удар с воздуха затруднялся сильной зенитной обороной. Снова часть самолетов была нацелена на уничтожение и подавление зенитных точек. Бомбардировщики сделали все возможное, чтобы создать благоприятные условия для действий штурмовиков. Последние же несколькими сосредоточенными ударами подготовили атаку пехоты и танков. В результате наши войска выбили врага из рощи и заставили его откатиться в предместья города. Советские воины на плечах отступавшего противника ворвались в Белгород и завязали уличные бои.

5 августа 1943 г. советские войска, наступавшие на орловском направлении, изгнали врага из Орла, а войска, громившие его на белгородском направлении, освободили Белгород. Столица нашей Родины Москва в тот же вечер салютовала советским воинам, одержавшим замечательные победы. Это был первый в Великой Отечественной войне салют в честь доблестных частей наших Вооруженных Сил.

Под Орлом, Белгородом и Харьковом враг понес невосполнимые потери. Как известно, за период боев с 5 июля по 20 августа в результате сокрушительных ударов советской пехоты, артиллерии, авиации, кавалерии и танков гитлеровская армия на всех участках советско-германского фронта потеряла не менее 1 000 000 солдат и офицеров, свыше 7000 танков, более 5000 орудий, около 4600 самолетов. Ликвидировав орловский и белгородско-харьковский плацдармы врага, наши войска перешли в решительное наступление на широком фронте, в результате которого уже к осени 1943 г. было освобождено до двух третей временно оккупированной врагом советской земли.

Советские Военно-воздушные силы в битве под Курском обогатились новым боевым опытом взаимодействия с частями всех родов войск в обороне и в контрнаступлении. Свято храня славные боевые традиции нашей авиации, советские летчики должны изучать этот опыт, умело применять его в решении всех тех задач, которые стоят перед ними, как и перед всеми воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота, бдительными защитниками созидательного труда нашего народа.

Источник: Полковник Н. ДЕНИСОВ. Незабываемая страница боевой летописи советской авиации. «Вестник воздушного флота» № 7, 1953 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image