Асланбий Сапиев родился в 1922 году в ауле Хакуринохабль Шовгеновского района. Учился в школе, работал в родном ауле. В мае 1938 года был призван в ряды Красной Армии и направлен в Тамбовское кавалерийское училище. Юноша пишет рапорт за рапортом, чтобы его перевели в авиацию. Молодого солдата переводят в Оренбургское училище. Стать лётчиком — вот главная цель Асланбия. Но война вносит свои коррективы. Закончив курсы воздушных стрелков, он принимает участие в воздушных боях с 15 июня 1942 года, летал на Пе-2. Затем Асланбия переводят в 617-й штурмовой авиационный полк (291-я штурмовая авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт, который 20 октября 1943 года был переименован в 1-й Украинский).
Части 2-й Воздушной армии наносили удары по наземным силам врага и громили его авиацию в воздушных боях. Лишь в первый день наступления советские лётчики сбили 31 немецкий самолёт. Активное участие в боевых действиях принимала и 291-я штурмовая авиадивизия, в которой служил Асланбий Сапиев. На вооружении дивизии находились самолёты Ил-2. Многоцелевой бронированный самолёт был вооружён пушками, пулемётами, авиабомбами и реактивными снарядами. Штурмовики действовали на малых высотах, из-за леса складок местности, дерзко, решительно и наводили страх на немецких солдат. Появляясь неожиданно, они уничтожали танки артиллерию, огневые точки пехоты, склады с горючим и боеприпасами, живую силу врага, самолёты на аэродромах, а также в воздухе. Недаром фашисты прозвали наши штурмовики «чёрной смертью». Лётчики и воздушные стрелки проявляли чудеса героизма, смелости и отваги, мужества и бесстрашия. В каждый свай бой они вкладывали жгучую ненависть к лютому врагу и беззаветную любовь к своей Родине.
В частях появились личные счета мести — количество уничтоженной живой силы и боевой техники врага. В боевых листках показывались примеры лучшей подготовки самолётов к боевым вылетам, своевременного восстановления израненных в бою «Илов», рассказывалось о выполнении боевых заданий лётчиками, воздушными стрелками, о нанесённых врагу потерях. В боевом листке, посвящённом Асланбию Сапиеву были такие слова: «Учитесь воевать так, как воюет Асланбий Сапиев!».
Асланбий летал с командиром звена капитаном А. А. Прошкиным. В одном из вылетов шестёрки «Илов» на штурмовку переднего края обороны противника (ведущим группы был капитан А. А. Прошкин) при втором заходе на цель зенитным огнём был отбит левый элерон самолёта. С большим трудом Прошкин вывел машину из пикирования и с небольшим креном вынужден был сделать правый полукруг над целью, где его продолжали обстреливать зенитчики. Из-за резкого нарушения аэродинамики крыла, лётчику пришлось то переходить в набор высоты, то снижаться и с такими же трудностями заходить на посадку.
На обратном пути к своему аэродрому немецкие лётчики атаковали повреждённый самолёт, но воздушный стрелок сержант Сапиев умело, с большим мастерством вёл огонь из своего пулемёта и атака была отбита.
В одном из полётов четвёрка штурмовиков «Ил-2» под командование капитана А. А. Прошкина поддерживала наши наземные войска на переднем крае обороны. Станция наведения подала экипажам команду: «Летать над целью», пояснив: «Вы прижали противника к земле и наша пехота продвигается вперёд». Экипажи сделали ещё 4 круга над целью, и вновь команда: «Горбатые, замкните круг, с северо-запада на вас идут два истребителя противника».
В боевой характеристике, данной Асланбию Сапиеву есть такие слова:
«За время с 6 по 12 мая 1943 г. произвёл 8 успешных боевых вылетов и сбил 1 самолёт Ме-109, за что награждён орденом Красной Звезды. С 5 по 14 июня 1943 г. произвёл 15 успешных боевых вылетов.
14 июля 1943 г., отражая атаку истребителей противника, получил тяжёлое ранение, но несмотря на это мужественно вёл огонь и по прилёту на свой аэродром осмотрел оружие. За этот подвиг был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
С 2 по 20 декабря 1943 г. произвёл 42 успешных боевых вылета на уничтожение техники противника в районы: Житомир, Фастовец, Короетень. Высокое. В одном из вылетов в районе Житомира на дороге огнём из своего пулемёта расстрелял одну легковую автомашину и поджёг цистерну с горючим.
В каждый полёт вкладывает всё своё умение и силы на быстрейший разгром врага. В бой идёт постоянно, с большим желанием и в бою ведёт себя мужественно. За декабрьские боевые вылеты награждён орденом Красного Знамени».
За время войны Асланбий Сапиев совершил 218 боевых вылетов в качестве воздушного стрелка, провёл более 30 воздушных боёв, сбил 7 самолётов противника: 4 лично и 3 в составе группы.
Запомнились ему тяжёлые бои на Украине, когда его самолёт был подбит зенитным огнём и экипаж совершил посадку на аэродроме Белая Церковь. Здесь он встретился со своим земляком Ибрагимом Хаджоковым. Земляки обнимали друг друга, вспоминали друзей, товарищей и родную Адыгею…
Командир звена А. А. Прошкин высоко ценил морально-боевые качества своего воздушного стрелка. Асланбий Сапиев летал не только с ним, но и со многими другими лётчиками полка, был грозой для фашистских асов, одним из храбрейших воздушных стрелков во 2-ой Воздушной армии.
Как наиболее отличившегося воина Асланбия Сапиева отправляют для продолжения учёбы, прерванной войной, в лётное училище. Имея большой налёт, боевые ордена и медали, Асланбий занимает достойное место среди курсантов лётного училища. Он становится старшиной роты курсантов, которые (это были, в основном, бывалые воины) высоко ценили и уважали Сапиева.
Асланбий быстро освоил сложную профессию лётчика, получал отличные оценки по технике пилотирования, по материальной части, по НПП и HШС. В звании офицера лётчика-штурмовика он закончил училище и уже сам готовил кадры для ВВС в качестве инструктора. Тяжёлые годы войны сказались на его здоровье, да и рана, полученная в боевом вылете давала о себе знать.
Уволился боевой лётчик по состоянию здоровье. Работал в системе торговли, был председателем сельпо. Выросли дети: Батырбий, Руслан, Схатбий, Беслан, Аскер. Появились внуки и внучки. У каждого своя семья…
Таков славный фронтовой путь Сапиева Асланбия Моссовича, уважаемого человека в родном районе.
Источники:
1. Шебзухов М. Х. — «Сыны и дочери Адыгеи в Великой Отечественной войне». Майкоп, 1995 г.
Оставьте свой отзыв