Одноместный поплавковый истребитель Albatros W-4 создавался на основе сухопутного самолета «Альбатрос» D.I. Главные отличия от исходного образца (кроме, естественно, замены колесного шасси поплавковым) состояли в изменении формы хвостового оперения и введении в ходе производства водонепроницаемой обшивки нижнего крыла (во избежание проникновения влаги внутрь и гниения деревянного набора).
В мае 1916 г. флот заказал три прототипа гидросамолета-истребителя, получившего обозначение «Альбатрос» W4. (иначе – В-4, так же встречается наименование модели W.IV) Первый из них, оборудованный мотором «Мерседес» D.III (160 л.с.) и вооруженный одним 7,92-мм синхронным пулеметом, вышел на испытания в конце июля или начале августа 1916 г. Точная дата первого полета неизвестна, но уже 28 августа машину передали в Команду испытаний гидросамолетов в Варнемюнде для официальных испытаний. «Альбатрос» W.4 показал заметное преимущество над конкурентами — «Фридрихсхафен» FF.44 и «Румплер» 6В1.
Уже 5 сентября флот заказал первую серийную партию «Альбатросов», а несколько недель спустя в Варнемюнде прибыл второй прототип. Тем не менее доводка самолета продолжалась. Если в воздухе «Альбатрос» W.4 вел себя неплохо, то гидродинамические качества оставляли желать лучшего. Для устранения недостатков потребовалось удлинить поплавки, а затем несколько раз корректировать их форму. В полном объеме все изменения были внедрены на третьем прототипе, вышедшем на испытания в декабре 1916 г. Вскоре началось серийное производство.
В общей сложности (с учетом прототипов) изготовлено 118 «Альбатросов» W.4, большинство из которых (91 единица) поставлено в июле-декабре 1917 г. 20 самолетов последней (7-й) серии в части не передавались, а прямо с завода попали на склад.
Основные модификации гидроплана-истребителя Albatros на поплавковом шасси
- «Альбатрос» W.4 1-й серии — двигатель «Мерседес» D.III (160 л.с). Вооружение — 1 7,92-мм синхронный пулемет LMG 08/15. Экипаж — 1 человек. В феврале-апреле 1917 г. изготовлено 10 машин.
- «Альбатрос» W.4 2 — 4-й серий — силовая установка аналогична самолетам 1-й серии. Вооружение — 2 7,92-мм пулемета LMG 08/15. Выпущено 55 машин (20 — 2-й серии, 10 — 3-й и 25 — 4-й).
- «Альбатрос» W.4 5 — 7-й серий — изменен радиатор, введены элероны как на нижнем, так и на верхнем крыле. Изготовлено 50 единиц.
Немецкий гидросамолет Альбатрос В4 пятой серии.
Летно-технические характеристики гидросамолета Albatros W.4 первой серии
- Двигатель: «Мерседес» D.III
- мощность, л.с.: 160
- Размах крыла, м.: 9,50
- Длина самолета, м.: 8,40
- Высота самолета, м.: 3,60
- Площадь крыла, кв. м.: 31,6
- Масса, кг:
- пустого самолета: 790
- нормальная взлетная: 1070
- Максимальная скорость, км/ч: 158
- Время набора высоты, мин:
- 1000 м.: 5 минут
- 2000 м.: 11,5 минут
- Потолок, м.: 3500
- Продолжительность полета, ч.: 3
Боевое использование гидросамолетов Albatros W-4 в годы войны
В морской авиации Германии самолеты «Альбатрос» W.4 служили главным образом, на береговых базах побережья Северного моря и Фландрии (Зебрюгге), выполняя задачи ПВО во время боевых действий Первой мировой войны. Отмечено их применение и на Балтике, где они базировались в Виндау (Виндава, в настоящее время — Вентспилс). Столь впечатляющих успехов, как их сухопутные коллеги, пилоты «Альбатросов» W.4 не добились. Лучшим среди них стал обер-лейтенант цур зее Фридрих Христиансен (Friedrich Christiansen) который одержал 13 воздушных побед.
За период с февраля 1917 г. по август 1918 г. был списан всего 21 «Альбатрос» В-4 — достаточно немного для гидросамолета. Однако к тому времени в частях морской авиации он был почти полностью заменен двухместными истребителями, считавшимися лучше приспособленными для службы над морем. В августе 1918 г. в строю оставалось всего 9 «Альбатросов» W4: пять на Северном море и четыре в Турции (из пяти, отправленных туда в 1917 г.). 56 самолетов находилось на хранении, а ещё несколько эксплуатировалось как учебные на Балтике.
В июле 1918 г. восемь самолетов «Альбатрос» W.4 (три 3-й серии и пять — 6-й) передали Австро-Венгрии (взамен за 12-цилиндровые авиамоторы «Аустро-Даймлер», необходимые для немецких тяжелых бомбардировщиков). При этом вместо штатных пулеметов на них установили австро-венгерские 8-мм «Шварцлозе». Самолеты, вошедшие в состав морской авиации и получившие номера Е5 — Е12, предназначались для противовоздушной обороны военно-морской базы в Поле. Однако какие-либо подробности об их боевом применении неизвестны.
Истребитель на поплавковом шасси «Альбатрос» W.4 оказался достаточно удачной с точки зрения летных качеств переделкой сухопутной машины в гидроплан. Однако из тактических соображений для действий над морем лучше подходили более тяжелые двухмоторные машины. Поэтому карьера «Альбатроса» W.4 в боевых частях оказалась достаточно короткой.
Оставьте свой отзыв