Единственный серийный сухопутный истребитель итальянской разработки был создан на основе разведчиков и легких бомбардировщиков серии SVA — самолетов, обладавших хорошими скоростными качествами, но не годящихся на роль истребителей из-за неважной маневренности, слабого вооружения и плохого обзора с места пилота.
Разработка биплана Ансальдо А. 1 осуществлялась весной—летом 1917 г. под руководством авиаконструктора Джузеппе Брецци (Giuseppe Brezzi). Самолет представлял собой цельнодеревянный одностоечный биплан с фюзеляжем-полумонококом (с работающей фанерной обшивкой) и полотняной обшивкой крыльев и оперения. Силовая установка состояла из мощного 6-цилиндрового рядного мотора жидкостного охлаждения SPA 6А, вооружение из двух синхронных пулеметов соответствовало стандартам того времени.
Прототип А-1 был закончен постройкой в октябре 1917 г. Дата первого полета точно не установлена (наиболее ранний датированный полет состоялся 30 ноября, но, вероятно, самолет вышел на испытание раньше). Аэроплан показал отличную скорость (206 км/ч) и неплохую скороподъемность, поднявшись на 2500 м за 6,5 мин. Однако по последнему показателю самолет несколько отставал от истребителей SPAD. Но, несмотря на это, в начале 1918 г. «Ансальдо» получила огромный заказ на 1600 самолетов А. 1. В конструкцию серийных машин внесли лишь незначительные изменения: усовершенствовали установку вооружения, увеличили ширину кабины, изменили проводку управления. Помимо буквенно-цифрового индекса самолет получил ещё и имя «Балилла» — в честь итальянского подростка, героя борьбы против австрийского владычества в XVIII веке.
Серийный выпуск на заводе в Турине начался в мае 1918 г. Количество выпущенных самолетов точно неизвестно. Итальянская военная авиация приняла 221 самолет (159 принято до конца войны, 62 — в первые месяцы после её окончания). Максимальное количество выпущенных самолетов могло достигать 354 (судя по самому высокому серийному номеру). Ещё 57 А-1 собрано по лицензии в Польше на заводе «Плаге и Лашкевич» в Люблине в 1921-1924 гг.
Основная модификация Ансальдо Балилла
- Ансальдо А1 (иногда применительно к серийным самолетами встречается обозначение A. 1bis, а индекс А1 относится только к прототипу) — двигатель SPA 6А (220 л.с). Вооружение — два 7,7-мм синхронных пулемета «Виккерс». Экипаж — 1 человек.
Летно-технические характеристики Ansaldo Balilla A.1
- Двигатель: SPA 6А
- мощность, л.с.: 220
- Размах крыла, м.: 7,68
- Длина самолета, м.: 6,84
- Высота самолета, м.: 2,53
- Площадь крыла, кв. м.: 21,5
- Масса, кг:
- пустого самолета: 630
- нормальная взлетная: 875
- Максимальная скорость, км/ч: 215
- Время набора высоты, мин:
- 1000 м.: 2 минуты 20 секунд
- 2000 м.: 4 минуты 40 секунд
- 3000 м.: 7,5 минут
- 4000 м.: 11 минут
- Потолок, м.: 5800
- Продолжительность полета, ч.: 2,25
Боевое использование в годы войны
Первые серийные «Балилла» поступили в учебные части. Не менее 20 таких самолетов получила летная школа в Мальпензе, шесть — школа воздушной стрельбы в Фурбаре. На фронте А. 1 появились в конце июня 1918 г., когда первую машину этого типа получила 91-я эскадрилья. Однако поставки в строевые части шли медленно — до середины августа эта часть получила лишь четыре А-1. Ещё две машины к тому времени имелось в 70-й эскадрильи, а в сентябре она получила очередную пару А-1. Именно этой части принадлежит единственная официальная воздушная победа, одержанная на «Балилле» во время Первой мировой войны: лейтенант
Леопольдо Элеутери (Leopoldo Eleuteri) 8 октября 1918 г. у Санта Лючия ди Пьяве сбил австро-венгерский «Альбатрос» D.III. К моменту перемирия 70-я эскадрилья имела в своем составе лишь один А. 1.
В августе 1918 г. два А-1 поступили в 82-ю эскадрилью. 18 сентября Командование аэронавтики приняло решение сосредоточить все имеющиеся «Баллильи» в 74-й эскадрилье, но оно так и не было выполнено. Самолеты А-1 поступили в 77-ю эскадрилью, а также в звено ПВО в Падуе (оно получило два самолета, но ко времени перемирия уже сдало их другим частям). 22 октября началось перевооружение 241-й эскадрильи морской авиации, прикрывавшей Венецию. К моменту подписания перемирия в Центре формирования эскадрилий в Рива ди Чиери (под Турином) находилось ещё три части, осваивавшие А-1 — 86, 88 и 96-я эскадрильи, однако к концу января 1919 г. их расформировали. В других частях «Баллильи» эксплуатировались до октября 1920 г., когда А-1 был объявлен устаревшим.
Самолет, не нашедший распространения в Италии, сделал неплохую экспортную карьеру. Крупнейшим после Италии эксплуатантом Ansaldo A-1 стала Польша, получившая 92 таких самолета. 35 машин в начале 1920 г. поступило из Италии. Первой такие самолеты в мае 1920 г. получила 7-я эскадра, находившаяся в то время в Белой Церкви. В её составе самолеты участвовали в советско-польской войне. Поставки лицензионных самолетов с завода «Плаге и Лашкевич» в Люблине начались в июле 1921 г., причем облет первого экземпляра завершился катастрофой, в которой погиб Адам Габер-Влынский — известнейший пилот-испытатель царской России с довоенным стажем более 1000 облётанных аэропланов. Общие небоевые потери польских «Балил» составили за время эксплуатации 35 самолетов. Машины этого типа служили в 1-м авиаполку во Львове до 1926 г., а в 11-м в Лиде — до 1927 г.
Два трофейных польских самолета стали первыми советскими «Балиллами». В 1922 г. в Италии было куплено ещё 30 таких самолетов (без вооружения), но в СССР по непонятным причинам попало лишь 18 машин. Первоначально они служили в 1-м авиаотряде в Харькове, затем — в 1-м и 2-м морских истребительных авиаотрядах (Новый Перегоф и Одесса соответственно). В ВВС РККА такие самолеты эксплуатировались до 1926 г.
13 самолетов Ансальдо А-1 в 1923-1925 гг. получила Латвия. Они служили до 1930 г.
Несколько бипланов А-1 попало в Латинскую Америку: Перу (2), Мексику, Коста-Рику, Гондурас и Уругвай (по 1). Не менее шести самолетов после войны поставили в США, где они использовались в качестве гражданских гоночных машин.
Итальянский истребитель Ансальдо «Балилла» отличался неплохими скоростными качествами, но при этом был весьма инертным и маломаневренным, быстро терял высоту на виражах. Неприятной особенностью машины была сильная просадка на выходе из пикирования, из-за чего произошло несколько катастроф. В целом по совокупности боевых и эксплуатационных качеств Ansaldo А. 1 уступал истребителям SPAD.
Оставьте свой отзыв