Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

В боях за правобережную Украину

В то время, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов заканчивали разгром гитлеровцев под Ленинградом, войска Украинских фронтов в феврале — марте 1944 г. нанесли по фашистским армиям новый мощный удар на реке Буг. Советская Армия разгромила немецкие войска и отбросила их за Днестр. В результате этого удара Правобережная Украина была освобождена от немецко-фашистских захватчиков.

К началу второго сокрушительного удара на Украине сложилась следующая обстановка.

В результате летнего наступления 1943 г. советские войска освободили Левобережную Украину. Наши войска выиграли битву за Днепр и создали ряд мощных плацдармов в районах Киева, Кременчуга и Днепропетровска. В конце 1943 г. и в январе 1944 г. они провели несколько операций, создав наиболее выгодные условия для последующих наступательных действий. В результате части Советской Армии вышли на рубеж Сарны, Бердичев, Белая Церковь и овладели городом Кировоград.

Против четырех Украинских фронтов в это время действовали две группировки немецко-фашистских войск, которым гитлеровское командование поставило задачу любой ценой удержать Правобережную Украину и не допустить советские войска К границам Румынии и Польши.

Противник сосредоточил перед Украинскими фронтами большое количество авиации. В составе 4-го гитлеровского воздушного флота, действовавшего против Украинских фронтов, было более половины всей фашистской авиации, находившейся на советско-германском фронте.

Гитлеровское командование рассчитывало, что советские войска не смогут вести успешных наступательных действий в условиях весенней распутицы и бездорожья. Но советское командование начало наступление именно в этот период.

Второй удар по гитлеровской армии проводился в два этапа. На первом этапе (конец января — февраля) наши войска разгромили противника в Корсунь-Шевченковском и Никопольском районах. Одновременно наши войска ликвидировали луцко-ровненскую группировку противника и заняли более глубокое охватывающее положение для последующего удара на юг, во фланг южной группы фашистских войск. На втором этапе Верховное Главнокомандование поставило перед войсками Советской Армии задачу окончательного разгрома всей группировки фашистских войск на Правобережной Украине и выхода на государственную границу.

В конце января войска 1-го и 2-го Украинских фронтов из районов севернее Кировограда и Белая Церковь перешли в наступление с целью разгрома корсунь-шевченковской группировки гитлеровцев. На оборонительные позиции противника обрушились удары огромной силы. Фашистская оборона была прорвана. Через несколько дней подвижные части этих фронтов уже соединились в районе Звенигородка, Шпола, завершив окружение основных сил одной из фашистских армий. В окружении оказались десять немецких дивизий и одна бригада общей численностью около 100 000 человек.

Советские летчики, несмотря на очень сложные метеорологические условия, оказывали всемерную помощь нашим наступающим войскам при прорыве ими обороны противника и содействовали окружению его войск.

Авиация противника находилась в более благоприятной обстановке, так как метеорологические условия над территорией, занятой противником, были в этот период значительно лучше, чем над нашей территорией. Используя это преимущество, гитлеровцы пытались ударами групп бомбардировщиков сорвать наступление наших войск.

Советская истребительная авиация пресекла эти попытки. Отличная организация управления действиями авиации обеспечивала нашим самолетам возможность быстро появляться над полем боя и успешно отражать попытки авиации противника действовать по боевым порядкам наступающих войск. Так, например, 29 января противник из района Шпаково, Златополь предпринял контратаки, пытаясь прорвать замкнувшееся кольцо окружения. Для поддержки контратаки гитлеровцы бросили бомбардировочную авиацию. Советский авиационный командир, следовавший с передовыми частями, вызвал по радио свою истребительную авиацию. Несмотря на сложные метеорологические условия на маршруте полета до линии фронта, затруднявшие вылет в составе групп, наши истребители сорвали попытку авиации противника действовать по боевым порядкам наших войск.

Противник, конечно, не мог примириться с потерей своих отборных дивизий, окруженных нашими войсками. Стянув с менее активных участков фронта крупные силы пехоты и танков (8 танковых и несколько пехотных дивизий), он стал предпринимать яростные попытки прорвать кольцо извне. Одновременно окруженные войска пытались прорвать кольцо ударами изнутри.

На этом участке фронта гитлеровцы сосредоточили крупные силы своей авиации. Их бомбардировочная авиация поддерживала контратакующие войска, а транспортная пыталась доставлять грузы окруженным войскам. Для того чтобы сорвать эти замыслы гитлеровцев, вблизи окруженной вражеской группировки были сосредоточены значительные силы нашей авиации. Они были размещены на ограниченном количестве аэродромов, находившихся вблизи окруженной группировки и имевших искусственные взлетно-посадочные полосы, в связи с чем была организована сильная противовоздушная оборона этих аэродромов. Все это позволило нашей авиации с большой эффективностью содействовать сухопутным войскам в ликвидации попыток противника выйти из окружения.

(Когда советские войска приступили к уничтожению корсунь-шевченковской группировки, наша авиация вела воздушную разведку, уничтожала окруженные войска, содействовала наземным частям в отражении контратак и контрударов танковых группировок противника на внешнем фронте окружения, препятствовала подвозу резервов противника, уничтожала его авиацию на аэродромах и в воздухе.

Воздушная разведка имела очень важное значение для вскрытия перегруппировки и маневра войск противника. Данные воздушной разведки помогали нашим сухопутным войскам и авиации своевременно принимать меры к отражению контратак и контрударов войск противника. Так, например, 31 января воздушной разведкой было вскрыто, что противник сосредоточивает в районе Новомиргород войска для проведения контратаки. По этой группировке гитлеровцев нанесла удар наша авиация, в результате чего контратака противника была сорвана.

Летчики-штурмовики в зависимости от обстановки применяли самые разнообразные тактические приемы, делали по нескольку заходов на цель, нанося удары по танкам, пехоте и артиллерии противника.

Авиационное воздействие на окруженного противника было непрерывным. Дневные удары дополнялись действиями ночных бомбардировщиков, причем ночные действия были весьма эффективными.

Советская авиация успешно блокировала с воздуха окруженную группировку противника.

Пытаясь организовать снабжение окруженной группировки боеприпасами, гитлеровцы привлекли значительные силы транспортной и даже бомбардировочной авиации для транспортировки грузов.

Перед советскими летчиками была поставлена задача — не допустить полетов транспортных самолетов в район окруженной группировки. Выполняя эту задачу, наши летчики уничтожали самолеты противника на тыловых аэродромах, посадочных площадках внутри кольца окружения и в воздухе, на маршрутах их полета.

Небольшие группы наших истребителей занимались поиском противника на вероятных маршрутах полета транспортных самолетов. При обнаружении крупных групп транспортных самолетов противника ведущий по радио вызывал дополнительные силы. Так, 3 февраля 1944 г. старший лейтенант Суриков в паре с ведомым вылетел на поиск транспортных самолетов в районе Завадовка. В этом районе экипажами было обнаружено две группы — до 16 транспортных самолетов в сопровождении 6 — 10 истребителей противника. Самолеты врага уже производили посадку. Суриков вызвал по радио группу самолетов, а сам атаковал самолеты противника и сбил два из них. Прилетевшая по вызову группа истребителей уничтожила еще 9 транспортных самолетов и 6 истребителей противника.

Транспортные самолеты противника уничтожались не только теми авиационными частями и соединениями, которым была поставлена эта задача. Для всех экипажей, действовавших на данном участке фронта, являлось законом: встретишь гитлеровские транспортные самолеты в воздухе — уничтожай их. Даже попутно с выполнением других боевых задач наши летчики уничтожали транспортные самолеты врага.

Однажды 6 советских истребителей, сопровождая штурмовиков, встретились с группой в 16 транспортных фашистских самолетов. Командир группы старший лейтенант П. В. Базанов, приказав одной паре прикрыть штурмовиков, принял решение атаковать звеном вражеские самолеты. Стремительной атакой истребители разбили боевой порядок вражеских самолетов. В последующих атаках, открывая огонь с коротких дистанций, они уничтожили 9 самолетов. Сразу же после выполнения задания отважные летчики были награждены орденами. Лишенная помощи, группировка противника расчленялась и уничтожалась по частям нашими войсками при активном содействии авиации. 18 февраля 1944 г. столица нашей Родины Москва 20 залпами из 224 орудий салютовала нашим доблестным войскам, завершившим ликвидацию корсунь-шевченковской группировки противника.

Почти одновременно с войсками 1-го и 2-го Украинских фронтов перешли в наступление и войска 3-го и 4-го Украинских фронтов.

30 января 1944 г. 3-й Украинский фронт нанес удар на вспомогательном направлении. Противник перебросил сюда свои резервы. Тогда два фронта одновременно нанесли сходящиеся удары на главных направлениях. Наступлению наземных войск предшествовала ночная авиационная подготовка по войскам и технике противника на участках прорыва.

3 февраля гитлеровское командование, опасаясь окружения, стало отводить войска с никопольского плацдарма.

Наша авиация, несмотря на исключительно сложные метеорологические условия, ударами небольших групп и одиночных самолетов активно поддерживала наступление сухопутных войск, уничтожала авиацию противника на земле и в воздухе, действовала по отходящим войскам противника с целью срыва их планомерного отступления. Только за один день наступления авиационные части и соединения одного из фронтов уничтожили: танков и самоходных установок — 31, автомашин — 267, бронетранспортеров — 15, подавили огонь 13 батарей артиллерии.

Советские летчики при выполнении боевых задач показывали образцы геройства и самоотверженности.

3 февраля 1944 г. летчик младший лейтенант А. Д. Шурганов штурмовал скопление танков и автомашин в районе Таганча. Самолет был подбит и загорелся в воздухе. Младший лейтенант Шурганов предпочел геройски погибнуть, чем попасть в плен. Охваченный пламенем самолет он направил в самую гущу вражеских автомашин и танков.

8 февраля ночным штурмом наших войск был освобожден Никополь. Во второй половине февраля противник, подтянув резервы и сосредоточив 15 пехотных и 4 танковые дивизии, пытался нанести контрудар в направлении Апостолово. Наша авиация активными ударами содействовала наземным войскам в отражении атак противника.

В эти дни всему фронту стало известно имя летчика младшего лейтенанта Надточиева. При выполнении задания над вражеской территорией был подбит самолет его ведущего — младшего лейтенанта В. И. Протчиева. Ведущий был вынужден сделать посадку вблизи немецкого аэродрома. Экипажу командира грозила смертельная опасность. Младший лейтенант Надточиев принял решение спасти своего командира. Он произвел посадку на ограниченной площадке, взял в свой самолет экипаж командира и на глазах у гитлеровцев взлетел.

Наша авиация оказала большое содействие сухопутным войскам в отражении контрудара противника. Отразив атаки противника, наши войска 17 февраля вновь перешли в наступление на криворожском направлении. Перед наступлением ночные бомбардировщики провели на участке прорыва авиационную подготовку. Действовать пришлось в исключительно трудных метеорологических условиях: при облачности 10 баллов, на высоте 300 — 400 метров, в снегопад, при ограниченной видимости. Но поставленные задачи были выполнены. Это содействовало успешному наступлению наземных войск. Прорвав оборону гитлеровцев, 22 февраля наши войска овладели крупным промышленным центром Украины — городом Кривой Рог.

Таким образом, к концу февраля войсками четырех Украинских фронтов были разгромлены фланговые группировки противника в районах Корсунь-Шевченковский, Никополь и Кривой Рог. Советские войска заняли в результате этого успешного наступления выгодное оперативное положение для окончательного разгрома двух групп немецких армий, действовавших на Правобережной Украине.

4 марта 1944 г. войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление в направлении Проскуров, Тернополь, прорвали вражескую оборону и, успешно продвигаясь вперед, уже ко второй половине марта вышли на линию Тернополь, Проскуров, Винница. 5 марта перешли в наступление войска ударной группировки 2-го Украинского фронта на уманьском направлении; они прорвали оборону противника и ввели в прорыв подвижные части. 6 марта южнее города Кривой Рог войска 3-го Украинского фронта перешли в наступление с плацдармов на западном берегу реки Ингулец и прорвали фронт на протяжении 170 километров.

Несколько фронтов в тесном оперативном взаимодействии вели наступление в полосе шириной более 1000 километров. Только Советская Армия, руководимая и направляемая великой Коммунистической партией, могла провести такое гигантское наступление.

Наша авиация, нанося удары по оборонительным сооружениям, пехоте, танкам и артиллерии гитлеровцев, содействовала наступающим войскам в прорыве обороны и развитии успеха.

Большую роль сыграла наша авиация также в срыве планомерного отхода войск противника. Сочетая удары крупных групп с действиями небольших групп самолетов и отдельных экипажей по основным железнодорожным магистралям и дорогам, колоннам и местам скопления войск, советская авиация громила войска противника на путях его отступления, заставляла его оставлять технику, не давала возможности организовать оборону на выгодных рубежах. Особое внимание было уделено действиям по железным дорогам, так как в условиях весенней распутицы железные дороги являлись основным средством перевозок противника. Удары нашей авиации во многих случаях парализовали работу важнейших железнодорожных участков на длительный срок. Так, например, 9 марта группа штурмовиков нанесла удар по железнодорожной станции Браилов, в результате чего движение на этом участке было прекращено на двое суток.

Во второй половине марта противник, подтянув резервы, пытался сорвать наступление войск 1-го Украинского фронта в направлении Проскуров. Одновременно возросла активность его авиации. Группы бомбардировщиков от 20 до 100 самолетов под прикрытием истребителей пытались бомбардировать боевые порядки наших сухопутных войск. На земле и в воздухе развернулись ожесточенные бои. В этих боях наши летчики показывали многочисленные примеры отваги и мастерства. Даже причисленном превосходстве на стороне противника они смело вступали в бой и, как правило, выходили победителями.

Однажды 9 наших штурмовиков и 6 истребителей под командованием старшего лейтенанта А. Л. Шумидуб после выполнения основной задачи провели успешный воздушный бой с большой группой бомбардировщиков и истребителей противника общей численностью до 42 самолетов. Враг пытался с пикирования бомбить наши войска. Старший лейтенант Шумидуб решил сначала уничтожить те самолеты, которые представляли наибольшую угрозу для наших наземных войск; поэтому первая атака производилась штурмовиками последовательно парами по тем фашистским бомбардировщикам, которые уже входили в пикирование. Наши истребители связали боем истребителей противника. Когда штурмовики вышли из первой атаки, старший лейтенант Шумидуб собрал всю группу и одновременно всей группой в плотном строю «фронт самолетов» атаковал основную группу бомбардировщиков противника. В результате фашистские самолеты, беспорядочно сбросив бомбы, ушли на свою территорию, не выполнив задания. В этом бою штурмовики уничтожили б вражеских бомбардировщиков и один подбили. Наши истребители, прикрывавшие группу старшего лейтенанта Шумидуб, сбили 4 вражеских истребителя. На другой день Шумидуб со своей группой провел бой с 50 бомбардировщиками и 12 истребителями противника, уничтожив 5 бомбардировщиков и 2 истребителя.

В результате ожесточенных боев в воздухе фашистская авиация потерпела полное поражение и не смогла поддержать свои наземные войска. Попытка контрудара на земле также была сорвана. К 20 марта, понеся огромные потери, противник отказался от наступления, а 21 марта войска 1-го Украинского фронта возобновили мощное наступление в полосе Троекуров, Тернополь.

Наступлению наших войск предшествовали мощные удары авиации по обороне противника. 21 марта перед рассветом ночная бомбардировочная авиация провела авиационную подготовку по опорным пунктам, узлам сопротивления и огневым средствам врага в полосе прорыва, а на рассвете в течение короткого промежутка времени сотни советских самолетов нанесли удары по его обороне на этом участке. В результате оборона противника была полностью подавлена.

Войска 1-го Украинского фронта, прорвав вражескую оборону, развивали стремительное наступление на юг и 31 марта, продвинувшись на 200 километров, вышли в предгорье Карпат. Таким образом, гитлеровский фронт был разрезан на две части. В тылу наших войск оказалось большое количество окруженных фашистских войск (в городе Тернополь, в районе Броды и Скала).

Наша авиация в период развития успеха своих войск уничтожала отступавшие гитлеровские войска, срывала перевозки на основных железнодорожных направлениях, вела борьбу за господство в воздухе, содействовала уничтожению окруженных группировок противника и отражению контратак его резервов.

Действуя крупными группами, наша авиация наносила противнику огромные потери. В один из дней наступления в течение часа наши штурмовики нанесли удар группами по нескольку самолетов по автоколонне на шоссе Луки Барские, Дережная, уничтожив более 270 автомашин, 70 повозок, 13 самоходных орудий, 5 танков и около 300 солдат и офицеров противника.

О том, как наша авиация помогала наземным войскам уничтожать окруженные части и соединения гитлеровцев, можно судить по следующему примеру.

31 марта 1944 г. с 15 до 16 часов несколько групп наших самолетов нанесли точный удар по окруженной группировке в районе Тернополя. Удар был тщательно организован. Наиболее важное значение в системе обороны противника имела группировка артиллерии на западной окраине города. Задача на ее подавление была поставлена пикирующим бомбардировщикам. По опорным пунктам и узлам сопротивления в северной, южной и восточной частях города должны были нанести удар штурмовики.

Предварительная воздушная разведка установила, что на ближайших к городу аэродромах противник сосредоточил большое количество истребителей. Для того чтобы связать боем этих истребителей и вытеснить их из района действий нашей авиации, за 15 минут до сосредоточенного удара над городом и его подступами появились наши ‘истребители. С 15 до 16 часов по назначенным целям наносили удары бомбардировщики и штурмовики. Они производили по нескольку заходов, уничтожая противника бомбами и пулемётно-пушечным огнем. Немедленно после авиационной подготовки наши сухопутные войска пошли в атаку и к исходу дня завязали бои в центре города.

Такой успех наступления во многом был обеспечен правильной и тщательной организацией действий авиации.

Активно действовала наша авиация по вражеским резервам. Приведем пример. На одном из участков фронта было обнаружено сосредоточение танков. Разгромить эту группировку было поручено штурмовикам. На выполнение заданий первой вылетела группа под командованием гвардии капитана В. Ф. Зудилова. Используя облачность, штурмовики внезапно вышли на цель и атаковали танки противника. Сделав несколько заходов, группа уничтожила 8 танков, 6 автомашин и большое количество гитлеровских солдат и офицеров. Затем над целью появилась группа штурмовиков под командованием лейтенанта В. И. Гамаюна, которая уничтожила еще б танков, 10 автомашин, 4 автоцистерны и 15 повозок. Намечавшаяся контратака противника была сорвана. Вечером в часть пришла телеграмма от командования наших сухопутных войск: «Восхищены работой штурмовиков. Благодарим за помощь. Сообщите фамилии летчиков, помогавших нам сегодня».

В результате успешного наступления войск 1-го Украинского фронта от оккупантов была очищена вся северная часть Правобережной Украины, освобождено 3800 населенных пунктов и в их числе областные центры Украины Винница, Каменец-Подольск и Черновицы.

Успешно выполняли задачи второго этапа и войска 2-го и 3-го Украинских фронтов.

Войска 2-го Украинского фронта, разгромив в пятидневных боях уманьскую группировку противника и освободив города Умань и Христиновка, стремительно продвигались к реке Южный Буг.

Здесь боевую работу летчикам приходилось вести в чрезвычайно трудных условиях. Плохая погода, раскисание грунта на аэродромах, большое удаление аэродромов базирования от линии фронта, трудности в доставке горючего и боеприпасов — все это очень осложняло боевую деятельность авиации. Но, несмотря на все трудности, советские летчики активно содействовали нашим наступающим войскам, уничтожая отходящие войска противника, обеспечивая форсирование рек, уничтожая вражескую авиацию на земле и в воздухе, транспортируя боеприпасы и горючее.

В сложных метеорологических условиях наши летчики-истребители смело применяли новые тактические приемы борьбы с авиацией противника. Ярким проявлением возросшего мастерства летчиков являлись воздушные бои на малых высотах (вплоть до бреющего полета), которые широко стали применяться в это время.

Удары по отступающим гитлеровцам наносились при тесном взаимодействии бомбардировщиков и штурмовиков. Экипаж бомбардировщика гвардии лейтенанта Куракина разрушил переправу через водный рубеж в тылу противника. К этой переправе подходила шоссейная дорога, по которой отступали фашистские войска. У разрушенной переправы скопилось большое количество автомашин, танков и повозок. Колонна растянулась почти на 7 километров. Воспользовавшись этим, наши штурмовики нанесли несколько сильных ударов по скоплению войск у переправы. Штурмовики разделились на пары и последовательно штурмовали колонну. Истребители прикрытия подавляли зенитные точки, колонна гитлеровцев была полностью разгромлена.

Форсировав реку Южный Буг, наши войска к 17 — 19 марта вышли к реке Днестр и повернули на юг, наступая вдоль правого и левого берегов Днестра с целью окружения немецкой группировки между реками Южный Буг и Днестр. 25 марта войска 2-го Украинского фронта вышли к государственной границе — реке Прут, форсировали ее и вступили на территорию Румынии.

Войска 3-го Украинского фронта, перейдя в наступление в начале марта, стремительно продвигались вперед и вскоре перерезали пути отхода противнику, действовавшему перед левым крылом этого фронта.

Исключительно плохие метеорологические условия затрудняли действия нашей авиации. Но наступательный порыв войск был огромным. Летчики стремились всеми силами помочь наземным войскам разгромить противника.

В дни, когда другие рода авиации не могли вести боевых действий из-за плохих метеорологических условий, всемерную помощь наступавшим войскам оказывала наша легкомоторная авиация. Несмотря на 10-балльную низкую облачность, обледенение, сильный зенитный огонь противника, экипажи самолетов По-2 точно выполняли поставленные им задачи, нанося большой урон противнику.

K середине марта войска фронта окружили в районе Березниговатое — Снигиревка основные силы фашистских войск, действовавших перед фронтом, и приступили к их уничтожению. Противник пытался вывести свои войска из окружения. Днем и ночью наша авиация наносила непрерывные удары по окруженным гитлеровским войскам. В результате ударов авиации попытка противника была сорвана.

Развивая успех, войска фронта к 18 марта вышли к реке Южный Буг и, форсировав ее, заняли плацдармы на западном берегу.

В этот период перед нашими летчиками была поставлена задача прикрыть переправы от ударов с воздуха и содействовать сухопутным войскам в захвате и расширении плацдармов. Советские летчики успешно справились и с этой задачей.

Группа штурмовиков под командованием старшего лейтенанта Мазкова получила задание подавить вражеский опорный пункт на правом берегу реки, препятствовавший продвижению наших войск. Сбросив бомбы, летчики снизились до бреющего полета и сделали еще несколько заходов, уничтожая войска противника пулеметно-пушечным огнем. В результате опорный пункт был подавлен и взорван склад боеприпасов противника. Вскоре на командный пункт авиационной части поступила телеграмма от наземных войск: «За хорошую работу объявляем благодарность группе штурмовиков. Они помогли нам удержаться на правом берегу и расширить плацдарм».

Четыре советских истребителя под командованием старшего лейтенанта Борисова провели успешный бой с тремя группами фашистских бомбардировщиков, пытавшихся бомбить нашу переправу. 32 вражеских бомбардировщика под прикрытием истребителей шли к переправе. Зная, что фашистские летчики не выдерживают атак на встречных курсах, Борисов решил именно так атаковать группу противника. Со своим ведомым он атаковал ведущего первой группы и сбил его. При выходе из атаки он сбил замыкающего второй группы. В то же время вторая пара наших истребителей (ведущий старший лейтенант Филонов) атаковала два других бомбардировщика, а затем с правым разворотом стремительно атаковала в хвост левого ведомого группы и обила его.

Группа противника рассыпалась. Воздушный бой продолжался в течение 15 минут. Было сбито 5 бомбардировщиков противника; остальные, беспорядочно сбросив бомбы, ушли на свою территорию.

К середине апреля войска трех Украинских фронтов полностью освободили всю Правобережную Украину от гитлеровских захватчиков. Выйдя на государственную границу на фронте протяженностью более 400 километров, они освободили от фашистского рабства миллионы советских людей и перенесли военные действия на территорию Румынии.

Большую роль в разгроме фашистских войск на территории Правобережной Украины сыграла наша советская авиация. В трудных условиях наши летчики с честью выполнили поставленные перед ними задачи.

Ла-5 над УкраинойВ первых рядах, показывая примеры героизма и преданности своей Родине, сражались коммунисты и комсомольцы. В небе Правобережной Украины сражались такие прославленные летчики-коммунисты, как А. В. Ворожейкин, А. С. Куманичкин, М. И. Семенцов, В. И. Борадачев и многие другие. В дни боев за Правобережную Украину свою первую «Золотую Звезду» Героя получил Иван Кожедуб.

Вся партийно-политическая работа в частях и подразделениях была направлена на обеспечение боевых действий авиации.

Среди личного состава авиационных частей и соединений была развернута широкая агитационно-пропагандистская работа. Перед наступлением всему составу разъяснялись обращения Военных Советов фронтов. В ходе боевых действий ежедневно проводились информации об успехах Советской Армии на фронтах; большое внимание уделялось популяризации успехов своего фронта и летчиков своего соединения и части. Во фронтовой и армейской печати, стенных газетах и боевых листках широко освещалась повседневная боевая деятельность подразделений и частей и подробно описывались действия и героические подвиги летчиков.

В ходе боев было ярко продемонстрировано морально-боевое превосходство советских летных кадров над фашистскими летчиками и высокое мастерство советских командиров в организации . боевых действий авиации.

Как правило, наша авиация действовала массированно на направлении главного удара своих войск. Управление действиями авиации организовывалось с учетом характера боевых задач авиации на различных этапах боя и операции. Широко практиковался выезд авиационных командиров в наземные войска. Благодаря такой организации управления было обеспечено тесное взаимодействие авиации с наступающими сухопутными войсками. Гибкое управление обеспечивало также возможность быстро изменять способы действий авиации в зависимости от обстановки.

Части и подразделения авиационного тыла, обслуживающие авиацию Украинских фронтов, в условиях весенней распутицы, бездорожья и высоких темпов наступления сумели обеспечить бесперебойные боевые действия авиации.

Своим героическим трудом в тылу советский народ обеспечивал армию всем необходимым для достижения победы над врагом. Наша промышленность снабжала авиацию большим количеством первоклассных самолетов. Весь советский народ оказывал всемерную помощь фронту.

Источник: Гвардии подполковник Н. ПЕЧНИКОВ. В боях за правобережную Украину. «Вестник воздушного флота» № 4, 1952 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image