Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

ВВС и ПВО Балтийского флота после Великой Отечественной

К окончанию Великой Отечественной войны в состав ВВС БФ входили четыре авиационные дивизии (1-я гв. ИАД, 8-я МТАД, 9-я ШАД, 11-я ШАД) и два отдельных полка — всего 17 авиационных полков и семь отдельных эскадрилий.

С 25 февраля 1946 г. управление ВВС БФ было переведено из Паланги в г. Калининград, где и находится по настоящее время. Тогда же Балтийский флот был разделён на Южно-Балтийский (ГВМБ Балтийск) и Северо-Балтий-ский (ГВМБ Таллин) флоты. Соответственно, и Морская Авиация БФ была поделена между двумя флотами. Командующим ВВС ЮБФ стал ГСС генерал-лейтенант авиации М.И.Самохин (ранее — командующий ВВС БФ), а командующим ВВС СБФ — ГСС генерал-лейтенант авиации АХ. Андреев. В состав ВВС СБФ была передана 19-я МТАД (66-й и 68-й МТАП) на самолётах А-20 «Бостон», ранее находящаяся в прямом подчинении командующему ВВС ВМФ.

В январе 1947 г. Южно-Балтийский и Северо-Балтийский флоты были переименованы в 4-й и 8-й ВМФ. Соответственно, и ВВС этих флотов стали именоваться ВВС 4-го ВМФ и ВВС 8-го ВМФ.

С 15 декабря 1947 г., в соответствии с циркуляром НГШ ВМС №0036 от 07.10.1947 г., ВВС 4-го и 8-го ВМФ перешли на типовую организацию ВВС ВС СССР (авиационные полки стали четырёхэскадрильного состава).

В начале 1948 г. 9-я и 11-я штурмовые дивизии были переформированы в смешанную и истребительную авиадивизии соответственно. В это же время происходило перевооружение частей на поршневые самолёты последнего поколения. Так, 1-я гв. ИАД перевооружилась на Ла-9 и Ла-11, остальные истребительные полки были вооружены истребителями Як-9. Части минно-торпедной и бомбардировочной авиации осваивали самолёты Ту-2. Штурмовые полки получили на вооружение самолёты Ил-10.

Истребители МиГ-15 и МиГ-17 ВВС ВМФ

Истребители МиГ-15 и МиГ-17 ВВС ВМФ

Начало 1950-х гг. стало временем перевооружения частей ВВС на новую реактивную авиационную технику. На вооружение поступили самолёты Ил-28, Ту-16, МиГ-15 и МиГ-17.

В середине 1950-х гг. части разведывательной и зарождающейся противолодочной авиации получили летающие лодки Бе-6, вертолёты Ка-15 и Ми-4.

В августе 1951 г. 1531-й гв. МТАП 587-й гв. МТАД, первым в балтийской авиации, переучился на торпедоносец Ил-28, затем наступила очередь полков 8-й МТАД (1-й гв. МТАП и 51-й МТАП).

В этот же период прошли масштабные организационно-штатные мероприятия. В состав ВВС флота передавались части ВВС СА: в 1955 г. из Дальней Авиации была принята 57-я тяжёлая бомбардировочная Краснознамённая Смоленская авиационная дивизия, базирующаяся на аэр. Бы-хов, в составе 170-й гв. ТАП и 240-го гв. ТАП.

В 1955 г. в составе ВВС флота появилась первая вертолётная часть — 509-й отдельная вертолётная эскадрилья.

В первой половине 1950-х гг. ВВС двух Балтийских флотов были весьма внушительными по боевому и численному составу. Каждое из объединений имело по две минно-торпедные дивизии, по три-пять истребительных дивизий, по одному разведывательному и транспортному полку, по одной вертолётной эскадрилье, а также некоторое количество частей и подразделений специальной авиации.

В феврале 1956 г. 4-й ВМФ и 8-й ВМФ были вновь объединены в Балтийский флот. Соответственно, и авиация БФ стала вновь единой, получив наименование ВВС и ПВО БФ.

В первой половине 1950-х гг. балтийская авиация пополнилась сразу несколькими истребительными авиационными дивизиями, принятыми из ВВС ВС (60-я и 108-я ИАД, 237-я гв. ИАД) и вновь сформированными (717-я и 738-я ИАД).

Все истребительные соединения Авиации флота в 1952 г. были объединены в 9-й истребительный авиационный корпус. Но уже с февраля 1957 г. пошёл обратный процесс: в состав формируемых войск ПВО страны передаются: 60-я ИАД (211-й ИАП, 938-й ИАП, 939-й ИАП); 90-я ИАД (18-й ИАП, 411-й ИАП, 572-й ИАП); 150-я ИАД (990-й ИАП) и 152-я ИАД (24-й ИАП, 223-й гв. ИАП и 945-й ИАП). Оставшиеся истребительные части и соединения продолжали оставаться в составе ВВС и ПВО БФ до середины 1960 г., но и они были расформированы.

В 1960 г. в стране происходило «дальнейшее значительное сокращение Вооружённых Сил СССР». Этот процесс глубоко затронул и ВВС и ПВО БФ. Почти все дивизии и полки минно-торпедной и истребительной авиации были расформированы.

После этой, так называемой «военной реформы», в Авиации Балтийского флота (так ВВС и ПВО БФ стали именоваться с декабря 1961 г.) осталась одна дивизия (57-я МРАД в составе 170-го гв. МРАП, 240-го гв. МРАП), три отдельных полка (12-й ОМРАП, 15-й ОДРАП, 263-й ОТАП) и две отдельные авиационные эскадрильи (17-я ОДПЛАЭ, 308-я ОВЭ).

В 1961 г. на Балтике прошёл любопытный процесс: в июле была сформирована новая 384-я МТАД (759-й МТАП и 846-й гв. МТАП, на самолётах Ил-28), а в сентябре управление 57-й МРАД и 240-й гв. МРАП вновь передали в состав ВВС СА.

В конце 1961 г. на базе 308-й ОВЭ был сформирован 745-й отдельный вертолётный полк.

В июле 1962 г. на новый сверхзвуковой самолёт-разведчик Ту-22р переучился 15-й ОДРАП. Во второй половине года 759-му МТАП довелось участвовать в операции «Анадырь» по переброске группировки советских войск на Кубу.

К 1963 г. 12-й ОМРАП, 170-й гв. МРАП и 240-й гв. МРАП (возвращённый в сентябре 1963 г. из ВВС С А) перевооружаются на ракетоносцы Ту-16.

В 1964 г. управление 384-й МТАД было расформировано, а полки, входящие в дивизию, становятся отдельными. Тогда же 745-й ОПЛВП начал перевооружаться на новые вертолёты корабельного базирования Ка-25.

Принятие на вооружение новых самолётов противолодочной авиации Бе-12 и Ил-38 позволило провести весьма своеобразные переформирования Авиации БФ. Так, в 1971 г. 759-й ОМТАП и 17-я ОПЛАЭ переформируются в новую 49-ю ОПЛАЭ ДД1, на самолётах Бе-12, на аэр. Коса. В это же время 846-й гв. ОМТАП, в дополнение к Ил-28, получил самолёты Ил-38. С этого времени он стал именоваться 846-м гв. ОПЛАП.

В 1975 г. на его базе формируются две новые лётные части: 145-я ОПЛАЭ ДД, на самолётах Ил-38 (аэр. Скультэ), и 846-й гвардейский отдельный штурмовой Клайпедский Краснознаменный авиационный полк им. И.И.Борзова, на самолётах Су-17м (аэр. Чкаловск). Этот полк унаследовал почётные наименования и награды от 1-го гв. МТАП времён войны. Так возродилась штурмовая авиация в составе ВВС ВМФ.

В июле 1971 г. на аэр. Веретье с Севера был перебазирован 9-йгв. МРАП, вооружённый самолётами Ту-16кс. Полк вошёл в боевой состав Авиации БФ. Однако пробыл он там недолго — в декабре 1974 г. прославленный в годы войны полк был расформирован.

В 1975 г. началось перевооружение полков 57-й МРАД на новый сверхзвуковой самолёт-ракетоносец Ту-22м2. Географически выгодное базирование дивизии в Белоруссии позволяло использовать её полки в интересах боевого применения всех трёх флотов европейской части страны. Кроме того, отрабатывался также и межтеатровый манёвр на Дальний Восток, на аэродромы авиации ТОФ.

В 1976 г. личный состав 745-го ОПЛВП освоил новый вертолёт-амфибию Ми-14, в противолодочном и спасательном вариантах.

В 1978 г., на базе эскадрилий самолётов-постановщиков помех Ту-16п, из 170-го и 240-го гв. МРАП формируется единственный в своём роде в составе Морской Авиации 342-й АП РЭБ на аэр. Остров. Он первоначально вошёл в 57-ю МРАД, но вскоре стал отдельным полком.

На основании директивы ГШ ВМФ №730/1/0225 от 28.03.1980 г., Авиация БФ была переименована в Военно-Воздушные Силы БФ.

В 1985 г. 15-й ОДРАП переучивается на тактические разведчики Су-24 и Су-24мр, а во 2-й половине 1980-х гг. 745-й ОПЛВП получает на вооружение вертолёты Ка-27пл, Ка-27пс и Ка-29тб.

В 1989 г. из 15-й ВА в состав ВВС БФ передаётся 132-я бомбардировочная авиационная дивизия, переименованная в 132-ю МБАД, а затем — в 132-ю ШАД. Дивизия базировалась на аэродромах: Черняховск (управление и 4-й гв. БАП на Су-24м), Тукумс (668-й БАЛ на Су-24м), Сууркюль (321-й БАП на Су-24м) и Вещево (66-й АПИБ, Су-17м). На это же время пришлось и перевооружение полков 57-й МРАД на сверхзвуковые ракетоносцы 3-го поколения — самолёты Ту-22м3.

В 1989 г. аэр. Веретье, после передислокации туда 392-го ОДРАП, перешёл в подчинение ВВС СФ и оставался в их составе вплоть до 1993 г.

1989 г. можно назвать расцветом боевой мощи ВВС БФ. Авиационные части и соединения базировались на аэродромах: Быхов, Скультэ, Тукумс, Сууркюль, Черняховск, Чкаловск, Храброво, Донское, Коса, Вещево. Как запасные и оперативные аэродромы, для авиации использовались: Обрику, Нурмси, Арегала, Сольцы, Горелово, Смоленск, Вильнюс, Лиепая, Минск, Пушкин, Вайноде, Нивенское, Шяуляй, Каунас, Лиелварде. В это же время наблюдается пик боевой готовности лётных частей.

На 1991 г. ВВС БФ насчитывали в своём составе 328 боевых самолётов и 70 вертолётов.

Концом 1980-х гг. ознаменовалась очередная эпоха сокращений и переформирований в Авиации ВМФ. Так, в 1989 г. на Балтике были расформированы 342-й ОАП РЭБ и 12-й ОМРАП. И это были только первые ласточки.

В 1991 г. БФ лишился своей морской ракетоносной авиации: 57-я МРАД в полном составе была расформирована. Награды и почётные наименования управления и её полков были переданы другим частям: вновь сформированной 57-й смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС СФ, 321-му и 668-му МШАП ВВС БФ, которые стали именоваться 170-м гв. МШАП и 240-м гв. МШАП соответственно.

После распада страны процесс сокращений только усилился; кроме того, пришлось спешно выводить части флота (и его авиации) из республик бывшего СССР, получивших независимость.

В 1993-1994 гг. так называемая «военная реформа» продолжалась. В это время в ВВС БФ:

  • — были расформированы 66-й ОМШАП и 145-я ОПЛАЭ;
  • — 15-й ОДРАП и 846-й гв. ОМШАП были переформированы в 846-й гв. ОМШАП;
  • — управление 132-й МШАД и 170-го гв. МШАП были расформированы, а 240-й гв. МШАП и 392-й ОДРАП переформированы в новый 240-й гвардейский инструкторско-исследовательский смешанный авиационный полк ВВС ВМФ. Он стал подчиняться начальнику 444-го ЦБП и ПЛС на аэр. Веретье (Остров);
  • — 745-й ОКПЛВП на аэр. Донское был свёрнут в 396-ю ОПЛВЭ.

В 1994 г. из частей бывшего 27-го корпуса ПВО, дислоцированного в Калининградской области, и выведенных туда из стран Балтии, в составе БФ был сформирован Калининградский район ПВО. В него вошли все авиационные, зенитно-ракетные и радиотехнические части, под общим руководством командования БФ: 689-й гв. ИАП, 183-я гв. ЗРБР, 81-й ОРТП, 214-й ОП РЭБ, а также командный пункт района, центр боевого управления и пункт наведения истребительной авиации.

В 1995 г. 263-й ОТАП на аэр. Храброво был свёрнут в 397-ю ОТАЭ.

В 1996 г. 846-й гв. ОМШАП был свёрнут в 846-ю гв. ОРАЭ, а 397-я ОТАЭ и 49-я ОПЛАЭ переформируются в 316-й ОСАП ВВС БФ.

В 1997 г. из состава СВ, дислоцированных в Калининградской области, ВВС БФ получили 288-й ОВП БиУ.

В 1998 г. 4-й гв. ОМШАП и 846-я гв. ОРАЭ вновь были переформированы в единый 4-й гв. ОМШАП, а 316-й ОСАП свернули в 398-ю ОТАЭ. В этом же году все воинские структуры ВМФ, ВВС, ПВО и СВ, дислоцирующиеся в Калининградской области, были объединены под общим руководством командующего БФ. При этом они ещё сохраняли некоторую видимость самостоятельности, подчиняясь также и своим командующим.

В декабре 1999 г. управление района ПВО на БФ было преобразовано в управление ПВО БФ, с подчинением по специальным вопросам командующему ВВС БФ. Тогда же управление ВВС БФ было переименовано в управление Авиации БФ. С 1 сентября 2002 г. управление ПВО БФ и управление авиации БФ были объединены в управление ВВС и ПВО БФ. Новая структура включила в себя:

  • — 396-ю ОКПЛВЭ и 398-ю ОТАЭ — от ВВС БФ;
  • — 4-й гв. ОМШАП (Су-24м) — от ВВС РФ;
  • — 689-й гв. ИАП (Су-27), 183-ю гв. ЗРБР (ЗРК С-200 и С-300), 81-й РТП, 214-й оп РЭБ — от войск ПВО;
  • — 288-й ОВП БиУ (Ми-24, Ми-8), 43-ю ЗРБР (ЗРК С-300) — от 11-й отдельной общевойсковой армии.

В 2002 г. 288-й ОВП БиУ был свёрнут в 125-ю отдельную вертолётную эскадрилью, и на этом процесс реформирования ВВС и ПВО временно приостановился.

Но спустя шесть лет, в октябре 2008 г., состоялась коллегия МО РФ, на которой решались вопросы «дальнейшего реформирования Вооружённых Сил». В рамках этого процесса, была предусмотрена в течение 2009 г., кроме общего сокращения ВВС и ПВО БФ от 35 до 60 %, передача частей и соединений ИА, ЗРВ и РТВ в состав ВВС и ПВО РФ. Остающиеся в Морской Авиации лётные части и части обеспечения должны были быть переформированы в три авиационные базы. Кроме того, в апреле 2009 г. само управление ВВС и ПВО БФ было расформировано. Вместо него в составе управления БФ было сформировано новое управление морской авиации БФ.

Однако и на этом процесс «реформирования» МА БФ не завершился. К середине октября 2010 г. из трёх, первоначально планируемых к созданию авиационных баз, осталась только одна — 7054-я гвардейская Новгородско-Клайпедская Краснознамённая авиационная база имени маршала авиации Борзова МА БФ. На тот момент она дислоцировалась на четырёх аэродромах. Штаб авиабазы располагался на аэр. Чкаловск. В её состав ввошли пять авиационных эскадрилий, сформированных на базе бывших полков и эскадрилий ВВС и ПВО БФ: истребительная эскадрилья самолётов Су-27 на аэр. Чкаловск, штурмовая эскадрилья самолётов Су-24м на аэр. Черняховск, эскадрилья вертолётов Ми-24 и Ми-8 на аэр. Чкаловск, корабельная противолодочная эскадрилья вертолётов Ка-27пл и Ка-27пс на аэр. Донское и транспортный отряд самолётов Ан-26 и Ту-134 на аэр. Чкаловск.

В 2011 г. начался процесс передачи всей авиации, кроме корабельной вертолётной, в состав ВВС и ПВО РФ. Таким образом, в составе МА БФ должна остаться только бывшая корабельная противолодочная вертолётная эскадрилья, а все остальные летательные аппараты должны быть переданы в другое ведомство. В таком виде Морская Авиация БФ входит в «новый облик» ВС РФ.

Авиацией БФ в 1914-1946 гг. командовали:

Б.П.Дудоров (сентябрь 1914 г. — 1915 г.), А.А.Тучков (1915-1916 гг.), Б.А.Щербачёв (март 1915г. —ноябрь 1916г., ВрИД), Б.П.Дудоров (декабрь 1916 г. — июль 1917 г.), С.А.Лишин (июнь-август 1917 г.), Б.А.Щербачёв (июль 1917 г., ВрИД), В.В.Ковалевский (август-ноябрь 1917г.), С.А.Лишин (ноябрь 1917 г. — февраль 1918 г., ВрИД), И.Н.Дмитриев (февраль-сентябрь 1918 г.), С.А.Лишин (апрель-июль 1918 г., репрессирован в ноябре 1919 г.), С.М.Кочедыков (июль 1918 г.— сентябрь 1919 г.), А.П.Онуфриев (с сентября 1919 г.), Л.М.Порцель (август 1922 г., ВрИД — август 1924 г., погиб в 1932 г.), Г.С.Скрягин (в 1923г., умер), М.А.Горбунов (1924 г.), Л.И.Гикса (сентябрь 1924 г. —июль 1927 г.), Г.И.Силин (август 1927 г. — май 1928 г.), В.Д.Авсюкевич (1929 — август 1930 г.), Л.И.Никифоров (август 1930 г. — июль 1932 г., снят, репрессирован в 1938 г.), В.К.Лавров (июль 1932 г. — январь 1934 г.), В.П.Баруздин (1935 г.), Г.П.Галкин (до сентября 1936 г., репрессирован), М.А.Горбунов (сентябрь 1936 г. — июль 1937 г., репрессирован), А.И.Ильин (август 1937 г. — июль 1938 г., репрессирован), А.А.Кузнецов (июль 1938 г. — октябрь 1939г., ВрИД, снят), В.В.Ермаченков (октябрь 1939 г. — июль 1941 г., снят), (ГСС) М.И.Самохин (июль 1941 г. — февраль 1946 г.).

После разделения БФ на два самостоятельных объединения их ВВС командовали:

ВВС Южно-Балтийского флота (ВВС 4-го ВМФ) в 1946-1956 гг.: ГСС М.И.Самохин (февраль 1946 г. — август 1947 г.), Д.Ф.Бартновский (август 1947 г. — июнь 1950 г.), Г.Г.Дзюба (август 1950 г. — май 1953 г.), А.А.Кузнецов (май 1953 г. — февраль 1956 г.),

ВВС Северо-Балтийского флота (ВВС 8-го ВМФ) в 1946-56 гг. : ГСС А.Х.Андреев (февраль-декабрь 1946 г.), Д.И.Манжосов (декабрь 1946г. — март 1947 г., ВрИД), ГСС А.Х.Андреев (март-август 1947 г.), Б.Л.Петров (август 1947 г. — ноябрь 1955 г.), ГСС И. И.Борзов (ноябрь 1955 г. — январь 1956 г.).

После соединения 4-го и 8-го ВМФ в единый Балтийский флот его авиацией командовали: ГСС И.И.Борзов (февраль 1956 г. — декабрь 1957 г.), Б.Л.Петров (декабрь 1957 г. — февраль 1961 г.), ГСС С.А.Гуляев (1961-1976 гг.), А.И.Павловский (1976-1984 гг.), П.И.Гончаров (1984-1990 гг.), В.В.Проскурнин (1990-1998 гг.), А.И.Новиков (1998-2000гг.), В.Н.Сокерин (2000-2004 гг.), А.Г.Кулаков (2004-2006 гг., снят), А.В.Коляко (2006-2009 гг.), И.О.Комаров (2009-2011 гг.), А.В.Крупеник (с 2011г.).

Состав ВВС БФ на 9 мая 1945 г.

Управление ВВС — г. Паланга.

  • 1-я гв. ИАД: 3-й гв. ИАП, 4-й гв. ИАП, 10-й гв. ИАП, 11-й ИАП;
  • 8-я МТАД: 1-й гв. МТАП, 12-й гв. ПБАП, 51-й МТАП, 14-й гв. ИАП, 21-й ИАП;
  • 9-я ШАД: 7-й гв. ПШАП, 35-й ШАП, 12-й ИАП;
  • 11-й ШАД: 8-й гв. ШАП, 9-й ИАП, 47-й ШАП;
  • 1-й УАП, 15-й ОРАП,
  • 1-я ОСАЭ, 3-я ОБУКАЭ, 7-я ОАЭСВ, 13-я ОКОРАЭ, 15-я ОАЭ ПЛО, 16-я ОАЭ ПЛО, 17-я ОАЭ ПЛО.

Состав ВВС 4-го и 8-го ВМФ в период 1947-1956 гг.

Управление ВВС 4-го ВМФ — Калининград.

  • 24-я гв. ИАД (бывш. 1-я гв. ИАД) Коса): 3-й гв. ИАП, 4-й гв. ИАП, 10-й гв. ИАП, 246-й гв. ИАП, ?-я ОУТАЭ ((Прим. авт. Отдельные учебно-тренировочные эскадрильи имелись при каждой дивизии в 1950-1954 гг.)) (номер уточняется);
  • 60-я ИАД (Луговое, затем — Полесск) — с 1953 г.: 211-й ИАП, 938-й ИАП, 939-й ИАП, 1-я ОУТАЭ (номер уточняется);
  • 137-я ИАД (бывш. 9-я ШАД) (Гарц, Германия): 87-й гв. ИАП, 314-й ИАП, 575-й гв. ИАП, ?-я ОУТАЭ (номер уточняется);
  • 150-я ИАД (бывш. 717-я ИАД) (Паланга) — с 1951г.: 1618-й, 1720-й и 1942-й ИАП, №-я ОУТАЭ;
  • 237-я гв. ИАД (бывш. 9-я гв. ИАД) (Нивенское) — с 1953 г.: 689-й гв., 789-й гв., 892-й гв. ИАП;
  • 8-я МТАД (Пионерский, затем — Дунаевка): 1-й гв. МТАП, 51-й МТАП, 634-я ОУТАЭ;
  • 578-я гв. МТАД (Чкаловск): 1531-й гв., 1532-й гв., 1533-й гв. МТАП, 555-я ОУТАЭ;
  • 15-й ОРАП (Чкаловск);
  • 17-я ОМДРАЭ (Коса);
  • 39-я ОАЭ НИ (с ноября 1948 г. по февраль 1950 г.);
  • 509-я ОАЭВ (Коса), 635-я ОУТАЭ, 765-я ОАЭ ПС;
  • 4-я ОАЭ, 13-я ОКОРАЭ (до 1948 г.), 30-я ОБУКАЭ, 81-я ОТАЭ (с 1956 г. — 263-й ОТАП, аэр. Девау);
  • 12-й ОАО СпН, ОАЗ ЛИ.

Управление ВВС 8-го ВМФ — Таллин.

9-й ИАК (Таллин) — сформирован в 1952 г. в составе:

  • — 90-я ИАД (бывш. 11-я ШАД) (Водопад): 18-й ИАП, 24-й ИАП (до 1951 г.), 572-й ИАП, 633-я ОУТАЭ2.
  • — 108-я ИАД (Таллин) —с 1953 г.: 411-й ИАП, 425-й ИАП, 458-й ИАП, 1-й ИАП (номер уточняется);
  • — 152-я ИАД (бывш. 738-я ИАД) (Кагул) — с 1951 г.: 24-й ИАП (с 1951 г.), 1680-й ИАП, 1748-й гв. ИАП, ?-я ОУТАЭ (номер уточняется);
  • 19-я МТАД (Пярну): 66-й МТАП, 68-й МТАП, ?-я ОУТАЭ (номер уточняется);
  • 57-я ТБАД (МТАД) (Быхов) — с 1955 г.: 170-й гв. ТБАП, 240-й гв. ТБАП (МТАП);
  • 69-й ОРАП (Таллин);
  • 82-я ОТАЭ (с 1947 г. — 263-й ОТАП, с 1948 г. — 54-й ОТАЭ);
  • 507-я ОАЭВ, 842-я ОУТАЭ;
  • 481-й ОБУКАО, 483-й ОБУКАО (Кронштадт), ОАЗ ЛИ.

Состав ВВС и ПВО БФ на 1 декабря 1957 г.

Управление ВВС — Калининград.

  • 8-я МТАД (Дунаевка): 1-й гв. МТАП, 51-й МТАП;
  • 19-й МТАД2 (Пярну): 66-й МТАП2, 68-й МТАП2;
  • 57-я МТАД ДД (Быхов): 170-й гв. МТАП ДД, 240-й гв. мтап ДД;
  • 128-я гв. МТАД (бывш. 578-я гв. МТАД, аэр. Храброво): 920-й гв. МТАП, 921-й гв. МТАП, 923-й гв. МТАП;
  • 24-я гв. ИАД (Мамоново): 4-йгв. ИАП, 10-й гв. ИАП2, 246-й гв. ИАП;
  • 108-я ИАД (Таллин): 411-й ИАП, 425-й ИАП, 458-я ИАП2, 572-й ИАП, 964-й ИАП;
  • 137-я ИАД (Гарц, Германия): 87-й гв. ИАП, 314-й ИАП, 575-й гв. ИАП;
  • 152-я ИАД (Кагул, о. Саарема): 24-й ИАП2, 945-й ИАП, 975-й гв. ИАП;
  • 237 гв. ИАД (Нивенское): 689-й гв. ИАП, 789 гв. ИАП, 892-й гв. ИАП, 935-й ИАП2;
  • 15-йОРАП (Чкаловск), 69-й ОРАП (Таллин), 17-яОМДРАЭ (Коса);
  • 263-й ОТАП (Девау, Калининград);
  • 507-я ОАЭ БВ, 509-я ОАЭ БВ, 225-я ОАЭ КВ.

Состав Авиации БФ на 1 января 1962 г.

Управление ВВС — Калининград.

  • 384-я МТАД: 759-й МТАП (Храброво), 846-й гв. МТАП (Скультэ);
  • 170-й гв. ОМРАП (Быхов), 12-й ОМРАП (Остров); 15-й ОДРАП (Чкаловск); 745-й ОПЛВП (Донское); 263-й ОТАП (Девау); 17-я ОПЛАЭ ДД (Коса).

Состав ВВС БФ в 1980 г.

Управление ВВС БФ — Калининград.

  • 57-я МРАД (Быхов): 170-й гв. МРАП, 240-й гв. МРАП;
  • 12-й ОМРАП (Остров);
  • 15-й ОДРАП (Чкаловск);
  • 49-я ОПЛАЭ ДД (Коса);
  • 145-я ОПЛАЭ ДД (Скультэ);
  • 846-й гв. ОМШАП (Чкаловск);
  • 745-й ОПЛВП (Донское);
  • 342-й ОАП РЭБ (Остров);
  • 263-й ОТАП (Храброво).

Состав ВВС БФ в 1991 г.

Управление ВВС БФ — Калининград.

  • 57-я МРАД (Быхов): 170-й гв. МРАП, 240-й гв. МРАП (Быхов);
  • 132-я МШАД (Черняховск): 4-й гв. МШАП (Черняховск), 668-й МШАП (Тукумс), 321-й МШАП (Сууркюль);
  • 15-й ОДРАП (Чкаловск);
  • 846-й гв. ОМШАП (Чкаловск), 66-й ОМШАП (Вещево);
  • 745-й ОПЛВП (Донское);
  • 263-й ОТАП (Храброво);
  • 49-я ОПЛАЭ (Коса), 145-я ОПЛАЭ (Скультэ).

Состав ВВС и ПВО БФ на 1 января 2006 г.

Управление ВВС и ПВО БФ — Калининград.

  • 4-й гв. ОМШАП (Черняховск);
  • 689-й гв. ИАП (Чкаловск);
  • 125-я ОВЭ (Чкаловск);
  • 396-я ОКПЛВЭ (Донское);
  • 398-я ОТАЭ (Храброво);
  • 183-я гв. ЗРБР (Храброво);
  • 81-й ОРТП (Переяславское);
  • 214-й ОП РЭБ (Калининград);
  • 43-я ЗРБР (Знаменск).

Состав Морской Авиации БФ на 1 декабря 2009 г.

Управление МА БФ — Калининград.

  • 7052-я (гв.) АвБ (Черняховск);
  • 7053-я АвБ (Чкаловск); 7054-я АвБ (Храброво).

Состав Морской Авиации БФ на 1 октября 2010 г.

Управление МА БФ — Калининград.

  • 7054 гв. АвБ (Чкаловск).

В состав авиабазы ввошли пять эскадрилий, базирующиеся на четырёх аэродромах: Чкаловск, Донское, Храброво и Черняховск. К началу 2011 г. транспортная эскадрилья с аэр. Храброво свёрнутая до авиационного отряда, была перемещена на аэр. Чкаловск. Туда же перемещена и эскадрилья вертолётов Ми-24 и Ми-8. Таким образом, аэр. Храброво стал гражданским аэропортом Калининграда и перестал использоваться для базирования Морской Авиации Балтийского флота.

Источники:

  1. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
Примечания:
  1. При этом в 49-ю ОПЛАЭ ДД были переданы только Боевое Знамя, исторический формуляр 51-го МТАП и часть личного состава 759-го ОМТАП. []
  2. Части второй линии. []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image