Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

В Балатонской оборонительной операции

В результате стремительного наступления в январе — феврале 1945 г. советские войска вышли на территорию фашистской Германии и готовились к наступлению на ее столицу Берлин. Обреченный на окончательное поражение, враг отчаянно сопротивлялся, бросая в бой последние силы.

В конце февраля 1945 г. Советскому Верховному Главнокомандованию стало известно о сосредоточении крупных немецко-фашистских сил на территории Венгрии. Врат готовился к наступлению на будапештском направлении. Этим наступлением гитлеровское командование рассчитывало отвлечь часть советских войск с берлинского направления, затянуть войну, добиться после неоднократных и жестоких поражений хотя бы частичного успеха для поднятия своего военного и политического престижа. Кроме того, оно стремилось воспрепятствовать вступлению советских войск в Южную Германию и Австрию, которые были в то время важной военно-экономической базой гитлеровской Германии. Там размещались многочисленные военные заводы, эвакуированные ив северных районов Германии.

Для осуществления наступления на будапештском направлении фашистское командование перебросило с западноевропейского фронта, из района Арденн, 6-ю танковую армию СС, сосредоточив ее в районе озера Балатон.

K моменту вражеского наступления советские войска занимали заранее подготовленные к обороне позиции: войска 3-го Украинского фронта — по линии Гант, озеро Балатон, Барч, северный берег реки Драва, 2-го Украинского фронта — по линии реки Грон, Эстергом, Гант. Оба фронта готовились к наступательной операции на венском направлении.

Замысел гитлеровского командования заключался в одновременном нанесении трех ударов: главного удара — из района юго-западнее Секешфехервар, между озерами Балатон и Веленце, в южном и юго-восточном направлениях, а также вспомогательных ударов — на участке между озером Балатон и рекой Драва в направлении на восток и с южного берега Дравы, из района Дольни Михоляц, в направлении на север. К 6 марта в районе Секешфехервар противник сосредоточил 11 танковых дивизий (из них 6 Дивизий СС), большое количество пехотных дивизий и много частей усиления. Всего в этом районе было сосредоточено до 1600 танков и самоходных орудий, более 1600 орудий разного калибра, большое количество бронетранспортеров и других боевых средств врага.

Поддерживать наступление наземных войск должны были значительные силы авиации. K началу наступления у противника насчитывалось 775 самолетов. Главную группировку его войск прикрывало большое количество зенитной артиллерии.

Учитывая сложившуюся обстановку, Советское Верховное Главнокомандование поставило войскам 3-го Украинского фронта задачу при содействии части сил 2-го Украинского фронта измотать и обескровить в оборонительных боях группировку немецко-фашистских войск и создать тем самым условия для перехода наших войск в решительное наступление на венском направлении.

Утром 6 марта 1945 г. после артиллерийской подготовки и при активной поддержке своей авиации противник перешел в наступление на главном и вспомогательных направлениях. Бои на земле и в воздухе сразу же приняли ожесточенный характер. Советские войска стойко обороняли занимаемые позиции. Ценой больших потерь на направлении главного удара противник овладел первой полосой нашей обороны и, стремясь развить успех, с каждым днем наращивал силу своих танковых ударов. В отдельные дни на узких участках фронта он одновременно вводил в бой до 500 танков и самоходных артиллерийских установок.

Авиация РККАВ итоге десятидневных боев вражеским войскам на направлении главного удара на участке озеро Веленце — канал Шарвиз удалось продвинуться на 10 километров, а на участке канал Шарвиз — озеро Балатон на 20 — 30 километров. На направлении вспомогательных ударов гитлеровцы продвинулись меньше. Южнее озера Балатон на узком участке фронта противник продвинулся на восток на 5 — 6 километров, а на северном берегу реки Драва ему удалось занять небольшие плацдармы. На этом и закончилось наступление гитлеровских войск. К 15 марта немецко-фашистские войска в результате огромных потерь вынуждены были прекратить наступление на всех участках.

В ходе этого наступления противник потерял более 50 тысяч солдат и офицеров, более 500 танков и много другой боевой техники.

Как и воины других родов войск, советские летчики мастерски использовали мощь своего боевого оружия — первоклассные самолеты и во время оборонительных боев у озера Балатон проявили массовый героизм, отвагу, железную стойкость и мастерство.

Подготовка противника к наступлению была вскрыта нашей разведкой. Перед началом наступления воздушная разведка определила районы сосредоточения основной массы танков. Это позволило командованию фронта разгадать замыслы гитлеровского командования и своевременно подготовить на предполагаемых участках вражеского наступления глубоко эшелонированную противотанковую оборону. За противником велось непрерывное наблюдение с воздуха днем и ночью. В любых условиях погоды и обстановки советские летчики образцово выполняли задания по разведке.

Летчики-разведчики умело использовали облачность, применяя в зависимости от обстановки различные тактические приемы действий. Иногда, например, они над линией фронта пролетали в облаках. Затем совершали полет в их нижней кромке, наблюдая за местностью сквозь редкую пелену разорванных облаков. Перед объектом разведки летчики выходили из облаков на повышенной скорости, просматривали объект и фотографировали его. В некоторых случаях они вели разведку комбинированную — в облаках и на бреющем полете.

Особое внимание уделялось организации воздушной разведки ночью, так как враг сосредоточивал свои войска на участке наступления в основном под покровом темноты. Некоторый недостаток в организации воздушной разведки состоял в том, что не было уделено достаточно внимания определению времени готовности противника к наступлению. Авиационным соединениям на 6 марта, т. е. на день наступления врага, была поставлена такая же задача, какую они решали и накануне.

С начала наступления противника наша авиация, действуя по заявкам наземных войск, оказала им большую поддержку в отражении вражеских атак. Советские летчики непрерывно воздействовали на врага, уничтожая его живую силу и технику. При этом главная задача нашей авиации состояла в уничтожении танков. !Кроме того, бомбардировочная и штурмовая авиация наносила удары по резервам, выдвигавшимся к полю боя, и по переправам через водные рубежи.

Наши бомбардировщики и штурмовики действовали группами по 12 — 50 самолетов. Противник бросал одновременно в бой крупные массы танков на узких участках фронта, причем их боевые порядки и места сосредоточения прикрывались истребителями и сильным огнем зенитной артиллерии. Действуя в составе’ крупных групп, наши штурмовики и бомбардировщики в каждом вылете добивались высокой эффективности удара. [Кроме того, большие группы самолетов имели достаточно средств для подавления огня зенитной артиллерии и отражения атак истребителей.

Огромную роль при отражении атак неприятеля сыграли штурмовики, которые, непрерывно взаимодействуя с наземными войсками, наносили сокрушительные удары по живой силе, по танкам и артиллерии врага.

***

12 марта 1945 г. командование общевойскового соединения сообщило, что гитлеровцы сосредоточили большое количество танков севернее Шимонторнья и готовятся к атаке в южном направлении. Для срыва этой атаки были выделены три группы штурмовиков Ил-2 под прикрытием 4 — 6 истребителей каждая. Была десятибалльная облачность высотой 600 метров. Район сосредоточения танков прикрывался сильным огнем артиллерии. Перед вылетом ведущие групп совместно с командирами групп истребителей детально согласовали маршруты и профиль полета, порядок встречи с истребителями сопровождения, направление и высоту заходов на цель, способы действий и боевые порядки каждой группы, порядок воздушного боя с истребителями противника и подавления зенитной артиллерии в районе цели. Были также уточнены и согласованы сигналы взаимодействия. Для подавления огня артиллерии в каждой группе выделялись специальные самолеты, причем в первой группе штурмовиков таких самолетов было больше, чем в последующих. Для того чтобы избежать шаблона и обеспечить внезапность, группы выходили на цель с разных направлений и на разных высотах.

Интервал взлета между группами равнялся 15 — 20 минутам. Первая группа штурмовиков под командованием старшего лейтенанта Артемьева зашла на цель с нашей стороны на малой высоте. Над целью она по команде ведущего приняла боевой порядок круг самолетов. Каждый экипаж выбирал цель самостоятельно и с высоты 500 — 600 метров сбрасывал бомбы. Специально выделенные штурмовики подавляли зенитный огонь (истребителей противника в это время над целью не было). После бомбометания по команде ведущего самолеты снизились до 100 — 200 метров и штурмовали цель. Над целью группа находилась примерно 15 минут.

Вторая группа штурмовиков вышла на цель со стороны противника на высоте 400 метров и действовала по ней в течение 12 минут. Сразу же после окончания атаки этой группы на цель со стороны нашей территории вышла третья группа. Таким образом, по танкам противника, изготовившимся к атаке, непрерывно в течение более 40 минут наносили удары наши штурмовики, которые уничтожили 19 танков, 27 автомашин, 10 повозок, 2 орудия полевой артиллерии и создали 5 очагов пожара. Командование наших наземных войск прислало в авиасоединение телеграмму: «Работали хорошо. В результате вашей работы противник приостановил свои действия и начал отходить в северном направлении».

Много раз в период боев у озера Балатон водил свою эскадрилью на штурмовку вражеских танков и пехоты гвардии старший лейтенант Н. Н. Стробыкин-Юхвит, удостоенный позднее звания Героя Советского Союза. Успех этой эскадрильи штурмовиков-гвардейцев обусловливался правильной тактикой, применением наиболее целесообразных по условиям обстановки приемов действий. Штурмовики стремились в первую очередь подавить огонь зенитной артиллерии. Для этого они применяли различные приемы, в частности атаки с пикирования под углом 20 — 30 градусов или с бреющего полета. После подавления артиллерийского огня штурмовики, встав в круг, делали по нескольку заходов на цель. Каждый летчик прицеливался самостоятельно по выбранному танку или по другой цели. При угрозе вражеских истребителей штурмовики смыкали круг, сокращали дистанцию, защищая друг друга метким огнем из пушек. Одновременно они уменьшали высоту полета, лишая противника возможности предпринять атаку с нижней, менее защищенной полусферы. Только за 8 и 9 марта эскадрилья Стробыкина-Юхвит уничтожила 8 танков, 9 автомашин и подавила огонь до 10 зенитных точек.

Много славных подвигов совершили наши летчики, помогая наземным войскам отражать ожесточенные атаки врага, который, не считаясь с огромными потерями, рвался к Дунаю. Оборонительные бои у озера Балатон изобилуют боевыми эпизодами, где наши воины проявили высокую стойкость на земле и в воздухе.

Во время одного из боевых полетов самолет гвардии младшего лейтенанта А. Давыдова при втором заходе на цель был сильно поврежден осколками зенитных снарядов. Летчика ранило в спину. Трудно было держаться в строю, самолет плохо слушался рулей и несколько отстал от группы. В это время группу атаковали вражеские истребители. Два из них пытались уничтожить подбитую над целью машину, но воздушный стрелок гвардии сержант Волков во-время заметил противника и, сообщив об этом летчику, приготовился к отражению неприятеля. При отражении первой атаки сержант Волков был тоже ранен. Превозмогая боль, он продолжал вести прицельный огонь и меткой очередью сбил один истребитель Me-109. Летчик Давыдов, несмотря на тяжелое ранение, довел самолет до аэродрома и совершил посадку.

В один из боевых дней Герой Советского Союза гвардии майор Кузин, возглавляя группу штурмовиков, сделал несколько заходов на цель, поразил ее бомбами и пушечным огнем. Во время последнего захода прямым попаданием снаряда зенитной пушки у самолета был поврежден руль высоты. Самолет стал почти неуправляемым и начал резко снижаться. Однако опытный летчик, сохраняя спокойствие и уверенность, выдерживая режим горизонтального полета при помощи регулирования оборотов двигателя, благополучно довел самолет до своего аэродрома и произвел посадку.

Штурмовая авиация не только уничтожала танки, артиллерию и живую силу на поле боя, но также действовала по транспортным колоннам и переправам противника.

Однажды наши воздушные разведчики обнаружили большую колонну автомашин, двигавшуюся по одной из дорог. Метеорологические условия были сложные. Для удара по цели вылетела группа штурмовиков Ил-2 под командованием опытного летчика Героя Советского Союза майора Г. Ф. Сивкова. Наши самолеты шли к цели на бреющем полете, используя рельеф местности. Подходя к цели, группа горкой набрала высоту. Оценив обстановку, майор Сивков решил нанести удар по голове колонны. С высоты 200 — 300 метров вся группа сбросила осколочные бомбы. На дороге сразу создалась «пробка». Воспользовавшись этим, летчики стали штурмовать колонну, заходя вдоль нее. Окончив штурмовку, группа на бреющем полете ушла от цели. В результате было уничтожено до 40 автомашин, 2 танка, 2 бензоцистерны, убито до 45 солдат и офицеров противника.

Наши фронтовые бомбардировщики наносили сокрушительные удары по вражеским колоннам, подходившим к полю боя, по железнодорожным станциям и узлам, переправам и другим объектам. Летчики-бомбардировщики во время боев в районе озера Балатон делали по 2 — 3 боевых вылета в сутки.

Бомбардировщики большими группами непрерывно появлялись над объектами, выявленными разведчиками, в районе главной группировки противника между озерами Балатон и Веление. По пути к цели их на всем маршруте прикрывали истребители сопровождения, которые эшелонировали свои боевые порядки по высоте, располагаясь сзади и на флангах боевого порядка сопровождаемых.

В населенном пункте Полградь разведка обнаружила скопление войск и техники врага. Для нанесения удара по этому пункту была выслана группа бомбардировщиков. При подходе к цели советские летчики применили противозенитный маневр, изменяя высоту, скорость и курс. Часть бомбардировщиков была выделена для подавления зенитной артиллерии. Удар был мастерским, он вызвал большие пожары и взрывы, При уходе бомбардировщиков от цели их пытались атаковать истребители противника. Наши самолеты сомкнули свой боевой порядок и совместно с истребителями сопровождения провели воздушный бой, в ходе которого сбили 2 вражеских истребителя.

Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия и сильный артиллерийский огонь, большую помощь наземным войскам оказывали ночные бомбардировщики. Каждую ночь они наносили меткие удары по объектам противника на поле боя и вели разведку в его тылу. Многие летчики совершали по 6 — 8 боевых вылетов в ночь. Наземное командование не раз присылало хорошие отзывы и благодарность за оказанную ночными бомбардировщиками помощь в отражении атак противника.

В ходе боев у озера Балатон советская истребительная авиация прочно удерживала господство в воздухе. Наши истребители надежно прикрывали с воздуха свои сухопутные войска и обеспечивали действия штурмовиков и бомбардировщиков, а в некоторых случаях наносили удары и по наземным целям.

Вражеская авиация действовала, как правило, группами численностью до 40 истребителей-штурмовиков FW-190 под прикрытием истребителей типа Me-109. В воздушных боях неприятель, I наращивая свои силы, стремился обеспечить за собой численное превосходство. Однако наши авиационные командиры, разгадав его тактику, стали назначать авиационный резерв, который в зависимости от обстановки находился на земле или в воздухе.

В оборонительных боях у озера Балатон наши истребители, используя богатый опыт предыдущих боев, продемонстрировали высокое мастерство, мужество и героизм. Только в первый день наступления немецко-фашистских войск наши истребители сбили 19 вражеских самолетов.

8 марта 1945 г. 6 истребителей Як-3 под командованием Героя Советского Союза капитана А. И. Колдунова (позже этот выдающийся летчик был награжден второй медалью «Золотая Звезда») получили боевую задачу — прикрывать свои наземные войска. Перед вылетом капитан Колдунов дал указание экипажам группы о порядке взлета, сбора, установил боевой порядок и высоту патрулирования. Было также решено, что при встрече с воздушным противником в бой вступают 4 самолета во главе с капитаном А. И. Колдуновым. Другие 2 самолета (ведущий старший лейтенант Пациба) вступают в бой лишь по команде Колдунова в то время, когда противник будет наращивать силы. Эта пара находилась выше четверки, поддерживая с ней зрительную и радиосвязь. Вскоре капитан Колдунов заметил на высоте 2000 метров группу в составе 8 самолетов Me-109 и сразу же подал своим ведомым команду по радио об одновременной атаке группы. Неожиданной атакой сзади сверху капитан Колдунов с короткой дистанции одной очередью сбил Me-109, а затем, используя свое превосходство в скорости, атаковал и сбил второй самолет врага. В это время к району боя подошли еще 4 самолета Me-109. Капитан Колдунов приказал вступить с ними в бой паре старшего лейтенанта Пациба. Эта пара пошла в атаку также сверху, при этом ведущий сбил один самолет. Истребители противника, имея численное превосходство, дрались упорно. Бой » длился 20 минут. В ходе его наши летчики, используя лучшие качества советских самолетов в вертикальном маневре, сохраняли за собой преимущество в высоте и скорости, следовательно, инициатива боя была в руках советских летчиков. Капитан А. И. Колдунов непрерывно управлял боем своих истребителей по радио. Группа без потерь вернулась на свой аэродром, сбив 6 истребителей неприятеля.

У озера Балатон Герой Советского Союза А. И. Колдунов неоднократно в течение одного воздушного боя сбивал по 2 — 3 фашистских самолета. На его боевом счету в то время было более 40 уничтоженных самолетов противника.

Здесь также умножил свою боевую славу дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель гвардии майор К. А. Евстигнеев. К этому времени он сбил 54 вражеских самолета.

В воздушных боях у озера Балатон советские летчики проявили высокое мастерство. Они одерживали победы над численно превосходящим противником. Четверка истребителей, возглавляемая капитаном И. Ф. Паниным, прикрывала наши обороняющиеся войска. Капитан Панин со своим ведомым патрулировал на высоте 4200 метров. Другая пара, возглавляемая капитаном А. Д. Дорошенко, находилась на высоте 4500 метров. Истребители заметили 8 самолетов Me-109, которые следовали двумя группами: впереди шестерка в боевом порядке фронт, а несколько сзади — пара с превышением 200 — 300 метров. Пара капитана А. Д. Дорошенко сковала боем верхнюю пару Me-109, а капитан И. Ф. Панин атаковал сверху сзади шестерку противника и с короткой дистанции сбил один самолет. Ошеломленные этим ударом, истребители неприятеля вышли из боя и ушли на свою территорию. Затем в этот район подошла группа из пятнадцати самолетов FW-190 с бомбами. Используя свое преимущество в высоте и прекрасные качества истребителей на вертикальном маневре, пара капитана Дорошенко атаковала эту группу, не дав ей прицельно сбросить бомбы. Выйдя из атаки с набором высоты, капитан Дорошенко вновь пошел в атаку снизу сзади и сбил вражеский самолет. Затем он прикрыл своего ведомого, который, в свою очередь, сбил еще один самолет. Таким образом, четверка советских истребителей, прикрывая свои войска, в одном вылете провела два воздушных боя с численно превосходившим противником и сбила три вражеских самолета.

В результате стойкой обороны войска 2-го и 3-го Украинских фронтов в районе озера Балатон обескровили крупную танковую группировку гитлеровцев и тем самым создали благоприятные условия для осуществления Венской наступательной операции.

В короткий срок, с 6 по 15 марта, они разгромили 6-ю немецко-фашистскую танковую армию СС, которая в свое время громила оборону англо-американских войск в Арденнах. Уже 16 марта после мощной артиллерийской и авиационной подготовки Советская Армия перешла в решительное наступление. А через неделю, 24 марта, столица нашей Родины Москва салютовала в честь победоносных войск 3-го Украинского фронта, разгромивших крупную группировку немцев и продвинувшихся вперед на 70 километров на фронте протяжением более 100 километров.

Разгром немецко-фашистских войск в районе озера Балатон лишил фашистов возможности усилить берлинскую группировку и открыл доступ к важной военно-экономической базе врага — Австрии и Южной Германии.

Во время оборонительных боев наши войска показали исключительное упорство, стойкость и согласованность действий. Советские воины-освободители еще раз продемонстрировали свои высокие морально-боевые качества.

Этому во многом способствовала партийно-политическая работа, проводившаяся в подразделениях и частях. Особое внимание в период оборонительных боев было обращено на воспитание у воинов стойкости, высокой боевой активности, готовности любой ценой выполнить поставленную боевую задачу. Командиры и политработники разъясняли авантюристический характер и неизбежность провала наступления гитлеровцев. Коммунисты и комсомольцы показывали образцы мужества и стойкости, воодушевляя личный состав на героические подвиги во имя завершения разгрома гитлеровской Германии.

Значительную роль в срыве наступления гитлеровских войск у озера Балатон сыграла авиация 2-го и 3-го Украинских фронтов. Несмотря на сложные метеорологические условия, с 6 по 15 марта она совершила около 6000 боевых вылетов. В течение всей оборонительной операции наша авиация сохраняла за собой господство в воздухе и тесно взаимодействовала с наземными войсками. Важную роль в разгроме вражеских наступающих группировок сыграли советские штурмовики, которые наносили сокрушительные удары по войскам противника и в первую очередь по его танкам.

За время оборонительных боев наша истребительная авиация совместно с зенитной артиллерией сбила около 250 вражеских самолетов.

Упорная оборона советских войск в районе озера Балатон и переход в стремительное наступление сразу же после завершения оборонительной операции еще раз подтвердили превосходство советской военной науки над буржуазной военной наукой.

Источник: Гвардии подполковник А. ЯКОВЛЕВ «В Балатонской оборонительной операции» — «Вестник воздушного флота» № 1, 1954 г.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image