Николай Александрович Бобров родился 19 апреля 1921 года в городе Пензе, в семье служащего. В 1923 году семья переехала в Москву. В 1939 году окончил среднюю школу № 342 и поступил в институт. В ноябре 1939 года был призван в Красную Армию. Окончил Ленинградскую школу младших авиационных специалистов.
С началом Великой Отечественной войны сражался на Ленинградском фронте. К июлю 1942 года воздушный стрелок-радист 44-го отдельного скоростного бомбардировочного авиационного полка старший сержант Н. А. Бобров участвовал в 67 боевых вылетах (в том числе 47 — ночью), в 12 воздушных боях огнём из пулемёта сбил 6 самолётов противника (3 лично и 3 в составе группы).
12 июля 1942 года при заходе на цель у железнодорожной станции Лемболово Всеволожского района Ленинградской области самолёт получил прямое попадание в мотор, загорелся и стал терять высоту. Экипаж, в составе капитана С. М. Алёшина, лейтенанта В. А. Гончарова старшего сержанта Н. А. Боброва, принял решение совершить огненный таран.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года Бобров Николай Александрович посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени. На месте гибели экипажа сооружён монумент с барельефами Героев.
* * *
На войне люди немногословны. Но авиаторы — народ особый: вернутся с боевого задания, снимут свои лётные «доспехи», и уже слышится в столовой смех, шутка, а то и полюбившаяся фронтовая песня. Словно ещё полчаса назад и не было тяжёлого боевого вылета, воздушного боя с «Мессерами», словно не приходилось до предела напрягать нервы, а порой и смотреть смерти в глаза…
В свободное от полётов время начинались воспоминания. Говорили о жарких схватках на подступах к Москве, о своих боевых товарищах, с чувством сыновней заботы вспоминали родителей, с лаской — жён и детей, читали вслух письма, полученные из дому. Молодому сержанту Николаю Боброву частенько доводилось быть участником таких «посиделок», и в его фронтовом блокноте остались кое-какие записи. Они и позволили более отчётливо представить боевой путь этого верного сына Родины — воспитанника Ленинского комсомола.
…Август 1941 года. Капитан Алёшин вёл группу двухмоторных бомбардировщиков СБ на бомбёжку вражеского аэродрома. В составе экипажа стрелком-радистом был Николай Бобров. По данным разведки, на аэродроме скопилось до 30 фашистских самолётов. Как не воспользоваться таким случаем!
Далеко позади осталась линия фронта. Уже отчётливо видны очертания лётного поля, вырисовываются еле заметные стоянки самолётов. Да, так и есть — разведка не ошиблась. Вот они, вражеские машины с паукообразной свастикой, выстроились, словно на параде.
С ходу группа «катюш» (так любовно лётчики называли тогда самолеты СБ) сбросила по стоянкам и лётному полю фугасные и зажигательные бомбы. Фашисты, застигнутые врасплох, опомнились только тогда, когда возникли пожары. Фотоплёнка зафиксировала прямые попадания в самолеты и в склад боеприпасов.
Успешно отбомбившись, «катюши» взяли курс на свой аэродром. Но тут показались 12 Ме-109. Силы были явно не равные. Истребителей прикрытия в группе СБ не было. Но в строю бомбардировщиков никто не дрогнул. Первым принял на себя атаку экипаж ведущего капитана Алёшина. Четыре истребителя Ме-109 ринулись на первое звено. Завязался ожесточённый воздушный бой. Стрелок-радист Бобров, привязав к ноге люковый пулемёт, вёл бесприцельный обманный огонь, отпугивая врагов из-под хвоста, а из турельного вёл огонь уже прицельно.
До предела напряжены нервы. Только бы близко не подпустить «Мессера». Иначе… Впрочем, в те секунды об этом никто не думал. Думали о другом — как бы заставить фашиста повернуть вспять. Огонь, сильнее огонь!
Вот одному из истребителей удалось совсем близко подойти к СБ Алёшина. Уже отчётливо видно лицо фашистского пилота, прикрытое лётными очками. Мгновение, и длинная пулемётная очередь Коли Боброва прошила «Мессершмитт». Объятый пламенем, он рухнул на землю. С одним покончено — этот уже отвоевался. Но другие продолжают упорно атаковать. А тут как назло у Боброва иссяк запас патронов в пулемёте. Иссяк в тот самый момент, когда второй истребитель зашёл под хвост. Бобров дал две очереди из турельного пулемёта через стабилизатор бомбардировщика. «Мессер» с разворотом выскочил из-под СБ, готовясь к следующей атаке, но в этот момент был сражён меткими очередями штурмана и стрелка-радиста.
На секунду-другую атака захлебнулась. Всё? Нет. Ещё один Ме-109, несмотря на ураганный огонь других экипажей, зашёл в хвост самолёта капитана Алёшина. Николай Бобров немедленно открыл огонь, и истребитель, оставляя чёрный шлейф, пошёл к земле…
Около 15 минут продолжался этот неравный бой. Когда группа Алёшина вернулась на свой аэродром, командир полка подошёл к изрешечённой машине и крепко расцеловал отважный экипаж.
— Да ты, Николай, никак, без одного уха остался, — дружески сказал подполковник стрелку-радисту.
— Не может быть!
В пылу воздушной схватки сержант Бобров и не заметил, как пулей раздробило ему правую часть шлемофона. Только теперь он увидел рваные следы пуль и на комбинезоне.
— В счастливой сорочке ты родился, — улыбнулся капитан Алёшин. — Как это в песне поётся? «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт…» Так, кажется? Вот уж действительно на практике подтверждение этих справедливых слов.
Более полсотни пробоин насчитали авиамеханики в машине Алёшина. Весь полк побывал возле нее, отдавая дань уважения славному экипажу…
А тёмной ночью он снова был в воздухе. И снова отличился Николай Бобров. Меткой очередью он сразил ещё два вражеских самолёта. На другой день в полк пришла радостная весть: за мужество и отвагу, проявленные в боях, Николай Бобров награжден орденом Красного Знамени. Все бросились поздравлять стрелка-радиста, а он стоит несколько растерянный, не зная, что сказать. Десятки дружеских рук подхватили героя и начали качать.
Командир полка шутливо предупреждал:
— Осторожно, осторожно, ребята! Чего доброго, уроните…
Вдохновлённый высокой наградой, Бобров не щадил своих сил и энергии, не знал устали в борьбе с врагом. Он готов был выполнить любое задание в любых условиях дня и ночи. Для него не было неожиданным нападение врага. Он его всегда видел первым и давал такой меткий огонь, от которого враг обращался в бегство.
Бобров участвовал в десятках боевых вылетов, из них большинство ночных. На его счету было уже несколько сбитых немецких самолётов. Что ни полёт — подвиг. Как-то в июньских сумерках 1942 года экипаж вылетел на разведку. Задание было трудным: установить, откуда противник подвозит подкрепления и боеприпасы, уточнить расположение артиллерии на переднем крае под Ленинградом.
Самолёт благополучно пересёк линию фронта. Всё шло нормально. На карту наносились новые разведывательные данные. Засекли гитлеровские базы, склады боеприпасов, артиллерийские батареи. Каждый из членов экипажа понимал, что в любую секунду возможна встреча с врагом. Вскоре эти опасения подтвердились. На самолёт напала четвёрка истребителей Ме-109.
— Держись, хлопцы! — только и успел сказать командир экипажа штурману и стрелку-радисту.
— Есть держаться!
Николай Бобров хорошо помнил напутствие комэска:
— Малейшая оплошность в минуту грозной опасности стоит жизни трёх человек. Никогда не теряйте самообладания и всегда помните об этом.
Немецкие истребители, видимо, задались целью посадить советский самолёт-разведчик на свой аэродром. Они кружили вокруг СБ, прижимая его к земле. Командир экипажа сделал вид, что готов им повиноваться и совершить посадку. Но когда гитлеровцы готовились уже торжествовать победу, воздух прорезали длинные пулемётные очереди штурмана и стрелка-радиста. Одна из них угодила в бензобак «Мессера»: тот вспыхнул и врезался в землю.
Но оставшиеся фашистские лётчики ринулись в атаку. Они заходили с разных направлений. И всюду встречали свинцовый ливень. Бой становился всё более ожесточённым. Вышел из строя турельный пулемёт, Бобров схватил в руки бортовой и стал отражать атаки снизу и сбоку. Истребителям врага всё же удалось вывести из строя приборы скорости и высоты, поразить огнём хвостовое оперение и правый мотор. Казалось, положение создалось безвыходное. Но в эти критические секунды командир экипажа неожиданно для фашистов вошёл в облако, бросил самолёт в пике и на бреющем полёте скрылся за лесным массивом. Это был смелый маневр. Через 20 минут самолёт приземлился на прифронтовом аэродроме истребителей.
Необычайное мужество, отвагу и огромную силу воли проявил Николай Бобров и при выполнении последнего боевого задания.
…12 июля 1942 года выдался несколько пасмурный, не по-летнему ветреный день. После напряжённых вылетов лётный состав полка отдыхал в землянках. Вместе со своими друзьями прикорнул и Николай Бобров. Чувствовалась усталость. Ведь за последние недели чуть ли не ежедневно приходилось подниматься в воздух по 3 — 4 раза. Хотелось отдохнуть. Но где там! В землянку вбежал посыльный и громко выкрикнул:
— Лётный состав, срочно на КП!
А спустя несколько минут командир полка уже ставил задачу: группе пикирующих бомбардировщиков «Петляков-2» под командованием капитана Алёшина нанести бомбовый удар по укреплённому пункту противника.
Взлетев звеньями и быстро собравшись в боевой порядок, девятка Пе-2 под прикрытием истребителей следовала к линии фронта. Сверху были отчётливо видны многочисленные артиллерийские и миномётные огневые вспышки. Это наземные войска вели ожесточённый бой с врагом.
«Петляковы» ещё не успели лечь на боевой курс, как вокруг них взметнулась плотная стена огня. Противник ощетинился мощью всего своего оружия. Зенитная артиллерия с нарастающей силой продолжала вести плотный заградительный огонь. Одновременно в воздухе разрывалось до 60 снарядов. В небе появилось множество маленьких облачков. Ведомые экипажи были свидетелями, как стрелок-радист Бобров своим пулемётным огнём подавлял огневые точки врага.
При первом заходе бомбовый залп был обрушен точно по опорному пункту. От прямых попаданий умолкла артиллерийская батарея. В груды исковерканного металла превратились пушки, бронетранспортёры и автомашины противника. Ещё один заход на цель произвела девятка Алёшина. И тут произошло непоправимое. Один из зенитных снарядов угодил в мотор самолёта ведущего. «Петляков» вспыхнул. Лётчик капитан Алёшин ввёл самолёт в крутое пике и направил его в центр скопления вражеских огневых точек.
В эти трагические секунды не дрогнул и старший сержант Бобров. Он мужественно принял решение командира экипажа, с которым вместе совершил не один десяток боевых вылетов. Николай Бобров предпочёл героическую смерть позорному плену… Так необычно рано оборвалась жизнь этого скромного и симпатичного паренька, которому было немногим более 20 лет.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года старший сержант Бобров Николай Александрович посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
…На братской могиле, где покоится экипаж Алёшина, растут русские березы. Школьники бережно ухаживают за ними. Они, словно часовые, охраняют покой тех, кто спит в этой могиле крепким сном, чья жизнь и подвиг — пример для поколений.
Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 1». М.: Воениздат, 1988 г.
2. «Герои огненных лет. Очерки о москвичах Героях Советского Союза. Книга 1». — Московский рабочий, 1975 г.
Оставьте свой отзыв