Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Bristol «Scout»

Фото истребителя Первой мировой Bristol Scout

Фото истребителя Первой мировой Bristol Scout

«Скаут» представлял собой элегантный и миниатюрный цельнодеревянный одностоечный биплан с тянущим винтом, разработанный фирмой «Бристоль» (Bristol — British and Colonial Airplanes) авиаконструктором Фрэнком С. Барнуэллом (Franc S. Barnwell) и планировался для применения в качестве гоночной машины — до войны достаточно было строить самолеты для установления рекордов.

Прототип, оборудованный ротативным мотором «Гном» (80 л.с), впервые поднялся в воздух 23 февраля 1914 г. После внесения некоторых доработок фирма начала постройку ещё двух экземпляров, которые в августе 1914 г. были куплены военным ведомством. За ними последовали новые заказы, как для Королевского летного корпуса (RFC), так и для Королевской военно-морской авиаслужбы (RNAS).

До 1916 г. на заводах «Бристоля» в Филтоне и Брайзлингтоне выпустили в общей сложности 374 экземпляра «Скаутов».

Основные модификации Bristol Scout

  • «Скаут» А — прототип.
  • «Скаут» В — два предсерийных экземпляра.
  • «Скаут» С (тип 1) — серийная модификация, выпускавшаяся с февраля 1915 г. Первые партии (12 самолетов для RFC и 24 для RNAS) комплектовались моторами «Гном» (80 л.с), последующие (50 единиц для RFC и 75 для RNAS) — «Рон» такой же мощности. Вооружение — 1 7,7-мм пулемет «Льюис» с правого борта фюзеляжа (стрелял вперед-вправо вне диска ометания пропеллера) или такой же пулемет на верхнем крыле. Экипаж — 1 человек.
  • «Скаут» D (тип 2, 3, 4, 5) — отличался от предыдущей модели деталями бипланной коробки и некоторыми другими изменениями. Двигатель -«Гном» «Лямбда» или «Рон» 9С (80 л.с), на поздних сериях — «Гном» «Моносупап» (100 л.с); так-же применялись моторы «Клерже» 7Z (80 л.с.) и 9Z (110 л.с.). Вооружение -1 пулемет «Льюис», устанавливавшийся как на «Скаут» С. Некоторые самолеты RFC вооружались одним 7,7-мм синхронным пулеметом «Виккерс», часть машин RNAS — двумя «Льюисами» (один над крылом один сбоку фюзеляжа, или же два по бокам фюзеляжа). Также некоторые самолеты RNAS несли специальные взрывающиеся стрелки Рэнкина — в наружных коробчатых контейнерах под центропланом нижнего крыла (раннее решение) или в двух цилиндрических контейнерах (по 24 стрелки) в фюзеляже (более поздняя модель). В общей сложности изготовлено 210 единиц — 130 для RFC и 80 для RNAS.

Бристоль "Скаут" во время испытаний на аэродроме

Бристоль «Скаут» во время испытаний на аэродроме.

Лётно-технические характеристики биплана Бристоль «Скаут»

Модификация «Скаут» С «Скаут» С
«Скаут» D
Двигатель: «Рон» 9С «Клерже» 7Z «Клерже» 9Z
мощность, л.с. 80 80 110
Размах крыла, м 7,50
Длина самолета, м 6,30
Высота самолета, м 2,59
Площадь крыла, кв. м 18,30 18,40
Масса, кг:
пустого самолета 348 340 427
нормальная взлетная 543 499 655
Максимальная скорость, км/ч 149 151 172
Время набора высоты, м. мин.
915 м. 3’55 4’38» 3’35»
2135 м. 12’10» 12’45» 10’30»
3050 м. 21’20» 27’30» 18′ 15″
Потолок, м 4725 3355 4270
Продолжительность полета, ч. 2,5 2 2,5

Боевое использование Bristol «Scout» в годы Первой мировой войны

Бристоль "Скаут" на Западном фронте Первой мировой войны

Бристоль "Скаут" на Западном фронте Первой мировой войны

С самого начала службы в военной авиации «Скаут» пытались приспособить для уничтожения вражеских аэропланов — этому способствовали его отличные скоростные и маневренные качества. Самолеты «Скаут» модификации «В», попавшие в 3-ю и 5-ю эскадрильи Королевского авиационного корпуса, воевавшие во Франции, уже осенью 1914 г. получили примитивное вооружение. На одном из них установили винтовку «Ли-Эн-фильд» (с обрезанным прикладом) и держатели для пяти гранат, на втором — две винтовки. Монтаж вооружения осуществлялся таким образом, чтобы огонь велся вне площади ометания винта. Естественно, такое примитивное вооружение не позволяло всерьез рассчитывать на победу в воздушном бою, но эти попытки обозначили направление, в котором следовало двигаться.

С началом поставок самолетов «Скаут» С на них пытаются устанавливать пулеметы «Льюис» (хотя такие самолеты по-прежнему считались разведчиками — класса истребителей в то время попросту не существовало).

Первые «Скауты» С появились в строевых частях RFC в мае (1-я эскадрилья) и июне (6-я) 1915 г. В последней служил капитан Л.Дж. Хоукер, ставший первым британским пилотом-истребителем. Установив на свой «Скаут» пулемет «Льюис», стрелявший вперед-вправо, он 21 июня 1915 г. одержал первую воздушную победу, сбив разведчик DFW. 25 июля Хоукер провел три воздушных боя, пополнив свой счет ещё двумя сбитыми немецкими «Альбатросами». Опыт Хоукера подхватили авиаторы других эскадрилий, оборудуя свои «Скауты» пулеметными установками. В ходе боевого применения быстро пришли к выводу, что для одноместного самолета-истребителя оптимальным является вооружение из курсовых пулеметов, позволяющее производить прицеливание всем аэропланом. На «Скаутах» начали монтировать курсовые пулеметы «Льюис», установленные над верхним крылом и стреляющие над винтом, а с марта 1916 г. на некоторых самолетах «Скаут» D появляются и синхронные «Виккерсы». Такие самолеты, в частности, имелись в 12-й и 13-й эскадрильях, воевавших во Франции.

В Королевском летном корпусе бипланами «Скаут» не была полностью вооружена ни одна эскадрилья — такие машины в небольшом количестве передавали частям, укомплектованным двухместными разведчиками. Уже в августе 1916 г. они были признаны устаревшими для применения на Западном фронте Первой мировой войны, но продолжали эксплуатироваться на второстепенных театрах военных действий. В Македонии их использовала 47-я эскадрилья, в Месопотамии — 30-я и 63-я, в Палестине — 14, 67 (1-я австралийская) и 111-я. Небольшое количество «Скаутов» попало и в эскадрильи противовоздушной обороны Великобритании.

Один из вариантов комплектации истребителя курсовыми пулеметами

Бристоль "Скаут" с пулеметами "Льюис" с обеих сторон фюзеляжа

В Королевской военно-морской авиаслужбе «Скауты» модификации «С» появились несколько раньше, чем в RFC — в феврале 1915 г. Они служили в частях на территории Великобритании, во Франции, а в составе 2-го крыла RNAS участвовали в Дарданелльской операции (базируясь на острове Мудрос). Одна из этих машин, сбитая 17 февраля 1917 г., впоследствии была восстановлена и включена в состав турецкой авиации.

Командование RNAS рассматривало «Скаут» в первую очередь как самолет для борьбы с вражескими дирижаблями — этому должно было способствовать его вооружение взрывающимися стрелками Рэнкина, способными пробить оболочку «Цеппелина». Флотские «Скауты» использовались и в экспериментах по палубному базированию. Один из них 3 ноября 1915 г. взлетел с палубы авианосца «Виндекс» (переоборудованного парохода), став, таким образом, первым аэропланом с колесным шасси, стартовавшим с корабля на ходу. 2 августа 1916 г. с того же корабля состоялся первый вылет палубного самолета на перехват воздушной цели – Бристоль «Скаут» D, пилотируемый флайт-лейтенантом СТ. Фриманом (С.Т. Freeman), поднялся для атаки немецкого дирижабля L-17. Единственным вооружением самолета были два контейнера со стрелками Рэнкина, но атака с их применением оказалась безуспешной.

В Великобритании самолеты «Скаут» в качестве учебных служили до 1918 г., а в Австралии последний из них летал даже до 1926 г. «Скаут» стал образцом для американского самолета «Томас Морс» S-4B, появившегося в 1918 г. и позиционировавшегося как учебный истребитель.

Бристоль «Скаут» представлял собой весьма удачный пример самолета-истребителя Первой мировой раннего поколения — своего рода адаптации существующей конструкции для задач воздушного боя. Облик «Скаута» — одноместного биплана с тянущим винтом и ротативным двигателем — стал определяющим для многих более поздних конструкций истребителей. (Впоследствии все одноместные истребители-бипланы получили наименование «Скаут».) Важным было и значение «Скаута» как платформы для отработки оптимального размещения вооружения истребителя.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image